Е. А. Денисьева и Ф., Тютчев. История любви и страданий. Елена александровна денисьева последняя и с самая страстная любовь поэта ф.и. тютчева Тютчев сильно страдал по денисьевой

Е. А. Денисьева и Ф., Тютчев. История любви и страданий. Елена александровна денисьева последняя и с самая страстная любовь поэта ф.и. тютчева Тютчев сильно страдал по денисьевой
19. 07. 2011 306

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, гддуши ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Ф.И.Тютчев, «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

Елена Александровна Денисьева

Не нам судить,

насколько сложна и необъяснима бывает тропа любви, на каких невидимых струнах звучит над ней музыка притяжения, насколько сильна в этой мелодии нота страсти и как прочно она переплетена с сердечным порывом.

В разных судьбах это предстает по-своему, и порой внешний взгляд обращается к чувствам влюбленных и любящих с осуждением, а посторонние языки готовы опозорить эти чувства, особенно если они выливаются в длительные отношения.

Так случилось с той женщиной, к которой обращены строки стихотворения из эпиграфа. Елена Александровна Денисьева родилась в Курске в старинной дворянской семье, правда, изрядно обедневшей к моменту ее появления на свет. Девочка рано потеряла мать, а повторный брак отца привел к нарастающим проблемам в отношениях супружеской четы с ренком.

Елену отправили в Петербург на попечение тетки, старшей инспектрисы Смольного института, которая быстро привязалась к племянницаловала покупками дамских туалетов и украшений, рано начала выводить в свет. Юная девушка с хорошими манерами, приятной внешностью и недюжинным умом была замечена и стала пользоваться вниманием мужчин, которое обещало ей возможность удачного брака. Но…

Федор Иванович Тютчев

Вместе в Еленой в Смольном воспитывались две старшие дочери Федора Ивановича Тютчева, поэта и дипломата. Он, к тому времени уже женатый вторично, обладал каким-то магическим влиянием на всех встречавшихся в его жизни дам. Не оказалась исключением и наша героиня. Но и Ф.И. Тютчев не устоял перед очарованием прелестной Е.А. Денисьевой. Страсть, вспыхнувшая в обоих, привела их в объятия друг друга. И пока она оставалась тайной для светского общества, ничто не препятствовало встречам. Ей было 24, ему – 47.

Однако случился скандал, когда перед самым выпуском и придворными назначениями
выяснилось, что воспитанница Смольного ожидает ренка. Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию. От самой же Елены отказались почти все родственники и знакомые, а отец проклял дочь. Но как раз Александра Дмитриевна Денисьева, тетя, потерявшая престижное место службы, не оставила молодую женщину, поселившись вместе с ней, и даже классная дама из Смольного Варвара Арсентьевна Белорукова навещала отвергнутых обществом дам, проявляя заботу о них многие годы.

Е.А.Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой

Несмотря ни на что, Леля Денисьева не порвала отношений с любимым мужчиной, и странный любовный треугольник существовал четырнадцать лет, до самой смерти Е.А. Денисьевой. Она родила Ф.И.Тютчеву троих детей, а он дал им свою фамилию с согласия своей законной жены Эрнестины, которая была в курсе отношений мужа с другой женщиной. Отношения же в этой неофициальной паре вовсе ныли безоблачными. Измученная Леля могла закатить возлюбленному сцену, но не могла от него отказаться. И он, не взирая на эти сцены, тоже не мыслил жизни без нее.

Елена Александровна скончалась от чахотки 4 августа 1864 года в возрасте 37 лет, а вскоре умерли от этой жолезни старшая дочь, тоже Елена, и младший сын Николай, которому было неполных три года. Уцелел лишь сын Федор, проживший затем долгую жизнь.

Ф.И. Тютчев, обожавший почти полтора десятка лет двух женщин и потому не сделавший выбора между ними, посвятил безумной страсти к своей Леле самый пронзительный цикл стихотворений, среди которых многим известные «О как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал, – о, эти очи!..», «Последняя любовь» и другие.

Одно из них описывает предсмертные часы женщины, положившей на алтарь любви всю жизнь свою, а не только благополучие и светское одобрение:

Весь день она лежала в забытьи –
И всю её уж тени покрывали –
Лил тёплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она –
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось –
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

И даже через многие годы после встречи с Еленой Александровной поэт по-прежнему будет обращаться к ней:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю ся перелила в меня…

Не нам судить историю любви, и язык не поворачивается назвать анальным словом «роман». Но сегодня, четвертого августа, о ней можно вспомнить…

Валентина Пономарева

Федор Иванович Тютчев - наверное, одна из самых противоречивых личностей в русской истории. И его любовь к Елене Денисьевой тоже полна трагических и сложных страниц, в которых запечатлен мятущийся и необычный облик великого поэта...

Тютчев был замечательным лирическим поэтом. Но служил цензором. Был супругом красивой женщины, которой не был верен, и автором блестящих любовных стихов, которые посвятил любовнице. И также был отцом девятерых детей, трое из которых родились вне брака. Матерью трех младших, незаконных потомков являлась Елена Денисьева, подруга дочерей Тютчева, которая была моложе поэта на 23 года. Любовь их была счастливой. Однако это нисколько не мешало поэту пребывать в своеобразных, но гармоничных отношениях и с законной супругой.

Совсем не Золушка!

Елену Александровну Денисьеву (Лелю, как звали ее домашние) считали девушкой везучей. Она родилась в 1826 году в семье обедневшего дворянина. Девочка рано потеряла мать, и отец женился на женщине, с которой у Лели отношения не сложились. Мачеха сразу невзлюбила эмоциональную, вспыльчивую Лелю. И повторилась бы старая, как мир, история Золушки, если бы юная Денисьева не вытянула счастливый билет.

Анна Дмитриевна Денисьева, тетка по отцу, служившая старшим инспектором в Смольном институте, взяла ее к себе в Петербург. И устроила в это самое престижное заведение для дворянских девиц. Притом на особых условиях: Леле разрешили жить у тетки.

Очень скоро стало ясно: Анна Дмитриевна не зря так сердцем прикипела к племяннице-полусироте. Девочка развилась в яркую, незаурядную личность. Черноволосая, с выразительными глазами, остроумная и страстная, она выделялась среди утонченных смолянок. Леля рано начала выходить в свет - на всех балах ее окружали поклонники. Что ей светило? Отличная партия, богатство, вращение в высших кругах.

Лелю заметили при дворе - императрица собиралась сделать ее одной из своих фрейлин. Но тут Денисьева выкинула фортель, которого от нее никто не ожидал. Нет, конечно, Леля была страстной натурой. Но не до такой же степени!

Дело в том, что у юной Денисьевой в Смольном институте, как водится, появились подруги. Звали их Дарья и Екатерина Тютчевы. Девушки были дочерями Федора Ивановича Тютчева от первого брака. Первая супруга поэта - немка Элеонора - умерла в 1838 году, оставив ему трех девочек. Поэт тяжело переживал кончину жены, но страстная натура взяла свое: в 1839-м он женился на своей давней любовнице Эрнестине фон Пфеффель, также немке. Она родила поэту дочь и двух сыновей...

Семья Тютчевых сразу показалась Денисьевой странной. С одной стороны, все члены аристократического семейства были чрезвычайно образованны, обладали отличными манерами и обожали искусство - литературные чтения вслух пользовались популярностью в этом доме. С другой стороны, от зоркого взгляда Лели не могло укрыться то, что каждый из членов почтенного семейства жил как бы своей отдельной жизнью. Атмосфера здесь царила явно не душевная.

Жена Федора Ивановича производила странное впечатление: брюнетка, красивая женщина, хорошо воспитанная, она как будто не имела представления о той душевной и духовной жизни, которой жил ее супруг. Эрнестина, судя по всему, всецело доверяла мужу - это явилось причиной ее слепоты и странного равновесия чувств, граничащего с отрешенностью. Еще маленькая подробность: Тютчев был беден, Эрнестина - богата. Поэт не скрывал того факта, что жена содержит и его, и всех детей, включая дочек Федора от первого брака.

«Обыкновенное» увлечение

Федор Иванович тем временем не на шутку увлекся подругой своих дочерей. Супруга, как ни странно, даже обрадовалась: ей больше импонировало заигрывание немолодого уже супруга с девицей, чем его увлечения аристократками-ровесницами. В конце концов, она и сама превратилась в жену из любовницы.

Как ошибалась Эрнестина! Вот что писал современник о романе 47-летнего Тютчева с Денисьевой: «Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегдашнею слабостью Феодора Ивановича с самой ранней его молодости, - поклонение, которое соединялось с очень серьезным, но, обыкновенно, недолговечным и даже очень скоро преходящим увлечением той или другою особою. Но в данном случае, его увлечение Лелей вызвало с ее стороны такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее кончины!»

Вскоре их связь стала достоянием общественности. Выяснилось, что Тютчев снимает квартиру для встреч с молодой любовницей...

Как обычно бывает в таких ситуациях, большая часть страданий выпала на долю Лели. В 1851 году она родила от Тютчева дочь, которую назвали также Еленой. Разразился страшный скандал. О завидной партии и «карьере» фрейлины пришлось забыть навсегда. От Денисьевой отвернулись все, кроме пары подруг. Анну Дмитриевну уволили из Смольного института, правда, назначив приличную пенсию. Александр Денисьев проклял свою беспутную дочь. Теперь Леля с дочкой и тетей жили на съемной квартире, покинутые всеми.

Положение было унизительно - Денисьева не могла не понимать этого. Но ее чувство к Федору от этого не стало нисколько слабей. Наоборот, теперь она вся погрузилась в страсть к человеку, которым практически ограничился ее круг общения.

В эти годы родились лучшие стихи поэта, принадлежащие к так называемому денисьевскому циклу. Самое известное из них начинается со строк:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Леля была религиозна - только вера в течение долгого времени поддерживала в ней огонь жизни. Федора в письмах она называла «мой Боженька»...

Пара часто ссорилась: Лелю мучило ее двойственное положение. Дочь ее носила фамилию Тютчева, а сама она была по документам «девицей Денисьевой». В 1860-м Елена Александровна родила сына, которого назвали в честь отца.

А что же Нести, как называл законную супругу Федор Иванович? Женщине пришлось вспомнить все предостережения близких людей, которые она слышала до. своего сближения с Тютчевым: он-де влюбчив и непостоянен. Такие натуры склонны страстно увлекаться, но не в состоянии поддерживать длительные и стабильные семейные отношения

Несчастная Эрнестина не перестала содержать семью. Она по-прежнему с большой любовью воспитывала как своих детей, так и дочерей Тютчева от первого брака.

Долго делала вид, что ничего не замечает: немецкой аристократке, светской женщине не хотелось опускаться до банального бытового скандала, который учиняет жена, застукавшая мужа с любовницей. Нести предпочитала закрывать на все глаза. Она любезно отправлялась в долгие заграничные путешествия с тем, чтобы навестить родственников...

Конец конфликта

А Денисьева, измученная страстью и неопределенностью, чахла на глазах. Связь длилась уже почти 14 лет - никакого выхода из сложившейся ситуации не предвиделось. У Лели диагностировали чахотку.

В 1864 году Леля вновь была беременна. Вот какой эпизод записал со слов Тютчева современник: «Перед рождением третьего ребенка Феодор Иванович пробовал было отклонить Лелю от этого рискованного шага, но она, эта любящая, добрейшая, и вообще обожавшая его Леля, пришла в такое неистовство, что схватила с письменного стола первую попавшуюся ей в руку бронзовую собаку на малахите и изо всей мочи бросила ее в Феодора Ивановича, но, по счастью, не попала в него, а в угол печки, и отбила в ней большой кусок изразца: раскаянию, слезам и рыданиям Лели после того не было конца...»

В мае 1864 года появился на свет последний ребенок пары - сын Николай. Роды, окончательно подорвали и без того хрупкое здоровье Елены Александровны. В августе Леля, измученная чахоткой, скончалась.

Тютчев не скрывал своего горя. Современники вспоминали, что его одежда была мокра от слез...

Эрнестина отреагировала на состояние мужа со свойственным ей спокойствием: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина». .

В следующем году умерли от чахотки двое детей Лели - старшая и младший. (Только Федору Федоровичу суждено было прожить долгую жизнь: он стал военным и писателем.)

Тютчев пережил эту потерю: он помирился с женой. Было еще несколько увлечений - правда, не столь глубоких.

Он скончался в 1873 году -в возрасте почти 70 лет - на руках у преданной Нести.

Ольга Соколовская

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев – русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи —
И всю её уж тени покрывали —
Лил тёплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она —
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить —
т, никому ещё не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: «…Память о ней – это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся… Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя… Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля – жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же…»


Елена Александровна Денисьева родилась в Курске, в 1826 году, в старинной, но очень обедневшей дворянской семье. Рано потеряла мать. С отцом, Александром Дмитриевичем Денисьевым, заслуженным военным, и его второю женою отношения почти сразу не сложились. Непокорная и вспыльчивая для новой" матушки" Елена была спешно отправлена в столицу, Санкт - Петербург - на воспитание к тете, сестре отца, Анне Дмитриевне Денисьевой - старшей инспектрисе Смольного института.

Это позволило ей воспитывать полусироту -племянницу на общих основаниях с остальными "смолянками": девочка приобрела безуукоризненные манеры, стройную осанку, отличный французско - немецкий выговор, основы естественных наук и математики, солидные познания в области домоводства и кулинарии, и непомерную пылкость воображения, развитую чтением по ночам сентиментальных романов и поэзии, украдкою от классных дам.

Анна Дмитриевна, чрезмерно строгая и сухая с подчиненными и воспитанницами, страстно привязалась к племяннице, по - своему баловала ее, то есть, рано начала покупать ей наряды, драгоценности, дамские безделушки и вывозить в свет, где на нее - изящную, грациозную брюнетку, с чрезвычайно выразительным, характерным лицом, живыми карими глазами и очень хорошими манерами - быстро обратили внимание и бывалые ловеласы и пылкие "архивные юноши" (студенты историко - архивных факультетов Петербургского и Московского университетов), представители старинных дворянских, часто обедневших, семейств.

Елена Александровна, при своем природном уме, обаянии, глубокой вдумчивости, серьезности - ведь жизнь сироты, что ни говори, накладывает отпечаток на душу и сердце, - и очень изысканных, изящных манерах могла рассчитывать на весьма неплохое устройство своей судьбы: Смольный институт был под неустанной опекой Императорской Фамилии, и племянницу, почти приемную дочь, заслуженной учительницы собирались при выпуске непременно назначить фрейлиной Двора!

А там и замужество, вполне приличное ее летам и воспитанию.

Но судьбе было угодно познокомить ее с Федор Ивановичем Тютчевым....

Однолюбом Федор Иванович не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу и при этом не кривил душой. Женщины же, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным, самозабвенным чувством, он увлекал их порой с первой встречи.

Федор Иванович женился рано, двадцати трех лет. После окончания университета в 1826 году он был определен на дипломатическую службу в Мюнхен и уже через год стал мужем прелестной Элеоноры Петерсон, вдовы русского посланника, взяв ее с четырьмя сыновьями от первого брака.

Элеонора была старше Тютчева на четыре года, она боготворила его. “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, - признавался спустя годы Федор Иванович, - в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”.

У них уже три дочери... И вдруг новая страсть врывается в жизнь Тютчева. Он влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину, одну из первых красавиц Мюнхена, красота которой сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием.

Это было не просто увлечение, какие случались с ним и раньше, а роковая страсть, которая, по словам поэта, “потрясает существование и в конце концов губит его”.

Разве можно долго таить такую любовь от чужих глаз? Тем более что Эрнестина теперь свободна: муж ее умер вскоре после ее знакомства с Федором Тютчевым. Их роман получает огласку. Жена, узнав о связи мужа, пытается покончить с собой... Но ведь он любит и Элеонору, любит обеих... Так или иначе, жить в одном городе, в одной стране уже невозможно.

После отпуска, проведенного в России, Федор Иванович отправился к новому месту службы, в Турин. Жена и дети еще в Петербурге, и он, воспользовавшись временным одиночеством, мчится в Геную, где назначено прощальное свидание с Эрнестиной. Тогда никто из них не мог и предположить, что через полтора года она станет госпожой Тютчевой...

Пароход, на котором Элеонора с детьми в мае 1838 года ехала к мужу, ночью загорелся. И. С. Тургенев, оказавшийся в числе пассажиров, впоследствии вспоминал, как некая молодая женщина, не теряя самообладания, в угаре всеобщей паники, босая, полуодетая, выносила сквозь пламя трех малюток. Это была Элеонора Тютчева.

Однако простуда и волнение сделали свое: через три месяца она скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь...

Да, и в эти страшные дни он грезил об Эрнестине и был убежден: если бы не она - не вынести ему тяжести перенесенной утраты... Они венчались в июле 1839 года.

Вторая жена Федора Ивановича, деликатная, очень сдержанная Эрнестина Феодоровна, в девичестве - баронесса Пфефель, уроженка Дрездена безмерно обожала своего Theodora. Ее отец, брат и первый муж - барон Дернберг - всю жизнь состояли на службе при Баварском королевском дворе, и вообще, вся семья их сердечно дружила с фамилией самого короля Баварии, Людвига, на чьих придворных балах яркою звездой всегда блистала "милая Нестерле", как звали ее в семье.

После 22 лет, проведенных за границей, началась новая жизнь - на родине, в Петербурге. Здесь поэт встретил свою последнюю любовь, которая обернулась для него и “блаженством, и безнадежностью”...

Его старшие дочери от первого брака, Анна и Екатерина Тютчевы, оканчивали выпускной класс Смольного вместе с Еленой. Они даже были весьма дружны между собою, и на первых порах Helen Денисьева с удовольствием принимала приглашение на чашку чая в гостеприимный дом Тютчевых.


Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было - 24, ему - 47... и развивался пугающе стремительно!

Через полтора десятилетия Тютчев напишет:
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня...

Федор Иванович снял недалеко от Смольного квартиру с видом на Неву, где они встречались. Долгое время никто ни о чем не догадывался.

Но вскоре Елена забеременела. Это ли не позор для Института благородных девиц! Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал. Жестокие обвинения пали на женщину, которая ради любимого человека пренебрегла и честью, и будущим. Скандал разгорелся в марте 1851 года, почтии перед самым выпуском и придворными назначениями. Теперь перед нею навсегда закрылись двери домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец ее проклял.

Анну Дмитриевну спешно выпроводили из института, правда, с почетной пенсией - три тысячи рублей ежегодно, а бедную Лелю "все покинули". (А. Георгиевский)

У нее почти не осталось ни друзей не знакомых в свете. Ее на новой квартире, где она жила вместе с тетушкой и новорожденной дочерью, тоже- Еленой,- навещали только две - три подруги, самая преданная из них: Варвара Арсентьевна Белорукова, классная дама Смольного, заботящаяся после смерти Елены о детях и престарелой тетке, да немногочисленные родственники.

От полного отчаяния ее спасала только ее Любовь и привязанность к Тютчеву. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи, он не собирался, да и не мог оставить преданной и все знающей Эрнестины Феодоровны и фрейлин - дочерей, свою службу дипломата и камергера. Эгоистичность, вспыльчивость, частую, рассеянную невнимательность к ней, а в конце - даже полухолодность,- и даже то, что ей нередко приходилось лгать детям, и на все их вопросы:

"А где папА и почему он обедает с нами только раз в неделю?" - с запинкою отвечать, что он на службе и очень занят.

Свободной от косых взглядов, презрительной жалости, отчуждения, и всего того, что сопровождало ее фальшивое положение полужены - полулюбовницы Елену Александровну избавляло только кратковременное пребывание вместе с Тютчевым за границей - по нескольку месяцев в году, да и то - не каждое лето. Там ей не нужно было не от кого таиться, там она свободно и гордо называла себя: madame Tutchef, в регистрационных книгах отелей без колебаний, твердой рукой, в ответ на учтивый вопрос портье, записывала: " Tutchef avec sa famille" (Тютчев с семьей - франц.)

Перед рождением третьего ребенка Феодор Иванович пробовал было отклонить Лелю от этого рискованного шага. И совершенно справедливо, ибо незаконнорожденные дети не имеют никаких прав состояния и будут приравнены к крестьянским. Но она, эта любящая, добрейшая, и вообще обожавшая его Леля, пришла в такое неистовство, что схватила с письменного стола первую попавшуюся ей руку бронзовую собаку на малахите и изо всей мочи бросила ее в Феодора Ивановича, но, по счастью, не попала в него, а в угол печки, и отбила в ней большой кусок изразца.

С течением времени, трещина, надлом в отношениях Тютчева и Денисьевой усиливалась, и неизвестно, чем бы завершились их пятнадцатилетние страдания, если бы не внезапная кончина Елены Александровны от скоротечной чахотки в августе 1864 года, в возрасте 37 неполных лет!

Так прошло четырнадцать лет. Под конец Елена Александровна много хворала (она была туберкулёзна). Сохранились её письма к сестре, относящиеся к последним полутора годам её жизни. В них-то она и называет Тютчева "мой Боженька", в них и сравнивает его с неразвлекаемым французским королём. Из них явствует также, что в последнее лето её жизни дочь её, Лёля, почти каждый вечер ездила с отцом кататься на Острова. Он угощал её мороженым; они возвращались домой поздно. Елену Александровну это и радовало и печалило: она оставалась в душной комнате одна или в обществе какой-нибудь сердобольной дамы, вызвавшейся навестить её. В то лето Тютчев особенно хотел уехать за границу, тяготился Петербургом; это мы знаем из его писем к жене. Но тут и постиг его тот удар, от которого он уже не оправился до смерти.

При жизни Елены Александровны жертвою их любви была она; после её смерти жертвою стал Тютчев. Быть может, он любил её слишком мало, но без её любви он жить не мог.

Елена Александровна умерла в Петербурге или на даче под Петербургом 4 августа 1864 года. Похоронили её на Волковом кладбище. На её могиле стоял крест, ныне сломанный, с надписью, состоявшей из дат рождения и смерти и слов: "Елена - верую, Господи, и исповедую". О её предсмертных днях и часах и об отчаянии Тютчева говорят стихи:
Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

Фет посетил Тютчева в те дни и так рассказал об этом в своих воспоминаниях: "Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в тёплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою тёмно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел".

Оставаться в Петербурге было невозможно. Тютчев хотел было поехать к Георгиевским в Москву, но передумал, быть может, вследствие зова жены (Эрнестины), и в конце месяца выехал к ней, за границу. Через Германию, несколько раз останавливаясь в пути, он поехал в Швейцарию, а оттуда - на французскую Ривьеру. Тургенев, повидавший его в Бадене, писал графине Ламберт: "Я видел здесь Ф.И. Тютчева, который очень горевал, что не свиделся с Вами. Состояние его весьма тягостно и печально. Вы, вероятно, знаете почему".

Вспоминая об этом времени, Анна Феодоровна Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны и воспитательница маленькой цесаревны, записала в своём дневнике: "Я причащалась в Швальбахе. В день причастия я проснулась в шесть часов утра и встала, чтобы помолиться. Я чувствовала потребность молиться с особенным усердием за моего отца и за Елену Д. Во время обедни мысль о них снова явилась мне с большой живостью. Несколько недель спустя я узнала, что как раз в этот день и в этот час Елена Д. умерла. Я увиделась снова с отцом в Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству. Какие дни нравственной пытки я пережила! Потом я встретилась с ним снова в Ницце, тогда он был менее возбуждён, но всё ещё повергнут в ту же мучительную скорбь, в то же отчаяние от утраты земных радостей, без малейшего проблеска стремления к чему-либо небесному. Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало. И это горе, всё увеличиваясь, переходило в отчаяние, которое было недоступно утешениям религии и доводило его, по природе ласкового и справедливого, до раздражения, колкостей и несправедливости по отношению к его жене и ко всем нам. Я видела, что моя младшая сестра, которая теперь при нём, ужасно страдала. Сколько воспоминаний и тяжёлых впечатлений прошлого воскресло во мне! Я чувствовала себя охваченною безысходным страданием. Я не могла больше верить, что Бог придёт на помощь его душе, жизнь которой была растрачена в земной и незаконной страсти".

Тютчев действительно пытался развлечься. В Лозанне, в Уши, в Монтрё он посещал друзей, ходил на лекции и в театр, из Женевы ездил с большой компанией в Ферней. Берега Женевского озера были ему издавна милы. Но забыть "об этом" было не так легко. Однажды, вернувшись домой с проповеди епископа Мермийо, он продиктовал младшей дочери, Марии, дневнику которой мы обязаны сведениями о времяпрепровождении Тютчева за границей, стихи:
Утихла биза... Легче дышит
Лазурный сонм женевских вод -
И лодка вновь по ним плывёт,
И снова лебедь их колышет.
Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой -
И воздух ласковой волной
Их пышность ветхую лелеет.
А там, в торжественном покое,
Разоблачённая с утра, -
Сияет Белая Гора,
Как откровенье неземное.
Здесь сердце так бы всё забыло,
Забыло б муку всю свою,
Когда бы там - в родном краю -
Одной могилой меньше было...

Вскоре должна была его постигнуть новая утрата. Туберкулёзом, унаследованным от матери, заболела старшая дочь Елены Александровны, Лёля, носившая фамилию отца, как и её два брата (все трое были усыновлены Тютчевым с согласия его жены Эрнестины Феодоровны). Девочке шёл четырнадцатый год. Зимой, когда Тютчев был за границей, случилась неприятность, тяжело отозвавшаяся на её здоровье. На приёме в известном пансионе madame Truba, где она воспитывалась, какая-то незнакомая с семейными обстоятельствами Тютчева дама спросила её, как поживает её maman, имея в виду Эрнестину Фёдоровну. Когда Лёля Тютчева поняла причину недоразумения, она убежала домой к А. Д. Денисьевой и объявила, что в пансион больше не вернётся. У неё сделался нервный припадок, а к весне обнаружилась скоротечная чахотка, 2 мая она умерла, и в тот же день умер её маленький брат Коля, которому не было ещё и трех лет. Один лишь пятилетний Федя выжил и на много лет пережил отца. Учился он в престижном заведении - Лицее Каткова, и долгое время был на попечении старшей дочери поэта, Анны Феодоровны Тютчевой и ее мужа Ивана Сергеевича Аксакова.

В июле 1869 года, через пять лет после смерти Денисьевой, Тютчев впервые решился посетить родину своей возлюбленной - Курск. Город восхитил его. В день отъезда в Киев он пишет в письме к своей второй жене Эрнестине: "... Впрочем, я ничуть не сожалею о своей долгой остановке в Курске". А в конце письма добавляет:

"Одним словом, я унесу из Курска самое благоприятное впечатление, и оно останется таковым, если только не повторится, ибо в сущности лишь в самые первые минуты ощущается поэтическая сторона всякой местности".

Тютчева восхищало в нашем городе все: и его расположение, напоминающее Флоренцию, и река Кур, и "музыка в общественном саду".

Письмо к Эрнестине позволяет установить и точное время пребывания в Курске - суббота, 26 июля 1869 года.

Мне кажется, многие города России почитали бы за честь принимать великого русского поэта Федора Тютчева. Курску посчастливилось.
Как ни тяжёл последний час -
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, -
Но для души ещё страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья.

Прошла ещё одна петербургская зима, потом весна... В июне Тютчев написал:
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Всё стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится бледное сиянье.
Во сне ль всё это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?

Понимать это следует буквально. Ему не хватало жизни, и ему оставалось не долго жить. Он скончался в июле 1873 года...

Тютчев стал мастером любовной лирики, каждое его стихотворение с точностью передаёт эмоции и мировоззрение влюблённого человека, создаёт особое настроение и влияет на читателей. Самым романтичным и удачным считается «Денисьевский цикл», посвящённый любимой женщине поэта - Елене Александровне Денисьевой.

В июле 1850 Тютчев познакомился c Еленой Денисьевой, воспитанницей Смольного Института благородных девиц. В эти годы он создаёт цикл стихотворений – шедевры любовной лирики - обращённый к Денисьевой, своеобразный "роман в стихах", в котором поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу.

Все стихотворения «Денисьевского цикла» в хронологическом порядке

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по жесткой мостовой –

Кто смотрит вскользь через ограду
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись,
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит.

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по знойной мостовой.

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,
Пышноструйная волна,
Приюти в твоем просторе
Тайну скромного челна!

Как ни дышит полдень знойный
В растворенное окно,
В этой храмине спокойной,
Где всё тихо и темно,

Где живые благовонья
Бродят в сумрачной тени,
В сладкий сумрак полусонья
Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.

И в мерцанье полусвета,
Тайной страстью занята,
Здесь влюбленного поэта
Веет легкая мечта.

Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом –
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые,
И – уносит их поток...
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок...

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу... им, им одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...

Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,

Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей...

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...

Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, –
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.




Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упреку,
Утратив всё, приветствую судьбу...
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своем гробу.

Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем, –

Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском.

Эти стихотворения были написаны под впечатлением от внезапной, сильной и разрушительной любви. В цикле начала описываться не только любовь сама по себе, но и то, как она может восприниматься окружающими, появился мотив страдания, не характерный раннему творчеству.

Из биографии

На 47-ом году жизни поэт познакомился с юной выпускницей института благородных девиц. К тому моменту Тютчева уже знали, как поэта и семейного мужчину. У него была жена и дети, однако это не смогло удержать страсть к Елене, которая была почти ровесницей его дочерей. Между взрослым поэтом и девушкой 24-х лет вспыхнула запретная страсть.

Роман продолжался на протяжении 14 лет и стал губительным для молодой Елены. Общество не могло принять такого открытого проявления чувств. О Тютчеве и его избраннице говорили везде, их больше не принимали в свете. Даже отец Денисьевой отказался от дочери. Для девушки это был тяжёлый удар. Её характер сильно изменился. Елена стала раздражительной и нервной, но не бросила любимого.

Их любовь продолжала расцветать, несмотря на осуждение общества. Тютчев понимал, что натворил и как испортил жизнь молодой девушке, но ничего не мог сделать.

Вскоре Елена заболела туберкулёзом и быстро слегла. Фёдор Иванович сидел с ней до самой смерти. К тому времени у них уже было трое детей, которых Тютчев признал и записал под своей фамилией.

Поэт хорошо запомнил последний день жизни своей возлюбленной. Она внимательно осматривала все предметы вокруг кровати, словно понимала, что скоро уйдёт из жизни. Это послужило мощным толчком к написанию особенного цикла, который должен был отразить всю тяжесть их любви.

Когда не стало Елены, Фёдор Иванович долго не мог прийти в себя. Он продолжал работу над стихотворениями и часто писал друзьям, говоря, что ему не хватает Елены. Вскоре поэт вернулся к семье и закончил цикл, в котором отразились его переживания и вина за всё произошедшее. Стихотворения, подкреплённые чувствами, получились сильными и несли укор обществу, которое не смогло принять такой любви.

Особенности «Денисьевского цикла»

Некоторые литературоведы считают, что цикл очень похож на роман в стихах. Его можно разделить на главы, сшитые между собой общей идеей и темой. В основу стихотворений ложились настоящие переживания автора и реальные чувства, испытываемые к Елене. Почти весь «роман» повествует о тяжёлой любви. В некоторых стихотворениях лирическим героем выступает сама Денисьева и всё рассказывается от её имени.

В цикле отразились все этапы совместной жизни возлюбленных. Тютчев стремился описать, как любовь может быть одновременно и добром и ужасным злом. Она сама по себе окрыляет и уничтожает всё, что было построено до этого. Фёдор Иванович не забыл упомянуть об обществе, которое контролирует эти чувства, оценивает их. Каждый шаг возлюбленных отслеживается и разносится сплетнями. Осуждение и обсуждение всюду - заставляет любовь становиться ядом для самого слабого из пары.

Для цикла характерно сравнение любви с природными явлениями, воспевание чувств и эмоций, изображение романтических моментов. Стихи можно поделить на две части: одни описывают трагическую сторону влюблённости, все неприятности и преграды, которые встречаются на пути, другие - глубину и нежность запретных чувств.

Герои цикла словно противостоят сразу всему миру, который ставит себе цель разрушить союз. Общество изображается как совокупность преград и злости, оно не способно понять мотивы и простить страсть. Героям приходится отстаивать своё право на счастье. Вместе они одновременно и счастливы и несчастны. Понимают всё, что происходит и теряются в чувствах. Они способны здраво рассуждать и оценивать ситуацию, но не могут ничего с собой поделать.

В некоторых стихотворениях цикла постоянно повторяется слово «роковой», создавая нужный оттенок, указывая на особенность отношений главных героев, на их обречённость. Поэт словно проклинает и одновременно радуется тому дню, встрече, слиянию, взору, который свёл его с Еленой. Сливая эти слова с эпитетом «роковой», он даёт собственную оценку происходящему, делает акцент на реальности пережитых чувств.

Весь цикл состоит из романтических поэзий, изображающих его отношения с Еленой Александровной, однако среди них есть и глубоко трагические. Последние стихотворения описывают грусть потери близкого человека. Поэт даже изобразил последний день жизни своей возлюбленной, каждое её движение и тени, что окутывали умирающую.

Заканчивается цикл стихотворениями разлуки. В них описывается тяжёлая судьба Елены, её преждевременный уход из жизни и сожаление. Поэт говорит, что уже минуло много лет, а он всё ещё не смог забыть своей возлюбленной. Его душа сохнет и изнывает без поддержки, хочет найти свою былую силу, но уже не может этого сделать.

Фёдор Иванович Тютчев сумел описать все переживания и волнения, которые человек испытывает на протяжении отношений. Это и радость первого свидания, и романтические будни и даже прощание с любовью и горечь одиночества.

Цикл по праву считают романом в стихах, ведь в нём есть развитие персонажей и действие, которое непреклонно ведёт к разрушению семьи и полному одиночеству. Даже можно найти силу, которая мешает достижению счастья - мнение общественности, которое словно своими руками свело самого слабого - Елену - в могилу.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» задаёт тон всему циклу. Первая строчка даёт толчок к началу истории любви и в то же время завершает весь цикл. Стихотворение можно назвать первым и последним, ведь в нём обозначены не только главные проблемы, но и показана вся жизнь влюблённого мужчины.

Его можно условно разделить на три части, которые взаимосвязаны. Сначала поэт обращает внимание на свои воспоминания, которые терзают душу. Большое количество догадок и попыток найти ответы на сложные вопросы, которые делают его уязвимым. Он словно запутался сам в себе и теперь не может понять, что было к лучшему, а что к худшему.

Во второй части стихотворения герой уже знает ответы. Он пережил первую и самую сложную стадию влюблённости. Теперь у него есть уверенность в завтрашнем дне. Ему становится понятно, как именно получилось всё это. Герой уверенно рассказывает читателю о том, как и что произошло. Он без сомнения описывает всё произошедшее и легко рассказывает о решении, поменявшем его жизнь.

В третьей же части происходит оценка всех предыдущих историй. Герой говорит о результатах своей разрушительной любви, показывает её такой, какая она есть, но ничего не хочет менять. Он всё так же уверен в себе и своей правоте. Однако последние строчки заставляют задуматься о том, кто же виноват в гневе толпы, кто стал причиной всего произошедшего.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В главных героях стихотворения легко угадывается Елена и сам Фёдор Иванович. Это история их знакомства, влюблённости и падения. Поэт последними строками словно проводит линию, он отделяет ими стихотворение от философских поисков виновного.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» считается одним из лучших образцов любовной лирики. Оно самое узнаваемое из всего цикла благодаря хронологическому повествованию и большому количеству эпитетов. Знаки препинания указывают на нюансы, обращают внимание на то, что было бы незаметно без них. Это всё делает стихотворение уникальным, сочетающим в себе как романтическую линию, так и философский подтекст.

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Одно из немногих стихотворений, написанных от лица автора. Оно построено в особой манере диалога. В нём нет реплик и вопросов, но слова воспринимаются как поток речи. Можно услышать нарушенное дыхание, лёгкое разочарование и недовольство. Рифмы и ассонансы, размер стихотворения и некоторые эпитеты создают иллюзию живой речи, состоящую из ответов на несуществующие вопросы.

Диалогизм стихотворения создаёт впечатление, что рядом находится молчаливый слушатель, который участвует в разговоре, но не вмешивается напрямую. Все слова, написанные в стихотворении, отвечают на вопросы, которые никто так и не поставил.

Это поэзия контрастов, в которой любви небесной противопоставляется любовь роковая, югу - север, а грому - тишина. Поэт мастерски описывает природные явления, сравнивая их с состоянием своей души, говорит о проблеме, но не называет её прямо. Всё подаётся через образы и действия, которые служат отражением происходящего в реальности.

Поэт передаёт впечатления от предметов и явлений в настоящем времени, словно во время разговора видит и слышит всё, что происходит («день хрустальный», «море баюкает сны тихоструйной волною», «та кроткая улыбка увяданья»). Он передаёт прошедшие дни в настоящем, словно возвращаясь к приятным воспоминаниям, желая сделать их реальностью спустя долгое время.

Стихотворение кажется обрывком разговора в его середине, когда тема уже задана и остаётся только поддерживать диалог. Словно собеседник уже задал свои вопросы и просто ждёт на них ответы. «Последняя любовь» - образец любовной лирики, который показывает чувства не так, как прежде. Он создаёт имитацию общения, а не простого рассказа о чувствах, как часто было до этого.

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Стихотворение очень трагичное, лишённое всякой надежды на лучшее. Это описание последних часов Елены Александровны, её прощания с жизнью. Стихотворение можно условно разделить на несколько частей, объединённых общим мотивом страдания и горя потери любимого человека.

В первой части поэт описывает дождливый день, когда его возлюбленная уже чувствовала свою смерть. Она всё время была в забытье и лишь за несколько часов до смерти, наконец-то пришла в себя. Елена понимала, что её время на исходе и внимательно вслушивалась в звуки дождя. Она всё ещё тянулась к жизни, но уже не могла ничего изменить.

Вторая часть посвящена обстановке дома. Герой будто старательно всё запоминает, чтобы потом не раз воскресить в памяти этот день во всех подробностях. Он обращает внимание на мелочи, которые до этого были совсем незначительными, подмечает то, что раньше для него не было важным. Ему приходится создавать точную копию комнаты, в которой случилось большое горе.

А затем изображается состояние души мужчины. Он убит горем, он не хочет верить в то, что такое можно пережить. Его покинул очень важный человек, который любил так, как не каждая женщина сможет. Герою приходится мириться с этим, но сама мысль его ужасает.

О, господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

В стихотворении много восклицательных предложений, которые передают настроение и приоритеты главного героя. Они выделяют важнейшие в тот момент эмоции, заставляют их доминировать над остальными. Так же часто встречаются троеточия, что делают акцент на нецелостность мысли. Это не сухое документирование фактов, а восприятие творческой души большой трагедии. Поэтому акценты меняются и главными в стихотворении становятся мелочи, которые до этого не имели значения. Все они собираются вокруг смерти и создают её портрет.

Частый повтор звуков «л», «с», «ш» имитирует шум дождя и создает музыкальное сопровождение к словам. Это позволяет погрузиться в момент, описываемый поэтом, почувствовать его, создать собственное впечатление от него.

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Стихотворение посвящено Елене Александровне, хотя оно с точностью передаёт скорбь любого человека, на глазах которого умирает любимый и создаёт печальное настроение, полное скорби и жалости.

Анализ стихотворений, написанных в первую годовщину смерти Елены

Стихотворение было написано перед первой годовщиной смерти Елены. Тютчев очень тяжело переживал этот день. Он постоянно винил себя во всём произошедшем, потому что думал, что мог спасти возлюбленную. В то время мужчине прощались любовные похождения охотнее, чем женщинам. И всю тягость осуждения толпы понесла на своих плечах Елена. Из-за её любви даже тёте пришлось уйти из Смольного института. Она осталась совсем одна, без поддержки. И Тютчев это знал, однако всегда отказывался узаконить их брак.

Он понимал, что если бы решился на этот шаг, то Елена не страдала бы так сильно. Каждый год перед годовщиной её смерти, Фёдор Иванович очень жалел, что не помог возлюбленной. Он написал два стихотворения с разницей в несколько дней, которые передавали его тёплые и нежные чувства к умершей.
Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» сильно отличается от всех других произведений, входящих в цикл. В нём сознательно создаётся угнетающая атмосфера. Эпитеты «тихий свет», «гаснущий день» указывают на наступление ночи, которая появилась в душе поэта после смерти Елены. Использование звуков «р», «с» и шипящих делают атмосферу более мрачной и таинственной.

Поэт так же использует обращения, например, «ангел мой», которые переносят действия стихотворения в нереальный мир. Словно Елена всё ещё жива и слышит каждое слово, обращённое к ней. Она появляется как лучик надежды в тёмном царстве и рассекает собой темноту, окружающую героя.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» сильно отличается от предыдущего. Оно более яркое и счастливое. В нём уже нет сгущения красок, мир не становится мрачным и враждебным, а наоборот, манит к себе, создаёт уют и тепло. Звонкие звуки создают ощущение счастья и спокойствия.

В стихотворении много эпитетов, которые делают его мягким и более ярким («радужное ведение», «воздушная арка»). Они показывают настроение Тютчева, создают картину мира, который его окружает, и который заслуживает доверия. Однако в стихотворении тоже отразилась печальная судьба Елены.
Из возвышенного и радостного тон переходит в грустный и трагический. Глагол «побледнело» полностью изменяет настроение всего стихотворения, вновь возвращает его к первоначальной теме. Смерть любимой не отпускает поэта.

Эти два стихотворения сильно отличаются друг от друга. Это можно объяснить тем, что они был написаны по разные стороны критического числа - 4 августа. Дата словно исполняет роль барьера, через который каждый год приходится проходить поэту. До неё он в печали, не может простить себе многое. Он готов раскаиваться за каждую совершённую ошибку. После 4 августа, Тютчев вновь становится самим собой. Принимает всё то, что произошло. Он сожалеет об утраченных возможностях, но не ставит их превыше всего.

Поэтому эти два стихотворения такие разные и сильно отличаются друг от друга. Они показывают разного поэта, который борется со своими эмоциями и желаниями, вопреки всему.

Анализ стихотворения «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

Стихотворение было написано через год после смерти Елены Денисьевой. В нём поэт вспоминает о счастливой жизни с возлюбленной и трагическую смерть девушки. Это стало для него потрясением, которое невозможно забыть. Поэт думает, что Елена дала ему возможность любить, вдохнула в него свою душу.

Воспоминания о ней только светлые, в них есть лишь тень печали, но они не перестают радовать поэта.
Это стихотворение, словно дань уважения Елене, которая смогла пробудить чувства и заставить вновь полюбить. Она дарила свои эмоции, не переживая, что они могут быть губительны для неё самой. Это Тютчева и подкупало. Он знал, что далеко не каждая женщина способна так же жертвенно отдаваться любви и идти на всё, только бы быть рядом с любимым.

Поэт написал стихотворение, стараясь донести это до адресата. Он в восьми строчках сумел изобразить всю свою счастливую жизнь с Еленой и передать боль из-за её смерти.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

В стихотворении вновь появляется эпитет «роковой день», который не раз встречается на протяжении всего цикла. Он указывает сразу и на радость, и на печаль от встречи с возлюбленной. Вторая строфа рассказывает о потере. Герой несчастен и раздавлен, он верит в своё вечное одиночество и больше не может найти себе места. Его любовь разбилась о судьбу, и больше нет пути назад.

Заключение

«Денисьевский» цикл Тютчева собрал в себе радость первого свидания, страсть запретной любви и горькую судьбу. В каждом стихотворении сплетаются противоположности и препятствия. Общество не позволяет в полной мери обрести душевную гармонию. Герой понимает это и постоянно восклицает: «О, как убийственно мы любим!», чтобы передать судьбу тех, кто посмел нарушить запреты и попытаться найти счастье. Каждое стихотворение одновременно трагичное и радостное, ведь в них сочетается всё, что пережил сам автор. Он вложил свой опыт в строки, стараясь как можно точнее передать собственные переживания и волнения на бумаге. Именно поэтому его стихотворения до сих пор вызывают отклик в сердцах, ведь они наполнены реальными эмоциями, которые сложно скрыть.