Скрытый потенциал: понятие, определение, свойства характера и личности, задачи и упражнения для раскрытия потенциала. Найти способ для развития, получения информации

Скрытый потенциал: понятие, определение, свойства характера и личности, задачи и упражнения для раскрытия потенциала. Найти способ для развития, получения информации

Все мы не раз слышали о потенциале личности, о том, что каждый человек может приумножить свои внутренние возможности. В первую очередь это способность к развитию. Психологи определяют потенциал личности как возможность жить насыщенной внутренней жизнью, эффективно использовать свои возможности, быть продуктивным, постоянно расти и развиваться. Понятие скрытого потенциала активно используется в психологии.

Что такое потенциал?

Перед тем как разобраться, что такое скрытый потенциал, нужно понять, что вообще входит в данную категорию. Итак, личностный потенциал состоит из следующих свойств:

  • Душевное, личностное и психологическое здоровье.
  • Смысл жизни, интересы и стимулы к развитию, наличие любимого дела.
  • Общий и эмоциональный интеллект.

Именно на сочетании данных категорий производятся такие показатели, как ответственность, любовь к миру и самому себе, навыки и жизненные стратегии, перспективы, внутренняя свобода и культура. Проще говоря, человек, не обладающий личностным потенциалом, пустой, и наоборот, высокий потенциал - это показатель перспективности и богатой духовной составляющей человека. Значение скрытого потенциала для развития личности огромное.

Какие бывают потенциалы?

Личностный потенциал часто отождествляют с таким понятием, как способности человека. Объединяет эти понятия то, что у каждого человека есть потенциал жизненной энергии. Это то, что двигает нас по жизни. Также бывают частные потенциалы, например, к личностному развитию, присущие определенному типу людей.

Что такое скрытый потенциал человека?

Психологами была создана такая теория, по которой считается, что абсолютно каждый человек имеет потенциал, о существовании которого порой мы просто не догадываемся. И также абсолютно каждый человек имеет все возможности для того, чтобы этот потенциал раскрыть и умело им воспользоваться. Проще говоря, это такой своеобразный контроль над разумом, который работает во благо человека. В противовес идет внутренняя неустойчивость и отсутствие контроля над самим собой, что ведет к болезням, неврозам, срывам и банальному психологическому дискомфорту. Все это абсолютно негативно сказывается как на физическом, так и на моральном состоянии человека.

Как начать?

Любое движение вперед, в том числе и раскрытие потенциала, начинается с цели. Чтобы понять, чего вы хотите и как этого достичь, нужно четко осознавать, на каком этапе развития вы находитесь сейчас и как двигаться дальше. Не обязательно даже ставить самую великую жизненную цель, важно начать с маленьких, но очень важных промежуточных достижений. А для этого в любом случае понадобится время, даже если вы еще не знаете, чем хотели бы заниматься, придется подождать, чтобы понять, на что вы способны. Здесь нет обходных путей или единого универсального способа, который подошел бы абсолютно каждому. Решения принимаются строго индивидуально, самостоятельно каждым человеком, ведь вряд ли кто-то, даже самый близкий человек, скажет, сколько понадобится сил и времени, чтобы раскрыть потенциал. Единственное, что может действительно помочь, - это советы психологов. Рассмотрим самые важные из них.

Определение интересов

Для начала постарайтесь четко определить сферу интересов, которая вам наиболее близка, и начните исследовать ее. Не бойтесь ничего нового и неизведанного, даже если вы никогда чего-то не делали, но это вам интересно - соберите все силы и попробуйте разобраться. Например, вы не знаете, как выстроить бизнес-процессы, сводить девушку на свидание или нарисовать собаку. Начните с поиска нужной информации, и уже на данном этапе вы поймете, стоит ли продолжать и углубляться в вопрос. Главное, что полученные знания лишними точно не будут.

Самое главное - первый шаг

Поставили цель? Теперь нужно срочно делать первый шаг к ее реализации, какой бы нереальной и неисполнимой она ни казалась. Если цель достаточно масштабна и важна для будущего, разбейте ее на несколько подцелей, так будет проще осознать фронт работ и двигаться в верном направлении. Такой способ помогает совершить как можно меньше ошибок, ведь лучше найти недочеты на начальном этапе достижения цели. Мотивация и скрытый потенциал должны быть неразрывно связаны между собой.

Ошибка - это ценный урок

Все люди ошибаются, всегда и даже не единожды. Самое важное - уметь признавать эти ошибки и учиться на них. Нередко это болезненно, но и негативный опыт бывает полезным, так как он помогает не только разобраться в себе, но и раскрыть тот самый потенциал. Ошибки - это возможность понять, что в процессе достижения цели шло не по плану, и понять, как в будущем это можно предотвратить. Даже если вам кажется, что вы на самом дне, не стоит отчаиваться, ведь оттуда путь только наверх.

Найдите в себе силы

Достижение любой цели сопровождается препятствиями, которые зачастую могут казаться непреодолимыми. Когда кажется, что ничего не получается, хочется все бросить, вернуться к былому и жить просто и легко. Но самое главное - не сдаваться, двигаться вперед, несмотря ни на что, и найти в себе те самые силы, которые помогут преодолеть все трудности. И даже когда вам кажется, что вы достигли вершины, подумайте, действительно ли вы сделали все, что могли? Иногда самые яркие идеи и мысли приходят в голову, когда кажется, что вы уже в тупике. Но у человеческих возможностей нет предела, они всегда впереди нас. Чтобы найти в себе силы, нужно быть открытым и внимательным, уметь сосредотачиваться на настоящем, а также прилагать все усилия, чтобы достичь результата. И когда даже самая маленькая цель будет достигнута, вы поймете, что все препятствия преодолимы.

Нет ничего невозможного

Первый человек, который покорил Эверест, изначально думал, что это миссия невыполнима. Но, постепенно двигаясь все выше и выше, достигая все новых высот, понял, что все, что можно себе представить, реально. Если у человека есть цель и огромное желание ее достичь, благодаря чему он стремится вперед, несмотря на все препятствия, значит есть упорство, мотивация и сила воли. Если человек готов выкладываться на 100 %, преодолевать трудности, то любые мечты станут реальностью, и даже скрытый потенциал вырвется наружу.

Упражнения для раскрытия потенциала

Психотерапевты десятилетиями изучают вопрос о том, как раскрыть скрытый потенциал, и уже продумали ряд упражнений, способствующих этому. Такая работа над собой не займет много времени и принесет исключительно пользу, позволит открыть себя и найти те самые Упражнение называется «дорога жизни», и для его выполнения потребуется следующее:

  • Возьмите лист бумаги и отметьте на нем две точки. Одна - начало жизненного пути, вторая - конец.
  • Теперь соедините эти точки линией и представьте, что дорога проходит по какой-то местности, а вам нужно пройти из пункта А в пункт Б. Отметьте эти пункты на дороге жизни.
  • Теперь послушайте себя и ответьте на вопросы, какие желания, чувства и мысли возникают в голове в процессе представления своей дороги жизни? Сколько на нее отведено времени? Легко ли будет идти твердо от начала до конца так, чтобы не сбиться с пути?
  • Каждая деталь этого пути - остановка. Уточните, где вы их делаете, мешает ли что-то вам или наоборот помогает, какие чувства вызывает путешествие от точки А в точку Б, и что же будет дальше?

Это упражнение помогает осознать, куда ведет жизненный путь, в каком направлении вы двигаетесь и правильное ли это направление. Выполнение задачи поможет понять, кто помогает в выполнении цели, а кто стоит на пути, а также что необходимо изменить, чтобы достигнуть желаемого. Раскрой свой скрытый потенциал!

У искусственного интеллекта (ИИ) есть ключи от будущего, в котором компьютеры будут работать от нашего имени, но не по нашим командам. В новой эре инноваций технологии станут более интуитивными, разговорчивыми, умными. Они позволят компаниям лучше понимать и обслуживать клиентов и будут способствовать решению самых серьезных проблем современности.

Microsoft участвует в глобальном обсуждении будущего искусственного интеллекта. Не так давно Гарри Шум, исполнительный вице-президент группы исследований и искусственного интеллекта компании Microsoft, выступил на Future Forum в Пекине. А на прошлой неделе во время Digital Life Design в Мюнхене и на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава Microsoft Сатья Наделла рассказал о том, как компания старается сделать искусственный интеллект доступным для каждого.

Новая эра искусственного интеллекта определяется почти безграничной силой облаков, распространением цифровых технологий, а также способностью компьютеров использовать информацию для того, чтобы учиться и "соображать" почти как люди. То, что некоторые называют Четвертой промышленной революцией, происходит благодаря достижениям в области искусственного интеллекта. Это значит, что скоро все компании станут цифровыми.

Пока мы только вступаем в эпоху ренессанса технологий ИИ. Мы находимся на стадии становления того, что когда-то станет распространенной и мощной технологией. Мы должны развиваться от мейнфремов к персональным компьютерам и мобильным устройствам, а в конечнои итоге сделать ИИ с его огромным потенциалом доступным для всех, для использования и разработки.

Потенциал ИИ превосходит компьютеры, которые могут играть и выигрывать в игры. Эта технология изменит промышленность: автомобилестроение, производство, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, сферу научных исследований и государственный сектор.

Города становятся умнее, машины могут принимать решения и распознавать объекты вокруг себя. Бот службы поддержки способен поддержать разговор с человеком и успешно решить его проблемы. Производственная система может проанализировать большое количество исторических данных и предсказать будущее. Система медицинской визуализации помогает врачу более точно обнаружить опухоль.

И все это благодаря искусственному интеллекту.

Многие сейчас озабочены ролью технологий в жизни человека, Microsoft же считает, что ИИ не заменяет, но дополняет человеческий потенциал и, в конечном счете, высвобождает самый ценный ресурс в нашей жизни - время.

Компания Microsoft сосредоточена на демократизации искусственного интеллекта. Это значит, что мы даем технологичные инструменты в руки бизнесу, государственному сектору и разработчикам, чтобы они смогли использовать новый интеллектуальный потенциал. Мы считаем, что каждый человек может извлечь пользу из этой технологии.

Искусственный интеллект для каждого человека и каждой компании

Мы намерены сделать технологии искусственного интеллекта доступными для всех клиентов, благодаря внедрению ИИ в наши продукты (Office 365, Dynamics 365), а также создать платформу интеллектуальных сервисов в облаке, использовать агентов или ботов, чтобы помочь людям достигать своих целей.

Land O"Lakes, например, применяет MyAnalytics - инструмент Office 365, который изучает, как и с кем сотрудники проводят свое время на работе. Информация о встречах, работе с почтой, часах активностей и перерывах помогает составить картину того, на что уходит время сотрудников компании. Это своеобразный "фитнес-трекер" рабочего дня.

Такие клиенты, как Volvo, Nissan, BMW, Harman Kardon, уже делают замечательные вещи с помощью технологии. Используя платформу Cortana, они создают решения для автомобилей, домов и управления устройствами.

Искусственный интеллект позволяет делать удивительные вещи в области коммуникаций, мгновенно трансформируя устную речь в письменную на разных языках.

Microsoft Translator - это бесплатное кросс-платформенное решение для синхронного перевода между группами, говорящими на разных языках в режиме реального времени. Оно помогает объединить людей и стереть барьеры. Программа способна связать 100 человек, говорящих на 9 разных языках. Детское общество Лондона использует Microsoft Translator в работе с беженцами, помогая преодолеть языковой барьер.

Поскольку мы привносим технологии во все, чем вы пользуетесь, будь то клавиатура, камера, бизнес-приложения, мы учим компьютеры видеть, слышать, предсказывать, учиться и действовать.

В Skype, например, - это возможности общения с ботами, которые открывают новую главу во взаимодействии с клиентами.

Такие агенты, как Cortana, будут обладать эмоциональными качествами: не только IQ, но и EQ. Следующая ступень этой эволюции - Zo.

Построенная на стыке технологий Xiaocle и Rinna - успешных чат-ботов Microsoft в Японии и Китае, Zo учится отвечать на запросы эмоционально и интеллектуально, беря за основу общение с человеком. В будущем Zo будет доступна на других платформах, таких как Skype и Facebook Messenger.

Мы стремимся к демократизации искусственного интеллекта, мы хотим использовать эти возможности и сделать их доступными для каждого разработчика в виде пакета API, построить платформу для других, чтобы они могли развивать свои продукты и сервисы.

Целиком мы называем эти сервисы Cortana Intelligence Suite - набор инструментов, который предоставляет доступ по запросу к возможностям искусственного интеллекта. Эти инструменты используются в различных отраслях промышленности, включая здравоохранение, персонализированную медицину и сельское хозяйство, и такими клиентами, как UBER, McDonald"s.

Некоторые, как производитель лифтов ThyssenKrupp, используют предсказательную аналитику для фундаментальных изменений своего бизнеса. Rolls-Royse прибегает к Cortana Intelligence Suite для анализа данных, которые позволяют производителю увеличить доступность воздушных судов при одновременном снижении затрат на техническое обслуживание двигателя.

Тем временем, более 77 тысяч разработчиков зарегистрировали ботов, разработанных с применением Bot Framework от Microsoft. А также к нему обратилось большое число клиентов и организаций, среди них Bank of Kochi, Rockwell Automation и Австралийский департамент социальных служб. Они трансформируют свой бизнес через платформы Slack, Facebook Messenger, Office 365, Skype и Kik.

Чтобы заложить фундамент для развития этой революционной технологии, Microsoft размещает необходимые инструменты в облаке. Мы строим в облаке Azure первый в мире ИИ суперкомпьютер.

Сильная линия

У Microsoft богатая история в области искусственного интеллекта. Компания помогала развитию технологий на протяжении 25 лет. Все началось в девяностых годах с создания Microsoft Research и инвестиций в изучение речи, которая станет следующим элементом, способным создать более интуитивные компьютерные системы.

Почти три десятилетия мы развивали технологии, которые могут распознавать слова и картинки более точно, чем люди. Эта технология подстегнула развитие переводов в реальном времени, способность машин отличить искусственно созданный элемент от ручной работы или найти разницу между прыгающим мячом и покачивающимся ребенком.

Мы продолжаем наращивать нашу компетентность. Осенью прошлого года компания объявила о создании группы по изучению искусственного интеллекта Microsoft Artificial and Research Group, объединившей более 5000 сотрудников по всему миру, занимающихся исследованиями и инжинирингом. Недавно мы вступили в партнерство с OpenAI, создали венчурный фонд, сосредоточенный на искусственном интеллекте. Один из ведущих мировых экспертов в области технологий глубокого обучения Йошуа Бенджио присоединится к Microsoft в составе приобретенной канадской компании Maluuba. Это одна из самых дорогих исследовательских лабораторий, изучающая восприятие естественного языка. Microsoft также анонсировала свое намерение способствовать росту Maluuba и дополнительно инвестировать семь миллионов долларов в исследования ИИ в Канаде.

Будущее с искусственным интеллектом

Мы столкнулись с беспокойством по поводу того, что искусственный интеллект лишит людей рабочих мест. Как и в прошлом, мы рискуем оставить людей за бортом технологического корабля. Нам нужен план по возобновлению роста производительности труда с фокусом на образование, инновации и поощрение использования технологий для создания рабочих мест.

Вопрос, который мы должны задать вместе - каким принципам проектирования мы должны следовать, чтобы увеличить человеческий потенциал и стимулировать развитие? Мы верим, что этика и дизайн идут рука об руку. Мы опубликовали свои мысли о принципах создания искусственного интеллекта, чтобы гарантировать, что технология созданная с умом, прозрачна и безопасна, устанавливает самую высокую планку для защиты неприкосновенности частной жизни, является доступной и уважительной ко всем.

Мы технологические оптимисты. Мы также верим в силу людей, потому что именно человеческая изобретательность и страсть будут использовать новую технологию, чтобы изменить мир так, как мы не могли себе и представить.

ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то таинства и секреты. Их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от мелких проблем материального мира, от своих страхов и всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути мудрости. Они считали, что человек должен проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости.

Во всех древних культурах и цивилизациях существовали системы обучения, называемые инициатическими, направленные на пробуждение скрытых возможностей человека. Сегодня мы имеем туманные и довольно стереотипные представления о том, в чем заключалась суть этих систем. Обычно, считалось, что они состояли из рецептов и формул, предписывающих, как лучше жить. Неизвестно, как на самом деле шло обучение, но, по-видимому, пройти этот путь было вовсе нелегко, иначе большинство людей того времени было бы посвященными в это знание. А этого, судя по последующим событиям, не произошло.

2.1. Роль головного мозга в раскрытии
полного потенциала человека

Характеристика полного потенциала человека

Современные психологи единодушно утверждают, что потенциал головного мозга человека используется всего лишь на 1-5 %. При этом установлено, что количество потенциальных нейронных связей в одном человеческом мозге больше, чем установленное число атомов во всей известной нам Вселенной. Отсюда следует, что возможности человеческого мозга не ограничены, и каждый из нас имеет колоссальный потенциал развития и совершенствования. Здесь сокрыты огромные резервы и ресурсы, использование которых позволит раскрыть и использовать потенциал человека во всей его полноте. Ведущая роль в их раскрытии в настоящее время принадлежит психологии. Поэтому не без оснований целый ряд ведущих и авторитетнейших ученых современности высказывают мысль о том, что двадцать первый век будет веком психологии, достижения которой будут способствовать личностному развитию и самосовершенствованию человека.

Продуктивным является изучение этой проблемы в рамках современного ведического подхода, когда полный потенциал человека означает максимальное использование своих возможностей на всех уровнях жизни – физическом, умственном и духовном. Первый уровень предполагает наличие здорового тела, в котором органы, чувства и нервная система функционируют нормально в согласии друг с другом. Второй означает способность человека полностью использовать свои умственные возможности, а третий – жить качеством духовного бытия во всех областях его повседневной жизни. Полный потенциал человека означает совершенную координацию между физическим и умственным, умственным и духовным аспектами жизни .


Мы уже знаем, что активность людей зависит от мышления. Многие великие мыслители сходились в том, что каждый из нас представляет собой то, о чем он думает. Соломон говорил: “Каковы мысли человека, таков и он сам”. Будда утверждал: “…то, что мы собой представляем, является результатом того, что мы когда-то подумали”. Марк Аврелий писал: “Жизнь человека представляет собой то, что сделали из неё его мысли”. Таким образом, мы становимся такими, каково содержание нашего мышления. Каждый из нас становится именно таким, каким он запрограммировал себя в своем сознании, каким он хочет стать.

Итак, мышление – основа действия, но что является основой мышления? Чтобы мыслить, мы должны, по меньшей мере, быть. Как отмечает современная ведическая наука, Бытие или Единое Поле Сознания - это основа всего жития, оно является основой мышления, а мышление – основа действия. Точно так же, как без сока не было бы никакого корня и никакого дерева. Если мы позаботимся о соке, расцветает все дерево. Подобным образом, если мы позаботимся о Бытии, расцветет вся область сознательной жизни.

Безграничная область Бытия, как утверждают представители этого направления знаний, простирается от непроявленного, абсолютного, вечного состояния до грубых, относительных, постоянно меняющихся состояний и явлений жизни точно так же, как океан простирается от вечного безмолвия в своей глубине до огромной активности непрерывно движущихся волн на своей поверхности. Одна грань – вечно безмолвная, неизменная по своей природе, другая – активная и постоянно меняющаяся. Первая представляет абсолютное состояние Бытия, а вторая – его относительную фазу. Бытие вечно неизменно в абсолютном состоянии и вечно изменчиво в своих относительных состояниях. Вся область жизни, от индивидуума до космоса, есть не что иное, как выражение вечного, абсолютного, неизменного, вездесущего Бытия в относительных, вечно изменяющихся фазах существования.

Современная ведическая наука утверждает, что искусство жития – это способность дополнения и усиления индивидуальной жизни мощью абсолютного космического Бытия. Каждый человек способен познать огромную глубину абсолютного Бытия, дополняя и усиливая тем самым индивидуальную жизнь жизнью вечного космического Бытия. У каждого индивидуума есть возможность обрести мощь безграничного, вечного, абсолютного Бытия и стать настолько сильным, насколько это возможно для человека. Использование своего полного потенциала требует, чтобы поверхностное качество относительной жизни дополнялось той силой, которая покоится в глубине океана Бытия. Это означает, что относительная жизнь должна дополняться абсолютным состоянием жизни. Искусство использования полного потенциала, в основном, заключается в дополнении волны индивидуальной жизни мощью океана Бытия.

Жизнь в своей относительной фазе вечно изменяется, что лишает ее стабильного статуса. Жизнь в абсолютном состоянии стабильна. Искусство использования полного потенциала заключается в создании гармонии между абсолютным и относительным. Следовательно, чтобы использовать свой полный потенциал, необходимо сделать свой первый шаг – влить стабильность в постоянно изменяющиеся фазы относительной жизни. Когда ум обретает стабильность, и она сохраняется во время всей активности и действий ума, то все поле активности наполняется силой неизменного абсолютного Бытия. Оно составляет основу использования полного потенциала человека, усиливая и обогащая постоянно изменяющиеся фазы относительного существования.

При этом задача психологии заключается в том, чтобы:

1. Делать ум сильным.

2. Увеличивать сознательную способность ума.

3. Давать человеку возможность использовать весь свой умственный потенциал.

4. Развивать техники, посредством которых можно реализовать все скрытые способности ума.

5. Приносить каждому индивиду больше удовлетворения, мира и внутреннего счастья, возросшую эффективность и созидательность.

6. Развивать способность к концентрации, наряду с возросшими силой воли и способностью поддерживать внутреннее равновесие и мир, даже в процессе внешней активности.

7. Развивать уверенность в себе, терпимость, ясное мышление и большую силу мысли.

8. Утверждать ум в вечной свободе и мире при любых обстоятельствах .

2.1.2. Индивидуальное сознание
и головной мозг человека

Наши представления о человеке до конца не оформлены. Мы не знаем, откуда он появился, что из себя представляет. Д. Радьяр в своей книге “Планетаризация сознания” пишет: “Жизнь зависит в большей степени от энергии, заключенной в материальных атомах. Таким образом, вкратце, полностью индивидуализированный человек действует как материя, как жизнь и как индивидуализированный разум” . Получается, что жизнь – это энергия, заключенная в материальных атомах. Мир жизни мы относим к клеткам и организмам, включая человеческие тела. Человек есть одновременно материальный объект, то есть биологический организм и обширное поле сознания.

Убеждение, что сознание присуще только живым организмам и что оно требует высокоразвитой центральной нервной системы, составляет основной постулат материалистического и механистического мировоззрения. При этом оно рассматривается как продукт высокоорганизованной материи – центральной нервной системы – и как феномен физиологических процессов в головном мозге. Этот вывод основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге – такими, как травмы, опухоли или инфекция. С. Гроф по этому поводу утверждает: “Эти наблюдения, без всякого сомнения, демонстрируют, что существует тесная связь между сознанием и головным мозгом. Однако они не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга” .

В течение долгого времени мозг считался тем местом, где обитает наш разум, без которого мы не были бы разумными существами. Недавно открытые факты поколебали это представление. Несколько пациентов, лишившиеся одного или даже части второго полушарий головного мозга, сохранили способность действовать и рассуждать. Об этом же говорят и наблюдения хирургов над множеством раненых с абсцессами лобных долей головного мозга. Они, как правило, не сопровождаются сколько-нибудь заметными изменениями психики или расстройствами высших мыслительных функций. Это дает основание считать что разум – это невидимый контролирующий центр, а мозг – его физический агент и символ. Разум, будучи значительнее и могущественнее мозга, при некоторых обстоятельствах принимает на себя и выполняет функции мозга, в дополнение к своим собственным.

Об этом в начале ХХ века писал В.Ф. Войно-Ясенецкий, врач-нейрохирург и митрополит Лука в одном лице. Ему принадлежит мысль, что у человека два вида сознания – обыкновенное (феноменальное), использующее пять органов чувств и трансцендентное, использующее сверхспособности мозга, тончайшую интуицию, ясновидение, способности особого, мистического знания неизвестной пока природы. В своей богословской работе “О духе, душе и теле”, публикация которой была долгое время запрещена на Родине, этот, в свое время много практикующий врач-хирург, обобщает мысли современников о головном мозге человека и его функциях.

Он излагает основные идеи философии Анри Бергсона, который предложил совершенно новый путь к познанию жизни. “Мозг, – говорил А. Бергсон, – не что иное, как нечто вроде центральной телеграфной станции: его роль сводится к “выдаче сообщения” или к выяснению его. Он ничего не прибавляет к тому, что получает. Все органы восприятия посылают к нему нервные волокна; в нем помещается вся моторная система, и он представляет собой центр, в котором периферическое раздражение вступает в отношение с тем или иным моторным механизмом. При бесчисленном множестве таких соединений мозг имеет возможность бесконечно видоизменять реакцию, отвечающую на внешнее раздражение, и действует, как своего рода коммутатор. Нервная система и, в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию” .

Как это не поразительно, но эти ошеломляющие мысли великого метафизика почти полностью совпадали с учением о высшей нервной деятельности, созданной нашим гениальным физиологом И.П. Павловым. Можно даже сказать, что незадолго до И.П. Павлова Анри Бергсон предвосхитил чистым философским мышлением сущность его учения, построенного экспериментальным путем по методу изучения условных рефлексов головного мозга. По представлениям физиологов деятельность сознания, т.е. психическая деятельность, должна быть представлена, как колоссально-сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся: как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нём анализу для выработки ответной реакции.

В связи с этим становятся понятными слова И.П. Павлова: “С точки зрения условных рефлексов большие полушария представляются как комплекс анализаторов, имеющих задачу разложить сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и моменты и потом связывать все это с многообразной деятельностью организма. На мозг, таким образом, возлагается грандиозная задача анализировать все эти раздражения и отвечать на них соответствующими реакциями”. Громадное значение имеют возглавляемые им исследования в области физиологического значения лобных долей мозговых полушарий. Они считались доселе важнейшей частью головного мозга, центрами психической деятельности, органом мышления, даже “седалищем души”. Но Павлов не нашел в них “никаких особенно важных приборов, которые устанавливали бы высшее совершенство нервной деятельности”, и кора этих передних долей больших полушарий, по его мнению. как и все другие отделы коры, представляют собой сенсорную область.

Эти выводы подтверждают и результаты современных научных исследований. Так, на основе многочисленных экспериментов к интересным выводам пришел в своей работе А.В. Бобров. Он, как и многие другие современные учёные утверждает, что в основе механизма сознания лежат полевые информационные взаимодействия, и приводит следующие основания для такого утверждения:

Современными научными методами в коре головного мозга не обнаружены центры мышления и памяти, а также специфические структурообразования, регулирующие функции мышления и памяти;

Механизм реализации мышления и памяти неизвестен;

Мышление и долговременная память не могут быть реализованы на пути распространения нервных импульсов по нейронным сетям головного мозга, поскольку скорость перемещения потенциала действия вдоль нервного волокна и время синаптической передачи не обеспечивает реально существующее быстродействие механизмов мышления и памяти. Такое быстродействие при переносе, запоминании и извлечении из памяти ничем не ограниченных объемов информации может осуществляться только на полевом уровне;

Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма сознания на полевом уровне. Исходящее из них излучение несёт сложную информацию и имеет торсионную природу .

Информационно-энергетическое образование не может в физическом мире проявиться без материального посредника. Таковым является головной мозг человека, об этом говорит и его химический состав. Так, серое вещество мозга на 81-87 %, а белое на 67-74 % состоит из воды (остальное, в основном, жиры, зола составляют чуть меньше 3 %). Наукой установлено, что вода лучше всего поддаётся энергетическому воздействию и его передаче (энергетической структуризации и т.п.).

Все органы чувств имеют такие приспособления, которые реагируют на самые разнообразные физические стимулы (свет, звук, запах, вкус, ощущение). Эти стимулы уже в органах чувств превращаются в энергетические сигналы, которые обрабатываются в головном мозге человека (материальный аналог сознания). В соответствующих участках коры эти сигналы образуют “банки памяти”. Другими словами информация записывается на материальный носитель – мозговые структуры коры головного мозга. Кроме того, она существует и как информационно-энергетическое образование в полевой форме жизни. С “записанных” материальных структур информация легко считывается и обрабатывается. Если соответствующие участки мозга повредить, то исчезает посредник, и имеющуюся информацию невозможно воспроизвести (вспомнить). Но информация об этом сохраняется в энергетических структурах сознания и может быть воспроизведена, например, с помощью гипноза.

Мыслительный процесс – это особый энергетический процесс, идущий в противоположных направлениях – из вакуума в трехмерный мир и наоборот. Именно он и представляет “электрический ток”, который заставляет “светиться” сознание, каждого человека. В связи с этим человек постоянно находится в мыслительном потоке, и это нормальное, “рабочее” состояние человеческого сознания. Следует понять, что мозг и информация, записанная на его жидкокристаллических структурах обо всей нашей жизни (в основном, банки памяти) служат нам всего лишь в течение нынешней жизни. С каждой новой жизнью мы должны вновь нарабатывать обычное сознание. Информация о предыдущих жизнях существует в сжатом информационно-энергетическом виде в особых структурах полевой формы жизни и легко “вспоминается» с помощью особых техник (холотропная терапия, гипноз, дианетика и др).

Все сказанное выше позволило ученым уподобить сознание единому полю с энергетическими характеристиками, которые уникальны для данной деятельности. Это поле содержит такое количество ячеек или человеческих индивидуумов, предметов и других составляющих, которое определяется суммой вовлеченных в эту деятельность понятий, действий, переживаний. Поэтому важной функцией сознания является – посылать и принимать электрические излучения или волны мыслей. Мысль – это энергия .С точки зрения физики мысль отличается от излучения гигантских радиостанций только величиной потока. Тем не менее, её возможности несравненно более широки, так как ни один видимый объект не может начать свое существование без мысли. Невидимый процесс мышления предшествует возникновению видимого результата.

Видимый конечный продукт, несмотря на все участие физических усилий, есть всего лишь кристаллизация первоначального сознания, а затем и мысли, которая воплотила этот продукт в жизнь. Линкольн Баррнетт подвёл итог воззрениям философов и ученых от древнегреческого Демокрита до Альберта Эйнштейна таким образом: “…вся объективно существующая вселенная из материи и энергии, атомов и звезд, существует только как конструкция сознания, сооружение символов, которому придали форму органы чувств человека”. Так, первая электрическая лампочка была, в реальном смысле, проявлением сознания Эдисона. Если говорить точнее, это была проекция его внутреннего представления в окружающую среду. Как только его современники увидели или узнали о его открытии, тем самым, осознав его, электрический свет нашел широкое применение. Таким образом, сознание есть внутренний предшественник внешнего проявления или выражения. Используя пример Эдисона, можно сказать, что физическое выражение индивидуального сознания служит, в свою очередь, стимулом изменения сознания групп людей, а затем и масс, путем процесса, который можно назвать перекрестным культурным опылением, идущим посредством обучения.

Излучения мозга не знают никаких ограничений во времени и пространстве. Телепатические опыты, проводившиеся повсюду в мире, доказали, что ни самая толстая стена, ни огромное расстояние не являются препятствием для мысли. Для того чтобы проверить теорию, что все мы являемся миниатюрными передающими и принимающими информацию радиостанциями, людям с высокой степенью восприимчивости мысленно посылались сложные сообщения на большие расстояния. Они понимали и записывали их с удивительной четкостью. Специально обученные или прирожденные медиумы могут реагировать на внушение, переданное с помощью мысли на большое расстояние таким образом, как будто это им сказал человек, стоящий рядом.

С 1950 года доктор В.Х. Тенхаев из Утрехтского университета (Голландия) и его команда специалистов по телепатии находят потерявшихся детей, пропавшие вещи, преступников и домашних животных. По сведениям этого уважаемого и всемирно известного ученого, некоторые из одаренных людей могут “видеть” прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее. Они могут описать события, происходящие далеко от данного места и о которых никто не знает. Они могут весьма глубоко “знать” человека, которого они никогда не видели, подержав какую-то принадлежащую ему вещь. Они помогают своему правительству распутывать некоторые дела, связанные с контрабандой и шпионажем.

Хорошо известно воздействие человеческого сознания на собак и других животных. Зафиксировано множество случаев, когда животные проделывали огромный путь, чтобы найти своих хозяев. В течение многих лет ученые наблюдали, как животные отражают сознание своих владельцев и других людей. Есть и другие примеры из жизни людей, демонстрирующие этот принцип. Наблюдения показали, что боль, которую испытывает один из близнецов в результате операции или несчастного случая, часто передается в то же самое время другому близнецу, находящемуся за тысячи миль и совершенно не знающему о причине своих ощущений.

Еще один известный феномен – когда двое или более людей, находящихся в разных местах, удаленных друг от друга, одновременно и вполне независимо делают одно и то же открытие. Они просто были настроены на одну и ту же частоту волн, излучаемых и принимаемых мозгом. Бывает также, что необразованные люди, как бы из воздуха, подхватывают идеи или открывают глубокие истины, которые ускользнули от так называемых “великих мыслителей”, чье сознание было обусловлено ортодоксальными представлениями. Примеров этому также предостаточно.

Все это позволяет сделать вывод, что сознание – это бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы.В этом гигантском поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту или свою индивидуальность. Академик А.Е. Акимов по этому поводу пишет: “Индивидуальное сознание как функциональная структура включает в себя не только собственный мозг, но и структурированный в виде торсионной вычислительной машины физический вакуум в пространстве около мозга, то есть является своеобразным биокомпьютером” .

Таким образом, человек состоит из двух основных составляющих: физического тела и сознания. То и другое имеют очень сложное, но гармонично отлаженное и сбалансированное строение. В дальнейшем мы будем использовать два значения понятия сознания. Первое представляет собой энерго-информационное поле человека, которое в дальнейшем будем называть “полевой формой жизни человека”. Второе включает в себя сумму жизненных проявлений и умственную деятельность человека, которое в дальнейшем будет называться индивидуальным или обычным состоянием сознания человека. Это жизненный опыт, приобретенный за одну человеческую жизнь плюс обычная умственная деятельность человека в обучении, общении и труде. Обычное состояние сознания является функцией его головного мозга.

Наше обычное сознание формируется тем, что мы знаем. В свою очередь, все наши знания проистекают из познания, которое происходит посредством следующих процессов:

Обучение (концентрация);

Наблюдение (бессознательное наблюдение и подражание);

Слушание;

Чувствование;

Другие процессы.

Даже кратковременный период познания изменяет запись нашего мозга. Если мы чему-то научились, то сделали это навсегда, хотя, возможно, не используем это знание или сознательно забыли о нем. Поэтому более раннее обучение проникает глубже того, что было получено позже.. Например, привычка общаться на родном языке затрудняет овладение иностранным языком. Даже после того, как приобретено умение использовать новый язык, человек склонен прибегать к более знакомому языку, когда контроль со стороны сознания ослаблен. По аналогии подсознание воспроизводит окружающие условия и переживания с удивительным постоянством. Это объясняет, почему детство оказывает решающее воздействие на то, кем мы являемся и что делаем в дальнейшей жизни. Последующее обучение также может иметь далеко идущие последствия.

Познание может происходить и другими способами. Когда человек делает открытие или изобретение, он пробивается к источнику информации, которая не содержится ни в какой библиотеке или записи мозга другого человека. Очевидно, он вступает в экстрасенсорный контакт с Высшим Разумом или Абсолютом, контролирующим сферу деятельности людей.

Реанович Е.А.

к.э.н., Южно-Уральский государственный университет

СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОТЕНЦИАЛ»

Аннотация

В настоящей статье представлен анализ использования понятия потенциал в различных науках. На основе сведений из энциклопедической, словарной и научной литературы сделан вывод о многозначности данного понятия. Предложен авторский вариант рассмотрения потенциала по временным параметрам: прошлое (ресурс), настоящее (резерв) и будущее (возможности), что позволяет уточнить терминологическое пространство и более точно проводить научные исследования.

Ключевые слова: потенциал, ресурсы, резервы, возможности.

Key words: potential, resources, reserves, abilities.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского «potentia» и в переводе означает мощь, силу, возможность. В связи с этим он трактуется по-разному. В «Словаре иностранных слов» приводится толкование термина как мощь, сила . В Большой Советской Энциклопедии дается определение термина «потенциал» как «… средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» . «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова определяет потенциал как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, а также как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь .

Научное употребление данного термина своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. Соответственно бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление (развитие) представлялось как переход от первого ко второму. При этом, потенциал рассматривался Аристотелем как способность вещи быть не тем, что она есть в категории субстанции качества количества и места, что позволяло соотнести актуализацию и движение. В то же время, согласно Аристотелю действительность всегда предшествует возможности, и лежит в основе ее реализации .

Проблему отношения возможного и действительного за рубежом исследовали П. Лаплас, Г. В. Лейнил, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Энгельс. В настоящее время научная литература имеет достаточно разнообразные определения термина потенциал применительно к различным сферам деятельности, группам явлений и процессов. Приведем некоторые из них в таблице.

Определения термина «потенциал» в гуманитарных науках

Характеристика термина «потенциал»

Энциклопедии

Философия Способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т.е. способность осуществлять соответственно «движение» или «процесс» Философский энциклопедический словарь
Биология Доля используемой человеком энергии потребленных им продуктов питания И. М. Сеченов
Социология Совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области Социологический энциклопедический словарь
Психология Употребляется в отношении изменений, связанных с нервными импульсами Большой толковый псих. словарь
Обществознание Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества государства в какой-либо сфере. Современный словарь по общественным наукам
Экономика Совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области Новый экономический словарь
Интеграция – Способность противостоять неблагоприятным воздействиям среды;– Объем накопленных ресурсов и результат, который возможно достичь в перспективе при оптимальном использовании имеющихся ресурсов;

– Механизм, обеспечивающий современную и активную реакцию на внешние воздействия

Большая советская энциклопедия

Итак, анализ энциклопедической и научной литературы показал, что потенциал является многозначным понятием. Например, о потенциале говорят как о совокупности всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Потенциал связывается со степенью возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Под потенциалом подразумевают величину, характеризующую широкий класс силовых полей (магнитный потенциал, эклектический потенциал, химический потенциал и т.п.). Наконец, потенциал предполагает возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Что касается гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то здесь потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов, резервов или возможностей и активности человека. Можно утверждать, что каждый человек располагает определенным потенциалом, который зависит от наследственности и жизненной практики.

Как показал проведенный нами анализ, в других областях научного знания потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов и активно применяется в таких сочетаниях, как «кадровый потенциал», «промышленный потенциал», «энергетический потенциал», «научный потенциал», «эстетический потенциал» и т.п. В подтверждение тому приведем слова Л. И. Абалкина, который считает, что потенциал – это «обобщенная, собирательная характеристика ресурсов, привязанная к месту и времени .

В научной литературе достаточно часто обсуждается вопрос о соотношении понятий «потенциал», «ресурсы», «резервы» и «возможности». Этот аспект проблемы находит отражение в работах В.П. Горшенина, С.А. Дрокина и др. .

Не останавливаясь на анализе указанных публикаций, подчеркнем, что категории «ресурсы», «резервы» и «возможности» характеризуют отдельные проявления потенциала в целом, отражают его «с разных сторон». Это обстоятельство позволяет выделить несколько уровней проявления потенциала:

– потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности свойств, накопленных человеком и обусловливающих его способность к какой-либо деятельности (потенциал принимает значение «ресурс»);

– потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования человеком имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв»);

– потенциал ориентирован на развитие (будущее) (потенциал имеет значение «возможности»).

Данные выводы, отражающие смысловые значения, которые принимает термин «потенциал», в схематическом виде представлены на рисунке.

Рис. Смысловые значение понятия «потенциал»

Таким образом, широкая трактовка понятия «потенциал» обусловливает возможность его рассмотрения как средств, способностей, запасов, источников, ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. При этом необходимо учитывать прошлый, настоящий и будущий потенциал.

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]: 30 т. на трех CD. – М.: Бол. Рос. энцикл., 2003. – 3 Электрон. опт. диск (CD).

2. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов / И. А. Васюкова. – М.: АСТ, 2005. – 990 с.

3. Горшенин, В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / В.П. Горшенин. – Челябинск, 2006. – 42 с.

4. Дрокин, С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / С.А. Дрокин. – Челябинск, 2003. – 203 с.

5. История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

6. Резанович, И.В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров / И.В. Резанович. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005 – 291 с.

7. Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2008. – 1054 с.

В данном параграфе представлены результаты библиомегрического исследования по базе данных «Потенциал человека», обзор определений «потенциала» и анализ его разновидностей.

Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia» - «потенция, которое определяется как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявится при известных условиях . В ненаучном контексте этот термин чаще всего используется в переносном значении и трактуется как «степень возможности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для осуществления чего-либо» .

В справочной литературе «потенциал» рассматривается как:

  • ? источник, возможность, средство, запас, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи ;
  • ? возможности отдельного лица, государства в определенной области (военной, научно-технической и других) ;
  • ? физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке; разность потенциалов между двумя точками поля определяет работу, которое совершит пробное тело при движении из одной точки в другую .

В настоящее время термин «потенциал» весьма широко используется в различных отраслях научного знания. Анализ литературы позволил выделить следующие аспекты применения термина «потенциал»:

  • ? экономический (человеческий потенциал, трудовой потенциал),
  • ? социально-организационный (кадровый потенциал, научный потенциал и др.),
  • ? социально-экологический (жизненный потенциал, военный потенциал),
  • ? социально-психологический (адаптационный потенциал, личностный потенциал и др.).

Этот термин встречается также в словосочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «са- моактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и т.д.

В силу того, что успешность человека в новых, нестандартных условиях и вообще разных видах жизнедеятельности зависит от его возможностей, ученые выявили следующие разновидности потенциала: адаптационный, художественный, нравственный, коммуникативный и др.

Известно, что одно и то же понятие может одновременно «работать» в целом ряде научных дисциплин, в каждой из которых складывается своя традиция его определения. Но даже в рамках одной научной дисциплины, например, психологии, понятие «потенциал» используется в разном значении и для различных целей. Например, J.B. Rotter использует этот термин относительно поведенческого потенциала, E.D. Berlyne - как «потенциал активации» или «потенциал побуждения» для описания зависимости мотивационных особенностей стимуляции от активации; С. Hull [С. Hull , 1943] - как «потенциал реакции», объединяющий силы привычки и влечения. К. Lewin [К. Lewin , 1938] с помощью потенции описывал психологическую силу, действующую на субъекта по направлению к целевой области. Б.Г. Ананьев"’ под потенциалом понимал свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности, интегрируемые в человеке как в субъекте деятельности, отдавая предпочтение изучению интеллектуального потенциала. Ученики Б.Г. Ананьева изучают «потенциалы возрастного развития» и «потенциал индивидуального развития» [В.А. Ганзен , Л.А. Головей и др.].

Существующие представления о социально-психологических особенностях потенциала человека как многоуровневого и многокомпонентного образования показывают, что независимо от структурного содержания они определяются через категории:

  • ? «внутреннего содержания личностного в индивиде» (С.Л. Рубинштейн),
  • ? «совокупность свойств индивида и личности, определяющие способность и готовность к выполнению деятельности» (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г.М. Зараковский, Г.Б. Степанова),
  • ? «сложную систему человеческих качеств или личностных характеристик, которые отражают «опережающий» образ человека и связаны с движущими силами его развития, мотивацией и самооценкой» (О.И. Ге- нисаретский, Г.Н. Солнцева, Г.Л. Смолян и др.).

Можно было бы привести еще ряд подобных примеров, но подведем итог. Во-первых, в литературе нет однозначного толкования термина «потенциал». Во-вторых, понятие «потенциал» приобретает и меняет свое значение в зависимости от контекста употребления. За этим контекстом стоят правила, нормы, традиции определенной научной дисциплины, научного коллектива.

В этой связи следует заметить, что достижение единообразия в понимании значения рассматриваемого понятия не одномоментное событие, а некий растянутый во времени процесс, в ходе которого сталкиваются и пересекаются нормы, традиции, образцы [Волков А.В. *, 2009]. В итоге достигнутый результат получает форму консенсуса, который в дальнейшем может быть пересмотрен. В-третьих, семантика понятия включает в себя не только момент определенности и однозначности, но и неопределенности, открытости. С нашей точки зрения, этот вывод применим и к «потенциалу». В- четвертых, установлен близкий к «потенциалу» синонимический ряд: «потенция», «ресурс», «резерв». В качестве смысловых составляющих во всех определениях «потенциала» выделены - «возможности», «запас», «источник». Например, Парыгин Б.Д. (1999) дает противоречивую оценку возможностям и потенциалу, говоря, что потенциал состоит из эмоциональных, интеллектуальных, энергетических и волевых возможностей, а также что психологические возможности личности складываются из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов. То есть фактически автор приравнивает понятия потенциал и возможность. Однако потенциал выражает не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности и его субъекта. Чаще других «потенциал» употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда «капитал»), при этом имеются в виду внутренние ресурсы человека - интеллектуальные, личностные, нравственные и другие. Несмотря на многообразие аспектов рассмотрения этого термина и теоретических расхождений, для нас, прежде всего, важно, что в исследованиях современных ученых, имеет место объективное представление о наличии «потенциальных возможностей человека» [Пфейфер Н.Э. , 1996].

На основе анализа разновидностей «потенциала» проведено библио- метрическое исследование по базе данных «Потенциал человека». Первоначально установлено, что база данных «Потенциал человека» электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки содержит 247 библиографических записей. Графически выход изданий с данной тематикой представлен на рис. 1.

Первые диссертации по проблеме «потенциал человека» зафиксированы в 1984 г., затем следует почти целое десятилетие (1986 - 1994 гг.) с нулевыми показателями. В течение 1990-1995 гг. было опубликовано 20 диссертаций по проблеме «потенциал человека». Основная масса таких работ приходится на период 2000-2010 гг. (в 2004 г. - 28 изданий, в 2006 г. - 33 издания, в 2009 г - 26 изданий), причем, как показывает статистика, интерес к данной проблеме растает.

Рис. 1.

В соответствии с методологической стратегией и спецификой предмета данного исследования особый интерес представил анализ работ по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала.

Библиометрическое исследование по четырем ключевым понятиям - «интеллектуальный потенциал», «адаптационный потенциал», «коммуникативный потенциал» и «личностный потенциал», проводилось с использованием электронных баз данных двух крупных российских библиотек: Российской государственной библиотеки 1 и научной электронной библиотеки еЫ- BRARY * . Первая отвечает за документы (монографии, сборники статей, учебные пособия), вторая - за продукцию периодических изданий (статьи и тезисы). Всего было получено и проанализировано 751 библиографических записей (243 принадлежит РГБ, 508 - Электронной библиотеке).

На диаграмме (рис.2) показано, что безусловным «лидером» в научных исследованиях является «интеллектуальный потенциал», именно на это понятие приходится около 58% поисковых результатов. Далее следует «личностный потенциал», собравший 138 библиографических записей (18%), затем «коммуникативный потенциал» - 119 (16%) и далее - «адаптационный потенциал» - 56 (7,5%). Прокомментируем полученные результаты.


Рис. 2.

«Интеллектуальный потенциал» как объект изучения рассматривается в 438 найденных источниках. На нижеприведенной диаграмме (рис. 3) показано, что 60% библиографических записей получено через Электронную научную библиотеку. Этот факт свидетельствует, что термин «интеллектуальный потенциал» широко представлен в периодической научной литературе, выносится как в названия работ, так и помещается в область ключевых понятий научных статей.

Первое упоминание термина «интеллектуальный потенциал» зафиксировано электронным каталогом Российской государственной библиотеки в 1976 г. Издание посвящалось «интеллектуальному потенциалу коммунизма». В электронном каталоге РГБ найдено 177 библиографических записей, из которых 18 - авторефераты кандидатских диссертаций. Динамика выхода изданий с термином «интеллектуальный потенциал» отражена на рис. 4.

На диаграмме (рис. 4) показано, что из представленных трех десятилетий наиболее продуктивно прошедшее - с 2000 по 2010 гг. Именно за этот период было опубликовано 113 источников по данной тематике.

Наиболее «урожайным» в этом отношении является 2010 год - 21 издание. Конечно, нельзя говорить, что данный период отмечен равномерно возрастающим интересом к проблеме: наблюдается и рост (например, 2003, 2006, 2008, 2010 гг.) и спады такого интереса. Следует отметить, что в 1980-х гг. за 6 лет было опубликовано 13 изданий, в 1990-е гг. - 19.


Рис. 3.

Существенно, что за этот период зафиксирован всего один год с нулевым показателем - 1997. В остальное время издания по данной тематике выходили в небольшом количестве, тем не менее, заинтересованность проблемой изучения интеллектуального потенциала очевидна.

В Электронной библиотеке на подобный поисковый запрос получен 261 источник. Очевидно, что проблема изучения «интеллектуального потенциала» активно обсуждается в периодической научной литературе. График выхода изданий представлен на рис. 5.

С 2001 г. наблюдалось устойчивое увеличение статей по данной тематике. А с 2003 г. количество публикаций за год увеличивается в 10 раз. Однако 2011 г., по сравнению с прошедшим (2010 г.), фиксировал некоторое снижение результативности: 29 статей по сравнению с 52-мя (за 2010 год). Содержательной стороне каждого из видов потенциала, как показывает статистика даже за последние 20 лет, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Не претендуя на полноту раскрытия всех определений, подходов и концепций для каждого из видов потенциала приведем лишь отдельные примеры.


Рис. 4.


Рис. 5.

Итак, обратимся к этимологии изучаемого словосочетания «интеллектуальный потенциал». В настоящее время существует более 90 определений интеллекта [Холодная М.А. , 2002], и термин «интеллектуальный потенциал» не имеет однозначного толкования.

Например, понятие «потенциал» занимает важное место в контексте структурно-динамической теории интеллекта, предложенной Д.В. Ушаковым. Введение понятия «интеллектуальный потенциал» представляет собой необходимое следствие представления о когнитивной системе как организованной на основе прижизненно сформированных структур, «ментального опыта» (М.А. Холодная). Понятие «интеллектуальный потенциала» Д.В. Ушаков определяет как «индивидуально выраженную способность к формированию функциональных систем, ответственных за интеллектуальное поведение» [Ушаков Д.В. , 2004, С. 77]. В соответствии с требованиями структурнодинамического подхода психологи предлагают обращать внимание на то, как происходит формирование функциональных систем, и чем определяются индивидуальные различия в их формировании.

Еще одна концепция интеллектуального потенциала предложена А.С. Седуновой, которая определяет интеллектуальный потенциал как «целостную интегрированную систему интеллектуальных ресурсов личности, осознанно реализуемых в деятельности» [Седунова А.С. , 2004, С. 16]. В рамках этой концепции интеллектуальный потенциал, по мнению автора, возникает и формируется на основе наследственно закрепленных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы (задатков) под воздействием нейрофизиологических, социокультурных, личностных, профессионально-деятельностных факторов. А.С. Седуновой выделены структурно-функциональные компоненты интеллектуального потенциала: структурно-содержательный компонент (включает интеллектуальные способности личности); операционально-результативный компонент (включает особенности проявления интеллектуальной активности личности); регуляционнооценочный компонент (включает саморегуляционные и мотивационные характеристики личности).

Как показал наш анализ психологической литературы, понятие «интеллектуальный потенциал» преимущественно используется в связи с необходимостью раскрыть механизмы интеллектуального развития. По Б.Г. Ананьеву, интеллектуальный потенциал формируется и накапливается в процессе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности [Ананьев Б.Г. , 1977]. Б.Г. Ананьев выдвинувший гипотезу о тройном составе (функциональном, операционном и мотивационном) всех психических процессов и интеллекта в целом, считал, что сложное, противоречивое взаимодействие этих составляющих формирует движущие силы развития интеллекта, его потенциалы.

Таким образом, интеллектуальный потенциал - это:

  • ? многоуровневое образование, которое включает в себя как реальные интеллектуальные возможности человека, так и нереализованные интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы, «цену» (и силу) интеллектуального напряжения;
  • ? своеобразное «опережающее отражение действительности», это качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования .

Понятие «интеллектуальный потенциал» отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

Понятие «личностный потенциал» зафиксировано в 138 библиографических записях: 21 принадлежит каталогам РГБ и 117 - электронной библиотеке. Можно сказать, что в обеих базах данных первые упоминания термина датированы 1990 годом, причем в 1990 г. «полноценных изданий» (монографии, учебные пособия) было два и всего одна статья. В начале второго десятилетия 21 века ситуация выглядит противоположным образом: безусловный перевес статей в изданиях периодического характера по данной проблематике (рис.6).

График на рис. 7 отражает динамику выхода периодических изданий, отражающих проблематику изучения «личностного потенциала». Из рисунка видно, что первое десятилетие 2000-х гг. оказалось весьма продуктивным, хотя за последние два года наблюдается тенденция уменьшения количества таких публикаций.

В анализируемой нами литературе представлены различные подходы к классификации потенциалов личности, связанные со структурой личности, с направленностью ее развития, с основными видами деятельности и другие.

Например, связывая личностный потенциал с индивидуальнопсихическим развитием личности, Б.Г. Ананьев выделяет следующие факторы: одаренность, специальные способности, работоспособность, статусный потенциал. Им отмечено, что ценностные ориентации выступают как духовный центр развития личности, обеспечивающий ее сознательное отношение к обществу, к труду, к самому себе. В рамках Ленинградской психологической школы сложилось понимание, что личностный потенциал определяется выносливостью по отношению к фрустраторам (толерантность); он зависит от чувства защищенности и поддержки со стороны своей группы, повышающих жизнеспособность личности.


Рис.

Особенно для нас важен результат исследования И.В. Клещевой, которая не столько определяет исследовательский потенциал учащихся как некое личностное новообразование, сколько уточняет его функции, предназначение, которое она видит в расширении возможности познания и качественном изменении характера самого познания. С точки зрения

И.В. Клещевой, исследовательский потенциал является методическим инструментом развития познавательных возможностей учащихся. Теоретически исследовательский потенциал рассматривается как комплекс мотивационной, операционной и рефлексивной составляющих. Охарактеризовать исследовательский потенциал учащегося на практике позволили выделенные автором его критерии и уровни. Выявление исследовательского потенциала учащегося осуществлялось посредством решения им специальным образом подобранных учебно-исследовательских задач.


Рис. 11.

библиотеке

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала, позволил сделать следующие акценты, важные для изучения психологических особенностей исследовательской деятельности и его субъекта:

  • ? Интеллектуальный потенциал будем понимать как запас саморегулирующейся системы когнитивных процессов, обеспечивающий успешность решения исследовательских проблем и задач. Именно он отражает направленность мышления и особенности сознательно контролируемой (интеллектуальной) регуляции исследовательских процедур и системы исследовательских действий по достижению цели исследования, а также их динамику и разницу при решении исследовательских задач, отличающихся по сложности предметно-научного содержания и требуемых способов.
  • ? Так как личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию, то именно его развитие помогает преодолевать разнообразные трудности в условиях исследовательской деятельности средствами самоорганизации.
  • ? Развитый творческий потенциал задает импульс для развития исследовательского потенциала человека посредством развитого чувства нового, гибкости, оригинальности, открытости всему новому, благодаря способности быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями исследовательской деятельности; возможности для творческой самореализации и саморазвития в исследовательской деятельности.
  • ? Адаптационный потенциал снижает внутренний конфликт, который может служить источником как развития личности (активная адаптация), гак и ее дезинтеграции (дезадаптация) в ходе проведения исследования; способствует реализации как приспособительной (адаптация), так и субъектно-развивающей (личностный потенциал) функции исследовательского потенциала.
  • ? Коммуникативный потенциал выступает одним из важнейших условий повышения эффективности совместных исследований и способствует раскрытию коммуникативно-исследовательской функции: установлению продуктивных взаимоотношений с другими исследователями в самых различных ситуациях общения по проблемам исследования в научной и образовательной среде.