Разработка внеклассного мероприятия по экологии методическая разработка по экологии на тему. "план мероприятий по экологическому воспитанию" План мероприятий для детей по экологии

Разработка внеклассного мероприятия по экологии методическая разработка по экологии на тему.

Так повелось, что в омуте беды

Сплотить должны сильнее нас навек:

Охрана окружающей среды,

Библиотека, книга, человек!

В. Ковалёв

Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:

Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);

Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);

Развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).

Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:

Становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;

Творческому общению детей с природой;

Осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;

Формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;

Развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;

Воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.

Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.

Вид деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

Изучение книжного фонда школьной библиотеки

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

Создание тематической картотеки: «Экология - путь к пониманию природы»

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе»

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

«В помощь учителю экологии» - папка по материалам СМИ

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

Доукомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

Тематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов

1. Экология души.

В идеале - душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

2. Человек и биосфера.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

Название

мероприятия

проведения

учащихся

Ответственный

Планета Земля в опасности

Ролевая игра

«Экологический

консилиум»

Экологические «крестики - нолики»

Конкурс знатоков

Учитель биологии

Вовлечённые в войну

Экологическая

экспертиза

Учитель биологии, библиотекарь

Проблемы

Мирового

Экологический

Учитель биологии, библиотекарь

Да будет свет

Телемост

«Энергетика будущего»

Учитель биологии, библиотекарь

Боль Земли

Выставка книг, статей, рефератов учащихся

Библиотекарь, учитель биологии

3. Природа - вечный источник красоты.

Главные задачи этого раздела - с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.

Название

мероприятия

проведения

учащихся

Ответствен

Путешествия по стране Лeгумия

Игра-путешествие

Учитель биологии, библиотекарь

Лесные тайны

Разгадывание кроссворда с элементами беседы

Учитель биологии, библиотекарь

Легенды о цветах

Заочная викторина

Библиотекарь

Гимн природе

Выставка- викторина с элементами беседы

6-8 классы

Учитель биологии, библиотекарь

Познавательно- театрализованное представление

Учитель биологии, библиотекарь

Красота, гармония и целесообразность в природе

Учитель биологии, библиотекарь

Природа как универсальная ценность

Учитель биологии, библиотекарь

4. Здоровый образ жизни.

Человек - высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела - ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими.

Название

мероприятия

проведения

учащихся

Ответственный

Как я отношусь к моему здоровью?

Анкетирование

Библиотекарь

Наше здоровье и от чего оно зависит?

Учитель биологии, библиотекарь

Сколько лет жить человеку?

Диалог о долгой и счастливой жизни

Учитель биологии, библиотекарь

Перекрёсток беды

Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа

Библиотекарь

5. Милая Родина моя.

Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.

Название

мероприятия

проведения

учащихся

Ответственный

Летающие цветы.

Галерея Красной книги

Экскурсия по страницам Красной книги

Учитель биологии, библиотекарь

Виды особо охраняемых территорий

Учитель биологии, библиотекарь

А знаем ли мы птиц?

Игра - соревнование

Учитель биологии, библиотекарь

Люби и знай свой край

Путешествие по книге

Библиотекарь

Наведи порядок в своём доме, дворе, улице

Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе

Учитель биологии, библиотекарь

6. Человек и природа: этика взаимоотношений.

Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений.

С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей в общении с природой, подвести промежуточные итоги.

Название

мероприятия

проведения

учащихся

Ответственный

Почему экологию должны изучать все?

Сочинение- рассуждение

Учитель биологии

Как красива родина моя

Фотовыставка творческих работ учащихся

Учитель биологии, библиотекарь

Игра «Что? Где? Когда?»

Учитель биологии, библиотекарь

Мир прекрасный, мир живой

Игра «Умники и умницы»

Учитель биологии, библиотекарь

Я познаю малую родину свою

Исследовательские проекты

Учитель биологии, библиотекарь

Сценарии внеклассных мероприятий, праздников, досугов и викторин по экологии для 5-11 классов

Экскурсия тематическая, заочная продолжительность 40 мин., для учащихся 5-8 классовПриемы показа и рассказа: предварительный осмотр экскурсионных объектов, локализация событий, цитирование, прием реконструкции, сравнение. Цели и задачи: - познакомить с производством минеральной воды «Себряковская», со структурой воды; - показать значение воды в жизни человека, способность воды нести здоровье человеку; - формировать навыки бережного отношения к воде; - воспитывать почтение к труду волгогр...

Конспект занятия в объединении "Юные исследователи"Тема: "Охраняемый объект природы Амурской области Хинганский заповедник". Цель: познакомить обучающихся с охраняемым объектом природы Хинганским заповедником. Задачи: Обучающие: - познакомить с понятиями "охрана природы", "заповедник", правилами поведения в природе; - закрепить знания о Хинганском заповеднике; - формировать у обучающихся понимание единства человека и природы. Развивающие: - учить детей определять причинно-следственные св...

Виртуальная экскурсия "Знакомство с национальным парком "Припятский"Пояснительная записка Виртуальная экскурсия - это образовательная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов, в образовательном процессе используется для изучения конкретных объектов. Преимущество такой формы обучения, является доступность – возможность осмотра достопримечательностей без больших материальных и временных затрат. Возможность многоразового просм...

Экологическое исследование "Влияние природы воды на прорастание семян фасоли" Описание: Исследовательская работа по изучению влияния воды разного состава на развитие фасоли. Публикация представляет интерес для любителей биологии, педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии и начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений образования. Исследователь: Шандракова Валерия, учащаяся объединения по интересам "Эврика" Руководитель исследования: Даниль...

Экологическая викторина с ответами для школьников средних классов «ЛЕГКИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ» Описание: Материал знакомит учащихся с тропическим лесам. Публикация предназначена для школьников 5-9 классов и представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля и учителей биологии. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Це...

Занятие по экологии в дополнительном образовании. Конспект с презентациейСлайд 1 Виртуальная экскурсия «Природные комплексы республики Алтай» Слайд 2 Цель: выяснить, какие природные комплексы представлены на Алтае. Познакомиться с особенностями флоры и фауны Алтая. Слайд 3 Сегодня мне хотелось бы с вами отправиться в путешествие по уникальным уголкам природы Республики Алтай. Природа Алтая не однородна. Проехав, хотя бы по Чуйскому тракту от села Майма, которое расположено на границе с Алт...

Экологический проект для учащихся старших классов «Насекомые – рекордсмены многообразия»Автор: Воробьева Анна Витальевна, ученица 8 класса МБОУ «Гридасовская СОШ», Обоянского района, Курской области Руководитель: Обухова Нина Фёдоровна, учитель биологии и химии МБОУ«Гридасовская СОШ», Обоянского района, Курской области Описание: в исследовательской работе показано разнообразие насекомых конкретной местности, рассмотрена роль этих животных в природе, значение для человека. Данный материал буд...

Конспект виртуальной экскурсии для школьников «Волк в Беловежской пуще» Описание: Виртуальная экскурсия знакомит с обитателем Беловежской Пущи – волком обыкновенным, его образом жизни и ролью в экосистеме леса. Публикация предназначена для школьников 5-9 классов и представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля и учителей биологии. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр у...

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и в конечном счете здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей. Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое – в п...

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область Описание материала: Можно ли определить верное направление в лесу по сосновой смоле, мышиной норке или муравейнику? Правда ли, что погоду предсказывают облака, листик обыкновенного клевера и домашняя кошка? Есть ли что – то общее между цветами на клумбе и летающими пчелами? Странные вопросы, не правда ли? Но самое необычное то, что на каждый из них можно ответить удивительно. И...

Проект для школьников средних классов. Полевой определитель "Травы у нас под ногами"Горелова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования Детского технопарка "Кванториум" города Комсомольска-на-Амуре. Данный материал предлагаю как пример написания проектной работы с учащимися среднего звена. Данный проект реализовался летом 2018 года на полевом практикуме и успешно был защищен на Открытой научно-технической конференции проектов и исследовательских работ "Шаг в науку" в городе Комсомол...

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и, в конечном счете, здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей. Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое –...

Сценарная разработка познавательной игры «Знатоки природы» для учащихся средних классов Автор: Данильченко Оксаны Анатольевны, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание: Материал предназначен для учащихся 4-7 классов по экологии. Его можно использовать для проведение классных часов, посвящённых окружающему миру, а также воспитательных мероприятий в объединениях по интересам эколого-би...

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область Описание материала: Лес, деревья – та самая часть окружающей нас среды, без которой невозможна жизнь на земле. И воздух, и почва, и водоемы, и в конечном счете здоровье человека – все зависит от леса. Лес – это влага, влага – это урожай, а урожай – это жизнь людей. Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья, называется дендрология. Слово это древнегреческое – в...

Экологический турнир «День чистой Планеты»

Цели:

    акцентировать внимание учащихся на экологических проблемах современности;

    в нетрадиционной форме пропагандировать здоровый образ жизни и экологическую культуру;

    развивать творческие способности учащихся и культуру общения старшеклассников.

Слайд 1 Эпиграф

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко,

русский поэт

Ведущий: (25-30 мин)

Здравствуйте!

1. Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете.

Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.

Вы наверняка знаете, что весной отмечается много праздников: День птиц, День Земли, День воды. И наше сегодняшнее занятие мы проведем в форме турнира, не простого, а экологического. Но для начала немного поговорим об экологической ситуации, которая сложилась на данный момент на нашей Планете.

Мы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

2. Учащийся читает стихотворение.

Асонов Виталий

Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

Михаил Дудин, русский пот

Ведущий: Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу.

Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» ,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

На сегодня загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в городах и сёлах образуется огромное количество бытовых отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора с Гималаи – высочайшей горы мира. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.
Вопрос: Откуда же берется мусор?
– Его производит сам человек.
– Вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором.

Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сёла, и окраины крупных городов. Их окрестности превратились в дикие свалки. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу и на лугу, на берегах озер и рек. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки.

Наши родители помнят то время, когда стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги. Эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых. А теперь? Теперь и стеклянные, и пластиковые бутылки засоряют наши улицы. И не только. А полиэтиленовые пакеты, а одноразовая посуда!

Использованные упаковки составляют большую часть -от 50 до 80%- всех отходов , образующихся в наших домах.

Огромное количество мусора на улицах нашего города заставляют задуматься над вопросом: что несёт пластик человеку – пользу или вред?

Сегодня Пластик в нашей жизни занимает, чуть ли не царствующее положение. И это проблема!

Слайд 2, 3

3. Опрос. Результаты анкетирования

Мы бы хотела ознакомить вас с результатами опроса, который проводился в нашем городе среди 43 семей.

Группа аналитиков провели анкетирование среди семей нашего города, где были опрошены 43 семьи. Давайте их послушаем.
В анкетировании участвовали 43 семьи г.Калининграда. Какие же вопросы были заданы участникам опроса, и какие ответы были получены?

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

– Да – 43семьи

Нет – никто не ответил

Какие? Сколько за неделю?

Минеральная вода – 44
– Газированная вода, соки – 87
– Подсолнечное масло – 49
– Майонез – 53
– Кетчуп – 32
– Питьевой йогурт – 125
Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – 44

Вопрос 2. Что Вы делаете с пластиковыми бутылками после использования?

Выбрасываем – 29
– Сжигаем – 4
– Используем в хозяйстве – 34
– Закапываем – 2
– Другое – 2

Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

Для посадки рассады – 25
– Для хозяйства – 21
– Используем под молоко, квас, варенье –16
– Делаем поделки – 7
– Другое – 1

Вопрос: Какой же итог можно подвести исходя из анкетирования?

Слайд 4

Вывод : Анкетирование показало, что все семьи, покупают продукты в пластиковой упаковке, в одноразовой посуде и в большинстве случаев упаковку выбрасывают или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве.

В настоящее время пластиковая посуда и пластиковая упаковка для пищевых продуктов стали для нас обычным делом. Как вы думаете, это сказалось на чистоте в нашем городе?

Вывод: Так, проблема все-таки есть…

Наша цель: выяснить, что такое пластик? Что он несёт пользу или вред? Как его использовать правильно, не нанося вред окружающей среде?

4. Что вы знаете о вреде пластика на сегодняшний день?

Слайд 5

Химиками-любителями проводились некоторые эксперименты с пластиковой упаковкой (полиэтиленом). Наблюдая процесс разложения полиэтилена (пластиковой упаковки) в серной кислоте, азотной кислоте и в гидроксиде калия экспериментаторы заметили, что полиэтилен нигде не разлагается, т.е. остаётся неизменным.

Соответственно можно сделать вывод, что если пластик не разлагается под действием химикатов, то в естественных условиях пластиковая упаковка может оставаться в первозданном виде сколько угодно долго – сотни лет!

Вопрос: Как вы думаете, сколько времени требуется для разложения пластиковой бутылки, бумаги, консервной банки? Есть какие-то предположения? (Выслушиваются ответы учащихся)
– Знаете ли вы, что многие виды мусора разлагаются очень медленно
(на слайдах следующая информация)
Слайд 6

Бумага разлагается в земле – 1 месяц,

банановая кожура – 6 месяцев,

шерсть – 1 год,

консервная банка – 100 лет,

пластиковая бутылка – от 500 до 1000 лет.
Если столько лет пластиковая бутылка будет находиться в земле, то скоро трава на улице расти не будет. При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух.
– Речь идёт у нас о пластике. Казалось бы, какая мелочь. Но она несёт такие глобальные проблемы, как:

неприятный запах, особенно летом и весной, когда сжигают мусор
– инфекционные болезни, опасные для здоровья человека, птиц, животных
– крысы, собаки, кошки, мухи – разносчики различных инфекций
– эстетично некрасивый вид
– загрязнение воды, почвы

И это только малая часть тех проблем, которые являются результатом увеличения производства одноразовой посуды и пластиковой упаковки, а соответственно и чрезмерного ее использования. В настоящее время многие производители озадачены тем, чтобы создавать экологически чистые упаковки, для нанесения меньшего ущерба экологическому фону Земли. В большинстве магазинов перестали на кассах выдаваться бесплатные пластиковые пакеты. Многие магазины уже заменили пластиковые пакеты на бумажные. Это начало к улучшению экологической картины нашей Земли!

Будущее нашей Планеты в наших руках!

Слайд 7

5 . И перед тем, как мы перейдем к проведению турнира, м бы хотели показать вам видео-ролик «Планета задыхается от мусора».

Вы посмотрите, пожалуйста, и подумайте над ответом на следующий вопрос:

1. Как избежать загрязнения нашей планеты мусором, как можно уменьшить количество мусора на Земле; хотя бы в том городе, где вы живете?

---Просмотр видео «Планета задыхается от мусора»

Вопросы по видео:

1. Как избежать загрязнения нашей планеты мусором, как можно уменьшить количество мусора?

2. Как мы можем помочь в решении этой проблемы, какую роль мы можем сыграть в этой ситуации?

6. Ведущий: Ребята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо».

Вопрос: Как вы считаете, какие пути охраны окружающей среды ищет и разрабатывает человек в настоящее время?

Ведущий: Человечество разработало различные пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению.

Слайд 8

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Слайд 9

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Слайд 10

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

Большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику . Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

- Вопрос: Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

Ведущий (кратко)

1. WWF – World Wildlife Fund For Nature (Всемирный фонд дикой природы )

Выступают за защиту видов и климата. Одна из крупнейших в мире организаций по защите природы.

2. Greenpeace («Гринпис»)

Организация по охране окружающей среды борется против ядерных испытаний, загрязнения морей или транспортировки ядовитых отходов.

3. ROBIN WOOD

Навеянная легендарным Робин Гудом: организация по охране окружающей среды ROBIN WOOD с 1982 г. борется с вымиранием лесов здесь в стране и в тропиках. Общественно полезное объединение также активно работает в сфере энергии и транспорта.

4. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), зеленый мир, крест и т.д.

Т.е. в мире состоит большое множество организаций, которые находятся на стороне защиты природы и окружающей среды. Эти организации образуются не потому, что их членам платят огромные деньги, нет, все совершенно не так. Просто человек стал понимать, что в последнее время его деятельность стала настолько губительной для естественной экосистемы. И, если бездействовать, то в ближайшее время нас ожидает не яркая и зеленая Планета, а увядшая и бесцветная территория для выживания сильнейших. Все зависит от нас самих! Все в наших руках!

Слайд 11

И, тем не менее, каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

7. Ведущий: Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и прежде всего ее растительного и животного царства.

Учащийся читает стихотворение:

Новиков Алексей

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

8. Слайд 12 (2-3 мин)

Учитель: Я предлагаю перейти к проведению турнира . Команды уже заждались соревнований в своих знаниях. Болельщики тоже в нетерпении!

В нашем турнире принимают участие сборные команды групп С11 и СПОЦ11.

Участники турнира, прошу выбрать названия вашим командам, и капитана. И представить себя. (представляются команды)

Болельщики, встречайте свои команды!

За первый игровой стол приглашается команда

группы С11. В составе команды:

(перечисляются фамилии и имена участников)

За второй игровой стол приглашается команда

группы СПОЦ11. В составе команды: (перечисляются фамилии и имена участников)

Наш турнир оценивает компетентное жюри! Поприветствуем! В составе жюри: (перечисляются ФИО членов жюри)

- Условия турнира :

    каждой команде предстоит пройти несколько этапов, максимальное количество баллов на каждом этапе будет объявляться

    каждый последующий конкурс начинает следующая команда (без дополнительной жеребьевки)

    болельщики могут подбадривать свои команды бурными аплодисментами, всевозможными приличными возгласами

    наш турнир будет оценивать компетентное жюри!

Итак, начинаем!

1 ТУР. “Помоги очистить Землю или свалка по имени земля”. (4-5 мин)

Слайд 13-18

Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимают таблички с номером ответа. Каждой команде будет представлено 5 вопросов. Отвечаете на все вопросы – 5 баллов, на 4 вопроса - 4 балла и так далее.

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

    Пластмасса

2. Прежде чем начать утилизацию отхо­дов, их необходимо:

    Рассортировать.

    Собрать в одном месте.

    Раскрошить.

3. Вредные выбросы оказывают влияние:

    Только на те регионы, где появилось загрязнение.

    На близлежащие регионы.

    Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".

    Бытовой мусор.

    Пестициды.

    Минеральные удобрения.

5. Поступление в среду обитания вред­ных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

    Загрязнением.

    Экологическим кризисом.

    Интродукцией.

6. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу за­нимает:

    Теплоэнергетика.

    Нефте- и газопереработка

    Автотранспорт.

7. Бутылка или банка из пластмассы, бро­шенная в лесу, пролежит без изменения:

    10 лет.

    50 лет.

    100 лет и более.

8. Выброшенную бумагу "съедят" невидим­ки-микробы за:

    1-2 года.

    5-8 лет.

    20 и более лет.

    1. Первоочередная забота при выборе места свалки:

      1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

        Ограждение места свалки.

        Укомплектование соответствующей техникой.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду?

    Их захоронение

    Разработка правовых механизмов регулирования процесса

    Рециркуляция (повторное использование отходов)

Итог: Подведем итоги первого тура. Слово компетентному жюри!

2 ТУР. "Обгонялки” (3-4 мин)

Слайд 19

Шуточные вопросы "Двойная жизнь животных”.

Задание - отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. За каждый правильный ответ 1 балл. Поехали!

1. Любитель зимнего плавания (морж);

2. Пешеходный переход (зебра);

3. Автобусный безбилетник (заяц);

4. Длинный рычаг у колодца (журавль);

5. Заменитель колес у трактора и танка (гусениц);

6. Любитель очень рано вставать (жаворонок);

7. Любитель очень поздно ложиться (сова);

8. Небольшой выступ передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания (мушка);

9. Сторона монеты, противоположная решке (орел);

10 Шахматная фигура, которая ходит буквой Г (конь);

11. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо (змей);

12. Щетка для чистки бутылок (Ерш - речная рыба с колючими плавниками);

13. Имя писателя – классика (Лев);

14. Известная германская компания, выпускающая спортивную одежду, обувь, инвентарь (пума, или ягуар - большая дикая американская кошка.)

15. Ложный слух (утка);

16. Приспособление, которое электромонтер надевает на ноги, чтобы залезть на опору линии электропередачи (кошки);

17. Спортивный снаряд в гимнастике (конь);

18. Проявление нежности, любви, (ласка);

19. Пленка на остывающем молоке (пеночка-певчая птица семейства славковых);

20. Крупное российское издательство, специализирующееся па выпуске учебной литературы. (дрофа - крупная степная птица)

21. Известная зарубежная фирма по производству обуви (Саламандра).

Итог: Подведем итоги второго тура. Слово компетентному жюри!

3 ТУР. «Пантомимы». (8-9 мин)

Слайд 20

Задание: Участники команд выходят по одному, вытягивают карточку с заданием, и участникам своей команды как можно точнее изображают пословицы, те в свою очередь угадывают. За каждую отгаданную пословицу 2 балла.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит.

    Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

    В тихом омуте черти водятся.

    Гусь свинье не товарищ.

    Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Итог: Подведем итоги третьего тура. Слово компетентному жюри!

4 ТУР. «Конкурс капитанов!» (3-4 мин)

Слайд 21

Ассистент выносит «Черный ящик», в котором лежат предметы, название которых должны отгадать капитаны.

В черном ящике находятся предметы, название которых капитаны команд должны отгадать, прослушав задание. 5 баллов за правильный ответ.

- Вопрос №1

В черном ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение посвящено богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак их творческих успехов. Именно отсюда произошло слово «лауреат». Что это за растение и где оно используется в настоящее время?

(ответ: лавр благородный)

- Вопрос№2

В черном ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде, растение перекрестно-опыляемое насекомыми. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. У нас в городе Калининград растут практически в каждом саду?

(ответ: яблоко)

Итог: Подведем итоги четвертого тура. Слово компетентному жюри!

5 тур "Аварийная ситуация” (3-4 мин)

Слайд 22

В конвертах находятся задания-вопросы, на которые нужно ответить, приближенно к правильному ответу. Команды адресуют их друг другу. За правильный ответ 2 балла.

Вопросы "аварийной ситуации”:

1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать, где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

Итог: Подведем итоги пятого тура. Слово компетентному жюри!

6 тур. "Устами младенца" (4-5 мин)

Слайд 23-29

В этом туре вы знакомитесь с наиболее распространенными отходами, возможнос­тью их вторичного использования.

Вы, команды, выступаете в роли детей и свои детские высказывания адресуете друг другу. Команда-соперник должна, определить, о чем идет речь.

На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Ваша задача: попытать­ся понять, что имели в виду дети. Команда, которая отгадывает название отхода, получает 1 балл. Т.е. за каждый правильный ответ 1 балл.

Высказывания-вопросы:

1. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

2. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

3. У меня много игрушек сделано из нее.

4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягу­чим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать ис­точником пожара.

(Стекло.)

1. Этого почти не видно.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывают астма, брон­хит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зеле­ные растения.

5. В городе, где этого много, не ра­стут лишайники.

(Газовые отходы.)

1. Всегда черного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении.

(Сажа.)

1. Это то, без чего уже не можем прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образует­ся много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок.)

Итог: Подведем итоги шестого тура. Слово компетентному жюри!

7 ТУР «Экомузыка» (3-4 мин)

Слайд 30

В природе не бывает тишины …Птицы поют свои песни… Животные издают звуки… Листья шуршат под ногами человека… Все это создает неповторимую музыку…

Вам предлагается исполнить (пропеть!) строки из песен, в которых упоминаются названия птиц, животных, растений! Кто остановился, проигрывает. Победивший получает 2 балла.

Итог: Подведем итоги седьмого тура. Слово компетентному жюри!

8 тур. Конкурс листовок на тему "Земля - наша общая забота” (5 мин)

Слайд 31

Создать листовку, буклет, брошюру на выбор. Показать, какой вы видите нашу Планету – Земля. В вашем представлении, какое будущее ждет нашу Землю – улучшение состояния или глобальная катастрофа. Показать ваше видение проблемы, ситуации.

Пока участники готовят свои работы, уважаемые жюри подсчитывают баллы по всей игре!

А теперь конкурс болельщиков.

9 ТУР. “Конкурс болельщиков” (3-4 мин)

Слайд 32

От каждой команды выходит по одному болельщику.

    Один называет название цветов, растений, а второй животных. Без остановки, проигрывает тот, кто остановится. Например: ландыш - пчела.

Победивший болельщик приносит своей команде 5 баллов.

    Назови комнатные растения.

Начинает один, 2-й продолжает. Выигрывает тот, кто назовет больше.

Итог: Подведем итоги девятого тура. Слово компетентному жюри!

(5 мин) Представление своих работ участниками. Описать листовку, что на ней изображено, что они хотели этим сказать.

Итог: Подведем итоги девятого тура. И игры в общем, какая из команд набрала большее количество баллов. Присуждение мест. Слово компетентному жюри! Вручение грамот и призов

9. Заключение (2-3 мин)

Послушав все выступления и ответы на вопросы викторины, мы убедились, что наша Земля серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.

Слайд 33

Учащийся читает стихотворение

Старовойтова Диана

Все хорошее на Земле от Солнца,

а все прекрасное от человека.
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек - он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек - он ведь тоже природа..
Так давайте природу беречь!

Михаил Пришвин

Слайд 34

Всего вам доброго! Пусть наш общий дом всегда будет чистым, добрым и счастливым!

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет
  • – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет
  • – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

    Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

    1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
    2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
    3. Ребята огородили муравейник. (с)
    4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
    5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
    6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
    7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
    8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
    9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
    10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
    11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
    12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
    13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
    14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
    15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
    16. Дети вешают кормушку. (с)
    17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
    18. Мальчики рассматривают жука. (к)
    19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
    20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
    21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
    22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
    23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
    24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
    25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
    26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
    27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
    28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
    29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
    30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
    31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
    32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
    33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
    34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
    35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
    36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
    37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
    38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
    39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
    40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

    8. «Экологическое лото»

    Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

    Заключение

    «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

    «Берегите Землю!
    Берегите жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю, берегите!

    Берегите чудо песен, городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Откровение Земли и неба –
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите молодые всходы
    На зелёном празднике природы,
    Небо в звёздах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, -
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю, берегите!»
    М. Дудин

    «Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!»
    Е. Евтушенко

    Несколько добрых советов:

    • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
    • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
    • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
    • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
    • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
    • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
    • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
    • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

    Использованная литература

    1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
    2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.

    Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.

    ФГОС

    Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в обязательную программу и были включены экологические мероприятия в начальной школе. По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании духовно-нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по содержанию. Оно включает привитие детям гордости за свой народ, рассказ о различных ценностях, а также донесение до детей сути того, что они являются неотъемлемой частью этого мира.

    Поэтому цель - сформировать у школьников культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их отношении к здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в системе ценностных ориентаций. Потому что все они - будущие члены общества. И лишь люди с правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести планету из той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает.

    Поэтому так важны экологические мероприятия в школе. Названия отражают саму их суть: уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога. На самом деле способов заинтересовать детей природой - масса. И на некоторых из них сейчас можно остановиться.

    Беседа с учениками младших классов

    Проводя экологические мероприятия в школе для малышей, очень важно уделить внимание раскрытию темы. Педагог должен грамотно и понятно представить её детям, чтобы те поняли значимость беседы. В данном случае необходимо достичь следующих целей, которые заключаются в:

    • Формировании элементарных знаний и представлений об экологии.
    • Анализе позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
    • Воспитании бережного отношения к природе.
    • Развитии индивидуальных способностей школьников.

    По окончании классного часа дети должны будут усвоить, что экология является наукой, учащей бережному отношению к окружающему миру. Также до них важно донести, что исчезновение животных и птиц, а также ухудшающаяся флора - это вина людей. И поэтому очень важно защищать природные ресурсы, охранять их. Ведь это мы пришли в данный мир, который изначально, без вмешательства человека, был ещё прекраснее.

    Творческий подход

    Экологическое внеклассное мероприятие в начальной школе должно быть интересным. И поскольку лекцией малышей не увлечь, потребуется то, что сможет добавить уроку разнообразия.

    Есть отличная идея - воображаемое путешествие по экологической тропе. Преподавателю нужно будет заранее составить показательную презентацию. Много кадров не нужно - достаточно 15-20. Параллельно, в качестве тематического звукового сопровождения, нужно будет включить негромкое пение лесных птиц, чтобы создать эффект погружения. А перед тем, как начать презентацию, учитель должен будет ввести малышей в курс дела - о чём они будут говорить и почему.

    После этого можно приступать к рассказу. Первые несколько кадров должны демонстрировать детям красивый лес, ярких птиц и забавных зверей, обитающих в нём. Параллельно учитель словно рассказывает сказку: «Жил-был лес. И обитали в нём весёлые, задорные птицы. Жили там и звери. Охотились, резвились на полянах. Давайте с ними познакомимся! Кого вы узнали?» - при этом нужно переключать слайды с изображением различных зверей, чтобы дети выкрикивали их названия (енот, ёжик, медведь, лиса, олень, волк и т. д.).

    Следующий кадр должен изображать человека. Учитель продолжает: «Но однажды в лес пришёл человек. И построил рядом дома, дороги и фабрики. Однако этого ему не хватило. Он начал вырубать леса, что погубило эту маленькую прекрасную экосистему. Фабрики сбрасывали свои отходы в озёра и реки, что загрязнило все водоёмы в округе. А дым из труб заводов отравил воздух. Отдыхающие стали разжигать костры, забывать вывозить свой мусор. Животным и птицам стало негде жить. А лес превратился в тоскливое и страшное место».

    Параллельно, после каждой фразы, нужно показывать соответствующий слайд - с вырубкой деревьев, разжиганием костров и последующими пожарами, грязными водоёмами, засорённой округой. Наглядность очень важна, так как лишь посредством визуализации дети смогут понять, в каком состоянии находится современная экосистема и к чему может привести человеческая безалаберность.

    Вопросы и задания малышам

    Мероприятия по экологическому воспитанию в школе должны быть поучительными и результативными. Поэтому интерактив педагога с учениками обязателен. Иначе, без взаимодействия, не удастся понять, усвоили дети тему или нет.

    По завершении сказки-презентации, приведённой в пример выше, учитель должен будет привлечь школьников к обсуждению. Дети обязаны ответить, почему теперь в лесу никто не живёт. Ответ прост - потому что человек его разрушил. Если школьники это усвоили, то можно приступать к заданию - к «миссии» по воображаемому восстановлению экосистемы леса.

    Детям нужно будет раздать карточки с изображением деревьев, которые они будут «высаживать», а на обратной стороне карточек - загадки. Ученикам нужно их отгадать, чтобы узнать название. Например:

    • Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке и белом сарафане! (Ответ: берёза).
    • Увидал в лесу ягоду-красу! Тяжела корзина, хороша… (ответ: рябина).
    • Он высок и могуч! Желудь, плод его, груб. Шелестит среди туч… на ветру листовой (ответ: дуб).

    Отгадав загадки, дети, предварительно поделившись на группы, должны подготовить краткое сообщение о породе выпавшего им дерева, используя для этого справочники и книги, имеющиеся на столе. Затем можно будет выполнить точно такое же задание, но связанное с птицами и зверями.

    Классный час для старшей группы

    Для учеников средней школы необходимо составлять более серьёзный сценарий экологического мероприятия. Его цель - сформировать у детей негативную нравственную оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому людьми к нашей среде обитания. Задачи следующие:

    • Расширить представления детей об экологических законах.
    • Повысить интерес к природе.
    • Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
    • Пробудить желание участвовать в
    • Пропагандировать экологические идеи.

    Перед тем как устраивать классный час, нужно будет провести предварительную подготовку, в которой примут участие все дети. Рекомендуется дать им такие задания:

    • Подготовить обращение от имени Природы к человеку (индивидуально каждому).
    • Сделать всем классом видеоролик, взяв интервью у других школьников на тему охраны экосистемы.
    • Сочинить стихотворения.

    Потом, когда настанет день классного часа, заготовками ребят можно будет его начать.

    Законы экологии

    В рамках классного часа не будет лишним рассказать детям и о них. Доступным языком, конечно же, и желательно с примерами. Выглядеть это может следующим образом:

    • Закон №1: «Всё связано со всем». Чтобы уберечь в Норвегии популяцию куропаток, были уничтожены тысячи хищных птиц. Это не помогло. В скором времени куропаток захлестнула эпидемия и все они погибли. Неудивительно, ведь совы и ястребы играли роль санитаров, поедая больных птиц. Это и предотвращало эпидемии.
    • Закон №2: «Всё должно куда-то деваться». Сжигать или закапывать мусор - не значит избавляться от него. Одно вещество разлагается на другое, и воздух при этом отравляется, что приводит к изменению климата и заболеваниям людей.
    • Закон №3: «Ничто не даётся даром». В период с 1958 по 1962 годы в Китае было уничтожено два миллиарда (!) воробьёв, так как их считали сельскохозяйственными вредителями. Но в итоге развелось множество насекомых, которые действительно наносили ущерб урожаям. В итоге Китай стал закупать воробьёв в других государствах. Пришлось заплатить за свои поступки.
    • Закон №4: «Природе известно лучше». Многие люди самонадеянно желают «улучшить» экосистему, что обычно нарушает естественные процессы. В природе не существует отходов. Для каждого органического вещества есть отдельный фермент, воздействующий на разложение. А вот человек создаёт те вещества, которые не разлагают ничего, а лишь накапливаются в экосистеме. И загрязняют её.

    Если включить такой информационно-познавательный блок в сценарий экологического мероприятия, то получится сделать классный час более наглядным и продуктивным.

    Турнир для старших классов

    Экологические мероприятия в школе, проводимые для взрослых учащихся (9-11-е классы), должны быть сложнее и содержательнее. Турнир по типу викторины станет отличным вариантом. Лучше проводить его среди параллелей, чтобы было больше участников. Кстати, включают обычно такие мероприятия в экологическую неделю школы.

    Начинается турнир с представления команд. За это начисляются очки (по 5-балльной системе). Название и девиз команды должно соответствовать экологической тематике.

    Затем начинается тур. Каждой команде по очереди дают по четыре подсказки. Дадут ответ с первой - получат 4 балла. Если догадаются со второй подсказки - им начислят 3 очка. Дадут ответ с третьей - получат 2 балла. Если же будут задействованы все четыре подсказки, то начисляют одно очко. Например:

    1) Оно живёт до 2 000 лет.

    2) Ствол в воде не гниёт - лишь крепчает и чернеет.

    3) Из него изготавливают мебель, паркет и бочки.

    4) В одном из стихотворений Пушкина на этом сидела русалка.

    Ответом на эту подборку является дуб. Другой команде можно предложить следующие подсказки:

    1) Оно выделяет фитонциды, которые убивают вредные бактерии.

    2) Из него получаются самые хорошие дрова.

    3) Его кора используется для изготовления полезных вещей, отваров, лекарств.

    4) Это - русское дерево.

    Речь идёт, конечно же, о берёзе. Подборок таких нужно много, чтобы сделать экологическое мероприятие в школе для старшеклассников интересным, интеллектуальным и полезным.

    Природа как универсальная ценность

    Семинар с таким названием тоже может стать хорошим мероприятием экологической направленности в школе. Его цель - определить, в чём именно заключается истинная ценность природы, а также каковы её составляющие. Кроме этого, важно развить у учащихся способность замечать прекрасное вокруг себя и воспитать в них личную ответственность за сохранность экосистемы.

    Начать такой семинар можно с группового задания. Раздать каждому карточки с описаниями природных зон и форм ландшафтов. Учащимся нужно определить их названия и привести несколько уместных эпитетов, которые могли бы характеризовать их. Пример карточки: «Их нет в Антарктиде, на севере Америке и в Европе. На всей планете их порядка тридцати. И занимают они около 11 % Земли». Речь идёт о пустыне, и это будет правильным ответом.

    Проведя такое задание, можно будет предложить ученикам ознакомиться со стоимостью услуг биосферы. В последний раз такие исследования проводились Калифорнийским университетом в 1994 году. И выяснилось, что:

    • Средняя стоимость услуг биосферы равна ~33.27 триллиона долларов в год.
    • Реки и озёра - 1.7 трлн $.
    • Морские экосистемы - 21 трлн $.
    • Тропические леса - 3.8 трлн $.
    • Сухопутные экосистемы - 12.3 трлн $.

    Такой получился у учёных отчёт. По экологическим мероприятиям в школе на самом деле можно придумать немало интересных заданий. Самое главное - их информативность и практичность.

    О негативном воздействии

    Ещё для учащихся старших классов можно провести мероприятия по экологической Эта тема как раз подходит подросткам. Им будет полезно узнать о допустимом уровне негативного воздействия антропогенных и природных факторов экоопасности на человека и окружающую среду.

    Также их стоит ознакомить с нормированием воздействий на окружающую среду, контролем качества природных компонентов и источников воздействия на них, а также с мониторингом экорисков. В рамках обсуждения такой темы у некоторых может зародиться особый интерес - заняться этим на профессиональном уровне. Некоторые в ходе подобных мероприятий определяются со своей дальнейшей деятельностью во взрослой жизни.

    День Земли

    Это большой экологический праздник, дата которого - 22 апреля. Поэтому и мероприятия в школе, посвященные природе, проводятся обычно на неделе, включающей в себя этот день. И кроме образовательных лекций, классных часов и турниров, сейчас принято организовывать действительно полезные акции, способные принести плоды. Одна из них называется «Украсим мир вокруг себя».

    Данная акция подразумевает закупку школой рассады цветов, саженцев кустарников и деревьев. Потом, когда приходит дата экологического праздника, дети вместе с учителями высаживают их на участках и клумбах. Затем между школьниками распределяются обязанности по уходу за растениями. Таким образом, получится не только внести свой вклад в экосистему, немного обогатив её, - удастся продемонстрировать детям на практике, насколько сложно добиться того, чтобы цветы, деревья и кусты прижились, не говоря уже о собственноручном выращивании. Ученики получат небольшой экологический опыт и начнут более уважительно относиться к природе и её ресурсам.