Семейное обучение как организовать. Чем семейное обучение отличается от домашнего. Положение «Об организации предоставления образовательной услуги в форме семейного образования»

Семейное обучение как организовать. Чем семейное обучение отличается от домашнего. Положение «Об организации предоставления образовательной услуги в форме семейного образования»

Сегодня хочу развеять очередной стереотип о том, что ребенок на семейном обучении — это запертый в четырех стенах, перед телевизором, не умеющий общаться.

Кстати, меня однажды спросили: “А как ваши дети на семейном обучении научатся общаться с плохими людьми?”

В тот момент я впала в ступор. Потому что вначале мне хотелось сказать: “А зачем моим детям общаться с плохими людьми?” и продолжить о том, что одна из причин ухода из школы была как раз свести к минимуму подобное общение.

Я вообще не хочу, чтобы мои дети общались с плохими людьми.

Продолжу. Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.

Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа.

Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.

Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.

На домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.

Плюс — ребенок учится практически индивидуально с учителями.
Минус — ребенок часто заперт в четырех стенах.

За период работы в школе у меня было несколько “домашников”. Все они уже были учениками старшей школы.

Обычно ребята проводили почти все время дома.

А родители принимали минимальное участие в обучении детей, лишь подсчитывая, все ли дни и уроки были “отведены” или им что-то “недодали”.

Основное отличие домашнего обучения от семейного — ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.

Программу составляет школа, обучают педагоги. Обучение происходит либо на дому, либо по договоренности родители приводят ребенка в школу в определенное время после уроков.

Но это бывает редко, потому что родителям от банального “лень” до “у нас вообще-то включено обучение на дому”. И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.

Кроме того, слышали ли вы о том, что “у семи нянек дите без глаза”?

Так иногда случается на домашнем обучении.

Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба — не отвечает никто. Ребенок оказывается банально “упущенным”…

Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.

Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.

И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали “постольку поскольку”, совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.

Семейное обучение — абсолютная противоположность.

Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.

Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности спихнуть на то, что “плохой учебник”, “плохо объяснили”, «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т.п.

Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.

При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники — все это ложится на плечи родителей.

Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.

Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.

Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую.

Прошу сразу заметить, я к таковым не отношусь и твердо убеждена в необходимости получения детьми обязательного образования.

Мои дети прикреплены к школе и сдают в срок положенные аттестации, корпя над полученными заданиями.

Однако, мне очень нравится быть свободной, выбирать учебники и путешествовать, не вставать утром по будильнику, не лечить детей от принесенной в дом инфекции от одноклассников, не отмечать нужное количество клеточек.

Мои дети умеют общаться, и в состоянии на английском языке без психологических барьеров объяснить, что у них захлопнулся ключ в номере и им нужна помощь, попросить воду без льда, а рис без перца.

Попросить прохожего нас сфотографировать и рассказать о своей сестренке.

Они с увлечением изучают как пойманный краб съел моллюска и считают в столбик шестизначные примеры, вычисляют периметр комнаты и площадь Москвы и делают многое-многое другое.

Разве что, они не умеют общаться с плохими людьми…

Если Вы окончательное решение переходить на семейное обучение - приглашаем Вас на однодневный тренинг “Семейное обучение без мучения”

За один день мы передадим Вам весь наш опыт семейного обучения с двумя детьми

Вы узнаете:

  • Законодательную и нормативную базу. Что должно Вам государство и школа, а что нет
  • Оплата за семейное обучение
  • Как перейти на семейное обучение. Алгоритм
  • Режим семьи и ребенка на семейном обучении
  • Плюсы и минусы семейного обучения
  • Как делегировать ребенку обучение?
  • Социализация ребенка.
  • Организация аттестаций
  • Дистанционная аттестация. Возможно ли и как?
  • Возможные проблемы на семейном обучении и пути решения
  • Как организовать занятия и подготовить ребенка к аттестации?
  • Взаимодействие со школой и отделом образования
  • Ресурсы для семейников, которое помогут учиться и учить
  • Именно этот опыт позволил нам прожить всю зиму в Азии и сдать итоговые работы за 2 и 4 класс без проблем

Именно этот опыт позволит Вам избежать тех ошибок, которые стоили нам миллионы нервных клеток

Именно этот опыт позволит Вам перейти на семейное обучение и сделать его удовольствием, а не мучением

Семейное образование и новый Закон об образовании в РФ

О семейном образовании авторы законопроекта сначала просто-напросто забыли, поэтому в первом варианте проекта закона эта форма получения образования отсутствовала вообще. В ответ на эту забывчивость поднялась волна возмущения, и уже в следующий вариант проекта закона семейное образование было возвращено.

Все формы получения образования по новому закону делятся на две категории: образование учащиеся получают в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне этих организаций. Ко второй категории относятся семейное образование и самообразование.

Так в чем же особенности Закона об образовании?

Если раньше учащиеся входили в основной контингент школы, то теперь этого не будет, ведь они получают образование «вне образовательной организации». Если раньше аттестация учащегося не регулировалась законом, единственным способом определить правила поведения сторон оставался договор между родителями и школой, теперь в законе четко написано, что учащиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию экстерном. Но в случае необходимости организации учебного процесса возможно .

Субъекты Федерации самостоятельно принимают документы, регулирующие организацию семейного образования, а, следовательно, и выплату денежных компенсаций. Новый Закон об образовании принес многим родителям, практикующим семейное образование и получавшим ранее деньги от государства, много разочарований.

Что касается второго существенного изменения, то оно принесло облегчение многим родителям. Ведь до нового Закона им приходилось приходить в школу на бесконечные контрольные, зачеты, приносить тетради с выполненными домашними заданиями и. т.д. Теперь – только промежуточная и итоговая аттестации.

Раньше у родителей, которые хотели забрать ребенка из школы, существовало два варианта обучения: экстернат и семейное обучение.
Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе.

В Москве эта форма обучения существовала много лет. Можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников ежегодно заканчивали школу в форме экстерната. Правда, переходили на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10-м, реже в 9-м классе.

Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились два-три раза в неделю.

Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его.

C семейным обучением дело обстояло сложнее. Порядок организации и финансирования семейного образования законодательно не был урегулирован: статьи Закона РФ «Об образовании», предусматривающие выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, после чего все вопросы по организации семейного обучения решались на региональном уровне.
Можно представить себе разнообразие требований, которые предъявлялись родителям, решившим перейти на семейное обучение. Очень часто это превращалось в многолетнее противостояние не только со школой, но и с органами управления образованием.

Семейное образование до нового Закона об образовании в РФ

Старым Законом РФ «Об образовании» были предусмотрены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. Все они были названы как отдельные и самостоятельные формы обучения.

Однако за все годы существования Закона об образовании и этих форм обучения федеральное положение было принято только по экстернату и семейному обучению, причем положение о семейном обучении утратило силу в 2004 году.

Никак не регламентировалось самообразование. Заочная форма достаточно хорошо была прописана в московском положении 2007 года.
Отсутствие внятных формулировок о каждой форме обучения в самом Законе, а также отсутствие вообще федеральных положений, регламентирующих эти формы, привело к тому, что помимо очной формы достаточно широко использовались только семейное образование и экстернат.

На региональном уровне формы обучения регулировались крайне редко, большая часть региональных положений принималось под серьезным давлением родителей, да и то после утверждения московского положения.

Отсутствие достаточной правовой базы поставило в тяжелое положение и школы, и родителей. Ведь родителям при выборе альтернативной формы обучения ссылаться на Закон об образовании непосредственно в школе бесполезно. Школа должна было разработать учебный план и получить финансирование на его выполнение. А если не определены требования к учебному плану и источники финансирования, школа отказывалась принимать учащегося на эту форму.

Обеспечить реализацию предоставленных Законом об образовании прав учащихся и родителей обязаны органы управления образованием. Отсутствие в регионе школ, которые работают по альтернативным формам обучения, должно заканчиваться личной ответственностью руководителей органов управления образованием.

Поэтому мало прописать в законе ту или иную форму: нужно либо принимать федеральные положения, либо отдать регламентацию форм полностью регионам. В противном случае добиться реализации права на семейное образование крайне сложно.

В апреле 2013 года на круглом столе в Общественной палате обсуждалась тема семейного образования. В работе круглого стола приняли участие родители, рассказавшие о многочисленных нарушениях своих прав на выбор обучения в форме семейного образования. И основная причина таких нарушений – отсутствие регулирования семейного образования на федеральном уровне.

В итоге не помогает даже обращение в суд. Например, в Липецкой области суд первой инстанции в своем решении заявил, что в отсутствии региональных регулятивных документов предусмотренное федеральным законом право на семейное образование реализовать невозможно, и оно остается «сугубо декларативным».

Такая ситуация с семейным образованием сложилась после отмены статей Закона РФ «Об образовании», предусматривающих выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Тем не менее, накоплен большой практический опыт применения семейного образования и экстерната в образовательных учреждениях. В Москве и экстернат, и семейное обучение практикуются уже много лет. Причем Москва продолжала выплачивать денежные компенсации родителям за семейное обучение и в прошедшем учебном году. Конечно, и в Москве не все так просто, но все-таки эти вопросы решаются.

При этом в столице в основном использовался экстернат, что было связано в первую очередь с наличием федерального положения об экстернате. Экстернат как форма обучения уже хорошо была отработана в Москве, учащимся и родителям было понятно, что их ожидает при переходе на эту форму. А в отличие от экстерната формулировки Примерного положения о получении общего образования в семье (утратившего силу) и московского положения 2007 года позволяли школе создавать для учащегося очень сложные условия, которые порой сводили на нет все преимущества семейного образования. Школа, например, могла потребовать от учащегося регулярно сдавать тетради с выполненными домашними заданиями или писать контрольные работы вместе с классом.

В связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя нашей организации, автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Александровича Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» — относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации — это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношения и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» — поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательных программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» — выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.



Семейное образование
(или homeschooling) - форма получения образования, предусмотренная законодательством Российской Федерации, предполагающая изучение общеобразовательной программы вне школы.

При семейном обучении право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Оставляет право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения также имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Альтернатива школе

Согласно Конституции РФ, основное общее образование обязательно и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие.

В РФ образование может быть получено:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования.

Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российская Федерация поддерживает различные формы образования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Современные родители больше не хотят быть пассивными потребителями образовательных услуг, они все чаще выбирают для себя роль активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

Как следствие, появился выбор, что делать родителям, которые не хотят в силу разных причин, водить ребенка в общеобразовательную школу.

Вот несколько вариантов:

1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие)

2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.

3. Перейти на семейное образование.

Кому подходит семейное обучение

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то обстоятельств.

Вот несколько мотивов родителей, выбирающих семейное образование:

  • нежелание вписывать ребенка в рамки системы;
  • желание обеспечения лучшего образования для ребенка;
  • желание обеспечения более гармоничного развития ребенка;
  • необходимость укрепления здоровья ребенка;
  • желание нести личную ответственность за образование своего ребенка;
  • выбор в пользу особенностей личности своего ребенка;
  • желание поиска индивидуального пути ребенка;
  • нежелание давать ребенку негативный пример поведения от ровесников.

Что меняется в жизни ребенка, практикующего семейное образование

Окружение

Изначально ребенок не запирается в узких рамках возрастной группы, никто не диктует ему, какого возраста должны быть его друзья.

Он с самого начала не причисляет себя к группе ровесников, что исключает возникновение однотипных стремлений и ярлыков текущего возраста.

В его окружении могут быть дети как младше, так и намного старше.

Ребенку не подаются друзья "на блюдечке", как в школе. Он выбирает их сам, исходя из своих интересов и увлечений, а также особенностей характера и потребности в общении.

Иногда друзей приходится искать и это прекрасный навык для будущей взрослой жизни.

Кто-то считает, что хоумскулинг лишает детей социализации, а кто-то наоборот.

Человек, который научился искать подходящих ему друзей в 10 и 15 лет - не останется один или в окружении случайных людей в 25 и 40.

Учителя и уроки

В каждом из нас живет неискоренимая любознательность. Каждый помнит наслаждение от того, что узнал, сумел, изобрел и получил. Именно это чувство - лучший двигатель учебы.

Выбрав такую форму обучения родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям.

У нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и т. д.

Именно сегодня информации, отвечающей потребностям каждого ребенка так много, как никогда за весь период истории человечества.

Время, режим, питание

Простые радости жизни в виде зоопарка, бассейна, музея, заповедника становятся доступны в любое время года и дня.

У домашнего ребенка гораздо больше возможностей быть на свежем воздухе.

А также в разных интересных местах, будь то мамина работа или папин гараж, аквапарк или поездка к бабушкиному другу археологу. Ребенок может больше находиться среди близких и интересных ему людей.

Режим - дело гибкое. Если у ребенка скачок роста, он переутомился или слегка простыл, самое правильное - дать ему поспать, это может предотвратить множество болезней.

При семейной форме образования ребенка торопят только собственные же планы.

Ответственность родителей

Когда ребенок находится на домашнем обучении, очень помогает понимание того, что начинать любые воспитательные процессы придется, так или иначе, именно с себя.

Родителю, практикующему семейное образование не на кого сваливать возникшие проблемы, даже если у ребенка сложный характер, отсутствие желания учиться, чрезмерная вялость или активность и т. д.

И только родители могут действительно понять - проблема ли это, с которой нужно работать или временное поведение ребенка в заданной ситуации.

Оценки

Практически любые виды проверок, вопросов и тестирования могут создавать риск разрушения мотивации к обучению.

Уровень гормонов стресса возрастает у ребенка в ответ практически на любое экзаменирование.

Главное правило оценки при обучении на семейном образовании - сравнивать себя можно только с собой вчерашним.

Ребенку не приходится ждать чужой оценки своих способностей и как-либо зависеть от нее.

Личные качества

Часто ребенок, оказавшийся вне рамок подавляющей его системы, словно "расцветает", он расслабляется, становится собой и начинает осознавать собственные потребности в получении знаний.

Поведение ребенка более не связано общественными ярлыками - "драчун", "непоседа", "тихоня". Оно не состоит из чужих фраз и особенностей, принятого в компании поведения.

Таким образом, постепенно ребенок учится оставаться собой, получая при этом правильные результаты.

Ответственность ребенка

Многие родители переживают, что выбирая семейное образование, они создают ребенку некий искусственный мир, где все нацелено на создание комфорта, подачу ему удобных решений и т. д. А во взрослой жизни ведь всякое бывает.

Но если задуматься чего родители вообще хотят достичь своим воспитанием, какими хотят видеть своих детей в будущем и просуммировать разнообразие ответов, скорее всего большинство родителей скажут: мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и самостоятельными людьми.

Семья - это своего рода тренажер, который готовит ребенка к взрослой, самостоятельной жизни. Есть ряд навыков, которым на семейном образовании ребенок автоматически обучается с самого юного возраста.

К таким навыкам относятся:

  • умение найти себе занятие, дело, применение;
  • возможность видеть свою цель не как "закончить четверть без троек", а как "хочу узнать, попробовать, добиться чего-то";
  • умение получать радость от процесса и результата.

Система изначально забирает у ребенка вожжи, которыми он управляет своей жизнью. Семейное образование действует в этом случае мягко - не забирая инициативу, позволяя проявлять себя тогда, когда ребенку самому это необходимо.

Ребенок может действовать самостоятельно:

  • сам нашел учителя и сам договорился;
  • сам заработал и сам оплатил свой спортивный семинар;
  • сам поставил себе задачу и сам нашел решение, через пробы и ошибки, ругаясь, когда не выходит, отчаиваясь и снова вдохновляясь;
  • сам "добывает" из мира информацию, испытывая восторг от новых решений и гордясь собой по праву.

И никто не торопит, не оценивает, не сравнивает и не критикует.

Плюсы семейного образования

1. Индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.

2. Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников.

3. Ребенок может жить по естественным биологическим часам - просыпаться тогда, когда хочет, учиться в определенное время, когда это получается лучше всего.

4. Кто как не родители способны учесть все индивидуальные особенности своего ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится ему в будущем.

5. У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах - языки, архитектуру, искусство и т.д.

6. Домашнее обучение поможет ребенку в будущем справиться с трудным выбором профессии.

7. Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам, что делает его жизнь свободнее и естественнее.

8. Исключается негативное влияние окружения на ребенка.

9. У родителей появляется возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.

10. Появляется возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции.

11. Родители могут контролировать процесс развития ребенка.

12. Родители могут чутко следить за состоянием здоровья ребенка.

13. Родители могут определять ежедневное питание ребенка.

14. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

15. Как показывает практика, кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы семейного образования

1. Ребенок может чувствовать себя отчужденно. Возможно ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. Может возникнуть шаблонный образ "белой вороны".

2. Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого родители хотели бы видеть.
Чтобы быть лидером, личностью нет необходимости сбегать от реальной жизни в обществе, напротив, следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.

3. Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю.
Ребенок, обучающийся дома, не всегда имеет возможность ежедневно тренировать навык общения с ребятами разного возраста и разных социальных групп.

4. Возможен побочный эффект в виде проявления эгоизма у ребенка в будущем.
У человека, который привык к избранному отношению, в коллективе могут возникнуть сложности в ситуации, где он оказывается на равных условиях с другими.

5. Неправильно организованное семейное обучение может привести к отсутствию или частичному нарушению дисциплины у ребенка.

6. За детьми требуется постоянный контроль.
Родители, выбирающие такую форму обучения должны быть готовы и иметь возможность тратить свое время на детей.

7. Есть риск возникновения дальнейших трудностей с обучением в ВУЗах, колледжах, техникумах, если родители не сумели дать должное образование.

8. Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
Если у ребенка совершенно не будет опыта, необходимого для самостоятельной жизни, это может наложить негативный отпечаток на его личностные качества.

9. Ребенок должен стать обязательным участником выбора семейного формата обучения, в противном случае это будет очередное навязывание родителями уставов, ограничивающих ребенка, что лишает данный вид образования основного преимущества перед школой.

10. Родителям нужно быть готовыми к тому что хорошее образование может обойтись серьезными затратами денежных средств.

11. Родителям необходимо быть очень организованными людьми, чтобы правильно построить для ребенка процесс обучения дома, пользуясь всеми преимуществами данной формы обучения и исключая возможные недостатки.

12. Родителям может не хватать педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики для обучения ребенка.

С какими трудностями могут столкнуться родители, выбирающие семейное обучение

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • отсутствие видения решения проблемы дисциплины;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • отсутствие навыка родителей работать с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение.



Как перевести ребенка на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1.Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Советы опытных родителей как это сделать

1. Не надо ни о чём спрашивать в школе, пишите заявление.

Главный интерес администрации школы - не соблюдение ваших законных прав, не выполнение законов и даже не интересы ребёнка, а наименьшее количество проблем.

Поэтому, желая перевести ребенка на семейную форму обучения вы можете услышать от директора школы такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т. д.

Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация скорее всего поменяется.

Школа - это государственное учреждение, поэтому, согласно № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обязана принять ваше заявление и меры по его обработке.

В заявлении можно использовать оборот "в соответствии со статьей 17 закона "Об образовании в РФ" прошу…" - так будет понятнее, что закон вы уже читали и препираться по этому поводу бессмысленно.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Делайте два экземпляра заявления для подписи.

Сделайте один дополнительный экземпляр заявления для себя. На вашей копии документа также необходимо поставить отметку о приёме заявления (печать, подпись, дата). Это нужно для того чтобы исключить "случайную" потерю документа руководством школы.

3. Обращайтесь за разъяснениями в вышестоящие инстанции.

Если школа даёт вам письменный отказ, не даёт никакого ответа, отказывается принимать заявление или выставляет неправомерные условия, необходимо обратиться в другие вышестоящие инстанции.

Например, в РОНО (районный отдел образования), в городской комитет по образованию, к уполномоченному по правам ребёнка в Министерстве образования. В особых случаях можно отправить письмо и в прокуратуру.

4. Не ждите быстрого решения.

Когда вам придёт ответ из госоргана, куда вы обращались, не спешите радоваться, сначала почитайте, что вам написали. С вероятностью 99% на конкретный вопрос вам ответили отпиской.

В этом случае необходимо написать следующее обращение, где следует указать что вы не получили ответа по существу на своё предыдущее обращение и просите дать конкретный ответ на свой вопрос, как это и должно происходить по закону.

После этого часто приходит нормальный ответ.

5. Сохраняйте спокойствие и улыбайтесь.

Вы значительно упростите себе жизнь, если не будете относиться к администрации школы и другим госслужащим как к личным врагам.

Помните, что это просто переговоры, которые как и любые другие, можно вести спокойно и вежливо.

По опыту, чем активнее вы заявляете о своих законных правах, тем меньше администрация школа хочет с вами конфликтовать и проявляет желание нормально договориться.

Что говорят о семейном образовании

Родители:

"Мой сын сам находит для себя информацию, он умеет учиться и это самое главное, чему я смогла его научить дома.

Главной трудностью оказалось разрешить сыну временами ничего не делать, а себе - спокойно смотреть на это. А главной проблемой - найти общий язык с учителями, которые считают невозможным самостоятельное обучение."

Ольга Молчанова, мать

"Я хорошо понимаю, зачем нужны экзамены. Но идея крайне искажена. Готовятся и учатся люди, чтобы сдать, а не чтобы знать. И вот в этом я вижу неудачу системы.
Поэтому мои дети не учатся для того, чтобы сдать школьный зачет. Они находят решение возникающих перед ними задач. Как только задачей станет сдача зачета, они будут искать ее решение. А я, конечно, помогу им, по мере сил."

Катя Азанова, мать

"Обычно наш день выглядит так: дети спокойно высыпаются, встают, кушают, во что-то играют, потом мы начинаем заниматься. Либо мы проводим один, два, три урока с небольшими перерывами, либо мы проведем один большой урок, потом погуляем, потом проведем еще урок. Но часто они занимаются самостоятельно по учебнику в своем ритме, как им удобно. То есть, дети просто знают, что им за неделю нужно пройти вот этот раздел, и они его читают. Если надо прочитать литературное произведение или написать сочинение, они делают это когда хотят, я не даю домашних заданий.

Я учу детей именно заниматься самостоятельно. То есть даешь человеку учебник по биологии и он его читает, а если что-то непонятно, то я вместе с ним по учебнику разбираюсь, поскольку я в биологии не специалист."

Алексей Карпов, многодетный отец

Специалисты:

"Поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным"

Алексей Семёнычев, консультант по вопросам семейного образования

"Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение.

Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников.

Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства."

Анна Девятка, семейный психолог, гештальт-терапевт

Литература на тему " Семейное обучение как система" Алексей Карпов

Отвечает на такие вопросы как:

В чем специфика индивидуального обучения?
- Как действовать, чтобы не создать дома аналог школы?
- Какие трудности могут вам встретиться?
- Как реагировать на неудачи?

"Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

Книга предлагает родителям полное и доступное изложение всей юридической информации, необходимой для того, чтобы воспользоваться законным правом учить ребенка школьного возраста дома.

В ней рассмотрены различные нормы российского образовательного права, касающиеся семейного образования и экстерната, включая особенности регионального регулирования этих форм получения образования.

Популярные вопросы

Чем семейное образование отличается от экстерната?

Экстернат относится к самообразованию.

Общее для обеих форм: обязательность выполнения программ, самостоятельность в их освоении и последующая аттестация.

Различия: при семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная, форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы.

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях на сегодня предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования, во время обучения, имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не "унесли корабль" далеко в сторону от ФГОСа.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Оценивает знания учеников специальная комиссия, в которую обычно входят учителя из разных школ района, города или даже региона. Таким образом, к ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

Обучение на дому и семейное образование одно и то же?

Достаточно часто семейное образование путают с обучением на дому, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера.

Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому.

Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.

Литература и источники

Настал день, когда я решилась и пошла в школу на приём к директору, чтобы официально оформить дочь на семейное обучение. Директор стала предлагать альтернативные варианты: заочное обучение, очно-заочное обучение. Получив решительное «нет», отправила меня к завучу. Там всё повторилось. Мы целый час беседовали на тему моего ребёнка так, будто говорили на разных языках. В результате я ушла ни с чем: завуч попросила придти в конце зимних каникул, чтобы я ещё раз хорошенько взвесила всё и оставила ребёнка в школе. Я растерялась, а потом стала изучать блоги по семейному обучению, особенно те разделы, которые касались перехода на СО. И выяснила: такая проблема не у меня одной. Школы очень неохотно отпускают детей на семейное обучение. Виной этому два факта:

  1. они боятся снизить показатели школы;
  2. они будут меньше получать денег (говорят, что совсем не получают).

Если сразу прикрепляться к школе на экстернат — это нормально и даже хорошо. А вот если поучиться в школе, а затем переходить на экстернат — это не приветствуется.

Что такое экстернат и как он относится к семейному обучению?

Сейчас по закону нет такой формы обучения, как экстернат. Он остался лишь как форма аттестации. То есть, дети на семейном обучении выбывают из постоянного контингента школьников и прикрепляются к ней в качестве экстернов на время прохождения аттестаций.

Собираем документы для перехода на семейное обучение

Вернувшись домой очень злой на себя, я решила хорошенько подготовиться к следующему визиту в школу. Это оказалось совсем просто. Я зашла на сайт департамента образования нашего региона и там нашла всё, что мне было необходимо.

Положение «Об организации предоставления образовательной услуги в форме семейного образования»

Из него следовало, что перевести ребёнка на семейное обучение родители могут по своему желанию, с учётом мнения ребёнка. То есть, не нужно указывать болезни, переезд и любые другие причины. Просто — желание семьи и всё.

Там же я нашла форму уведомления Департамента образования региона о переходе на СО

Там же оказалось заявление о приёме ребёнка в школу в качестве экстерна

Осталось найти заявление о переходе на семейное обучение. Оказалось, что оно пишется в произвольной форме. «Шапку» берёте из документа выше. А текст будет примерно такой:
«Прошу отчислить ребёнка из контингента учащихся школы такой-то в связи с переходом на семейное обучение с такого-то числа». Ставите дату и подпись.

После каникул

После каникул я пришла в школу с уже заполненными и распечатанными документами. Решительно сказала о том, что не передумала. И завуч взяла у меня все документы, попросив подойти через две недели. Первый официальный шаг был сделан.

Если вы решили перевести ребёнка на семейное обучение, прежде всего зайдите на сайт своего департамента образования и найдите раздел «О семейном образовании» или что-то похожее. Иногда он является подразделом «Об образовании»