Статистический анализ трудовых ресурсов и занятости населения в рф. Структура занятости населения россии

Статистический анализ трудовых ресурсов и занятости населения в рф. Структура занятости населения россии

Статистический анализ динамики численности и структуры трудовых ресурсов в РФ

Система показателей статистики трудовых ресурсов включает абсолютные и относительные показатели. Проанализируем основные статистические показатели рынка труда в Российской Федерации, использую данные официальной статистики Росстата (таблица 2.1) .

Таблица 2.1 – Основные абсолютные показатели, характеризующие трудовые ресурсы РФ в 2010 – 2015 гг, тыс. человек

Среднегодовая численность трудовых ресурсов уменьшается в течение исследуемого периода, о чем можно судить по расчетным данным таблицы. Базисный абсолютный прирост свидетельствует о снижении значения показателя на 847 тыс. человек за пять лет. Наибольший спад произошёл в 2011 г. по сравнению с предыдущим, как показывает цепной прирост. В целом, в 2013 г. число трудовых ресурсов, равное 92775,80 тыс. человек, снизилось по сравнению с базисным 2010 годом на 0,9% и на 0,08% меньше, чем в предыдущем периоде .

Проанализируем относительные показатели, характеризующие трудовые ресурсы, которые играют немаловажную роль в исследовании в таблице 2.2.

Коэффициент трудоспособности населения – это отношение численности трудоспособного населения к общей численности населения.



Таблица 2.2 – Относительные показатели, характеризующие трудовые ресурсы РФ в 2011 – 2015 гг.

Год
Коэффициент трудоспособности населения, % 602,46 599,21 595,19 585,89 574,16
Уровень экономически активного населения, % 62,36 62,30 62,58 62,62 62,48
Коэффициент занятости, % 485,95 489,51 495,31 499,1 502,46
Коэффициент замещения трудовых ресурсов, % 241,02 246,67 250,06 257,82 265,63
Коэффициент пенсионной нагрузки, % 392,84 410,55 415,56 428,05 438,02
Коэффициент общей нагрузки, % 633,86 657,22 665,62 685,87 703,65

Рассчитанное значение данного показателя невелико по сравнению с 1000, поэтому можно сделать вывод, что в РФ доля трудоспособного населения чуть выше половины от общей численности. За исследуемый период значение коэффициента сократилось на 28,3% (в 2011 г. оно было равно 602,46%, а в 2015 г. – 574,16%).

Уровень экономической активности населения – доля экономической активного населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы. Уровень ЭАН за пять лет увеличился на 0,12%. В 2011 г. он составлял 62,36%, а в 2015 г. – 62,48%. В среднем же его значение за анализируемый период равно 62,47%.

Коэффициент занятости показывает удельный вес занятых в общей численности жителей страны. В течение исследуемого периода наблюдалась тенденция к увеличению. В 2011 г. его значение составляло 485,95%, а в 2015 г. – 502,46%, что говорит о том, что за пять лет прирост составил 16,51%.

Коэффициент замещения трудовых ресурсов – число детей и подростков до 16 лет в расчёте на 1000 чел. трудоспособного возраста. В 2011 г. он был равен 241,02%, а в 2015 г. – 265,63%. За пять лет значение коэффициента увеличилось на 24,61%.

Коэффициент пенсионной нагрузки – число лиц пенсионного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста. В 2011 г. значение показателя составляло 392,84%, а спустя пять лет – 438,02%. За исследуемый период прирост составил 45,18%.

Коэффициент общей нагрузки – число лиц нетрудоспособного возраста в расчёте на 1000 человек трудоспособного возраста. Значение коэффициента общей нагрузки растет ежегодно. За пять лет прирост составил 69,79.

Относительные показатели свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что уровень ЭАН растет, доля лиц трудоспособного возраста уменьшается. А в связи с тем, что пополняются трудовые ресурсы за счёт подростков и пенсионеров, коэффициент общей нагрузки увеличивается.

Статистика занятости и безработицы населения в РФ

Численность безработных в среднем за год за 2014-2015 гг. заметно выросла с 42876,41 тыс. человек до 44228,33 тыс. человек, что связанно было с неблагополучной обстановкой в стране и ростом инфляции . Однако и численность занятых в среднем за год за 2014-2015 гг. приблизительно на 100 тыс. человек (рисунок 2.1).

Предпринятые меры стимулирования занятости возымели действие, как показывают данные. Ежегодно с 2010 г. численность занятых увеличивается.

Рисунок 2.1 – Динамика численности занятых в РФ за 2010 – 2015 гг.

За исследуемый период их количество возросло до 71391,5 тыс. человек, что составляет прирост 2,9% по сравнению с 2010 г. Лишь в последний год произошел небольшой спад в 153,9 тыс. человек, что существенно не повлияло на ситуацию в целом.

Безработица - это не просто социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Поэтому её анализ играет существенную роль в нашем исследовании.

Численность рабочей силы (экономически активного населения) в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2016г. составила 76,1 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны (рисунок 2.2).

В численности рабочей силы 71,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) .

Рисунок 2.2 – Динамика численности занятых и безработных за 2015-(март) 2016 гг., млн. чел

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в марте 2016 г. составил 6,0% (без исключения сезонного фактора). Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2016г. составил 64,9% (рисунок 2.3) .

Рисунок 2.3 – Уровень безработицы по методологии МОТ (в % к численности рабочей силы)

Численность занятого населения в марте 2016г. увеличилась по сравнению c февралем на 58 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с мартом 2015г. уменьшилась на 70 тыс.человек, или на 0,1% (приложение II).

Численность безработных в марте 2016г. по сравнению с февралем увеличилась на 137 тыс.человек, или на 3,1%, по сравнению с мартом 2015г. - на 64 тыс.человек, или на 1,4% .

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1062 тыс.человек, что на 0,7% меньше по сравнению с февралем и на 6,0% больше по сравнению с мартом 2015 года.

Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в марте 2016г. составила 45,4%, городских жителей - 65,5%, молодежи до 25 лет - 21,6%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 23,2%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,8%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,1%). В марте 2016г. это превышение составило 1,7 раза.

В марте 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,9%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 25,8% (в марте 2015г. - соответственно, 21,9% и 24,9%) .

Итак, в целом, рассматривая весь исследуемый период, 2010 г. был объявлен годом борьбы с безработицей, в последующие годы ее уровень значительно снизился (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Динамика отношения численности безработных к количеству вакантных мест в РФ в 2010 – 2015 гг.

Динамика отношения численности безработных к количеству вакантных мест в РФ за 2010 – 2015 гг. отображена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Динамика отношения численности безработных к количеству вакантных мест в РФ за 2010 – 2015 гг.

Год
Отношение численности безработных к количеству вакантных мест, тыс. чел 9,49 8,52 6,54 4,50 3,50 3,22
Абсолютный базисный прирост, тыс. чел - -0,98 -2,96 -4,99 -6,00 -7,32
Абсолютный цепной прирост, тыс. чел - -0,98 -1,98 -2,03 -1,01 -0,99
Базисный темп роста, % 100,00 89,72 68,84 47,44 36,83 35,93
Цепной темп роста, % - 89,72 76,73 68,90 77,65 72,60
Базисный темп прироста, % - -10,28 -31,16 -52,56 -63,17 -65,22
Цепной темп прироста, % - -10,28 -23,27 -31,10 -22,35 -23,16

Отношение численности безработных к количеству вакантных мест ежегодно снижается. Это можно объяснить как снижением числа безработного населения (за пять лет значение показателя уменьшилось на 2146,3 тыс. человек), так и увеличением количества вакантных мест (за 2010 – 2015 гг. прирост составил 521,39 человека или 78,77%). В целом же за шесть лет отношение численности безработных к количеству вакантных мест снизилось на 63,17% .

Анализ абсолютных показателей позволяет сделать следующий вывод: так как численность трудовых ресурсов ежегодно увеличивается, как и количество занятого населения, ситуация в стране должна улучшиться. Если тенденция сохранится, то в ближайшем будущем такие проблемы, как безработица и кризис, не будут иметь первостепенное значение.

Таблица 2.4 – Структура занятости населения по видам экономической деятельности в РФ (в %)

Вид деятельности\год
Сельское и лесное хозяйство 10,1 9,9 8,9 8,5 8,3 7,7 7,7 7,3 7,0
Добыча полезных ископаемых 1,8 1,7 1,9 1,9 2,0 2,0 2,0 2,0 2,2
Обрабатывающие производства 18,2 18,0 17,4 16,5 15,3 15,2 15,0 15,0 14,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 3,1 2,9 3,0 3,2 3,3 3,2 3,3 3,2
Строительство 6,7 6,5 7,0 7,6 7,1 7,2 7,2 7,4 7,6
Оптовая и розничная торговля, бытовые услуги населению 17,1 17,3 17,5 17,2 17,3 17,5 18,0 18,2 18,4
Транспорт и связь 9,2 9,1 9,4 9,3 9,4 9,3 9,4 9,4 9,5
Финансовая деятельность, операции с недвижимостью, аренда 7,4 7,6 8,1 8,2 8,3 8,4 8,7 8,7 9,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 7,2 7,1 6,9 7,6 8,0 8,1 7,7 7,5 7,4
Образование 9,2 9,0 9,1 9,1 9,4 9,4 9,2 9,2 9,2
Здравоохранение 6,9 7,2 7,4 7,4 7,9 7,9 7,9 8,0 7,9
Другие виды экономической деятельности 3,3 3,5 3,5 3,7 3,9 3,9 4,0 3,9 4,1
Сумма

Рассматривая структуру занятости населения РФ по видам экономической деятельности, можно прийти к выводу, что с 2007 по 2015 гг. существенно сократилась доля занятых в сельском и лесном хозяйствах (-30,7 %), что крайне неблагоприятно для агропромышленного комплекса Российской Федерации, а также в обрабатывающих производствах (-18,7 %). Занятость населения в остальных видах экономической деятельности изменялась незначительно .

Согласно представленной структуре занятости населения РФ, наиболее привлекательными для населения являются сферы: оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг населению, обрабатывающих производств, транспорта и связи.

Занятость населения страны определяет уровень её экономического развития. Другими словами, чем больше человек в государстве трудоустроены, тем выше уровень экономического развития и благополучия республики.

Занятость населения – это термин, который определяет деятельность резидентов, направленную на удовлетворение личных или общественных потребностей. Другими словами, это количество официально трудоустроенных и не трудоустроенных граждан РФ трудоспособного возраста.

Структура занятости населения в России формируется только из . Напомним, что до 2018 года в Российской Федерации мужчины считались трудоспособными до 60 лет, женщины — до 55 лет. С 2019 года возраст выхода на пенсию начнётся постепенно увеличиваться. С 2023 года представители сильной половины человечества будут работать до 65 лет, дамы – до 60 лет. Тем самым правительство рассчитывает на увеличение численности трудоспособного населения.

Составляющие структуры занятости:

  • Резиденты, которые осуществляют трудовую деятельность по найму.
  • Резиденты РФ, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. К ним относят индивидуальных предпринимателей и людей, занимающихся фермерским хозяйством.
  • Военнослужащие, которые проходят службу.
  • Резиденты Российской Федерации, которые находятся на обучении в среднеобразовательных школах, производственно-технических училищах, колледжах или высших учебных заведениях.
  • на территории Российской Федерации.
  • Резиденты РФ, которые заняты в домашнем хозяйстве. К таким гражданам можно отнести женщин, которые сидят в декретном отпуске или людей, которые осуществляют уход за больными или престарелыми людьми.

Россия стоит на пороге сокращения численности трудоспособного населения. Подробнее об этом — в следующем видеоматериале.

Статистика по стране

Согласно данным Росстата в 2018 году было зарегистрировано 76 000 000 граждан трудоспособного возраста , 72 300 000 из которых являются официально трудоустроенными. Безработными зарегистрированы 3 700 000 резидентов РФ.

Незанятость равна 4.9%.

В 1 квартале 2018 года зарегистрировано 75 901 000 человек в критерии рабочей силы в возрасте от 15 лет. Из них трудоустроенными были 72 056 000 граждан. Безработных в 1 квартале 2018 года было 3 845 000 граждан РФ.

В феврале 2018 года численность трудоспособного населения составила 75 770 000 человек, 71 963 000 из которых официально работали и исправно вносили налоговые платежи в бюджет. В этом месяце согласно статистическим данным количество безработных уменьшилось по сравнению с январём на 37 человек.

Повышение пенсионного возраста поспособствует росту численности трудоспособного населения

В марте количество трудоспособного населения составило 76 085 000 человек, 72 277 000 из которых зарегистрированы как экономически активные лица. В марте 2018 года количество безработных равнялось 3 808 000 человек.

Если сравнивать динамику численности трудоспособного населения в 2018 году и 2019 году, то можно сделать вывод, что в 2019 году экономически активного населения стало больше на 89 человек, а численность безработных уменьшилась на 338 человек.

Уровень участия в рабочей силе в 2018 году был равен 62.6%. В 2017 году данный показатель равнялся 59.1%, а это означает, что рабочая сила к количеству населения в возрасте от 15 лет и старше увеличилась на 0.3%.

Занятость населения России составила 59.4%. В 2017 году уровень занятости населения России был на отметке в 59.1%. Данный показатель за календарный год вырос на 0.5%.

Статистика по регионам

В Центральном федеральном округе численность составила 21 314 100 трудоспособных человек, 20 661 200 из которых имеют постоянное место работы.

Таблица: занятость населения по регионам в ЦФО

Республика/город Процент занятости
Белгород 823 600 790 500 33 100 63,0% 60,5%
Брянск 600 200 573 100 27 100 58,6% 55,9%
721 100 684 000 36 800 61,5% 58,3%
Воронеж 1 183 700 1 139 800 43 900 59,4% 57,2%
Иваново 522 100 497 300 24 700 60,4% 57,5%
Калуга 536 600 515 000 21 600 62,7% 60,1%
Курск 574 300 550 100 24 200 60,7% 58,1%
Липецк 593 400 569 900 23 500 61,1% 58,7 %
Московская область 4 123 200 4 008 400 114 800 66,3% 64,5%
Орёл 366 100 347 700 18 400 57,3% 54,5%
Рязань 514 300 490 100 24 200 53,5 % 51,0 %
Смоленск 512 000 481 100 30 900 63,0% 59,2%
Тамбов 509 000 487 200 21 800 57,0% 54,5%
Тверь 680 100 650 100 30 000 62,2% 59,5%
Тула 788 200 757 100 30 900 61,1% 58,7%
Ярославль 667 600 629 100 38 500 62,6% 59,0%
Москва 7 276 800 7 184 200 92 500 68,3 % 67,5%

В Северо-Западном федеральном округе количество экономически активного населения равно 7 509 400 человек. Официально трудоустроено только 7 200 400 резидентов России. Согласно статистическим данным за 2018 год в статусе безработных находится 309 000 резидентов.

Таблица: занятость по СЗФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Карелия 305 800 277 100 28 800 58,9 % 53,4 %
428 800 396 700 32 100 62,3 % 57,7 %
Архангельск 583 000 545 200 37 800 60,9 % 56,9 %
Калининград 528 900 502 300 26 600 64,3 % 61,0 %
Ленинградская область 975 000 933 600 41 400 63,4 % 60,7 %
Мурманск 427 700 399 700 28 000 68,4 % 64,0 %
Новгород 311 000 294 200 16 700 60,8 % 57,6 %
Псков 311 400 291 600 19 800 57,4 % 53,8 %
Санкт-Петербург 3 058 400 3 012 200 46 200 67,6 % 66,5 %

Уровень занятости в СЗФО

В Южном федеральном округе количество трудоспособных граждан по состоянию на начало 2018 года равно 8 233 400 человек. 7 751 400 резидентов РФ Южно-федерального округа имеют постоянное место трудоустройства, а 482 000 человека считаются безработными, то есть состоят на учёте в центре занятости.

Таблица: занятость населения ЮФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Адыгея 200 600 182 700 17 900 54,1 % 49,3 %
Калмыкия 137 900 124 900 13 000 62,7 % 56,8 %
908 800 849 600 59 200 57,2 % 53,5 %
Краснодарский край 2 807 100 2 651 800 155 300 61,1 % 57,7 %
Астрахань 521 100 481 100 39 900 63,3 % 58,5 %
Волгоград 1 296 400 1 222 300 74 100 61,0 % 57,5 %
Ростов 2 151 300 2 038 400 113 000 60,5 % 57,3 %
Севастополь 210 300 200 600 9 700 58,2 % 55,5 %

В Северо-Кавказском федеральном округе 4 630 300 людей трудоспособного возраста, 4 121 400 из которых работают и 508 900 числятся безработными.

Таблица: занятость в СКФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Дагестан 1 377 800 1 215 700 162 100 60,1 % 53,1 %
Ингушетия 259 100 190 700 68 400 74,7 % 55,0 %
Кабардино-Балкарская 458 900 409 000 49 800 66,7 % 59,5 %
Карачаево-Черкесская 219 200 191 600 27 700 58,5 % 51,1 %
Северная Осетия – Алания 345 300 302 300 42 900 61,3 % 53,6 %
Чеченская 630 400 542 100 88 200 66,1 % 56,9 %
Ставропольский край 1 339 700 1 269 900 69 800 58,0 % 55,0 %

В Приволжском федеральном округе проживает 14 942 300 экономически активных граждан. Большая часть из них, а именно 14 267 200 официально трудоустроены, а 675 100 безработные.

Таблица: занятость в ПФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Башкортостан 1 957 700 1 852 100 105 700 59,6 % 56,4 %
Марий Эл 324 000 307 900 16 100 58,1 % 55,2 %
Мордовия 413 500 394 600 18 800 59,7 % 57,0 %
Татарстан 2 023 400 1 955 300 68 100 63,6 % 61,5 %
Удмуртская 780 200 746 900 33 300 63,8 % 61,1 %
Чувашская 605 000 573 200 31 800 59,7 % 56,6 %
Пермский край 1 257 500 1 189 700 67 800 59,0 % 55,9 %
Киров 657 300 622 200 35 100 61,3 % 58,0 %
Оренбург 986 700 939 100 47 600 61,2 % 58,3 %
Пенза 671 600 642 200 29 400 58,9 % 56,3 %
Самара 1 697 500 1 637 200 60 300 63,2 % 61,0 %
Саратов 1 187 200 1 125 300 61 900 56,8 % 53,8 %
Ульяновск 617 600 593 000 24 700 58,3 % 56,0 %

В Уральском федеральном округе численность населения, способного работать достигла 6 393 500 человек. На сегодняшний день 6 084 500 граждан данного округа трудоустроены, а 309 100 находятся в статусе безработных.

Таблица: занятость в УФО

В Сибирском федеральном округе количество трудоспособных граждан равно 9 593 900. 8 941 700 работают, а 652 200 находятся в статусе безработных.

Таблица: занятость в СФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Алтай 94 800 84 400 10 400 59,8 % 53,2 %
Бурятия 455 400 412 100 43 300 60,2 % 54,5 %
Тыва 119 500 106 000 13 500 55,9 % 49,6 %
Хакасия 256 000 243 600 12 400 60,0 % 57,1 %
Алтайский край 1 140 100 1 065 400 74 700 58,7 % 54,9 %
Забайкальский край 533 100 477 500 55 600 63,0 % 56,4 %
1 489 000 1 419 200 69 800 63,6 % 60,6 %
Иркутская 1 171 000 1 092 300 78 700 61,1 % 57,0 %
Кемерово 1 309 300 1 225 500 83 800 59,3 % 55,5 %
Новосибирск 1 436 500 1 334 300 102 200 62,6 % 58,1 %
Омск 1 032 700 958 800 74 000 64,1 % 59,5 %
Томск 556 600 522 800 33 800 62,8 % 59,0 %

В Дальневосточном федеральном округе проживает 3 331 500 граждан трудоспособного возраста, 3 144 800 из которых работают, а 186 700 находятся в поиске места трудоустройства.

Таблица: занятость в ДФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Саха 495 800 460 800 34 900 67,3 62,6
Камчатка 178 700 169 600 9 100 69,0 % 65,5 %
Приморский край 1 039 900 981 600 58 300 64,9 % 61,2 %
Хабаровск 741 800 711 200 30 600 67,5 % 64,7 %
Амурская 403 700 378 000 25 700 62,3 % 58,4 %
Магаданская 85 400 80 700 4 700 71,3 % 67,4 %
Сахалинская 275 000 259 100 15 900 69,0 % 65,0 %
Еврейская автономная 80 500 74 000 6 500 61,2 % 56,3 %
Чукотский автономный округ 30 700 29 800 1 000 78,6 % 76,1 %

Процент занятого населения в ДФО

По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2016 года составила 76,7 млн человек или 52% от общей численности населения страны. 4,1 млн человек или 5,4% экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2016 года по сравнению с ноябрем 2015 года уменьшилась на 321 тыс. человек или на 7,2%. В конце ноября 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 848 тыс. человек, что на 9,9% меньше по сравнению с ноябрем 2015 года. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 1,0 человека на одну вакансию в конце ноября 2015 года до 0,8 человека на одну вакансию в конце ноября 2016 года.

Легализация неформальной занятости

Сегодня проблемы, связанные с легализацией занятости, представляются одними из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.

Сложилась ситуация, при которой значительное число граждан, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях, не имеют статуса предпринимателя, соответственно, не уплачивают налоги и иные обязательные платежи, но при этом пользуются в полном объеме всеми имеющимися социальными благами фактически за счет законопослушных граждан, что не отвечает принципам справедливости и солидарности.

Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного страхового стажа негативно влияет на формирование пенсионных прав этой категории работников.

Кроме того, наличие неформальной занятости населения создаёт негативную среду для возникновения недобросовестной конкуренции, подрывающую основы нормальной рыночной экономики.

По оценке, численность таких граждан составляет на сегодняшний день около 15 миллионов человек (без учета детей, пенсионеров, многодетных семей, военнослужащих и приравненных к ним лиц).

Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в себя:

  • выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
  • проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
  • оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
  • создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
  • формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
  • проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
  • организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.

По данным мониторинга Роструда по состоянию на 22 декабря 2016 года выявлено более 2 млн 328 тыс. человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано - более 2 млн 179 тыс. работников. Наиболее эффективно данная работа ведется в Белгородской, Липецкой, Ростовской, Тамбовской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Татарстан, Башкортостан и Мордовия.

Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда

В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного 1 марта 2016 года, предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 155 бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены субсидии на софинансирование следующих мероприятий:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан;
  • возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан:

в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу;

в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;

  • обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
  • возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

Межведомственной рабочей группой по рассмотрению и отбору региональных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, одобрены региональные программы 34 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Бурятия, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Карелия, Чувашской Республики, Алтайского края, Красноярского края, Забайкальского края, Брянской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Нижегородской, Курганской, Ульяновской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областей.).

Участниками мероприятий региональных программ, в основном, стали работники крупнейших системо- и градообразующих предприятий, осуществляющих экономическую деятельность, имеющую ключевое значение как для экономики региона, так и в целом для отрасли (транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, автомобильная промышленность, легкая промышленность, добыча энергетических ископаемых). В организациях приняты и реализуются программы модернизации производства по проектам импортозамещения, переход на новые виды выпускаемой продукции, реализующиеся в несколько этапов и, как следствие, носящие долгосрочный характер и требующие постепенного внедрения.

По состоянию на 1 декабря 2016 года в реализации дополнительных мероприятий принимают участие 126 214 человек или 128,7% от запланированной численности, в том числе:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировку проходят 25 336 человек;
  • трудоустроены 7 209 работников, из числа уволенных из иных организаций и выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках мероприятия по возмещению работодателям затрат на частичную оплату труда принятых работников;
  • во временных работах заняты 92 541 работник, находящихся под риском увольнения;
  • оказано содействие в трудоустройстве 721 инвалиду с привлечением 427 наставников.

Размер субсидий из федерального бюджета составил 2,3 млрд рублей.

Реализация дополнительных мероприятий положительно сказывается на рынке труда: позволяет снизить риски высвобождения работников предприятий, стимулирует переток работников на более эффективные предприятия, в том числе других видов экономической деятельности, уменьшает масштабы безработицы, сохраняя стабильность в социальной сфере.

Программа повышения мобильности трудовых ресурсов

Важным фактором эффективного использования трудовых ресурсов и источником роста инвестиционной привлекательности регионов является повышение внутренней трудовой мобильности населения.

В целях повышения трудовой мобильности в 2015 году начата реализация проектов по стимулированию работодателей к привлечению из других регионов.

В настоящее время перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включает 16 субъектов Российской Федерации: Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Калужская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Сахалинская и Ульяновская области, Чукотский автономный округ.

В 2016 году в рамках реализации региональных программ предполагается привлечь более 1000 граждан.

Развитие портала «Работа в России»

В целях совершенствования информирования населения о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания в постоянном режиме проводится работа по совершенствованию Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

В настоящее время на ресурсе доступно свыше 1,1 млн предложений о трудоустройстве по всей стране, из которых 170 тысяч - с возможностью предоставления жилья. Соискателям доступны вакансии крупнейших работодателей страны, в числе которых «Газпром», «Российские железные дороги», «Почта России», «Сбербанк России», «Ростелеком», «Росгосстрах», «Дальспецстрой». Кроме того, успешно функционирует раздел, содержащий сведения о вакансиях в организациях оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ПАО «РКК «Энергия», ГК «Ростех», АО «Росэлектроника», АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», АО «ОСК» и другие.

Пользователям портала «Работа в России» также доступны вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов - они собраны в отдельном разделе. Теперь, обратившись за поиском нужной вакансии, соискатель сможет не только получить список соответствующих предложений о трудоустройстве, но и ознакомиться с информацией о том, какую поддержку при переезде оказывает тот или иной работодатель.

На портале также содержится специальный раздел для людей с ограниченными возможностями здоровья, в котором размещено свыше 76 тыс. вакансий для инвалидов. Так, наряду с вакансиями представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане, ухаживающие за инвалидами.

Кроме того, пользователям портала стал доступен фильтр «Квотируемое рабочее место», отражающий количество у работодателя свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов.

Еще одним нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность выбрать вакансию с учетом определенного ограничения функции жизнедеятельности (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.).

С момента обновления портала «Работа в России» в 2015 года более 18,5 млн человек стали его пользователями.

В общероссийской базе вакансий представлены различные предложения о трудоустройстве как для высококвалифицированных специалистов и руководителей, так и для работников без опыта. Среди наиболее востребованных профессий - медицинские и строительные специальности. Российским медучреждениям требуются более 46 тыс. врачей и медсестер. В базе вакансий содержится более 58 тыс. предложений о работе для каменщиков, бетонщиков, монтажников, штукатуров и плотников. Также высоким спросом на рынке труда пользуются швеи и повара.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2017 год

Потребность на 2017 год в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, имеет тенденцию к снижению.

Минтрудом России подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 1288 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2017 год».

Потребность на 2017 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с Постановлением потребность на 2017 год определена в размере 177 043 человека, что составляет 82,7% от потребности на 2016 год.

Потребность имеется преимущественно в замещении рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Так распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2017 год.

Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты.

Минтрудом России также подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года №1315, которое установило на 2017 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.

Установление на 2017 год допустимых долей сформировано на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минпромторга России, Минстроя России, Минсельхоза России, Минспорта России, Минздрава России и Минтранса России.

В некоторых сферах экономической деятельности сохранена установленная на 2016 год допустимая доля иностранных работников, в ряде видов экономической деятельности - снижена. Так, снижена допустимая доля иностранных работников в сфере деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта - с 40 до 30% общей численности работников, в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта - с 35 до 30%.

Важно отметить, сохраняется запрет (доля - 0%) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.

Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50% распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей.

Установление допустимых долей позволяет более полно использовать имеющуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации рабочую силу, а также стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство, организовывать замещение рабочих мест, на которые привлекаются иностранные работники российскими гражданами, стимулировать участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.

ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гончарова Екатерина Сергеевна 1 , Колесник Валентина Сергеевна 2
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», студент
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», кандидат экономических наук, доцент ВАК


Аннотация
В статье исследованы причины, масштабы и проблемы снижения уровня занятости на российском рынке труда. Проведен анализ динамики численности экономически активного населения России, затронута молодежная безработица, рассмотрены социально-экономические мероприятия государства в области занятости.

THE PROBLEM OF POPULATION EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Goncharova Ekaterina Sergeevna 1 , Kolesnik Valentina Sergeevna 2
1 Kuban State Agrarian University of I.T. Trubilin, student
2 Kuban State Agrarian University of I.T. Trubilin, candidate of economic sciences, associate professor of VAK


Abstract
The article explores the causes, extent and challenges of reducing the level of employment on the Russian labour market. The analysis of the dynamics of the economically active population of Russia affected by youth unemployment, discusses the socio-economic activities of the state in employment.

Занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты, и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика.

Для современного рынка труда России характерен достаточно высокий процент безработицы и одновременно имеется недостаток квалифицированных кадров. На данную ситуацию на рынке труда значительное влияние оказывает уровень оплаты труда .

Причинами снижения занятости могут служить такие факторы, как динамичные изменения в экономике, которые связаны с кризисными явлениями, а также снижение темпов экономического роста. Снижение уровня экономической активности оказывает влияние на сокращение уровня занятости в отраслях, к которым относятся сельское хозяйство, строительство, промышленность и многие другие.

В России наблюдается вариация показателей численности занятых и безработных. Значительный рост безработицы наблюдался в 2009 году (8,5%), что обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса, который привел к спаду производства и снижению ВВП в России. Благодаря антикризисным мероприятиям правительства уровень безработицы снизился и в 2012 году составил 5,5%. В течение следующих четырех лет уровень безработицы существенно не изменился от 5,5 % до 5,6% .

Динамика уровня занятости и безработицы в России представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Численность занятого населения и уровень безработицы в России

Таблица 1 – Численность экономически активного населения и занятость населения России

Сравнивая динамику показателей 2016 года необходимо отметить, что снижение уровня занятости до 66,0% и снижения безработицы до 5,3%. А в 2015 году имеет место рост уровня безработицы на 0, 4 процентных пункта (5,6%) и занятости на 0,2 процентных пункта (69,1%).

Оценивая уровень занятости и безработицы федеральных округов в 2016 году, можно заключить, что Центральный федеральный округ характеризуется самым низким уровнем безработицы (3,3%), на втором месте находится Северо-Западный федеральный округ (4,2%) и на третьем Приволжский федеральный округ (4,6%), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (11,0%). По сравнению с предыдущим годом, данный показатель имеет отрицательную динамику .

Исследования уровня безработицы в России показывает преобладание уровня безработицы сельского населения над городским. Рынок труда в сельской местности построен достаточно сложно, а также имеет свои особенности . По данным Росстата 2016 года уровень безработных сельского населения составил 8,1 %, что выше в 1,8 раз уровня безработных в городе .

Наблюдается высвобождение работников из отраслей экономики. Только в декабре 2016г. среди безработных доля лиц, которые оставили прежнее место работы из-за выпростания или сокращения численности работников, ликвидации организации или частного дела, составила 17,0%, а в связи с уходом с работы по собственному желанию – 25,4% (в декабре 2015г., соответственно, 20,6% и 25,5%). По данным Росстата в 2016г. были зафиксированы 3 забастовки, в которой участвовали 58 человек. Потери рабочего времени составили 98 человеко-дней.

Для современной России характерна молодежная безработица. Так, уровень безработицы молодежи до 25 лет в 2016 году составил 24,5%, в том числе от 15 до 19 лет – 4,7%, 20-24 лет – 19,8% . Вне зависимости от снижения данных показателей, по сравнению с предыдущим годом, проблема остается актуальной и основной из причин является отсутствие опыта работы у молодежи. На начальных этапах своей карьеры выпускники устраиваются на работу, которая требует значительно более низкой квалификации с минимальными заработками, что также отталкивает молодежь. Опыт и практика многих лет показывают, что на профессии, для которых не важно наличие определенной квалификации и подготовки, предъявляется больший спрос.

Вопросы занятости населения должны быть в центре внимания государства, так как они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности общества . Следовательно, целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.

В России разработана и реализуется Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020», которая нацелена на повышение уровня комфортности условий жезни в сельской местности, посредством улучшения жилищных условий для населения, престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни, улучшения демографической ситуации, развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского права .

Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государству необходимо обеспечивать ее на законодательном уровне.

Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2016 год составил 850 рублей, а максимальный 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума, субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д.
Библиографический список

  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения 01.03.2017).
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.gks.ru;
  3. Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.rostrud.ru.
  4. Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10-1. С. 69-72.
  5. Колесник В.С., Баркова А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития рынка труда Краснодарского края // Современное состояние и пути развития. 2016. № 9 (3). С. 228-230.
  6. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020».
Количество просмотров публикации: Please wait

Согласно плану Минтруда на каждого сотрудника региональных центров занятости должно будет приходиться и определенное количество вакансий, заявленных работодателями в центры. Лидером по этому показателю должна стать Еврейская автономная область, от каждого из специалистов которой ждут по 400 вакансий. На втором и третьем местах должны оказаться Краснодарский край и Волгоградская область — с 310 и 300 свободными рабочими местами на каждого из работников служб занятости. Москва, как ожидается, в этом списке будет только восьмой.

Наименьшего количества вакансий в расчете на одного сотрудника региональной службы занятости ждут от Чечни — 20. Чуть лучшая ситуация прогнозируется на Чукотке (ожидается регулярное появление 35 вакансий для безработных), в Ингушетии (30 предложений работы) и Калмыкии (60).

Существенное различие в целевых показателях для разных регионов, в частности, объясняется разницей в их социально-экономической ситуации, количестве граждан, которые обращаются в центры занятости, и численности зарегистрированных безработных, следует из пояснения Минтруда в ответ на запрос РБК. Также при определении показателей учитывались штатная численность службы занятости в разных регионах и фактические показатели регионов в предыдущие годы, уточнило министерство.

Ситуация с трудоустройством в Чечне и Ингушетии резко испортилась в течение 2015 года, видно из отчета Минтруда об исполнении госпрограммы занятости населения. В Ингушетии в 2015 году центрам занятости удалось трудоустроить лишь 4,5% от общего количества обратившихся за помощью, тогда как еще годом ранее работу через центры находили больше трети (33,9%) граждан, а в 2015 году долю успешно трудоустроенных планировалось довести до 40%. В Чечне доля трудоустроенных за 2015 год сократилась с 35 до 19,7%, хотя планировалось довести ее до 53%.

В большинстве регионов, от которых федеральные власти ждут лидерства, центры занятости и сейчас работают хорошо: в Липецкой области доля трудоустроенных в 2015 году превышала 84%, в Чувашии — 82%, в Саратовской области — 79,3%.

Безработные регистрироваться не хотят

По оценкам Росстата, на 1 августа 2016 года безработными в России были 4,1 млн человек, или 5,3% от всего экономически активного населения. Но зарегистрировано в качестве безработных было гораздо меньше — лишь 900 тыс. человек. Это обычный показатель зарегистрированной безработицы в России — официальный статус в последние годы решают получить лишь 23% от тех, кто остался без работы, следует из отчета Минтруда за 2015 год. Причина этого — недовольство величиной пособия по безработице, отмечено в отчете. Размер этого пособия не менялся с 2009 года, сейчас оно варьируется от 850 до 4900 руб. в месяц; за год (с 2014 по 2015 год) его доля в прожиточном минимуме сократилась с 56 до 47%, хотя планировалось довести ее до 100%.

Но в ряде регионов даже официальная безработица в разы выше общероссийского показателя реальной безработицы (5,3%), следует из отчета Минтруда за 2015 год. Наихудшая ситуация в Чечне, где официальный статус безработных имели 14,9% трудоспособных граждан, и Ингушетии — 14,4%. Реальная безработица в этих регионах в 2015 году оценивалась в 16,7% (в Чечне) и 30,8% (в Ингушетии). В тройке самых безработных регионов оказалась Тува — 20,8% реальных безработных (при официальном уровне безработицы в республике — лишь 4,5%).

За региональные центры занятости отвечают региональны власти: с 2007 года полномочия в области содействия занятости населения были переданы на региональный уровень, а с 2012 года регионы самостоятельно определяют и штатную численность своих центров, напомнил Минтруд в пояснении для РБК. В результате в ряде регионов численность служб занятости существенно сократилась, документы, которые регулировали бы штаты центров занятости в зависимости от ситуации на рынке труда в конкретном регионе, отсутствуют, следует из комментария министерства.

Результаты исполнения заданных министерством показателей будут доводиться до сведения губернаторов «с целью принятия ими управленческих решений». Усиление ответственности самих губернаторов за исполнение этих показателей сейчас обсуждается, следует из комментария Минтруда.

После публикации статьи в нее было внесено исправление. В первоначальной версии говорилось, что средняя доля успешного трудоустройства по всей стране должна составить 59% от общего количества обратившихся за помощью граждан. Правильная цифра — 63%. Редакция приносит извинения.​