Урок по истории первая мировая война. Уроки первой мировой войны. Основные события, сражения

Урок по истории первая мировая война. Уроки первой мировой войны. Основные события, сражения

Первая мировая война

Продолжавшая с 1914 по 1918 год Первая мировая война открыла новую страницу в истории человечества. Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов - всё это позволяет нам говорить о начале очередной исторической эпохи, получившей название Новейшего времени.

Предыстория

Стремление милитаристской Германии к гегемонии в Европе, столкновение интересов России и Австро-Венгрии на Балканах, претензии ведущих держав на наследие близкой к распаду Османской империи - эти и другие факторы стали причиной ряда вооруженных конфликтов и локальных войн в начале XX века. С каждым годом обстановка накалялась все сильнее, были сформированы два военно-политических блока - Антанта и Тройственный союз. Европа готовилась к грядущей войне, для который нужен был лишь повод.

Участники

Уже во время войны Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) превратился в Четверной (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария). Италия в 1915 г. выступила на стороне Антанты (Англия, Франция, Россия). В апреле 1917 г. к коалиции Антанты присоединяется мощный союзник - США.

События

23 июля 1914 г. - Австро-Венгрия, считавшая власти Сербии косвенно ответственными за убийство, предъявила Сербии ультиматум (текст: Австро-Венгерская нота от 23 июля 1914 г.), фактически ставивший под вопрос суверенитет страны. Ультиматум был принят частично, в ответ на него через несколько дней Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В течение последующей недели все участники Антанты и Тройственного союза провели военную мобилизацию и объявили друг другу войну. Первая мировая война началась.

1914 г. - успех в целом сопутствует Германии и Австро-Венгрии. Германия успешно ведет войну на два фронта - против России на востоке и Франции на западе, однако нехватка сил не позволила ей взять Париж и вывести Францию из войны. Германское наступление было остановлено в боях на Марне.

1915 г. - на западном фронте стороны ведут позиционную войну. Начинает активно применяться химическое оружие. На восточном фронте - Великое отступление русской армии, Германией оккупированы обширные территории Российской империи. В Турции происходит геноцид армян (подробнее: Геноцид армян), классифицированный Антантой как преступление против человечества (впервые в истории).

1916 г. - Верденская битва (Верденская мясорубка); германские войска предприняли попытку прорыва на западном фронте, чтобы достичь Парижа, однако не смогли прорвать французскую оборону. Боевые действия длились практически весь год, использовалась авиация, огнеметы, химическое оружие (подробнее: Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне). Порядка миллиона убитых и раненых.

1916 г. - битва на Сомме. Неудачная попытка наступления британских и французских войск. Первое в истории применение танков. Порядка миллиона убитых и раненых.

1917 г. - в России в результате Февральской революции пала монархия, внутренняя нестабильность негативно сказывается на активности русских войск.

1918 г. - летом Антанта и союзники проводят успешное наступление по всем фронтам, война близится к завершению.

Ноябрь 1918 г. - во многом в результате военных неудач происходят революции в Германии и Австро-Венгрии; в этих странах ликвидируются монархии; новые правительства заключают перемирие; Первая мировая война заканчивается.

Заключение

Падение империй

Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока.

Влияние на умы

Первая мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники были поражены, сколь малой сделали цену человеческой жизни новые вооружения, такие как химическое оружие. Эти чувства, нашли отражение, в частности, в антивоенных литературных произведениях, появившихся позднее.

Конспект

К началу Первой мировой войны мировая политическая система находилась в состоянии глубокого кризиса и острых противоречий, связанных с недоговорённостью ведущих мировых держав по вопросам колоний, сфер влияния и торгово-экономическому балансу сил. Создававшиеся на протяжении последних 30 лет военно-политические блоки к 1914 году окончательно оформились и не скрывали друг от друга своих враждебных настроений. Такими блоками, с одной стороны, была коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии, с другой - Антанта с входившими в неё Англией, Францией и Россией.

Ведущую роль в развязывании Первой мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая - усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи.

В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.

Как было уже сказано выше, Австро-Венгрия имела территориальные претензии на Балканах, и в первую очередь в Сербии, которая являлась многовековым союзником России. Подталкиваемая Германией к ведению более активных политических действий, Австро-Венгрия стала всё давить на Сербию в политическом и экономическом планах.

Формальным поводом для начала Первой мировой войны стал т. н. «Выстрел в Сараево» . 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб - Гаврило Принцип , член террористической организации «Млада Босна», застрелил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену во время посещения ими боснийского города Сараево, который незадолго до этого был присоединён к Австрии (см. Рис. 1).

Именно этот выстрел положил начало крупномасштабному мировому конфликту и явился поводом к развязыванию боевых действий.

Спустя месяц, 28 июля 1914 года , Австрия объявила войну Сербии. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Вслед за этим 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции, 4 августа 1914 года Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа 1914 года Австро-Венгрия начала боевые действия против России, а 11 августа 1914 года Франция и Великобритания объявили войну Австрии.

Изначально в начавшейся военной кампании успех полностью сопутствовал Германии и Австро-Венгрии. На Западном фронте немецкие войска стали теснить французов и, продвигаясь вглубь Франции, оккупировали её земли. Только нехватка сил у Германии спасла Францию от полного разгрома и взятия Парижа. В историю это событие вошло как «Чудо на Марне» . На Восточном фронте германское командование сумело выбить из Восточной Пруссии вошедшие туда русские войска и начать боевые действия на территории России - в Польше и на Западной Украине.

К концу 1914 года на обоих фронтах линия фронта стабилизировалась. В то же время на стороне Антанты вступила в войну Япония, начав боевые действия в южной части Тихого океана, захватывая острова, принадлежавшие Берлину. На стороне Германии выступила Турция, стремившаяся к территориальным приобретениям на Балканах и в Закавказье. Против неё сразу же был открыт Кавказский фронт Русской армии.

1915 год характеризуется временем т. н. «позиционной войны» , когда противники не предпринимают наступательных действий, ограничиваясь артиллерийскими обстрелами друг друга или предпринимая отдельные вылазки. Заметным исключением в такой войне стала Битва при Ипре , где германское командование впервые применило химическое оружие, уничтожив более 15 тыс. французов (см. Рис. 2).

На Восточном фронте неудачные наступательные попытки русского командования привели к отступлению русской армии и потери всей Польши, западных областей Белоруссии и Украины. В то же время русским сопутствовал успех на Кавказском фронте.

В 1915 году из состава Тройственного союза выходит Италия и переходит на сторону Антанты. В свою очередь, тогда же был заключён Четверной союз , состоящий из Германии, Австро-Венгрии, Турции и присоединившейся к ним Болгарии.

1916 год характеризуется самыми жестокими и кровавыми битвами Первой мировой войны.

На Западном фронте германское командование предприняло попытку наступления у крепости Верден. Эта битва вошла в историю как «Верденская мясорубка» , т. к. почти год на этом участке длились бои (см. Рис. 3). Немцам удалось продвинуться на 6-8 км вперёд, потеряв при этом 450 тыс. чел. Англо-французские потери на этом участке составили 750 тыс. чел.

Летом того же года параллельно с Верденской операцией происходила Битва на реке Сомме - наступательная операция англо-французских войск. В этой битве впервые были применены танки.

На Восточном фронте русскими войсками был организован знаменитый «Брусиловский прорыв» , названный так по фамилии командующего Юго-западным фронтом А.А.Брусилова, в ходе которого русскими войсками была практически уничтожена австрийская армия и освобождена Галиция. Тогда же на стороне Антанты выступила Румыния.

На Кавказском фронте русские войска вели успешные боевые действия в Турции.

1917 год характеризуется постепенным поворотом фортуны в сторону стран Антанты. Германия и Австро-Венгрия были уже практически истощены войной. В России неудачи русской армии и отступления, а также ряд внутриполитических факторов, способствовали напряжению обстановки, что вылилось в свержение монархии и установление Временного Правительства, которое заявило о продолжении войны.

Внутриполитические проблемы в России заметно ослабили Восточный фронт. Солдаты фронта нередко братались с противником, не желали более воевать и зачастую покидали свои позиции, что вызывало опасение у Франции и Англии.

К середине 1917 года экономика Германии и Австрии была истощена. В том же году, чувствуя приближающуюся победу, в войну на стороне Антанты вступили США, что окончательно предопределило победу.

После Октябрьской революции новое большевистское правительство, чувствуя чаяния народа, не желавшего воевать, в 1918 году подписало мирный договор с Германией , который получил название «Брестский мир» . По нему огромные территории Украины, Прибалтики, Белоруссии отходили Германии. Но этот договор был необходимой передышкой для новой власти в России.

Для Германии Брестский мир лишь оттянул поражение. Пользуясь ликвидацией Восточного фронта и продовольственной базой Украины, немецкое командование предпринимало боевые действия на Западном фронте, но все они были безуспешными.

В середине 1918 года силы Антанты предприняли наступление на реке Марна , которое закончилось поражением немецким войск.

Видя своё катастрофическое положение, 3 ноября 1918 года перемирие с Антантой заключила Австро-Венгрия, а 11 ноября - Германия.

Первая мировая война была окончена.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 2 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 24.
  2. Найдите на карте, представленной в учебнике на стр. 20-21, державы Антанты и её противников.
  3. Дайте общую характеристику военно-политическим блокам.
  4. Ответьте на вопрос 3 раздела «Задания» на стр. 25.
  1. Интернет-портал 900igr.net ().
  2. Библиотека Гумер ().
  3. Большая энциклопедия школьника ().

В настоящее время просматривается целый ряд важных исторических аналогий между современным периодом развития системы мировой политики и тем, что было 100 лет назад.

Как это ни парадоксально выглядит, историки значительно лучше разобрались в причинах Второй мировой войны, нежели Первой… Хотя последняя представляет по крайней мере соизмеримый интерес, особенно в контексте тех макроизменений в системе мировой политики, которые происходят сейчас и будут происходить в ближайшие 20−25 лет.

В настоящее время просматривается целый ряд важных исторических аналогий между современным периодом развития системы мировой политики и тем, что было 100 лет назад.

Наиболее трагичными последствия мировой войны были для России.

Соответственно, можно утверждать, что возникновение этой войны, участие в ней было крайне невыгодно нашей стране.

Но к июлю 1914 года Россия оказалась слишком глубоко вовлечена в балканскую политику, имея особо тесные связи с Сербией. Сербские же националисты вели собственную игру, движимые идеей создания Великой Сербии. Эта идея в определенной мере была реализована после Первой мировой войны путем создания королевства Югославия — но ценой крушения четырех (!) империй, в том числе Российской. Возможность остаться в стороне в случае острого конфликта между Австро-Венгрией и Сербией существовала бы у России, если бы задолго до лета 1914 г. наша страна дистанцировалась бы от сложнейших хитросплетений политики на Балканах.

У нас в последние годы любят вспоминать высказывания императора Александра III о том, что де «у России есть только два союзника — ее армия и флот». На деле именно Александр III положил основы русско-французского военного союза, который в конечном итоге деформировал в пользу Франции политику России в то, что мы в современных условиях называем «политикой национальной безопасности». Недаром в центре Парижа благодарными французами был построен великолепный мост Александра III.

Император Николай II , поддерживая дружеские отношения со своим родственником кайзером Вильгельмом II , пошел на весьма тесный союз России с республиканской Францией, который в определенной мере ставил нашу страну в зависимость от этого союзника. Но возможно, что Россия, не будучи так тесно привязанной к политико-военным интересам Франции, могла бы сыграть роль арбитра в германо-французском конфликте, особенно если бы она взаимодействовала в этом деле с другими заинтересованными державами. Можно предположить, что такие действия России могли бы предотвратить Первую мировую войну, предотвратив, в том числе, новый разгром Франции. При этом Россия должна была бы опираться на реальную мощь своих вооруженных сил и иметь достаточно искусных дипломатов…

Впрочем, планы Генштаба русской армии были фактически субординированы относительно планов французского генштаба.

И это оказалось важной причиной тяжелого поражения двух кадровых русских армий Самсонова и Ренненкампфа в Восточной Пруссии 2 (15) сентября 1914 года. И если бы Россия избрала в отношении Германии не наступательную, а оборонительную военную стратегию в духе идей Барклая-де-Толли, Кутузова, Клаузевица и Михневича, то у кайзеровской Германии в 1914 г., как и у Наполеона в 1812 г., никаких шансов на разгром России даже после поражения Франции (если бы не удалось предотвратить эту войну) не было бы. Но в Российской империи к 1914 г., как и в Германии, во Франции и в Австро-Венгрии, доминировал и на стратегическом, и на тактическом уровне «культ наступления», имевший во многом идеологические основания.

По личному решению императора Николая II было начато строительство новейших линейных кораблей («дредноутов») и линейных крейсеров для Балтийского моря, которое уже в то время, по выражению Свечина, был «оперативными задворками Европы». Это решение было принято без каких-либо консультаций с военным министром и Генштабом русской армии, не говоря уже о консультациях с деятелями Государственной Думы, ведавшими военными вопросами, только на основе докладов царю военно-морского министра и начальника Генерального морского штаба. Огромные ресурсы, затрачиваемые на линейные корабли Балтфлота, с гораздо большей пользой могли бы быть использованы на оснащение сухопутных войск Российской империи тяжелой полевой артиллерией, на развитие боеприпасной отрасли промышленности, на оборудование будущего театра военных действий, на развитие тех отраслей промышленности, которые могли бы обеспечить собственное массовое производство самолетов и автотранспорта, и т. п.

Что касается собственно военно-морского флота Российской империи, то значительно важнее было бы на первое место поставить усиление Черноморского флота за счет первоочередного строительства нескольких дредноутов, а не Балтфлота. Первый в результате мог бы иметь господство на море со всеми оперативными, стратегическими и политико-военными последствиями. В том числе реальной становилась бы задача захвата Босфора и Дарданелл и поражения Османской империи в войне в ее первые полтора-два года.

Кстати, и крупнейшей стратегической ошибкой кайзеровской Германии было создание линейного «флота открытого моря», развязывание ею гонки морских вооружений с Британской империей…

Это тоже отвлекло гигантские ресурсы от усиления сухопутных войск Германской империи и сделало Великобританию однозначным противником «второго рейха» в грядущей мировой войне.

В свое время заместитель генерального инспектора бундесвера ФРГ генерал Герд Шмюкле назвал морского министра Германии фон Тирпица, главного идеолога и лоббиста развития линейного «флота открытого моря», одним из основных виновников поражения Германии в Первой мировой войне.

При строительстве вооруженных сил Российской империи были допущены и другие немаловажные ошибки…

Если говорить о развитии сухопутных войск, то для царской армии была характерна чрезмерная численность конницы — более 300 тысяч сабель… В этой войне стратегическая конница не нашла своего применения, она оказалась крайне уязвимой перед лицом артиллерии и автоматического оружия. Но такая численность конницы тоже поглощала весьма значительные ресурсы. В большинстве случаев для нее была характерна и устаревшая тактика…

Поражение России в Первой мировой войне привело к жесточайшей братоубийственной гражданской войне, стоившей нам огромных жертв…

В интересах России был бы выход из войны до Февральской революции 1917 г. с заключением сепаратного мирного договора с Германией. И этого очень опасались и во Франции, и в Великобритании. И настроения в пользу этого, по ряду свидетельств, имелись. В последние годы появились довольно достоверные сведения о том, что убийство Распутина (17 (30) декабря 1916 г.), склонявшегося к такому миру с Германией, в Петрограде организовала английская разведка. Такой мирный договор был бы значительно менее тяжелым, чем Брестский мирный договор 1918 года, который сам Ленин называл «похабным миром».

Результатом перенапряжения сил России в Первой мировой войне стал приход к власти леворадикальных социал-демократов (большевиков) во главе с В. И. Лениным, сначала мечтавших о «мировой социалистической революции», а позднее поставивших цель построения социализма в одной отдельно взятой стране.

Попытка реализации этой цели привела к значительным жертвам — в силу известных сталинских репрессий. Но созданная в СССР промышленная база к 1941 году, мощные вооруженные силы сыграли решающую роль в победе антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Это навсегда останется выдающимся вкладом нашего народа в мировую историю. И это — тоже одно из следствий Первой мировой войны.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны

Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации

Цель урока истории:

Охарактеризовать причины и пово д Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;

Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;

Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;

Развивать умения учеников анализировать исторические события;

Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.

Цель урока информатики:

Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;

Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point ;

Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;

Воспитывать умения работать самостоятельно.

План урока истории:

Повод Первой мировой войны.

Причины Первой мировой войны.

Противоборствующие стороны.

Характер Первой мировой войны.

Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.

Последовательность объявления войны государствами-участниками.

Театр боевых действий.

План урока информатики:

Пользование документом Microsoft Word .

Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.

Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.

Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.

Ход урока

Организация учебной деятельности

Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.

Проверка домашнего задания

Вопросы к классу по истории:

Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».

Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?

Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.

Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.

Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.

Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.

Фронтальный опрос учеников:

Мультимедийный проект (презентация)

Программа, позволяющая создать презентацию (Power Point )

Оформление презентации (дизайн)

Команда создания нового слайда (вставка)

Способ «оживления» презентации (анимация)

Электронная страница презентации (слайд)

Демонстрация презентации (показ)

Мотивация учебной деятельности

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?

Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств - участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.

Изучение нового материала

Слово учителя истории : Первая мировая война (1 августа 1914 г - 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело - развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word ).

Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:

Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности

Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии

Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования

Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой

Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии

Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства

Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству

Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу

Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства

Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Вопросы к историческому документу:

Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?

Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.

За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного - участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.

Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.

Первая мировая война

Противоборствующие стороны

в Первой мировой войне

Характер Первой мировой войны

Цели государств-участников

Германия

Желание переразделения колониальных владений Англии, Франции, Бельгии в свою пользу

Установление лидерства-господства в Европе и в мире в целом

Захват больших территорий в Европе, особенно за счёт Франции и владений Российской империи (Польша, Украина, Прибалтика)

Ослабление Франции и России

Австро - Венгрия

Установление полного господства на Балканах

Подавление национально-освободительных движений словянских народов

Захват Сербии, Волыни и Подолья

Установление контроля над нефтяными месторождениями Румынии

Италия

Установление контроля над Далмацией и Албанией (побережье Адриатического моря)

Возвращение Савои и Ницци, принадлежавшие Франции

Захват Туниса и Восточной Африки (Сомали, Эфиопия, Кения)

Присоединение Тироля

Россия

Ослабление Германии

Установление господства на Балканах и протоках Босфор и Дарданеллы

Присоединение Галичины и Восточной Пруссии

Франция

Ослабление и расчленение Германии на несколько независимых государств

Возвращение Эльзаса и Лотарингии

Захват части немецких землевладений

Англия

Ослабление Германии

Захват части немецких колониальных землевладений

Распределение владений Османской империи

Сохранение своего господства в море

Стратегические планы противников

Работа с историческими терминами и понятиями (ученики записывать понятие под диктовку учителя в тетради).

Блицкриг - в переводе с немецкого - молниеносная война - план ведения быстротечной войны, согласно которому победа достигается всего лишь за несколько дней и месяцев.

Работа с учебником/самостоятельная работа учеников.

Пользуясь материалом учебника на с.76 определите стратегические планы противников в Первой мировой войне. (После 5-ти минутной работы с материалом параграфа ученики озвучивают стратегические планы противников сопровождающиеся демонстрацией мультимедийной презентацией учителя).

Германия

Надеялась, что Англия останется в войне нейтральной

Согласно плану блицкрига, генералом А.Шлиффеном и Х.Мольтке, предполагалось нанести молниеносный удар на Западе против Франции через Люксембург и Бельгию, одновременно ведя сдерживающие оборонительные бои на Востоке против России

После разгрома Франции должна была наступить очередь России еще до того, как российская армия завершит мобилизацию

Австро-Венгрия

Планировала вести войну на два фронта: против России и на Балканах

Франция

Французский военный план предусматривал стремительный прорыв в направлении Рурской долины, промышленного сердца Германии, что должно было бы лишить Германию ресурсов для ведения продолжительной войны и заставить её капитулировать

Россия

Планировала наступать сразу на двух направлениях: северо-западном против Германии и юго-западном - против Австро-Венгрии силами в 800 тысяч штыков

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Таким образом, война сначала приобрела общеевропейский, а со временем и мировой характер.

Постепенные сторонники Антанты

Постепенные сторонники Тройственного союза

Объявление войны государствами

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну Сербии

914 год

Россия начала частичную мобилизацию с целью совершить давление на Австро-Венгрию

1914 год

Германия объявила войну России

1914 год

Германия объявила войну Франции (начало реализации «Плана Шлиффена»)

1914 год

Англия провозгласила войну Германии

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну России , в ответ на это Англия и Франция провозгласила войну Австро-Венгрии

Япония объявила войну Германии

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Начало войны вызвало невиданный размах воинственных настроений в воюющих странах, а тех, кто выступал против войны - фанатики войны убивали. Так был убит французский социалист Жан Жорес.

С самого начала Первой мировой войны были чётко установлены территории, охваченные боями, так сказать - театр боевых действий: Западный фронт (западная граница Германии), Восточный фронт (на восточной границе Германии), Север Италии, Балканы, Турция и немецкие колонии

Театры боевых действий в 1914 году

Групповая самостоятельная работа учеников.

Слово учителя истории: Получив информацию о начале, поводе, причинах и планах государств-участников Первой мировой войны Вы будете разделены на тематические группы для закрепления полученных знаний.

1-я группа - «Повод для начала Первой мировой войны»

2-я группа - «Причины Первой мировой войны»

3-я группа - «Планы государств-участников»

4-я группа - «Поочередность объявления войны»

Слово учителя информатики: На прошлом уроке Вам домой было задано подготовить список сайтов, которые содержат материал по теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы стран-участников), пользуясь эти списком подберите материал к своим мультимедийным презентациям. С помощью браузера для Microsoft Windows Internet Explorer войдите в интернет, скопируйте и сохраните этот материал на накопитель информации («Флешку») при этом создав папку под названием «Материал для создания презентации по истории). Закройте окно Internet Explorer и создайте мультимедийную презентацию с помощью Microsoft Power Point 2007, используя скачанную информацию, сохраненную на «флешке».

Требования к презентациям Microsoft Power Point (время создания 15 - 20 минут):

Использование графических картинок.

Применение различных стилей шрифта.

Применение зеленого, синего, оранжевого, желтого, черного цветов текста и фона.

Использование нумерации списков.

Общее количество слайдов - не менее 5, включая титульный слайд и содержание.

Закрепление изученного материала

Слово учителя информатики: В тематической последовательности представьте свои мультимедийные презентации Power Point объясняя последовательность выполнения работ и примененные команды.

Подведение итогов

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками? - ответы 3-5 учеников с аргументированием своего мнения.

Вопросы на закрепление темы урока информатики:

Чему новому Вы сегодня научились?

Где можно использовать мультимедийные презентации?

Что понравилось на уроке информатики, а что нет?

Какие затруднения Вы испытывали при выполнении практической работы?

Слово учителя истории: В результате борьбы противоборствующих за лидерство в мире государств началась Первая мировая война. Она была захватнической по характеру для всех государств-участников, кроме Бельгии и Сербии, которые стали жертвами. Не смотря на агрессивную и уверенную настроенность Германии, план блестящей войны был сорван. И уже осенью 1914 года на всех фронтах Первой мировой войны инициатива перешла к государствам Антанты. На следующих уроках мы с Вами продолжим изучение данной теме, более детально останавливаясь на боевых действиях.

Оценивание учебных достижений учеников за домашнее задание и работу на уроке истории и информатики .

Домашнее задание

Всемирная история

Выучить понятия и термины.

Подготовить сообщение о российском генерале Александре Брусилове (готовит 1 ученик).

Информатика

Подготовить мультимедийную презентацию Power Point на самостоятельно выбранную тему.

Первая мировая война (1914 - 1918)

Российская Империя развалилась. Одна из целей войны решена.

Чемберлен

Первая мировая война длилась с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918. В ней принимало участие 38 государств с населением 62% от мирового. Эта война была достаточно неоднозначной и крайне противоречиво описана в современной истории. Я специально привел в эпиграфе слова Чемберлена, чтобы лишний раз подчеркнуть эту противоречивость. Видный политик Англии (союзник России по войне), говорит, что свержением самодержавия в России достигнута одна из целей войны!

Большую роль в начале войны сыграли Балканские страны. Самостоятельными они не были. На их политику (как внешнюю, так и внутреннюю) большое влияние оказывала Англия. Германия к тому времени утратила свое влияние в этом регионе, хотя продолжительное время контролировала Болгарию.

  • Антанта. Российская империя, Франция, Великобритания. Союзниками выступали США, Италия, Румыния, Канада, Австралия, новая Зеландия.
  • Тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Позже к ним присоединилось Болгарское царство, и коалиция стала именоваться «Четверной союз».

В войне принимали участие следующие крупные страны: Австро-Венгрия (27 июля 1914 - 3 ноября 1918), Германия (1 августа 1914 - 11 ноября 1918), Турция (29 октября 1914 - 30 октября 1918), Болгария (14 октября 1915 - 29 сентября 1918). Страны Антанты и союзники: Россия (1 августа 1914 - 3 марта 1918), Франция (3 августа 1914), Бельгия (3 августа 1914), Великобритания (4 августа 1914), Италия (23 мая 1915), Румыния (27 августа 1916).

Еще 1 важный момент. Изначально членом "Тройственного союза" была Италия. Но после начала Первой мировой войны, итальянцы объявили о нейтралитете.

Причины Первой мировой войны

Главная причина начала Первой мировой войны заключается в стремлении ведущих держав, прежде всего Англии, Франции и Австро-Венгрии к переделу мира. Дело в том, что колониальная система к началу 20 века рухнула. Ведущим европейским странам, которые годами процветали за счет эксплуатации колоний, теперь нельзя было получать ресурсы просто так, отнимая их у индусов, африканцев и южноамериканцев. Теперь ресурсы можно было только отвоевывать друг у друга. Поэтому и нарастали противоречия:

  • Между Англией и Германией. Англия стремилась не допустить усиления влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также стремилась лишить Англию морского господства.
  • Между Германией и Францией. Франция мечтала вернуть себе земли Эльзас и Лотарингию, которые она потеряла в войне 1870-71 годов. Так же Франция стремилась захватить немецкий Саарский угольный бассейн.
  • Между Германией и Россией. Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику.
  • Между Россией и Австро-Венгрией. Противоречия возникали из-за стремления обеих стран оказывать влияния на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.

Повод к началу войны

Поводом к началу Первой мировой войны послужили события в Сараево (Босния и Герцеговина). 28 июня 1914 года член организации «Черная рука» движения «Молодая Босния» Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франса Фердинанда. Фердинанд был наследником австро-венгерского престола, поэтому резонанс у убийства был громадный. Это был повод Австро-Венгрии напасть на Сербию.

Здесь очень важно поведение Англии, поскольку Австро-Венгрия самостоятельно не могла начать войну, ведь это практически гарантировало войну во всей Европе. Англичане на уровне посольства убеждали Николая 2, что Россия в случае агрессии не должна оставлять Сербию без помощи. Но тут же вся (подчеркиваю это)английская пресса писала о том, что сербы варвары и Австро-Венгрия не должна оставлять безнаказанным убийство эрцгерцога. То есть, Англия сделала все, чтобы Австро-Венгрия, Германия и Россия не уклонялись от войны.

Важные нюансы повода к войне

Во всех учебниках нам говорят, что главный и единственный повод к началу первой мировой войны – убийство австрийского эрцгерцога. При этом забывают сказать о том, что на следующий день, 29 июня, состоялось еще 1 знаковое убийство. Был убит французский политик Жан Жорес, который активно выступал против войны и имел большое влияние во Франции. За несколько же недель до убийства эрцгерцога было покушение на Распутина, который как и Жорес был противником войны и имел большое влияние на Николая 2. Также хочу отметить некоторые факты из судьбы главных героев тех дней:

  • Гаврило Принципин. Погиб в тюрьме в 1918 от туберкулеза.
  • Посол России в Сербии – Хартли. В 1914 умер в посольстве Австрии в Сербии, куда он пришел на прием.
  • Полковник Апис, руководитель «Черной руки». Расстрелян в 1917.
  • В 1917 исчезла переписка Хартли с Созоновым (следующий посол России в Сербии).

Это все указывает, что в событиях дней было очень много черных пятен, которые не раскрыты до сих пор. И это очень важно понимать.

Роль Англии в развязывании войны

В начале 20 века в континентальной Европе были 2 большие державы: Германия и Россия. Открыто воевать друг против друга они не хотели, поскольку силы были примерно равны. Поэтому в «июльском кризисе» 1914 года обе стороны заняли выжидательную позицию. На передний же план вышла английская дипломатия. Она по средствам прессы и тайной дипломатии донесла до Германии позицию – в случае войны Англия сохранит нейтралитет или займет сторону Германии. Открытой же дипломатией Николаю 2 донеслась обратная мысль, что в случае начала войны Англия встанет на сторону России.

Нужно четко понимать, что одного открытого заявления Англии, что она не допустит войны в Европе, было бы достаточно, чтобы ни Германия, ни Россия ни о чем подобном и не помышляли. Естественно, что в таких условия и Австро-Венгрия не решалась бы нападать на Сербию. Но Англия всей своей дипломатией подталкивала европейские страны к войне.

Россия перед войной

Перед первой мировой войной Россия провела реформу армии. В 1907 году была проведена реформа флота, а в 1910 реформа сухопутных войск. Страна многократно увеличила военные расходы, а общая численность армии в мирное время составляла теперь 2 миллиона человек. В 1912 году Россия принимает новый Устав полевой службы. Сегодня его по праву называют самым совершенным Уставом своего времени, поскольку он мотивировал солдат и командиров на проявление личной инициативы. Важный момент! Доктрина армии Российской империи была наступательной.

Несмотря на то, что было много положительных изменений, были и очень серьезные просчеты. Главный из них – недооценка роли артиллерии в войне. Как показал ход событий первой мировой войны – это была страшная ошибка, которая четко показала, что на момент начала 20 века русские генералы серьезно отстали от времени. Они жили прошлым, когда важна была роль кавалерии. В итоге же 75% всех потерь первой мировой были нанесены артиллерией! Это приговор императорскому генералитету.

Важно отметить, что Россия подготовку к войне (на должном уровне) так и не закончила, а Германия ее завершила в 1914.

Соотношение сил и средств перед войной и после нее

Артиллерия

Число орудий

Из них тяжелые орудия

Австро-Венгрия

Германия

По данным из таблицы видно, что по тяжелым орудиям Германия и Австро-Венгрия многократно превосходили Россию и Францию. Поэтому и соотношение сил было в пользу первых двух стран. Более того, немцы, как обычно, перед войной создали отличную военную промышленность, которая ежедневно изготавливала 250 000 снарядов. Для сравнения, Британия производила 10 000 снарядов в месяц! Как говорится, ощутите разницу…

Еще один пример, показывающий значимость артиллерии, это бои на линии Дунаец Горлице (май 1915). За 4 часа армия Германии выпустила 700 000 снарядов. Для сравнения, за всю франко-прусскую войну (1870-71) Германия выпустила чуть более 800 000 снарядов. То есть за 4 часа немного меньше, чем за всю войну. Немцы четко понимали, что решающую роль в войне сыграет тяжелая артиллерия.

Вооружение и военная техника

Производство вооружения и техники в годы первой мировой (тысяч единиц).

Стрелковое

Артиллерия

Великобритания

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

Австро-Венгрия

Данная таблица четко показывает слабость Российской Империи в плане оснащения армии. По всем основным показателям Россия сильно уступает Германии, но также уступает и Франции с Великобританией. Во многом из-за этого война оказалась для нашей страны такой сложной.


Численность людей (пехота)

Численность воюющей пехоты (миллионов человек).

В начале войны

К концу войны

Потери убитыми

Великобритания

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

Австро-Венгрия

Таблица показывает, что наименьший вклад, как в плане воюющих, так и в плане погибших, в войну внесла Великобритания. Это логично, поскольку англичане в крупных сражениях толком и не участвовали. Показателен другой пример из этой таблицы. Нам во всех учебниках рассказывают, что Австро-Венгрия из-за больших потерь не могла воевать самостоятельно, и ей всегда требовалась помощь Германии. Но обратите внимание на Австро-Венгрию и Францию в таблице. Цифры идентичные! Точно также как Германии приходилось воевать за Австро-Венгрию, так и России приходилось воевать за Францию (не случайно русская армия трижды за годы Первой мировой спасала своими действиями Париж от капитуляции).

Также таблица показывает, что фактически война шла между Россией и Германией. Обе страны потеряли убитыми 4,3 миллиона человек, а Великобритания, Франция и Австро-Венгрия вместе потеряли 3,5 миллиона человек. Цифры красноречивы. Но получилось так, что страны, которые больше всего воевали и приложили усилий в войне, оказались ни с чем. Сначала Россия подписала позорный для себя Брестский мир, потеряв множество земель. Потом и Германия подписала Версальский мир, по сути, утратив самостоятельность.


Ход войны

Военные события 1914 года

28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Это повлекло за собой втягивание в войну стран Тройственного союза, с одной стороны, и Антанты, с другой стороны.

Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914 года. Верховным главнокомандующим был назначен Николай Николаевич Романов (дядя Николая 2).

В первые дни начала войны Петербург был переименован в Петроград. Поскольку началась война с Германией, и столица не могла иметь название немецкого происхождения - «бург».

Историческая справка


Немецкий «План Шлиффена»

Германия оказалась под угрозой войны на два фронта: Восточный – с Россией, Западный – с Францией. Тогда немецкое командование разработало «план Шлиффена», согласно которому Германия должна за 40 дней разгромить Францию и потом уже воевать с Россией. Почему 40 дней? Немцы считали, что именно столько понадобится России, чтобы провести мобилизацию. Поэтому, когда Россия отмобилизуется, Франция уже будет вне игры.

2 августа 1914 года Германия захватывает Люксембург, 4 августа вторглись в Бельгию (нейтральная страна на тот момент), а к 20 августа Германия вышла к границам Франции. Началась реализация плана Шлиффена. Германия продвигалась вглубь Франции, но 5 сентября была остановлена у реки Марна, где случилось сражение, в котором с обеих сторон участвовало порядка2 миллионов человек.

Северо-Западный фронт России в 1914

Россия в начале войны сделала глупость, которую Германия никак не могла просчитать. Николай 2 решил вступить в войну, не отмобилизовав полностью армию. 4 августа русские войска, под командованием Ренненкампфа, начали наступление в Восточной Пруссии (современный Калининград). В помощь ей была оснащена армия Самсонова. Изначально войска действовали успешно, и Германия была вынуждена отступать. В результате часть сил Западного фронта была переброшена на Восточный. Итог – Германия отбила наступление России в Восточной Пруссии (войска действовали неорганизованно и не хватало ресурсов), но в результате провалился план Шлиффена, и Францию захватить не удалось. Так, Россия спасла Париж, правда путем разгрома своей 1-ой и 2-ой армии. После этого началась позиционная война.

Юго-Западный фронт России

На юго-западном фронте в августе-сентябре Россия предприняла наступательную операцию на Галицию, которую занимали войска Австро-Венгрии. Галицийская операция была более успешной, чем наступление в Восточной Пруссии. В этом сражении Австро-Венгрия потерпела катастрофическое поражение. 400 тысяч человек убитыми, 100 тысяч плененных. Для сравнения русская армия потеряла 150 тысяч человек убитыми. После этого Австро-Венгрия фактически вышла из войны, поскольку утратила возможность вести самостоятельные действия. От полного разгрома Австрию спасла только помощь Германии, которая была вынуждена перебросить в Галицию дополнительные дивизии.

Главные итоги военной компании 1914 года

  • Германии не удалось реализовать план Шлиффена по молниеносной войне.
  • Никому не удалось завоевать решающего преимущества. Война превратилась в позиционную.

Карта военных событий 1914-15 годов


Военные события 1915 года

В 1915 году Германия решила перенести основной удар на восточный фронт, направив все силы на войну с Россией, которая была самой слабой страной Антанты, по мнению немцев. Это был стратегический план, разработанный командующим Восточным фронтом – генералом фон Гинденбургом. России удалось сорвать этот план только ценой колоссальных потерь, но при этом 1915 получился для империи Николая 2 просто ужасным.


Положение на северо-западном фронте

С января по октябрь Германия вела активное наступление, в результате которого Россия потеряла Польшу, западную Украину, часть Прибалтики, западную Белоруссию. Россия перешла в глубокую оборону. Потери русских были гигантские:

  • Убито и ранено – 850 тысяч человек
  • Попало в плен – 900 тысяч человек

Россия не капитулировала, но у стран «Тройственного союза» сложилось убеждение, что от полученных потерь Россия уже не сумеет восстановиться.

Успехи Германии на этом участке фронта привели к тому, что 14 октября 1915 года в первую мировую войну вступает Болгария (на стороне Германии и Австро-Венгрии).

Положение на юго-западном фронте

Немцы, совместно с Австро-Венгрией, весной 1915 года организовали Горлицкий прорыв, заставив весь юго-западный фронт России отступать. Галиция, которую захватили в 1914 году, была полностью потеряна. Добиться этого перевеса Германия смогла благодаря страшным ошибкам российского командования, а также существенному техническому перевесу. Немецкое превосходство в технике достигало:

  • 2,5 раза в пулеметах.
  • 4,5 раза в легкой артиллерии.
  • 40 раз в тяжелой артиллерии.

Вывести Россию из войны не удалось, но потери и на этом участке фронта были гигантскими: 150 тысяч убитых, 700 тысяч раненых, 900 тысяч пленных и 4 миллиона беженцев.

Положение на западном фронте

«На западном фронте все спокойно». Этой фразой можно охарактеризовать то, как протекала война между Германией и Францией в 1915 году. Были вялые военные действия, в которых никто не стремился к инициативе. Германия реализовывала планы в восточной Европе, а Англия с Францией спокойно мобилизовывали экономику и армию, готовясь к дальнейшей войне. Помощи России никакой никто не оказывал, хотя Николай 2 неоднократно обращался к Франции, прежде всего, чтобы та перешла к активным действиям на Западном фронте. Его, как водится, никто не слышал… Кстати, эта вялая война на западном для Германии фронте отлично описана Хемингуэем в романе «Прощай оружие».

Главный же итог 1915 года – Германия не смогла вывести из войны Россию, хотя на это были брошены все силы. Стало очевидно, что Первая мировая война затянется надолго, поскольку за 1,5 года войны никто не сумел получить перевеса или стратегической инициативы.

Военные события 1916 года


«Верденская мясорубка»

В феврале 1916 года Германия начала генеральное наступление на Францию, с целью овладеть Парижем. Для этого был осуществлен поход на Верден, который прикрывал подступы к французской столице. Сражение длилось до конца 1916 года. За это время погибло 2 миллиона человек, за что сражение получило название «Верденская мясорубка». Франция устояла, но опять благодаря тому, что на выручку ей пришла Россия, которая активизировалась на юго-западном фронте.

События на юго-западном фронте в 1916

В мае 1916 года русские войска перешли в наступление, которое продолжалось 2 месяца. В историю это наступление вошло под названием «Брусиловский прорыв». Такое название обусловлено тем, что русской армией командовал генерал Брусилов. Прорыв обороны на Буковине (от Луцка до Черновиц) случился 5 июня. Русской армии удалось не только прорвать оборону, но и продвинуться в ее глубь местами до 120 километров. Потери немцев и австро-венгров были катастрофическими. 1,5 миллиона погибших раненых и пленных. Наступление было остановлено только дополнительными немецкими дивизиями, которые спешно перебросили сюда из Вердена (Франция) и из Италии.

В этом наступлении русской армии не обошлось без ложки дегтя. Подбросили ее, как водятся, союзники. 27 августа 1916 года в первую мировую войну на стороне Антанты вступает Румыния. Германия очень быстро нанесла ей поражение. В результате Румыния потеряла армию, а Россия получила дополнительно 2 тысячи километров фронта.

События на Кавказском и Северо-Западном фронтах

На Северо-Западном фронте продолжались позиционные бои в период весна-осень. Что касается Кавказского фронта, здесь основные события продолжались с начала 1916 по апрель месяц. За это время были проведены 2 операции: Эрзурмурская и Трапезундская. По их результатам была завоеваны, соответственно, Эрзурум и Трапезунд.

Итог 1916 года в первой мировой войне

  • Стратегическая инициатива перешла на сторону Антанты.
  • Французская крепость Верден устояла благодаря наступлению русской армии.
  • В войну вступила Румыния на стороне Антанты.
  • Россия провела мощное наступление – Брусиловский прорыв.

Военные и политические события 1917


1917 год в Первой мировой войне ознаменовался тем, что война продолжалась на фоне революционной обстановке в России и Германии, а также ухудшением экономического положения стран. Приведу пример России. За 3 года войны цены на основные продукты в среднем выросли в 4-4,5 раза. Естественно это вызывало недовольство народа. Добавляем к этому большие потери и изнурительную войну – получается отличная почва для революционеров. Аналогичная ситуация и в Германии.

В 1917 году в первую мировую вступают Соединенные Штаты. Позиции «Тройственного союза» ухудшаются. Германия с союзниками не может эффективно воевать на 2 фронта, в результате чего переходит к обороне.

Окончание войны для России

Весной 1917 года Германия предприняла очередное наступление на Западном фронте. Несмотря на события в России, западные страны требовали, чтобы Временное правительство исполняло соглашения, подписанные Империей, и отправило войска в наступление. В результате 16 июня русская армия перешла в наступление в районе Львова. Опять же, мы спасли союзников от крупных сражений, но сами подставились капитально.

Русская армия, измотанная войной и потерями, не хотела воевать. Вопросы провианта, обмундирования и обеспечения припасами за годы войны так и не были решены. Армия воевала неохотно, но вперед продвигалась. Немцы были вынуждены вновь перебросить сюда войска, а союзники России по Антанте вновь изолировали себя, наблюдая за тем, что будет происходить дальше. 6 июля Германия перешла в контрнаступление. В его результате 150 000 русских солдат погибло. Армия фактически перестала существовать. Фронт развалился. Россия воевать больше не могла, и эта катастрофа была неминуема.


Люди требовали выхода России из войны. И это было одно из их главных требований к большевикам, которые в октябре 1917 года захватили власть. Изначально на 2 съезде партии Большевики подписали декрет «О мире», фактически провозгласив выход России из войны, а 3 марта 1918 года подписали Брестский мир. Условия этого мира были следующими:

  • Россия заключает мир с Германией, Австро-Венгрией и Турцией.
  • Россия теряет Польшу, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Прибалтику.
  • Россия уступает Турции Батум, Карс и Ардаган.

В результате своего участия в Первой мировой войне Россия потеряла: около 1 миллиона квадратных метров территории, потеряно примерно 1/4 населения, 1/4 пашневых земель и 3/4 угольной и металлургической промышленности.

Историческая справка

События в войне в 1918 году

Германия избавилась от Восточного фронта и от необходимости вести войну по 2-ум направлениям. В результате весной и летом 1918 года она предприняла попытки наступления на Западном фронте, но никакого успеха это наступление не имело. Более того, по его ходу становилось очевидно, что Германия выжимает максимум из себя, и что ей необходим перерыв в войне.

Осень 1918-го

Решающие события в первой мировой войне произошли осенью. Страны Антанты совместно с США перешли в наступление. Немецкая армия была полностью вытеснена из Франции и Бельгии. В октябре Австро-Венгрия, Турция и Болгария заключили перемирие с Антантой, и Германия осталась воевать в одиночестве. Ее положение было безнадежным, после того, как немецкие союзники по «Тройственному союзу» по сути капитулировали. Вылилось это в то же, что произошло и в России – революция. 9 ноября 1918 года император Вильгельм 2 был свергнут.

Окончание Первой мировой войны


11 ноября 1918 года первая мировая война 1914-1918 годов завершилась. Германия подписала полную капитуляцию. Произошло это под Парижем, в Компьенском лесу, на станции Ретонд. Капитуляция принимал французский маршал Фош. Условия подписанного мира были следующими:

  • Германия признает полное поражение в войне.
  • Возврат Франции провинции Эльзас и Лотарингия к границам 1870 года, а также передача Саарского угольного бассейна.
  • Германии теряла все свои колониальные владения, а также обязывалась передать 1/8 часть своей территории географическим соседям.
  • На 15 лет войск Антанты находятся на левом берегу Рейна.
  • К 1 мая 1921 Германия должна была выплатить членам Антанты (России ничего не полагалось) 20 миллиардов марок золотом, товарами, ценными бумагами и т.п.
  • 30 лет Германия должна выплачивать репарации, причем величину этих репараций устанавливают сами победители и могут их увеличивать в любой момент в течение этих 30 лет.
  • Германии запрещалось иметь армию, численностью выше 100 тысяч человек, причем армия обязана была быть исключительно добровольной.

Условия «мира» были настолько унизительными для Германии, что страна фактически становилась марионеткой. Поэтому многие люди того времени говорили, что первая мировая война хоть и закончилась, но закончилась не миром, а перемирием лет на 30. Так оно в конечном итоге и получилось…

Итоги первой мировой войны

Первая мировая война велась на территории 14 государств. В ней принимали участие страны, с общей численностью населения выше 1 миллиарда человек (это примерно 62% от всего населения мира на тот момент).Всего странами участницами было мобилизовано 74 миллиона человек, из которых 10 миллионов погибло и еще 20 миллионов получили ранения.

В результате войны политическая карта Европы существенно изменилась. Появились такие независимые государства, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Албания. Австро-Венгрия распалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Увеличили свои границы Румыния, Греция, Франция, Италия. Проигравших и потерявших в территории было 5 стран: Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция и Россия.

Карта Первой мировой войны 1914-1918