Перспективное планирование по фэмп во 2 группе. Перспективный план занятий и игр по фэмп. Тема: «Угостим кукол обедом»

Перспективное планирование по фэмп во 2 группе. Перспективный план занятий и игр по фэмп. Тема: «Угостим кукол обедом»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ И ИГР ПО ФЭМП ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Перспективное планирование занятий и игр на учебный год по программе Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (с 3 до 4 лет)

Сентябрь

Занятие 1

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Занятие 2

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

Занятие 1

Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.

Занятие 2

Познакомить со способами составления группы предметов из отдельных предме-тов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Занятие 3

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отделъньх предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длинне и обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения много, поровну, столько - сколько. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный - короткий, длиннее - короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два пред-мета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько - сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями много, поровну, столько - сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире - уже, одинаковые по шиирине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько. Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом прило-жения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево).

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий - низкий, выше – ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами много, поровну, столько - сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько. Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями много, поровну, столько - сколько, больше - меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько - сколько, больше - меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и вьделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько - сколько, больше - меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятие 3-4

Планирование игр и упражнений по математике

Сентябрь

1 неделя

Игра «Шар – кубик»

2 неделя

3 неделя

Игра «Шар – кубик»

4 неделя

Игра-наблюдение «Большой – маленький»

1 неделя

Дидактическая игра «Один – много» Наблюдение – поиск «Один – много»

2 неделя

Игра «Один – много – ни одного»

3 неделя

Игра «Один – много» Игра «Найди круг»

4 неделя

Игра «Один – много – ни одного» Игра «Большой круг – маленький»

1 неделя

Игра «Длинный - короткий» Игра «Один – много – ни одного»

2 неделя

Игра «Один – много» Игра «Длинный - короткий»

3 неделя

4 неделя

Игра «Один – много» Игра «Круг – квадрат»

1 неделя

Игра «Круг – квадрат» Игра «Один – много»

2 неделя

Игра «Один – много» Игра «Круг – квадрат» Игра «Длинный - короткий»

3 неделя

Игра «Много, поровну» Игра «Правая – левая…»

4 неделя

Игра «Столько сколько» Игра «Диннее – короче»

1 неделя

Игра «Узкий - широкий» Игра «Много, поровну, столько сколько»

2 неделя

Игра «Узкий - широкий» Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Круг -квадрат»

3 неделя

Игра «Найди треугольник» Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Шире – уже»

4 неделя

Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Треугольник – квадрат»

1 неделя

Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Круг – квадрат – треугольник» Игра «Впереди – сзади»

2 неделя

Игра «Высокий – низкий» Игра «Впереди – сзади» Игра «Много, поровну, столько сколько»

3 неделя

Игра «Высокий – низкий» Игра «Много, поровну, столько сколько»

4 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Высокий – низкий»

1 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Круг – квадрат – треугольник»

2 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Высокий – низкий, длинный – короткий»

3 неделя

Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «День – ночь»

4 неделя

Игра «Длинный – короткий, узкий – шиирокий» Игра «Много звуков или один?» Игра «Круг – квадрат – треугольник»

1 неделя

Игра «Назови столько же» Игра «Круг – квадрат – треугольник»

2 неделя

Игра «Назови столько же» Игра «Большой - маленький»

3 неделя

Игра «Один – много» Игра «Справа – слева, …» Игра «Один и много»

4 неделя

Игра «Много и один» Игра «Утро – вечер»

1 неделя

Игра «Столько - сколько, больше – меньше» Игра «Большой – маленький» Игра «На, под...»

2 неделя

Игра «Круг квадрат, треугольник, шар, куб»

3-4 неделя

Свободное планирование работы с учётом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Сентябрь:

1,2 недели - мониторинг уровня развития у детей элементарных математических представлений.

3.Тема: «Как играют дружные дети»

Задачи:

  1. Учить составлять множество из отдельных элементов и выделять отдельный элемент из множества.
  2. Познакомить с понятиями: один, много, ни одного.
  3. Упражнять в использовании слов: один, много, ни одного.
  4. Развивать внимание, речь, мышление.

4.Тема: Все игрушки сосчитаем»

Задачи:

Упражнять в составлении группы предметов и умении выделять из группы предметов один.

  1. Закреплять знание понятий: один, много, немного, мало, ни одной.
  2. Познакомить с геометрической фигурой кругом.
  3. Упражнять в правильном назывании геометрической фигуры «круг» и обобщающего понятия « игрушки»
  4. Развивать внимание, мышление, память, понимание речи взрослого.
  5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Октябрь:

1.Тема: «Поиграем в магазин»

Задачи:

  1. Учить различать правую и левую руки.
  2. Развивать познавательную мотивацию, внимание, мышление.
  3. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

2.Тема: «Путешествие на лесную поляну»

Задачи:

  1. Упражнять в составлении группы предметов и выделении предмета из группы.
  2. Познакомить с понятиями «узкий», «широкий», упражнять в использовании этих слов.
  3. Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь.
  4. Воспитывать интерес к занятиям.

3.Тема: «Угостим кукол обедом»

Задачи:

  1. Упражнять в составлении группы предметов и выделении предмета из группы.
  2. Учить сравнивать предметы по длине.
  3. Познакомить с понятиями: длинный- длиннее, короткий- короче, побуждать использовать их в речи.
  4. Уточнить знания предметов посуды.
  5. Развивать мышление, внимание, память, речь.
  6. Воспитывать уважение к профессии повара.

4.Тема: «Поиграем в доктора»

Задачи:

  1. Учить находить один и много предметов на ограниченной площади.
  2. Закреплять знания понятий: один, много.
  3. Упражнять в сравнении предметов по ширине.
  4. Закреплять знание понятий и слов: узкий- уже, широкий- шире.
  5. Развивать внимание, мышление, память.
  6. Воспитывать уважение к профессии врача, умение сопереживать, положительное отношение к прививкам.

Ноябрь:

1.Тема: «в гости к зайке»

Задачи:

  1. Упражнять в выделении предмета в обстановке группы (один и много)
  2. Закрепить знания понятий «один», «много», учить использовать эти слова в речи.
  3. Познакомить с геометрической фигурой квадратом.
  4. Закрепить знание геометрической фигуры круга.
  5. Развивать познавательные действия, внимание, мышление.
  6. Воспитывать дружеские отношения.

2.Тема: «Прогулка»

Задачи:

1.Упражнять в различении одного и многих предметов в обстановке группы.

2.Учить различать пространственные направления вверх и вниз.

3.Упражнять в использовании слов: верх, низ, вверху, внизу, Обобщающих понятий: посуда, продукты, игрушки.

  1. Развивать внимание, мышление.

5.Воспитывать выдержку.

3.Тема: «Поможем Маше»

Задачи:

1.Упражнять в составлении групп предметов и выделении одного предмета из группы.

2.Упражнять в различении названий геометрических фигур: круга, квадрата.

  1. Развивать умение различать на слух один и много звуков.
  2. Воспитывать активность.

4.Тема: «Где лежат фрукты»

Задачи:

  1. Учить различать и называть пространственные направления впереди- сзади относительно себя.
  2. Упражнять в нахождении одного и многих предметов в окружающей обстановке.
  3. Развивать познавательные действия, мышление, память.
  4. Воспитывать активность.

Декабрь:

1.Тема: «Когда это бывает»

Задачи:

  1. Учить различать и называть части суток: утро, вечер.
  2. Упражнять в различении звуков на слух (один, много)
  3. Упражнять в использовании в речи слов: утро. Вечер.
  4. Развивать слуховое внимание, память, познавательный интерес.
  5. Воспитывать активность.

2.Тема: «Весёлая прогулка»

Задачи:

  1. Учить сравнивать 2 группы предметов приёмом наложения.
  2. Познакомить с понятиями: помногу, поровну.
  3. Закрепить знания геометрических фигур круга, квадрата, умение называть их.
  4. Воспитывать любознательность, отзывчивость

3.Тема: «Волшебный сундучок»

Задачи:

  1. Учить различать направления.
  2. Упражнять в использовании слов: слева-справа, поровну, помногу.
  3. Прогулка в лес»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении двух групп предметов приёмом наложения.
  2. Учить различать большую и меньшую группы, устанавливать равенство.
  3. Познакомить с понятиями: столько- сколько, больше- меньше.
  4. Познакомить с геометрической фигурой треугольником.
  5. Упражнять в использовании слов: столько- сколько, больше- меньше, треугольник.
  6. Воспитывать любознательность, отзывчивость.

Январь:

1.Тема: «Лесное путешествие»

Задачи:

  1. Учить сравнивать 2 группы предметов приёмом приложения.
  2. Закрепить знания понятий6 столько-сколько, больше- меньше.
  3. Учить сравнивать предметы по ширине.
  4. Учить выражать результаты сравнения словами: широкий- узкий, шире- уже.
  5. Развивать познавательные действия, мышление, память, внимание.
  6. Воспитывать активность, самостоятельность.

2.Тема: «Как мы украшали ёлку»

Задачи:

  1. Учить сравнивать 2 группы предметов путём приложения.
  2. Закрепить умение различать пространственные направления относительно себя и выражать их словами: вверху- внизу, впереди-сзади, слева- справа.
  3. Развивать познавательные действия, мышление, внимание, память.
  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься.

3.Тема: «В гости к белочке и зайчику»

Задачи:

  1. Учить сравнивать предметы по ширине, пользуясь приёмами наложения.
  2. Упражнять в различении звуков (один и много)
  3. Упражнять результаты сравнения словами: широка узкая, шире- уже.
  4. Развивать слуховое внимание, познавательные действия, мышление, внимание.

Февраль:

1.Тема: «Мы пойдём в зоопарк»

Задачи:

  1. Познакомить с частями суток: день, ночь.
  2. Закреплять знание понятий: столько- сколько, больше- меньше.
  3. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  4. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

2.Тема «Поможем зайке»

Задачи:

  1. Учить сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения.
  2. Упражнять в различении предметов в окружающей обстановке (один и много).
  3. Учить выражать словами результаты сравнения: больше- меньше, длинный- короткий, длиннее- короче.
  4. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  5. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

3.Тема «В гости к лесичке»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении двух групп предметов путём наложения и приложения, устанавливать равенство и неравенство.
  2. Учить сравнивать предметы по высоте, пользуясь приёмами наложения и приложения.
  3. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.

4.Тема «Ориентировка в пространстве»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении двух групп предметов путём приложения.
  2. Учить устанавливать равенство между группами предметов.
  3. Закреплять умение различать и выражать словами пространственные направления: слева- справа, впереди- сзади.
  4. Закрепить знания геометрических фигур.
  5. Закрепить использование в речи выражений со словами: столько- сколько, больше- меньше.
  6. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  7. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

Март:

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении предметов по ширине путём наложения и приложения.
  2. Выражать результат сравнения словами: широкий, узкий. Шире, уже.
  3. Упражнять в различении звуков на слух (один и много).
  4. Закреплять знание понятий и слов: поровну, столько- сколько.
  5. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур треугольника и квадрата.
  6. Развивать слуховое внимание, память, мышление.
  7. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

2.Тема «В гости к нам пришли матрёшки»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении 2 групп путём наложения и приложения.
  2. Закрепить знание понятий: больше- меньше, столько- сколько.
  3. Упражнять в различении количества предметов (один и много) в окружающей обстановке.
  4. Закрепить знания о частях суток: утро, вечер.
  5. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  6. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

3.Тема «Винни Пух у нас в гостях»

Задачи:

  1. Учить сравнивать предметы по величине и результаты выражать словами.
  2. Упражнять в различении предметов на ощупь, правильно называть геометрические фигуры.
  3. Упражнять в различении и назывании пространственных направлений: вверху- внизу, впереди- сзади.
  4. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  5. Воспитывать чуткость к художественному слову, любознательность.

4.Тема «Путешествие»

Задачи:

  1. Упражнять в нахождении одного и нескольких предметов в окружающей обстановке.
  2. Упражнять в различении и назывании пространственных направлений: слева- справа, впереди- сзади.
  3. Закреплять умение различать и последовательно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  4. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  5. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

Апрель:

1.Тема: «На огороде»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении предметов по ширине путём наложения и приложения, результат сравнения выражать словами: широкий- узкий, шире-уже.
  2. Упражнять в умении сравнивать 2 группы предметов путём наложения, результат сравнения выражать словами: поровну, столько- сколько.
  3. Упражнять в различении звуков на слух (один и много).
  4. Развивать слуховое внимание, мышление, память, речь.
  5. Воспитывать любознательность, активность.

2.Тема «Магазин игрушек»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении групп предметов путём наложения.
  2. Закреплять знание понятий и слов: столько- сколько, больше- меньше.
  3. Учить устанавливать равенство между неравными группами предметов.
  4. Закреплять умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и правильно называть их.
  5. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  6. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

3.Тема: «Цветы»

Задачи:

  1. Упражнять в сравнении групп предметов путём наложения и приложения.
  2. Закрепить понимание пространственных отношений и употребление слов:
  3. Справа- слева, впереди- сзади.
  4. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  5. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

4.Тема «На прогулке»

Задачи:

  1. Упражнять в различении и назывании предметов по величине.
  2. Упражнять в различении и назывании пространственных направлений: слева-справа, вверху-внизу.
  3. Упражнять в различении звуков на слух (один и много)
  4. Развивать слуховое внимание, мышление.
  5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

1.Тема: «Что и когда мы делаем»

Задачи:

  1. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте путём приложения и выражать результат сравнения словами.
  2. Упражнять в ориентировке в частях суток, умении различать и называть: утро, день, вечер, ночь.
  3. Закрепить знание геометрических фигур.
  4. Развивать познавательные действия, мышление, внимание.
  5. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.

2.Тема: " Дружные щенята".
Задачи:

  1. Закрепить знание частей суток;
  1. Закрепить знание цвета, величины, формы;
  2. Учить детей анализу, конструктивному мышлению;
  1. Развивать мышление, сообразительность, внимание;
  1. Развивать зрительное восприятие, память;
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.
  1. Воспитывать самостоятельность, волевые качества.

3.Тема: «В гости к сказке» (итоговое)

Задачи:

  1. Упражнять детей в сравнении двух групп предметов путём приложения, учить обозначать результаты сравнения словами поровну, одинаково, сколько, столько, больше, меньше.
  2. Закрепить понятия много, один.
    3. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
    4. Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);
    5..Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, длине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький; длинный — короткий.
  3. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя, и обозначать их словами: впереди — сзади, слева — справа.
  4. Развивать зрительное внимание; память, логическое мышление, общую моторику, двигательную активность, эмоциональный отклик.
  5. Воспитывать отзывчивость, доброту, интерес к занятиям по математике.

Надежда Каблова
Перспективное планирование по ФЭМП по программе «Детство» во 2 младшей группе.

Перспективное планирование работы по ФЭМП для детей второй младшей группы по программе «Детство » .

Месяц НООД Совместная деятельность воспитателя детьми Взаимодействие с родителями

Задачи План Лит-ра

СЕНТЯБРЬ Тема : .

Цель : обучение сравнивать предметы по величине, отражение в речи результат сравнения : большой, маленький.

Мотивация : Игра «Что больше?» 1. Игра «Что больше?»

2. Инсценировка сказки «Про Машеньку и зайчонка»

3. Вопросы, помогающие сравнить предметы по величине.

4. Игра «Маленькие и большие ножки» .

(1; 82) Игра «Что больше?»

Инсценировка сказки «Про Машеньку и зайчонка»

с использованием настольно-плоскостных игрушек.

Игра «Маленькие и большие ножки» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 1.

Тема : «Cравнение предметов по величине» (закрепление) .

Цель : продолжение обучения сравнивать предметы по величине, развитие воображения.

Мотивация : «Игра с кругами» . 1. «Игра с кругами» .

2. Физкультминутка :

Игра «Выполни команду» (2;22)

3. Игра «Телефон» .

«Игра с кругами» .

Игра «Телефон» .

Посоветовать родителям поиграть с детьми дома в игру «Что изменилось?» (1;86)

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 2-3.

Тема : «Длиннее, короче» .

Цель : развитие умения при сравнении 2-ух предметов выделять параметр длины, использование в речи слов – «длиннее» , «короче» . Закрепление отношения «больше» - «меньше» . Мотивация : Игра «Прогулка в лес » . 1. Игра «Прогулка в лес » по длинной дорожке : сравнение предметов по величине.

2. Работа за столом с раздаточном материалом : сравнение предметов по длине, цвету, ориентировка в пространстве.

3. Подвижная игра «Прятки» : закрепление названия грибов. (3;94) Игра «Прогулка в лес .

Игра «Где дорожка длиннее» .

Игра «Прятки» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 4-5.

Тема : «Знакомство с понятиями «выше» , «ниже» .

Цель : освоение умения при сравнении 3 предметов выделять параметр высоты, закрепить счет в пределах 3; умение составлять совокупность предметов по определенному признаку.

Мотивация : К ребятам в гости пришли елочки. 1. К ребятам в гости пришли елочки.

2. Работа с раздаточным материалом за столом.

3. Физкультминутка «Ёлочка» .

4. Игра «Сделаем бусы на елочку» .

5. Хоровод «Маленькой елочке…» (3;164) Физкультминутка «Ёлочка» .

Игра «Сделаем бусы на елочку» .

Игра «Сделаем бусы на елочку» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 6-7.

ОКТЯБРЬ Тема : «Знакомство с понятиями «шире» - «уже» .

Цель : освоение умения при сравнении 2-ух предметов выделять параметры ширины, нахождение сходства и различия; закрепление счета до 3, развитие творческих способностей. Мотивация : Путешествие в гости в деревню. 1. Отправление в деревню : переправа через ручеек и речку.

2. Игра «Помоги цыплятам» .

3. Игра «Курочка и цыплята» .

4. Игра «Я корова - му» .

(3;114) Игра «Путешествие в деревню» .

Игра «Помоги цыплятам» .

Игра «Курочка и цыплята» .

Игра «Я корова - му» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 8-9.

Тема : «Знакомство с понятиями «впереди, сзади» , «над, под» , «внутри, снаружи» .

Цель : развитие образного воображения, логики мышления, памяти; формирование пространственных отношений. Мотивация : Игра «Мы идем на концерт» . 1. Мы идем на концерт : занять места, согласно номерам билета.

2. Инсценировка сказки «Репка» .

3. Физкультминутка с мячами для мальчиков и с цветами для девочек.

4. Игра «Что снаружи, что внутри» .

5. Надуем мыльные пузыри. (3;241)

(3;250) Игра «Мы идем на концерт» .

Инсценировка сказки «Репка» .

Игра «Что снаружи, что внутри» .

Игр «Мыльные пузыри» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 10-11.

Тема : «Знакомство с понятиями «справа - слева, посередине» .

Цель : формирование пространственных и временных представлений; закрепление счетных умений, знание геометрических фигур.

Мотивация : в гости к детям приходят персонажи сказки К . Чуковского «Доктор Айболит» . 1. Чтение отрывка из сказки. Вопросы, формирующие пространственные представления.

2. Поход в аптеку за лекарствами : закрепление знания цифр.

3. Физкультминутка «Птицы» .

4. Стройка больницы для зверей : работа с счетными палочками. (3;220) Сказка К. Чуковского «Доктор Айболит» .

Игра «В аптеку» .

Игра «Построим больницу для больных зверей» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 12-13.

Тема : «Знакомство детей с кругом и его свойствами» .

Цель : освоение умения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Закрепление счета до 2-х.

Мотивация : история про зайца Касьяна. 1. История про зайца.

2. Экспериментирование с кругами из картона.

3. Физкультминутка :

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Жил на свете старый жук, Старый добрый жук…

4. Игра «Пузырь» .

5. Игра «Готовим салат» .

(3;84) История про зайца. Экспериментирование с кругами из картона. (Чем они отличаются? Как проверить, что они разного размера)

Игра «Пузырь» .

Игра «Готовим салат» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 14.

НОЯБРЬ Тема : «Шар» .

Цель : знакомство с шаром и его свойствами; формирование умения упорядочивать совокупности предметов; закрепление знаний цифр. Мотивация : приход к ребятам котенка. 1. Описание колобка.

2. Игра .

3. Дидактическая игра «Найди своё место» .

4. Физкультминутка.

5. Игра «На что похожа цифра» .

6. Итог. (2;87) Игра «Найдите предметы шарообразной формы» .

Дидактическая игра «Найди своё место» .

Игра «На что похожа цифра» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 15.

Тема «Квадрат» .

Цель : знакомство с квадратом и его свойствами; закрепление навыков счета; развитие умения находить признаки сходства и различия предметов. Мотивация : Рассказ детям о зимушке-зиме. 1. Рассказ воспитателя о зиме, снежинках : определение различия предметов.

2. Физкультминутка «Снежинка» .

3. Игра «В гости к Белоснежки» : закрепление знаний о геометрических фигурах.

4. Игра «4-й лишний» .

(3;187) Рассказ детям о зимушке-зиме.

Игра «В гости к Белоснежки» .

Игра «4-й лишний» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 16.

Тема : «Знакомство с понятием «Куб» .

Цель : знакомство с кубом и его свойствами; закрепление счетных умений; развитие умения сравнивать, находить признаки сходства и различия.

Мотивация : лисичка принесла комочек снега.

1. Показ детям ком снега : закрепление знаний о форме предмета.

2. Игра «Прокати в ворота» .

3. Игра «Сфотографируй куб и шар» .

4. Физкультминутка.

5. Обобщение.

6. Игра . (3;197) Игра «Прокати в ворота» .

Игра «Сфотографируй куб и шар» .

Игра «Купи одежду для зимы и для лета» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 17.

Тема : «Треугольник» .

Цель : знакомство с треугольником и его свойствами; формирование умения различать и правильно называть уже изучение фигуры; закрепление счетных умений; развитие умения различать правую и левую стороны.

Мотивация : Сказка про геометрические фигуры. 1. Знакомство с треугольником.

2. Игра «Рассели по домам» .

3. Физкультминутка : Игра «Замри» .

4. Игра «Найди место» .

5. Итог. (2;38) Игра «Рассели по домам» .

Игра «Замри» .

Игра «Найди место» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 18-19.

ДЕКАБРЬ Тема : «Знакомство с прямоугольником» .

Цель : знакомство с прямоугольником и его свойствами; закрепление умения распознавать геометрические фигуры.

Мотивация : К нам пришли гости «Семья геометрических фигур» . 1. Игра «Семья геометрических фигур» .

2. Физкультминутка.

3. Работа с раздаточным материалом «Подарки для гостей» . (3;282) Игра «Семья геометрических фигур» .

Игра «Подарки для гостей» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 20-21.

Тема : «Знакомство с геометрической фигурой «Овал» .

Цель : знакомство с овалом и его свойствами; закрепление распознавать уже изученные геометрические фигуры и находить их вокруг.

Мотивация : Игра «Семья геометрических фигур» . 1. Игра «Семья геометрических фигур» .

2. Физкультминутка : пальчиковая игра «Семейка» .

3. Игра «В овощном магазине» .

4. Физкультминутка : пальчиковая игра «Капуста» . (3;272) Игра «Семья геометрических фигур» .

Пальчиковая игра «Семейка» .

Игра «В овощном магазине» .

Пальчиковая игра «Капуста» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 22-23.

Тема : «Кодирование геометрических фигур» .

Цель : формирование умения различать части суток; развитие умения составлять целое из частей; закрепление умения абстрагировать и классифицировать фигуры по форме; обучение кодировать геометрические фигуры.

Мотивация : в гости приходят мишка и щенок. 1. Игра «Что мы делаем?»

2. Кодирование геометрических фигур.

3. Физкультминутка.

4. Игра «Сложи портрет» .

(2;47) Игра «Что мы делаем?»

Игра «Сложи портрет» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 24.

Тема : «Группировка геометрических фигур» .

Цель : развитие умения детей группировать геометрические формы по цвету, размеру, форме; закрепление умения складывать целое из частей; умение различать части суток.

Мотивация : из леса приходит мишка. 1. Задание с блоками Дьенеша.

2. Задание со счетными палочками.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическая игра «Наш день» .

5. Итог. (2;69) Блоки Дьенеша.

Задание со счетными палочками.

Дидактическая игра «Наш день» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 25.

ЯНВАРЬ Тема : «Повторение» .

Цель : закрепление понятия «один» и «много» , «столько же» , «больше» , «меньше» ; освоение детьми ориентироваться в детском саду , сравнивать на дальность расположение кабинетов. Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Мотивация : внос в группу коробку с фонариками.

1. Игра «Разноцветные фонарики» .

2. Ориентировка в детском саду .

3. Танец с фонариками в музыкальном зале.

4. Игра «Скажи по-другому» .

(3;58) Игра «Разноцветные фонарики» . Танец с фонариками в музыкальном зале. Игра «Скажи по-другому» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 26.

Тема : «Повторение» .

Цель : развитие умения выделять отдельные предметы и составлять группу из отдельных предметов. Устанавливать отношение между понятием «один» и «много» ; развивать умение ориентироваться в группе . Мотивация : Игра 1. Игра «Кто пришел первым? А потом?» .

2. Игра «Поезд» .

3. Игра «Всем ли хватит места?»

4. Игра «Медведь и пчелы» .

(3;17) Игра «Кто пришел первым? А потом?» . Игра «Поезд» . Игра «Всем ли хватит места?» Игра «Медведь и пчелы» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 27.

Тема : «Повторение» .

Цель : развитие умения сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар; закрепление усвоения понятий «один» и «много» , развитие фантазии, творческих способностей.

Мотивация : Игра «Куклы пришли в гости» . 1. Игра «Куклы пришли в гости» .

2. Игра с мячом.

3. Игра «Собери бусы» .

(3;29) Игра «Куклы пришли в гости» . Игра с мячом. Игра «Нанижем бусы для кукол» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 28.

Тема : «Повторение» .

Цель : работать над понятием «один» - «много» , закреплять умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью пар, выделять признаки сходства и различия; воспитывать умение общаться друг с другом, интерес к занятиям математикой.

Мотивация : посылка детям.

1. Игра «Больше или меньше» .

2. Игра «посылка» .

3. Игра .

4. Физкультминутка :

Солдатик на одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади!

А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.

5. Игра «Подари столько же другу» .

6. Игра «Каравай» или танец-шутка «Помирились» .

(3;48) Игра «Больше или меньше» . Игра «посылка» . Игра «Составь фигуры своих друзей» . Игра «Подари столько же другу» .

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 29.

ФЕВРАЛЬ Тема : «Ориентировка на листе бумаги» .

Цель : закрепление умения ориентироваться на листе бумаги; развитие представлений о геометрических фигурах; закрепление представлений о числах.

Мотивация : в гости к детям приходит котенок. 1. Индивидуальная работа с заданием на листочках.

2. Физкультминутка.

3. Игра «Подарки для котят» .

4. Дидактическая игра «Найди похожий» .

5. Итог. (2;67) Индивидуальное задание.

Игра «Подарки для котят» .

Дидактическая игра «Найди похожий» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 30.

Тема : «Логическое мышление» .

Цель : формирование временных представлений; закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

Мотивация : к детям приходят в гости котенок и щенок и приносят картинку. 1. Д/и «Что сначала, что потом?»

2. Игра «Лабиринты» .

3. Физкультминутка.

4. Д/и «Геометрическое лото» .

5. Итог. (2;75) Д/и «Что сначала, что потом?»

Игра «Лабиринты» .

Д/и «Геометрическое лото» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 31.

Тема : «Классификация по 2 признакам» .

Цель : закрепление умения классифицировать множество по двум свойствам; развитие умения находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её.

Мотивация : в гости к детям приходит щенок и приносит «чудесный» мешочек. 1. Загадки.

2. Игра «Чудесный мешочек» .

3. Физкультминутка : игра «Найди пару» .

4. Задание с блоками Дьенеша.

5. Итог. (2;84) Игра «Чудесный мешочек» .

Игра «Найди пару» .

Задание с блоками Дьенеша.

Тетрадь «Математика малышам» , стр. 32.

Тема : «Части суток» .

Цель : продолжение формирования умения детей различать части суток; развитие умения сравнивать и обобщать.

Мотивация : к детям приходит в гости мишка с картинками. 1. Игра «Поможем мишке» .

2. Работа со схемой «Части суток» .

3. Физкультминутка.

4. Игра «3 – лишний» .

5. Итог. (2;42) Игра «Поможем мишке» .

Работа со схемой «Части суток» .

МАРТ Тема : «Шире, уже; выше, ниже» .

Цель : закрепление умения сравнивать предметы по ширине, определяя, что шире, а что – уже; умения сравнивать предметы по высоте.

Мотивация : в магазин, где работает котенок, привезли для кукольных платьев красивые пояса, и их нужно рассортировать.

1. Игра «Подбери пояс» .

2. Физкультминутка.

3. Задание для работы с палочками Кюизенера : «Строительство домов» .

4. Итог. (2;50) Игра «Подбери пояс» .

Задание для работы с палочками Кюизенера : «Строительство домов» . Порекомендовать родителям дома сравнивать предметы по высоте и ширине.

Тема : .

Цель : развитие умения сравнивать предметы по величине, цвету, форме; закрепление умения составлять целое из частей.

Мотивация : Мишка и щенок спорят. 1. Игра «Найди отличия» .

2. Игра «Конструктор» .

3. Физкультминутка.

4. Игра «Услышь и сосчитай» .

5. Итог. (2;54) Игра «Найди отличия» .

Игра «Конструктор» .

Игра «Услышь и сосчитай» .

Поиграть дома в игру «Услышь и сосчитай» .

Тема : «Определение количества :1,2,3, много» .

Цель : развитие умения группировать предметы , определяя их количество, умение составлять узор, определять длину предметов.

Мотивация : Мишка решил помочь маме.

1. Игра «Расставь чашки» .

2. Задание «Сушим полотенца» .

3. Физкультминутка.

4. Игра «Сложи узор» .

5. Итог. (2;31) Игра «Расставь чашки» . Задание «Сушим полотенца» .

Игра «Сложи узор» .

Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 2

Тема : «Число и цифра 2» .

Цель : закрепление умения различать геометрические фигуры, устанавливать соответствие м/у 2-мя группами предметов , знакомство с числом 2, формой наглядного изображения чисел 1 и 2.

Мотивация : приходят в гости 2 котенка, один обижается. Почему? 1. Сюжетно-игровая ситуация.

2. Игра «Разложи правильно» .

3. Физкультминутка.

4. Работа с блоками Дьенеша.

5. Итог. (2;35) Игра на соответствие м/у 2-мя группами предметов .

Игра «Разложи правильно» .

Физкультминутка.

Работа с блоками Дьенеша.

Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 3

АПРЕЛЬ Тема : «Пространственные отношения» .

Цель : развитие умения ориентироваться в пространстве, закрепление пространственных отношений.

Мотивация : котенок оставил детям сюрприз.

1. Задание в тетради.

2. Игра «Найди игрушку» .

3. Физкультминутка.

4. Игра «Посчитай пальцами» .

5. Итог. (2;73) Задание «Дорисуй» .

Игра «Найди игрушку» .

Игра «Посчитай пальцами» .

Физкультминутка. Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 4

Тема : «Составление целого из частей» .

Цель : развитие умения составлять целое из частей, умение сравнивать предметы по длине, закрепление знаний цифр.

Мотивация : мишка принес игру «Сложи квадрат» . 1. Д/и «Сложи квадрат» .

2. Работа с палочками Кюизенера.

3. Физкультминутка.

4. Работа в тетради.

5. Итог. (2;91) Д/и «Сложи квадрат» .

Работа с палочками Кюизенера «Построй домик» .

Физкультминутка.

Игра «Сосчитай птиц» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 5.

Тема : «Цифра 3. Счет до 3» .

Цель : знакомство с цифрой 3; развитие умения соотносить цифры 1,2,3 с количеством; закрепление знаний геометрических фигур.

Мотивация : Игра «Чего больше, чего меньше?» 1. Игра «Чего больше, чего меньше?»

2. Чтение стихов про цифру.

3. Физкультминутка «Вы рыбки» .

5. Игра «Бусы для нашей кошки» .

6. Игра «Котята и щенята» . (3;135) Игра «Чего больше, чего меньше?»

Чтение стихов про цифру 3

Физкультминутка «Вы рыбки» .

Игра «Бусы для нашей кошки» .

Игра «Котята и щенята» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 6.

Тема : «Знакомство с понятиями «раньше - позже. Счет до 3» .

Цель : формирование временных представлений, закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Мотивация : поездка на автобусе в больницу, чтобы разобраться какими мы были раньше, какие сейчас и какими будем потом.

1. Игра «Что было раньше, что потом» .

2. Игра «Гаражи» .

3. Работа с раздаточным материалом. (3;155) Игра «Что было раньше, что потом» .

Игра «Гаражи» .

Работа с раздаточным

материалом. Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 7.

МАЙ Тема : «Счет до 4. Число 4 и цифра 4» .

Цель : развитие наблюдательности, речи, пространственного представления; освоение умения вести сравнение двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента, закрепить счет до 3; развитие умения выделять свойства предметов.

Мотивация : в гости к детям пришли 4 куклы. 1. Беседа с детьми детском саду

2. Чтение стихов про цифру 4.

3. Физкультминутка «Ракета» .

4. Игра «Овощной магазин» . (3;176) Беседа с детьми : Кто готовит нам обед дома? А в детском саду ? А если мы пришли в гости? И др.

Чтение стихов про цифру

Физкультминутка «Ракета» .

Игра «Овощной магазин» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 8.

Тема : «Знакомство с понятием «вверху-внизу. Счет до 4» .

Цель : формирование пространственных отношений; закрепление счета до 4, знаний геометрических фигур. Находить признаки сходства и различия предметов.

Мотивация : снеговик зимой забыл в лесу свой шарф. 1. Игра «Займи свое место» .

2. Игра «Светофор» .

3. Физкультминутка «Мы водители» .

4. Работа с раздаточным материалом. (3;210) Игра «Займи свое место» .

Игра «Светофор» .

Физкультминутка «Мы водители» .

Работа с раздаточным материалом. Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 9.

Тема : «Счет до 5, число и цифра 5» .

Цель : освоение счета до 5, знакомство с цифрой 5; временные отношения и представления. Развитие логического мышления, памяти.

Мотивация : Игра «Что растет на дереве?» и «Что растет на грядке?» . Позвонил Айболит, кончилось лекарство. 1. Игра «Что растет на дереве?» и «Что растет на грядке?»

2. Работа с раздаточным материалом.

3. Физкультминутка.

4. Игра «Что сначала, а что потом» . (3;232) Игра «Что растет на дереве?» и «Что растет на грядке?»

Работа с раздаточным материалом.

Физкультминутка.

Игра «Что сначала, а что потом» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 10.

Тема : «Счет до 5» .

Цель : закрепление знание счета в пределах 5, знание цифр 1-5 и узнавание их среди других. Развитие воображения и сообразительности.

Мотивация : Хрюша попал в беду. 1. Чтение отрывка из сказки.

2. Игра «Пожарная машина» .

3. Упражнение «Насос» .

4. Игра «Зашей комбинезон» . (3;314) Игра «Пожарная машина» .

Упражнение «Насос» .

Игра «Зашей комбинезон» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 11.

ЛИТЕРАТУРА :

1. В. П. Новикова «Математика в детском саду (младший дошкольный возраст ) », 2000г.

2. Е. С. Маклакова «Математика. Вторая младшая группа » , 2010г.

3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада » , 2006

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры - малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.

Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

Планирование по ФЭМП в ДОУ

Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. происходят по одной схеме, а игры подаются разные.

Например:

Сентябрь - 1 неделя:

1. Задача: дидактическая игра "Изучение матрёшки".

2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).

Сентябрь - 2 неделя:

1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».

2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.

Сентябрь - 3 неделя:

1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».

2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.

Сентябрь - 4 неделя:

1. Задача - дидактическая игра «Спрячем мишку».

2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.

Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.

Особенности количественных представлений

Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».

Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.

Представление о величине

В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная - зелёная, короткая - розовая). Также по толщине (кукла - худая, зайчик - толстый).

Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей пальчиков и представление о величине.

Изучение геометрических фигур

У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.

Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.

Пространственное представление у детей

Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.

Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).

Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших - одного размера, а другую - маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.

На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Что должны уметь дети в конце учебного года?

Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:

1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).

2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.

3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).

4. Где игрушка толстая, где тонкая.

5. Что такое утро или ночь.

6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.

7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.

8. Должны различать формы, цвета.

Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное - быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.

Перспективное планирование по образовательной области «Познание» во второй младшей группе. НОД «ФЭМП» месяц число тема программное содержание литература сентябрь 03.09 «Знакомство с понятием «один» и «много»» Учить детей выделять отдельные признаки предметов из группы и составлять группу из отдельных предметов. Учить устанавливать отношение между понятиями «много» и «один». Развивать умение ориентироваться в группе - игровой комнате. Воспитывать усидчивость, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 17 10.09 «Сравнение совокупностей предметов по количеству» Учить детей сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар. Закреплять усвоение понятий «один» и «много». Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать доброжелательные отношения, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 29 17.09 «Столько же, больше, меньше» Учить детей анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Закрепить понятия «один» и «много». Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать старание, внимание, аккуратность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 39 24.09 «Столько же, больше, меньше» Продолжать работать над понятиями «один» - «много». Закреплять умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар. Развивать умение выделять признаки сходства и различия. Воспитывать умение общаться друг с другом, интерес к занятиям математикой. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 48 октябрь 01.10 «Закрепление понятий «один», «много», «столько же», «боль- ше», «меньше». Ориентировка в пространстве» Учить детей ориентироваться в детском саду, сравнивать на дальность расположение кабинетов (вверх - вниз, далеко - близко). Закреплять понятия «один», «много», «столько же», «больше», «меньше». Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Воспитывать внимание, дисциплинированность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 58 08.10 «Свойства предметов. Счет до двух» Учить детей освоению счета до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, устанавливать равенства между ними путем прибавления и отнимания единицы. Развивать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов, мыслительные операции, речь, временные представления. Воспитывать интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 66 15.10 «Счет до двух. Цифры 1 и 2» Закрепить счет до двух, познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2. Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности. Воспитывать наблюдательность, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 75 22.10 «Круг. Свойства круга» Познакомить с кругом и его свойствами. Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Закрепить счет до двух. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 84 29.10 «Закрепление. Круг. Свойства круга» Закреплять знания о свойствах круга, умение вести счет до двух, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Развивать мышление, фантазию. Воспитывать интерес к математике. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 84 ноябрь 05.11 «Длиннее, короче» Учить детей сравнивать два предмета, выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее», «короче». Закрепить отношения «ближе» - «дальше»; «больше» - «меньше», навыки счета и соотнесение цифры 1 и 2 с количеством. Развивать пространственное представление, речь. Воспитывать доброе отношение к друг другу. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 94 12.11 «Шар. Знакомство с шаром и его свойствами. Счет до двух» Учить детей соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; работать над пространственными отношениями «справа», «слева», «больше», «меньше». Развивать мыслительные операции, воображение. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 104 19.11 «Знакомство с понятиями «шире - уже». Счет до трех. Знакомство с расположением фигур» Учить детей сравнивать два предмета, выделяя параметры ширины (шире - уже), находить сходство и различие. Закреплять счет до трех. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к друг другу, внимание. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 114 26.11 «Счет до трех. Число 3. Знакомство с треугольником» Познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух чисел совокупностей, содержащих два и три элемента. Познакомить с треугольником. Развивать творческие способности, умение обосновывать правильность решения. Воспитывать внимание, усидчивость, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 125 декабрь 03.12 «Цифра 3. Счет до трех» Познакомить детей с цифрой 3 (с формой наглядного изображения числа 3). Продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение анализировать, сравнивать. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься сообща. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 135 декабрь 10.12 «Знакомство с понятиями НА, НАД, ПОД». Счет в пределах 3» Формировать пространственные отношения «НА», «НАД», «ПОД». Закрепить счет в пределах 3, знание цифры 3. Учить вести отсчет предметов в пределах трех и выделять параметр длины. Развивать мышление, речь. Воспитывать самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 145 17.12 «Знакомство с понятиями «раньше», «позже». Формирование временных представлений» Учить детей пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Познакомить с понятием «раньше», «позже». Развивать мыслительные процессы, речь, внимание, память. Воспитывать самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 155 24.12 «Знакомство с понятиями «выше», «ниже». Сравнение предметов по высоте» Учить детей при сравнении трех предметов выделять параметр высоты; составлять совокупность предметов по определенному признаку. Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 164 январь 14.01 «Счет до четырех. Число 4 и цифра 4» Учить детей вести сравнение двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента. Закрепить счет до трех, умение выделять свойства предметов. Развивать наблюдательность, речь, пространственное представление. Воспитывать внимание, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 176 21.01 «Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат». Счет в пределах четырех» Познакомить с квадратом и его свойствами. Закрепить навыки счета в пределах 4. Продолжить учить находить признаки сходства и различия предметов. Развивать внимание, память, речь, мыслительные операции, творческие способности. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 187 28.01 «Знакомство с понятием «Куб». Счет до четырех. Временные представления» Познакомить с кубом и его свойствами. Учить детей считать звуки. Закрепить счетные умения, знания цифр 1-4, упражнять в счете звуков. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 197 февраль 04.02 «Знакомство с понятием «вверху», «внизу». Счет до четырех. Сравнение предметов» Учить детей находить признаки сходства и различия предметов. Закрепить счет до 4, знание геометрических тел и фигур. Познакомить с пространственными отношениями «вверху», «внизу». Развивать мыслительные операции, внимание. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 210 11.02 «Закрепить понятия «слева», «справа», «посередине». Счет до четырех и цифры 1-4» Закреплять счетные умения, знание цифр 1 -4 , знание геометрических фигур. Развивать пространственные и временные представления, внимание, память, мышление. Воспитывать внимание, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 220 18.02 «Счет до пяти, число и цифра 5» Познакомить детей с цифрой 5. Учить считать до 5. Закрепить временные отношения и представления. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 231 25.02 «Знакомство с понятиями «впереди», «сзади». Счет в пределах пяти» Познакомить детей с пространственными отношениями «впереди», «сзади». Закрепить счет в пределах пяти. Развивать образное воображение, логику мышления, память. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Стр. 241 март 04.03 «Знакомство с понятиями «внутри», «снаружи». Счет до пяти и соотношение числа с цифрой» Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи». Закреплять счет до пяти. Развивать умение считать посредством тактильно-моторных ощущений. Воспитывать самостоятельность, желание заниматься математикой. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 250 11.03 «Знакомство с понятием «пара» Учить детей выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать в пары. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброе отношение к друг другу, дисциплину. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 259 18.03 «Знакомство с геометрической фигурой «Овал». Счет до 5, соотношение цифры с количеством предметов» Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки. Закрепить счет в пределах 5 и умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 272 25.03 «Знакомство с прямоугольником. Счет в пределах 5. Определение признаков различия и сходства предметов» Познакомить с прямоугольником и его свойствами. Закреплять умение распознать геометрические фигуры; навыки счета в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление, творческие способности. Воспитывать внимание, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 282 апрель 01.04 «Числовой ряд. Ориентировка в пространственных ситуациях» Учить детей выполнять действия по образцу, освоение умения составлять числовой ряд; ориентироваться в пространственных ситуациях. Развивать умение на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур, алгоритмическое мышление. Воспитывать внимание, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 292 апрель 08.04 «Порядковый счет в пределах 5. Счет на ощупь» Учить детей понимать значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счета в пределах 5. Закрепить счет на ощупь. Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции. Воспитывать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 303 15.04 «Счет до 5 (пяти)» Закрепить знание счета в пределах 5, знание цифр 1-5 и узнавание их среди других. Развивать воображение и сообразительность, конструктивные способности. Воспитывать навыки самостоятельной работы, усидчивость. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 314 22.04 «Счет до 5, количественный и порядковый» Закрепить счет в пределах 5. Учить устанавливать связь числа и цифры. Развивать память, мышление, сообразительность и воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание заниматься сообща. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 325 29.04 «Количественный и порядковый счет в пределах 5. Ориентировка на листе бумаги» Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять счет до 5. Развивать образное воображение, логику мышления, память. Воспитывать внимание, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 335 май 06.05 «Счет количественный и порядковый в пределах 5». Формирование временных представлений Учить детей различать части суток: день, ночь, вечер, утро. Формировать временные представления. Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 348 13.05 «Счет количественный и порядковый в пределах 5» Повторить и закрепить счет. Развивать умение расшифровывать соответствие числа и цифры; знание форм геометрических фигур. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 359 май 20.05 «Сосчитай и отсчитай в пределах 5» Учить детей классифицировать, определять порядок следования, что за чем. Развивать комбинаторные способности, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, дисциплину на занятии. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 371 27.05 «Закрепление» Учить детей различать и находить геометрические фигуры. Уметь видеть последовательность развертывания действия. Развивать умение видеть несколько признаков (цвет, форму, размер), считать и отсчитывать предметы до 5. Воспитывать самостоятельность, внимание, дисциплину. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Волчкова В. Н., Степанова Н. В Стр. 380