Василий Игоревич Нестеренко — Биография. Тысяча полотен василия нестеренко Биография. Зрелые годы Василия Нестеренко

Василий Игоревич Нестеренко — Биография. Тысяча полотен василия нестеренко Биография. Зрелые годы Василия
 Нестеренко

В Москве, в здании Манежа открылась выставка народного художника Василия Нестеренко. В первый день на церемонию открытия была приглашена только пресса и высокопоставленные лица. Первые пришли, у вторых оказался очень плотный график.

Среди огромного количества картин внимательно бродили корреспонденты, фотографы и редакторы, всматриваясь в те образы, которые представил им художник.

Критиковать и хвалить его, в общем-то, не за что. Разве что за размеры картин и их обилие. Но, как сказал один из посетителей, краски на такие полотна Васили Нестеренко явно не докладывает. Не знаю, что имел в виду комментатор, но мне тоже показалось, что персонажи картин выписаны далеко не с особой чёткостью. Однако, очевидно, Нестеренко и не преследовал цели повторить действительность точь-в-точь. Видимо, в его задачи входит передача намёка, а дальше пусть зритель сам додумывает и дорисовывает всё в своём сознании - в меру своего развития.

Общая направленность картин Нестеренко - религия. Художник понимает под термином «искусство» фантазии на темы библейских персонажей. Они никогда не существовали в действительности, но Василия Нестеренко считают живописцем. Живопись и выдумка - два понятия не совместимые, но фантастика, в том числе и на религиозные темы, тем и хороша, что сила визуального образа зависит от степени погружённости художника в тему.


Василий Нестеренко сам себя считает больным. Конечно, в иносказательном плане: «Искусство - это как болезнь. Многие не заражаются. Многие из тех, кто заразился, рано или поздно излечиваются. И лишь немногие "болеют" всю жизнь. Так вот я из тех, кто заразился на всю жизнь». Эта фраза из его интервью журналу «Наследник» (№ 16).

Образ хороший, и через него следует понимать и общий посыл выставки: живописец, не представивший ни одной живописной работы, но зато поразивший зрителей масштабностью своего погружения в религию. Если не выходить на антагонистические словословия, то правильней было бы назвать Василия Нестеренко иконописцем. Это следует из его работ.

Политический аспект выставки тоже предельно очевиден, и его тоже следует рассматривать наизнанку. Во-первых, украинский художник стал «народным художником» в России. Хотя при этом не известно, знает ли русский народ, что столь высокие звания достаются украинцам при явном поражении в правах настоящих народных - русских художников?

Однако если смотреть эту сторону живописи через мольберт политики, то здесь и украинские корни выворачиваются наизнанку. Начало деятельности Василия Нестеренко положено в США: в ноябре 1991 года состоялась персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке. Потом, в марте 1992 года - персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк. Затем в апреле 1992 года - выставка в здании Национального Вестминстерского банка, Нью-Йорк.

По итогам настоящий украинский и будущий народный художник России был в тот же год принят в члены Американской Лиги Профессиональных Художников. Затем продолжение выставок в США, после обилия которых не остаётся сомнений в том, что эта страна слишком много сделала для Василия Нестеренко, чтобы считаться его мачехой.

Соединённые Штаты стали крёстным существом для будущего великого художника. Сегодня идёт много пересудов на тему вербовки, поэтому американский период в жизни Василия Нестеренко очень откровенно сигнализирует обществу о том, что спецслужбы США крепко полюбили украинца за то, что он им нёс русскую живописную культуру, в которой отражал греческие и иудейские религиозные мотивы.

Такой космополитизм в результате замкнулся на памятнике победившего демократизма: демократизма США, победившего в СССР. Речь идёт о Храме Христа Спасителя. В феврале 1995 года вернувшийся из США уже на всю титулованный и признанный всем Западным Миром будущий народный художник России начал работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя.

По Сеньке и шапка: в 1995 году Василий Нестеренко стал членом Московского Союза Художников. Затем в 1996 - 1997 годах состоялась его персональная выставка в галерее «Мерсер», Нью-Йорк. После очередной порции наущений от США Василий Нестеренко сразу же попал в Кремль, где состоялась его персональная выставка в Администрации Президента Российской Федерации. Президентом России тогда был раб США и нижайший раб Израиля Борис Ельцин.

Таким образом, сам Бог отвёл Василия Нестеренко от настоящей живописи. Он так и не написал ни русских пейзажей, ни русских портретов. Зато стены Манежа прогнулись под громадными полотнищами с изображениями святых, явно демонстрируя, что Василий Нестеренко действительно болен искусством, но болен он им в квадрате - через расщепление в религию.

Отсюда и признание: 1999 - Заслуженный художник Российской Федерации; 2000 - Орден Сергия Радонежского II степени Русской Православной церкви за росписи в Храме Христа Спасителя; 2003 - Патриаршая Грамота за создание новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове; 2004 - Народный художник РФ; 2004 - орден Андрея Рублева III степени от Московской Патриархии.

Как ответный мессидж спецслужбам США, давшим такой изумительный старт живописной иконографике Василия Нестеренко, российские спецслужбы отметились альтернативностью: 2010 - Премия ФСБ в номинации «Изобразительное искусство».

Умение тусоваться для художника превыше всего. Но в настоящее время Василий Нестеренко явно выпал из обоймы. Начало его нисхождения одни связывают с перегруженностью его полотен религиозной темой. В частности, иудеи предельно негативно настроены на то, что звание «народный художник» хотя и досталось одному из них, но откровенно не по современному тренду. На открытии выставки не было ни одного раввина.

Другие связывают проблемы с тем, что видят в Василии Нестеренко претендента на пост руководителя Российской Академии Художеств, где ныне присутствует Зураб Церетели - не менее удачливый художник. Если это так, то в скором времени мы станем свидетелями закулисной схватки украинца с грузином за очередной пост в русском образовательном учреждении.

То, что тучи над иконами Василия Нестеренко начали сгущаться, показало открытие выставки, на котором не было высоких лиц, и даже министр культуры не прибыл для фиксации значимости фигуры народного художника. Этот откровенный плевок власти в сторону выдающихся религиозных полотен был с успехом демпфирован обилием попов и различных иерархов Церкви. Но тоже - всё низенько-низенько…

Марина Ветрова

Художник Нестеренко Василий Игоревич, живописец, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств. Родился в Павлограде на Украине в 1967. После подготовки в мастерской Народного художника России Н.С. Присекина в 1980 поступил в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова на отделение живописи, которую в июне 1985 окончил с золотой медалью. После службы с1985 по 1987 в СА учился с 1987 по 1994 в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, мастерская народного художника СССР академика Т.Т. Салахова.

Брак в Кане Галилейской. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя, 2001

Василий Нестеренко внёс большой вклад в воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат монументальные росписи «Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», цикл Богородичных икон, пять картин на евангельские сюжеты для Патриаршей Трапезной и плащаница. Работы художника можно увидеть и в музее Храма Христа Спасителя. Под его руководством и при личном участии были созданы новые росписи в Успенском Кафедральном соборе в Дмитрове и иконостас в Храме Тысячелетия крещения Руси в Царицыно. Работы Нестеренко Василия Игоревича находятся в крупных музейных собраниях в России и за рубежом.

Василий Нестеренко - автор целого ряда персональных выставок, среди которых выставки в Российской академии художеств, в Кремле, в ГВЗ «Новый Манеж», в Музее Храма Христа Спасителя, а также многочисленные выставки в Европе и США.

Вид на Кремль со Старой площади, 1998


Храм Христа Спасителя, 2002


Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя, 1998


Чудесное умножение хлебов. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя, 2001

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона Богородичного цикла Храма Христа Спасителя, 2002.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона Богородичного цикла Храма Христа Спасителя, 2002.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы .Икона Богородичного цикла Храма Христа Спасителя, 2002

Рождество, 2004

Пасха, 2003

Троица, 2004

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 1996

Портрет Патриарха Алексия II, 2000


Образ Святой Троицы. Роспись Успенского собора в Дмитрове, 2002

Осенний букет, 1998

Воспоминание о Голландии, 1998


Весна на Афоне, 1996


Осень в Печорах, 1996

Валаам


Зима в Троице-Сергиевой лавре, 1995

Заячьи следы, 2003


Весенний цвет, 2002


Ветка сакуры, 2005


Золотой покров, 2005


Первый снег, 2006


Волшебный сон, 2005


Море, 2004


Ночное светило, 2006

Мечты о флоте, 1995


Триумф российского флота, 1994

Москва встречает героев Полтавы, 1997

Триумф Екатерины, 2007


Отстоим Севастополь, 2005


Русская Мадонна, 2005

Девичьи мечты, 2003

Портрет мамы, 2004

"Послужной список":

1988 — участие во Всесоюзной выставке “Молодость России” в Центральном выставочном зале “Манеж”, Москва

1989 : — всероссийская выставка молодых художников в Центральном Доме художников, Москва

1990 : — персональная выставка графических работ в Выставочном зале МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва
1991 — персональная выставка в Галерее Хэппи Уорлд Инкорпорейшн в Токио, посвященная визиту М. С. Горбачева в Японию
— Всероссийская выставка портрета в Галерее МОСХа на Кузнецком Мосту, Москва
1991 — 1992 — дипломная стажировка по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке под руководством профессоров Росса Ниара, Фиби Хельман, Френка Линдта
— персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке
1992 : — персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк
— принят в члены Американской Лиги Профессиональных Художников (АЛПХ)
— персональная выставка в Галерее Амбассадор с публикацией каталога живописных работ, Нью-Йорк
1994 — член Международной федерации художников ЮНЕСКО и Международного художественного Фонда
— Презентация картины “Триумф Российского флота” и персональная выставка в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
1995 : — начало работы над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя
— член Московского Союза Художников
— награжден Дипломом Российской академии художеств
1996 : — персональная выставка в залах Российской академии художеств с публикацией альбома “Василий Нестеренко. Живопись, графика”, Москва

— персональная выставка в Доме Правительства РФ, Москва
— экспонирование картины “Триумф Российского флота” во Дворце Съездов в Кремле в рамках празднования 300-летия Российского флота
— персональная выставка в галерее “Мерсер”, Нью-Йорк
1997 : — персональная выставка в Администрации Президента Российской Федерации, Кремль, Москва
— персональная выставка в галерее “Барвиха”
1998 : — приобретение Правительством Москвы картины “Тайная вечеря”, и передача ее в дар Храму Христа Спасителя для размещения в Патриаршей Трапезной
1999 : — присуждение почетного звания “Заслуженный художник Российской Федерации”
— работа над росписями кафедрального соборного Храма во имя Христа Спасителя в Москве. “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей” (северо-западный пилон храма); “Вход Господень во Иерусалим” (западный тимпан храма); “Крещение Господне” (северный тимпан храма)
— по приглашению Иерусалимской Православной Патриархии возглавил коллектив художников, работавших над созданием внутреннего убранства Тронного Зала Иерусалимской Патриархии, сооруженного для торжественных мероприятий, посвященных празднованию 2000-летия Рождества Христова
2000 : по решению Правительства Москвы создано Государственное учреждение культуры “Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко”
— по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II работа над циклом картин на Евангельские сюжеты для Патриаршей Трапезной Храма Христа Спасителя, Москва
— персональная выставка в Музее города Осташкова в рамках Музыкального фестиваля Ирины Архиповой на Селигере
— возглавил коллектив художников, работавших над созданием художественного убранства Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, явился автором десяти росписей
— награда Орденом Сергия Радонежского 2-й степени за работу над росписями Храма Христа Спасителя
— персональная выставка ”Осенний пейзаж” в культурном центре УПДК, МИД РФ, Москва
2000 — 2001 — работа над четырьмя полотнами: “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Христос и самарянка”, “Чудесный улов” для Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя, Москва
2001 : выставка “Путь к Храму”, музей Храма Христа Спасителя
— избран членом-корреспондентом Российской академии художеств
— персональная выставка в Российском фонде культуры
— избрание председателем правления Благотворительного фонда “ТВОРЧЕСТВО”
2002 : — работа над циклом Богородичных икон и Плащеницы для Храма Христа Спасителя
— персональная выставка в Музее Храма Христа Спасителя, посвященная 35-летию со дня рождения, и презентация картин Евангельского цикла Патриаршей Трапезной
— по приглашению Главы Администрации Дмитровского района Московской области возглавил творческий коллектив, работавший над созданием нового живописного убранства Успенского Кафедрального собора в Дмитрове — памятника культуры федерального значения. Работа над росписями “Образ Святой Троицы”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше”, “Голгофа” в Дмитровском Успенском Соборе
— по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II приглашё вколлектив художников и иконописцев для создания живописного убранства Храма Живоначальной Троицы, сооруженного в честь Тысячелетия Крещения Руси в Царицыно, Москва
— персональная выставка в Выставочном зале “Фамагуста Гейтс”, в Никосии, Кипр
— персональная выставка в Музее Книги и Книгопечатания в Киево-Печерской Лавре
2003 :— по приглашению вице-мэра Москвы В. П. Шанцева возглавил коллектив художников и реставраторов, проводящих работу по воссозданию художественного убранства Храма во имя Успения Божией Матери в селе Домнино Сусанинского района Костромской области, родовом имении Романовых
— персональная выставка в Государственном Оренбургском художественном музее
2004 : — персональная выставка в Государственном Выставочном зале “Манеж”, Москва
— персональная выставка в Центральном Музее Великой Отечественной войны 1941-1955гг. на Поклонной горе
— персональная выставка в Орловском Государственном Музее изобразительных искусств
— присвоение почетного звания “Народный художник Российской Федерации”
— персональная выставка в Музейном комплексе города Дмитрова
— избран членом Экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области литературы и искусства в Центральном Федеральном округе
— персональная выставка в картинной галерее Музея-заповедника “Вологодский кремль”
— персональная выставка в Центральном Доме работников искусств, Москва
2005 : — персональная выставка в Липецком областном выставочном зале
— персональная выставка в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого
2006 :— персональная выставка в МГВЗ “Новый Манеж”
— персональная выставка в Рязанском художественном музее
— персональная выставка в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

— персональная выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь
2007 :— персональная выставка в Витебском областном краеведческом музее
— персональная выставка в Доме Правительства Российской Федерации
— персональная выставка в Брянском областном художественном музейно- выставочном центре
— избран Действительным членом Российской академии художеств
2008 : -выставка в «Областной картинной галерее «Образ» г. Калуга
— персональная выставка в Белгородском государственном художественном музее
— персональная выставка в Тюменском областном музее изобразительных искусств
— персональная выставка в Украинском Доме, Киев
— персональная выставка в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»
2009 : — персональная выставка в ФГУ «Дом космонавтов»
— персональная выставка в Ярославском художественном музее
— персональная выставка в Посольстве КНДР
— персональная выставка в Российской академии художеств
— персональная выставка в Академии ФСБ РФ
— персональная выставка в Центральном музее пограничной службы ФСБ РФ
— персональная выставка в ЦВЗ «Манеж»
2010 : - персональная выставка в Чувашском национальном художественном музее Чебоксары
— персональная выставка в Счетной Палате РФ
— персональная выставка в МГТУ им. Н. Э. Баумана
— персональная выставка в Культурном центре Академии ФСБ РФ
2011 : — персональная выставка в Академии управления МВД
— персональная выставка в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница»

«Вы представляете, как это сейчас важно и актуально – донести до нашего народа, до нашего сознания величие и мощь России.»

В. Нестеренко

Биография. Молодые годы Василия Нестеренко

Самый молодой народный художник России родился на Украине в Павлограде в 1967 году. После смерти отца, в возрасте 9 лет он начал серьезное обучение живописи, а в 1980 поступил в Московскую среднюю художественную школу при академическом художественном институте им. Сурикова. Василий Игоревич был круглым отличником и окончил среднюю художественную школу с золотой медалью.

В октябре 1985 поступил на факультет живописи в Суриковском институте, но зимой этого же года был призван в армию, где отслужил до 1987 года. После армии он продолжил обучение в институте и в классе академика Т.Т. Салатова. Среди преподавателей были проф. Л.Л. Шепелев, проф. С.Н. Шильников, Н.П. Христолюбов и Е.Н. Трошев, но самым любимым преподавателем остался Т.Т. Салатов, о котором художник не раз напишет в своих статьях.

Осенью 1988 года Нестеренко участвует во Всесоюзной выставке «Молодость России» в Московском «Манеже». Эта выставка приносит ему успех и до 1990 года он участвует еще в нескольких выставках молодых художников.

Первая персональная выставка перспективного художника состоялась в апреле 1990 года в Выставочном зале МГАХИ им. Сурикова. Еще одним знаком его успеха стала покупка Киевским художественным музеем картины «Чернобыль» в мае 1990 года. Далее следует множество выставок, как на Родине, так и за границей.

С сентября 1991 до июня 1992 Нестеренко проходит дипломную стажировку от имени Министерства культуры СССР в художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке, где его руководителями были такие именитые личности как Росс Ниар, Фиби Хельман и Френк Линдт. На его выставку приходят члены Американской Лиги Профессиональных Художников (АЛПХ), которые настолько восхищены молодым дарованием, что в апреле 1992 года принимают его в свою организацию. За громкий успех в период Нью-Йоркского творчества, Нестеренко удостаивается Почетной Премией на 64-й Национальной выставке АЛПХ.

По возвращению на родину Нестеренко берется за дипломную работу «Триумф Российского Флота» (1994). Весной 1994-го года Нестеренко с блеском защищает диплом и оканчивает учебу в Суриковском институте. В это же время он становится членом Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Биография. Зрелые годы Василия Нестеренко

Так как Василий Нестеренко очень рано добился успеха, период зрелости можно отсчитывать с момента завершения учебы в институте. Он быстро нашел свой путь в искусстве, ему по силам все жанры живописи: от исторических картин до психологических портретов.

В 1995 начинает работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя, которые, уже в 1996, выигрывают конкурс и Нестеренко становится одним из художников-реставраторов. Он много трудится над эскизами и в 1999-м монументальная роспись была закончена. За оформление Храма Христа Спасителя был поощрен Орденом Сергия Радонежского 2-ой степени.

В возрасте 33-х лет, в мае 1999-го года Василий Нестеренко стал заслуженным художником Российской Федерации, а в 2000-м создано государственное учреждение культуры «Московская картинная галерея Василия Нестеренко». Его трудолюбие и рвение к работе ошеломляют: ведь не каждый художник способен создать коллекцию для выставки в Новом Манеже, тем более в таком молодом возрасте.

В 2002 участвует в росписи Успенского Кафедрального собора в Дмитрове. В 2003 выходит в свет публикации его альбомов. Позже расписывает и Успенский Храм в Домнино, Тронный зал Иерусалимского Патриарха в Иерусалиме.

В 2004 получает звание «Народный художник РФ», а в 2007 избран Действительным членом Российской академии художеств.

Самые известные картины Василия Нестеренко

Росписи в Храме Христа Спасителя включают в себя следующие произведения: «Воскресение Христово», «Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», а также четыре Богородичные иконы, пять картин на библейские темы для Патриаршей Трапезной и плащаницу, которая буквально завораживает зрителя.

«Триумф Российского Флота» (1994) - это огромная работа, длиной в 6 метров, поражает не только своими размерами, но и техникой. Трудно представить, как тяжело прописывать такие разнообразные портреты в одной картине, не теряя центральной фигуры – Петра I. Выполненная в классическом стиле русской живописи, она наполнена динамикой в движениях персонажей и контраста между военными костюмами и женскими украшениями.

Историческое полотно «Отстоим Севастополь», созданное в 2005, было некоторой декламацией художника о том, что главная задача современников – это чтить победы своих предков.

Жанровые портреты «Непокоренный» (2005) и «Наедине с собой» (1995) – изображения «героев моего времени» - людей, которые живут необычной жизнью и счастливы в своем одиночестве и внутренней гармонии.

Принадлежность картин Нестеренко к художественным стилям

Нестеренко трудится в основном в стиле русской классической живописи. Для него примером являются Нестеров, Иванов, Васнецов и Ван Дейк. В исторических полотнах и в религиозной живописи, особенно в картине «Наедине с собой», есть сходство с Нестеровым: он также пытается найти красоту в аскетичном образе жизни монахов.

Музеи и галереи – места выставок картин Василия Нестеренко

Музей и Храм Христа Спасителя, Москва

Третьяковская галерея, Москва

Центральный музей Вооруженных Сил России

Российская Академия Художеств.

Посмотреть все картины художника Нестеренко В.Г. можно

© Художник Нестеренко. Биография художника Нестеренко. Картины, описание картин художника Нестеренко

Василий Игоревич Нестеренко родился 28.02.1967 года в г. Павлограде Днепропетровской области. После переезда в Москву в 1978 году начал профессионально обучаться живописи, в 1980 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И.Сурикова на отделение живописи.

Окончил МСХШ в 1985 году с золотой медалью, в том же году поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова под первым номером на факультет живописи.

В 1991-1992 г.г. стажировался по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью Йорке (США).

Окончил МГАХИ им.В.И.Сурикова с красным дипломом. Дипломная картина – исторический холст «Триумф Российского Флота» (310х590 см, 1994) открывает экспозицию Центрального Музея Вооруженных Сил России.

С 1995 по 2002 год работал над художественным убранством Храма Христа Спасителя в Москве. В.И.Нестеренко – автор четырех монументальных росписей на стенах Храма: «Воскресение Христово», «Святой Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень во Иерусалим», цикла Богородичных икон для центрального объема Храма, Плащаницы для Главного престола Храма, автор пяти картин на Евангельские сюжеты и десяти росписей для Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. За большой вклад в воссоздание Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил В.И.Нестеренко орденом Сергия Радонежского II степени.

В 1999 году В.И.Нестеренко явился автором художественного убранства Тронного Зала Иерусалимской Патриархии. В Рождество 2000 года под росписью художника в Иерусалиме состоялась историческая встреча всех Патриархов и Президентов православных стран.

В.И.Нестеренко – автор новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове (2002-2004), в Храме Успения в Домнино – родовом имении бояр Романовых (2003-2005). Художник создал концепцию живописного убранства Храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси (награжден за эту работу орденом Андрея Рублева III степени, 2004) и концепцию живописного убранства Софийско-Успенского собора в Тобольске (2008).

Помимо церковных росписей художник активно занимается исторической живописью. Среди его исторических картин можно выделить многофигурные полотна «Москва встречает героев Полтавы» (1997), «Отстоим Севастополь!» (2005), «Триумф Екатерины» (2007), «Клятва князя Пожарского» (2008), «Молитва Сусанина» (2010), «Избавление от Смуты (2012), «Гибель нашествия» (2012), «Возрождение Патриаршества» (2011), триптих, посвященный Великой Отечественной Войне: «Непокоренный»(2005), «Сестра милосердия»(2010), «Эхо прошедшей войны»(2010). В.И.Нестеренко много работает в области портретной живописи. Он автор серии портретов современников, портретов выдающихся деятелей Российской культуры: «Ирина Архипова» (2000), «Портрет Владимира Маторина в роли Бориса Годунова» (2004), «Портрет Святослава Бэлзы в маскарадном костюме» (2005), «Портрет Василия Ланового в роли Бернарда Шоу» (2004), автор исторических портретов (серия портретов деятелей Екатерининской эпохи, созданных для Большого Дворца в Царицыно, 2007), портрет Патриарха Тихона (2001), портрет Патриарха Диодора (1997), созданный для музея Иерусалимской Патриархии, два портрета Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (2008), созданные для музея Марфо-Мариинской обители, портрет Великого князя Сергея Александровича (2010).

В.И.Нестеренко много работает в области пейзажной живописи. Он автор многочисленных видов русской природы, этюдных работ, а также монументальных пейзажей, таких, как «О, Русская Земля…» (2003), «Масленица» (2003), «Зимний багрянец» (2003), серия картин «Времена года» (1995-1997), «Верхотурье» (2008), «Предзимье» (2008). Целая серия монументальных работ посвящена природе Сибири и Дальнего Востока. Они явились результатом творческих поездок по Байкалу, Саянам, Курилам и Сахалину. Эта серия работ неоднократно экспонировалась под общим названием «Далекие рубежи».

Интересны натюрморты художника, многие из которых посвящены Российской истории: «Наша слава – Русская Держава» (2005), «Оружие Победы» (2005), «Мечты о флоте» (1997), «Гусарская баллада» (2003), «Потомству в пример» (2007). «Храбрые – бессмертны» (2010).

Произведения художника находятся в крупнейших музейных собраниях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Центральном музее Вооруженных Сил России, Музее Москвы, Музее-заповеднике «Царицыно», в Зале Высшего Церковного Совета в Храме Христа Спасителя и других собраниях.

Решением Правительства Москвы в 2000 году было создано Государственное учреждение культуры города Москвы «Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко» и выделено для этих целей здание в районе Старого Арбата.

В.И.Нестеренко - автор многочисленных выставок в художественных музеях и картинных галереях Москвы, городов центральной России и Сибири, автор персональных выставок в столицах Беларуси и Украины, а также в городах дальнего зарубежья: Токио, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Парижа, Пекина, Берлина, Никосии. Художник провел персональные выставки в Большом Манеже в Москве (2004, 2010), в Новом Манеже (1999, 2006), в Российской академии художеств (1996, 2006,2012), в Большом Дворце в Царицыно (2008,2012).

В 2004 году Указом Президента РФ В.В.Путина живописцу было присвоено почетное звание «Народный художник РФ». В 2008 году В.И.Нестеренко избран действительным членом Российской академии художеств. В.И.Нестеренко является членом Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ с 2008 г., членом Патриаршего Совета по культуре с 2010г., членом Комиссии по присуждению премий в области искусства и кинематографии при ФСБ РФ с 2006г., членом Наблюдательного Совета при Главном Управлении МО РФ с 2005г., членом Президиума Российской академии художеств с 2009г.

Женат. Имеет троих детей: двух сыновей и одну дочь.

Р одился Нестеренко в 1967 году на Украине в семье геологов. Обучаться живописи начал в девять лет после смерти отца. Закончил Московскую среднюю художественную школу с золотой медалью (1980-1985) и прошел службу в рядах Советской Армии (1985-1987). В годы обучения в Суриковском институте, одним из первым его учителей стал Н.С. Присекин, о котором неоднократно писал журнал «Слово», Т. Т. Салахов, А. В. Дронов и др.

В тридцать три года Василий Нестеренко уже был заслуженным художником Российской Федерации и член-корреспондентом Российской Академии Художеств. Эти громкие звания он заслужил за монументальные росписи Храма Христа Спасителя: «Воскресение Христово», «Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», а также цикл Богородичных икон, пять картин на Евангельские темы для Патриаршей Трапезной и плащаницу, которую увидев, хочется писать с большой буквы - Плащаница. За всю эту работу по оформлении ХрамаХриста был награжден Орденом Сергия Радонежского 2-ой степени. Кроме того шестиметровый холст его кисти «Триумф Российского Флота» находится в Цетральном Музее Вооруженных Сил России, портрет Ирины Архиповой в Третьяковской галерее, а картина «Чернобыль» в Художественном музее Киева.

Василий Нестеренко руководил и лично прикладывал руку к новым росписям в Успенском Кафедральном соборе в городе Дмитрове и в иконостасе Храма Тысячелетия крещения Руси в Царицыно.

В его послужном списке множество персональных выставок, в том числе проходивших в Российской Академии художеств, в Кремле и за рубежом: в Праге, Токио, а в Новом Йорке больше, чем в обеих наших столицах.

Василий Нестеренко пишет в реалистической манере русской классической живописи и работает в самых различных жанрах. За всю историю только четыре художника осилили такой титанический труд, как устройство персональной выставки в Новом Манеже, но им было отнюдь не тридцать шесть лет.

Все те, кто знаком с работами художника, и те, кто видит их впервые,- не могут не отметить и не поразиться их многожанровостью и во многих случаях масштабом. На первом месте духовная живопись, потом историческая, двух видов - эпическая и представленная натюрмортом, далее пейзажи, портреты, цветы, жанровые сцены и, как говорил Н.В. Гоголь устами художника Чарткова, «рисунки с антиков из натурного класса» - их не много, но говорят они многое. «Давид» Микеланджело нарисован безукоризненно, а у Венеры Милосской на мраморных плечах отсвечивают блики. Становится очевидно, что перед нами художник единственный в своем роде.

“Клятва Князя Пожарского”

“Триумф Российского флота”

“Отец Отечества”
Кремль. Приемная Президента
Российской Федерации

“Нам позавидуют в сей славе!”

“Триумф Екатерины”

“Отстоим Севастополь!”

“Потомству в пример”

“Великая Княгиня Елизавета Феодоровна”

“Воскресение Христово” и “Апостол Матфей”

“Вход Господень во Иерусалим”

“Крещение Господне”

“Тайная вечеря”

“Чудесный улов”

“Рождество”

“Распятие”

“Образ Спасителя в терновом венце”

“Патриарх Московский и всея Руси Алексий II”

“Храм Христа Спасителя”

“О, русская земля!”

“Утро на сусанинских болотах”

“Золотой покров”

“Последние листья”

“Первый Снег”

“Ветка сакуры”

“Забытые”