Понятие, сущность, цели, задачи и способы управления государственным кредитом. Государственный долг и его роль в общественном воспроизводстве государства Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет

Понятие, сущность, цели, задачи и способы управления государственным кредитом. Государственный долг и его роль в общественном воспроизводстве государства Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет

Представляет собой величину, которая характеризует размер возникнувшей задолженности перед субъектами предпринимательской деятельности, имеющими государственную форму управления, а также перед местными жителями. Данный вид долга может исчисляться только в национальной валюте и имеет вид выпущенных долговых обязательств, но невозвращенных на момент проведения всех исчислений. В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством все внутренние долги должны погашаться в строго оговоренные сроки (они указываются в кредитной документации). Максимальный срок действия внутреннего государственного долга не может превышать 30 лет. При этом стоит отметить, что в подписанный государством и кредитором договор не могут вноситься никакие изменения, касающиеся процентных ставок, сроков погашения долга и оплаты ежемесячных платежей.

Государственный внутренний формируется из следующих составляющих:

1. Задолженность по кредитам, которые были получены Российской Федерацией от различных финансовых учреждений.
2. Обязательства страны по предоставленным гарантиям.
3. Задолженность России по ценным бумагам, выпущенным государством.
4. Долги страны по кредитам и ссудам, направленным на пополнение бюджета и выполнения намеченных социальных программ.

При формировании статей расходов государственного бюджета в обязательном порядке закладываются , направленные на погашение долговых обязательств. В том случае, когда страна не имеет финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств, правительство проводит процедуру консолидации задолженности. Для покрытия дефицита бюджета государство выпускает внутренних займов или проводит кредитных программ, ранее оформленных. Если описывать эту ситуацию простым языком, то можно сказать, что внутренний долг государства это отличный способ наполнения бюджета страны. В этом случае в качестве инвесторов будут выступать простые граждане, у которых государство позаимствовало на определённый срок денежные средства. В качестве кредиторов для государства могут выступать и юридические лица, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и на ней осуществляют свою хозяйственную деятельность.

Виды и формы внутренней задолженности Российской Федерации

В настоящее время на территории России существует несколько видов долговых обязательств, к которым можно причислить следующее:

Нерыночные;
обязательства, которые возникли в результате выполнения федерального бюджета;
рыночные;
обязательства государства, представленные в виде ценных бумаг (эмиссионных).

Изучая особенности внутреннего государственного долга можно отметить следующие формы:

Договора, заключённые правительством Российской Федерации на получение бюджетных кредитных программ и ссуд;
государственные обязательства, связанные с выпуском ценных бумаг;
договора, заключённые РФ с кредиторами, по поводу реструктуризации ранее полученных кредитов;
договорные обязательства Российской Федерации, связанные с государственными гарантиями.

Как происходит обслуживание государственного долга

В соответствии с Федеральным законодательством России, обслуживание внутреннего государственного долга должно осуществляться Центральным Банком. В данном процессе могут принимать активное участие и его учреждения, обязанности которых регламентируются действующим на территории РФ законом.

Процедура обслуживания внутреннего долга государства осуществляется следующим образом: в первую очередь правительство должно разместить долговые обязательства, после чего может заняться решением вопросов, касающихся погашения задолженности, а также проведением всех положенных выплат. Для пополнения бюджета Правительство Российской Федерации в 1995 году приняло закон, который позволяет ему привлекать денежные средства населения, полученные в виде займов, для стабилизации отечественной экономики. Сумма государственного займа на тот момент составила 10 триллионов рублей (было выпущено 10 серий на эту сумму).

Управление государственным и муниципальным долгом - это система мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обя­зательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин России, а управление государственным долгом субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно­-распорядительный орган муниципального образования (местную ад­министрацию) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов - методов управления и порядка обслуживания. Под методами управления понимаются способы регу­лирования выпущенных в обращение займов. При этом, если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов 1 , а иногда и аннулиро­вать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом строго ограничено бюджетным законодательством РФ.

К числу методов управления относятся реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, предоставление рас­срочки, списание и прекращение долговых обязательств.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении пре­кращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Новация - это основанная на соглашении замена первона­чального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ ис­полнения (ст. 414 ГК РФ). Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Заключение договора об отступном произво­дится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструкту­ризацией применяется метод конверсии. Конверсия внешнего долга - средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолжен­ности, облегчение условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника.


Если долговое обязательство РФ не предъяв­лено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные НПА действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответ­ствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ, указанное долговое обязательство считается прекра­щенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено федеральными законами). Минфин России по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государ­ственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения указанных сумм в ис­точниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных цен­ных бумаг РФ, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Минфином России до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией.

В РФ установлена единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Минфин России ведет го­сударственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государствен­ная долговая книга РФ). Такие же книги ведутся в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Сведения о долговых обязательствах субъекта РФ, муници­пальных образований подлежат передаче Минфину России, который устанавливает объем информации, порядок и сроки ее предоставления. Ответственность за достоверность переданной информации несет фи­нансовый орган субъекта РФ.

Обслуживание государственного долга

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

Расходы на обслуживание государственного долга РФ в 2010 году прогнозируются в размере 304,0млрд.долларов США. Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе 2010г. составили 17,1 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,6%.

Проблемы управления государственным долгом

Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.

Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

В программе управления долгом следует предусмотреть:

ѕ балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;

ѕ меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами;

ѕ возможности рефинансирования задолженности государства;

ѕ уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание;

ѕ источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;

ѕ сокращение государственных расходов;

ѕ контроль за заимствованиями субъектов РФ;

ѕ контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов.

Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.

Неразвитость институциональной основы государственных заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых - сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.


Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

Государственный долг как финансовую категорию следует рассматривать в двух аспектах: активном, когда государство играет роль кредитора, и пассивном, когда оно выступает заемщиком- По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в финансовой практике государственным кредитом называется кредит, предоставляемый государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственные займы, которые приводят к образованию государственного долга.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием все ускоряющееся увеличение государственной задолженности. Под государственным долгом (или задолженностью;понимается вся сумма выпущенных, но неногашенных государственных наймов с начислеяными процентами, которые должны быть выплачены.

Историческое развитие государственного долга в капитлистических странах показывает, что рост государственного долга обусловлен главным образом увеличением военных расходов. В период после второй мировой войны государственный долг возник в связи с постоянным ростом расходов по вмешательству в экономику. Одной из причин этого является национализация отраслей промышленности н банков в ряде капиталистических стран, поскольку их владельцы в качестве компенсации получения облигаций государственных займов, приносящие фиксированный доход.

Кредитные отношении существуют не только внутри каждой страны, но я между государствами как одна из форм вывоза капитала. Отсюда международный кредит-это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Поэтому внешний долг как результат международных кредитных отношений включается в состав долга государств. В капиталистической финансовой практике применяются несколько понятий долга: общегосударственный долг, долг центрального правительства, часто называемый государственным долгом, долги местных органов власти и долги государственных предприятий.

В общегосударственный долг включается долг центрального правительства [внутренний и внешний), задолженность местных органов властн. государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Соотношение этих частей долга отражает особенности исторического развития капиталистических стран. Однако тенденция v. централизации финансовых ресурсов, присущая государственно-монополистическому капитализму, проявляется и в сфере государственного долга.

Основным видом общегосударственного долга является долг центрального правительства

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы обслуживания государственного долга:

Покупает или продает государственные обязательства;

Изменяет цену облигаций;

Варьирует условия их продажи;

Различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд ит депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным сектрорами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Особенно важную роль играют займы в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы, подверженности влиянию конъюнктуры теряют свое обычное значение. В эти периоды удельный вес займов приближаются, а иногда даже перекрывает налоги. В годы второй мировой войны, например, в таких странах, как Великобритания, США, Япония, за счет займов было профинансировано от 30 до 40% всех затрат, проходивших по государственным бюджетам. Остальная часть бюджетных расходов была покрыта налогами и эмиссией бумажных денег.

Выпуск займов образует государственный долг. Государственный долг, возникающий для финансирования расходов государственного бюджета, представляет собой долг центрального правительства. Характерной чертой нынешнего периода эволюции капитализма является стремительное возрастание государственного долга.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньга или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований. тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности ио долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.

О Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги.

В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными.Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный долг начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.

Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88 400 млрд. руб.

В прошедшие годы наибольший удельный вес в финансировании задолженности Правительства РФ имели кредиты ЦБ РФ. При этом их доля увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ приходилось 65,2%, то 1994 г. - уже 67,6%. В 1995 г. эта тенденция коренным образом была изменена. Разработанная финансовая политика предполагает, что новые позаимствования целиком и полностью должны финансироваться за счет других источников.

Запланированный на 1996 финансовый год предельный размер дефицита федерального бюджета в размере 88 550 млрд. руб. должен быть покрыт за счет внутренних источников в общей сумме 5600мрд. руб., что вдвое больше показателя 1995 г., и источников вне него финансирования в общей сумме 32450 млрд. руб. Поэтому ceктор государственных ценных бумаг будет стремительно расти, и к концу года его объем должен достигнуть 153 трлн. руб.

Эмитент в зависимости от суммарного спроса и объема выпуска определяет цену отсечения, т. е. минимальную цену, допустимую с его точки зрения для реализации облигаций. Все заявки поступившие по данной пене и выше, подлежат удовлетворению; заявки, в которых были указаны более низкие цены, не удовлетворяются, т. е. отсекаются.

Известны две системы проведения закрытых аукционных торгов: "американская" и "голландская". По "американской" все заявки, лежащие выше цены отсечения, удовлетворяются по тем ценам, по которым они были поданы. Неконкурентные заявки удовлетворяются по средневзвешенной. По "голландской" системе удовлетворение всех заявок производится по единой минимально допустимой цене - цене отсечения. В отечественной практике при торговле ГКО используется "американская" система.

Местом проведения торговых сессий ГКО стала Московская межбанковская валютная биржа. В настоящее время созданы торговые площадки еще в ряде городов. Все операции по купле-продаже и расчетам осуществляются в электронном режиме. После окончания торговой сессии данные поступают в расчетную систему, где совершается клиринг, определяются обязанности участников перед биржей и биржи - перед участниками,осуществляются расчеты по денежным средствам и в депозитарии по ценным бумагам. Владелец облигации имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при оплате приобретаемых ГКО следующего выпуска.

ГКО пользуются большим спросом у инвесторов. Заинтересованность инвестора в приобретении ГКО определяется: высокой надежностью этого заемного инструмента; высокой доходностью; высокой ликвидностью; налоговыми льготами, поскольку действующим налоговым законодательством доходы по государственным ценным бумагам налогом не облагаются.

КО выдавались предприятиям, имеющим право на получение средств из федерального бюджета. В отличие от других ценных бумаг, выпускаемых исключительно для финансирования бюджетного дефицита, КО имели еще одно назначение -смягчить кризис взаимных неплатежей различных отраслей хозяйства. С этой целью Минфин РФ предусмотрел для владельцев КО обязанность проведения расчетов этой ценной бумагой.

Выпуск ОФЗ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. № 458 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федерального займа" и "Условий выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом", разработанных Минфином РФ и зарегистрированных в Минюсте РФ 13 июня 1995 г. № 869.

В соответствии с этими документами облигации являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Номинал облигаций составляет один миллион руб. Доходность по облигациям определяется на основе доходности по ГКО, Как и другие ценные бумаги, ОФЗ не имеют бумажных носителей. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах "Депо".

В соответствии с этим постановлением Министерству финансов РФ разрешено выпустить в 1995 - 1998 гг. государственный сберегательный займ в объеме до 10 трлн. руб. десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая. Размещение облигаций началось осенью 1995 г.

Облигации сберегательного займа выпускаются в документарной форме, являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Владельцами облигаций могут быть как физические, так и юридические лица.

Общий объем эмиссии облигаций сберегательного займа определяется Министерством финансов РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, 31 августа 1995 г. Президент РФ издал Указ *"0 порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В соответствии с Указом в четвертом квартале 1995 г. проводились аукционы на право заключения договора кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций. Договор кредита заключается между Министерством финансов РФ и победителем аукциона. Процент за пользование кредитом исчисляется на сумму эквивалента предоставленного кредита, выраженного в ЭКЮ по ставке ЛИБОР плюс 0,5% годовых для трехмесячных депозитов, действующей на день заключения договора. Погашение осуществляется либо из федерального бюджета, либо путем продажи заложенных акций.

На залоговые аукционы были выставлены акции наиболее экономически привлекательных объединений: крупнейшие нефтяные компании, металлургические комбинаты, морские пароходства, авиационные производственные объединения.

Указам Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 899 и Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1091 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" Министерству финансов РФ предоставлялось право осуществить выпуск государственных ценных бумаг, предусматривающих возможность их владельцев получить слитки золота, - облигаций Золотого Федерального займа.

Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется исходя из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, переведенной по официальному курсу ЦБ РФ на дату начала эмиссии облигаций. Размер процентного дохода равняется годовой ставке ЛИБОР по долларам США, действующей на предшествующий рабочий день перед датой его объявления, плюс один процент. Процентный доход выплачивается один раз в год по официальному курсу ЦБ России. Срок обращения облигаций - три года.

В 1996 г. Министерство финансов РФ должно выпустить облигаций государственных нерыночных займов на сумму 15 трлн, руб. Обычно подобные облигации выпускаются для вовлечения средств крупных инвесторов типа пенсионных видов или страховых компаний. Они в максимальной степени отвечают интересам тех институтов, для которых выпущены.

Тяжелое финансовое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. Особенно острой ситуация была в 1992 г, на который пришелся пик платежей. Предстояло выплатить 21 млрд. долл. Поэтому летом 1992 г. российское Правительство предложило своим кредиторам заключить соглашение о реструктуризации платежей, т. с. пересмотреть сроки и порядок выплаты долгов. В 1993 г. были реструктуризированы все платежи за 1992 - 1993 гг. Затем переговоры проводились ежегодно.

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется.

Систематический рост налогов обостряет внутренние противоречия капиталистического хозяйства, усиливая разрыв между покупательной способностью трудящихся и расширяющимися под влиянием научно-технического прогресса производственными возможностями.

Вторым по своему финансовому значению доходом являются государственные займы. Если до общего кризиса капитализма займы выступали в качестве чрезвычайного источника доходов, к которому буржуазные правительства прибегали при необходимости покрытия возникающих при исполнении государственного бюджета дефицитов, то ныне они превратились в обычный доход. За счет займов покрываются различные капитальные затраты. Кроме того, во многих странах бюджетные дефициты стали планироваться при составлении бюджета, а размер займов,как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета.