С муканов юный табунщик читать. Сборник идеальных эссе по обществознанию. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

С муканов юный табунщик читать. Сборник идеальных эссе по обществознанию. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

В селе был алдар. Когда ои состарился, то призвал к себе своего сына Коя и дал ему наказ:
- Я состарился и скоро умру. Наказываю тебе сохранить имущество, которое тебе достанется.
Алдар умер, а Кой принялся тратить доставшееся ему состояние. Прибавить к нему он ничего не прибавил, а все растратил. Когда в доме уже ничего не осталось, кроме отцовского коня и его военных доспехов, Кой пошел в табунщики села.
В селе появился другой алдар. У него были сын и дочь. Сын алдара засватал сестру семи уаигов.
В день свадьбы собрались киндзхоны. Дочь алдара увидела, что среди них нет Коя, табунщика села, и отказалась участвовать в свадьбе. А девушка была вещая. Зашли к пей и спрашивают, почему она отказывается принять участие в свадьбе:
- Я не могу быть на свадьбе,- ответила она,- если там не будет нашего табунщика Коя.
Алдару ее слова показались обидными.
- Неужели на свадьбу единственного своего сына я должен собирать табунщиков? - сказал он.
Дочь все-таки настаивала:
- Я и шага не сделаю, если не будет приглашен Кой! После долгого разговора алдар согласился пригласить Коя.
Послали за ним сказать, что алдар приглашает его на свадьбу сына в качестве киндзхона.
- Я табунщик,- ответил Кой,- у меня нет времени. Передали его ответ дочери алдара:
- У него нет времени. Он не может бросить табун.
- Если он не хочет быть киндзхоном, - сказала дочь алдара,- то и я не хочу участвовать в свадьбе и не поеду за невестой!
Тогда алдар сам пошел пригласить Коя. Он пришел к нему и сказал:
- Готовься, ты обязательно должен быть киндзхоном! Кой согласился и сказал:
- Ладно, буду киндзхоном на свадьбе.
Киндзхоны уже отправились, а Кой все еще пасет свою скотину. Когда и на третье утро он выгнал свою скотину пастись, алдар опять пришел к нему:
- Почему ты не сдержал своего слова? Сейчас же гони свою скотину домой и отправляйся догонять киндзхонов!
Кой вернулся домой вместе с алдаром и говорит ему:
- Оседлай моего коня, а я тем временем переоденусь! Алдар зашел в дом и попытался поднять седло, но не мог этого сделать; он вышел обратно и сказал молодому табунщику:
- Мне некогда, я иду домой, а ты сам оседлай своего коня и догоняй своих товарищей!
Молодой табунщик переоделся, оседлал коня и выехал. За околицей села он ударил плетью своего коня, разгорячил его, и тот понесся, полетел. В степи он заприметил какой-то силуэт, направил туда своего коня, подъехал и видит: дракон окружил киндзхонов алдара, засунув хвост свой в пасть, и не выпускает их.
Увидев это, Кой выхватил саблю и изрубил дракона на мелкие куски. Киндзхоны были рады, что он спас их от дракона.
Поехали они по своей дороге свободно. Ехали долго и в сумерки услышали вдруг крики: кто-то бился в стороне от дороги. Кой остановил своего коня, предложил киндзхонам ехать своей дорогой дальше, а сам остался, чтобы узнать, чьи это крики, кто там с кем бьется.
Он повернул своего коня в сторону от дороги и направился туда, откуда раздавались крики. Он приблизился к месту и услышал крик мужчины:
- О, если бы тут оказался мой незнакомый ардхорд Кой, мы бы расправились с тобой!
Когда Кой подъехал к месту, он застал незнакомого своего ардхорда убитым. Убийца стоял у его тела. Кой нанес ему удар саблей. Убийца превратился в комок крови и укатился в степные пространства. Некоторое время Кой преследовал его, но не догнал. Он дернулся к убитому, похоронил его; коня его привязал к его могиле, а затем выехал вслед за своими товарищами и нагнал их в доме семи уаигов.
Когда Кой въехал во двор, навстречу ему вышли все семь уаигов и провели его в особую комнату; они были ему очень рады.
Спустя довольно много времени явился некий Черный Всадник. Его завели в ту же комнату, в которой находился Кой. Черный Всадник сватал сестру семи великанов за своего младшего брата.
Оказавшись в одной комнате, Кой и Черный Всадник вступили в препирательства. Черный Всадник сказал:
- Вы не увезете отсюда девушку! А Кой сказал:
- Ну нет, мы увезем свою невесту! Препирательства их перешли в ссору, и Кой сказал:
- В таком случае, сведем наших коней друг с другом, и чей конь будет убит, тому отсечем голову.
Черный Всадник согласился. Они вышли во двор и напустили своих коней друг на друга. Конь Коя очень быстро вырвал печень у коня Черного Всадника, и Кой отрубил голову Черного Всадника.
Тут заявился брат Черного Всадника Белый Всадник. Он спешился перед воротами семи уаигов. Уаиги завели его в ту комнату, где сидел Кой. Белый Всадник тоже завел с ним ссору.
Кой и ему предложил:
- Оставим угрозы, лучше подпустим своих коней друг к другу. Если твой конь осилит моего, то ты отрубишь мою голову, если же мой конь осилит твоего, то я отрублю твою голову.
Белый Всадник согласился, и они свели своих коней. Конь Коя быстро вырвал печень у коня Белого Всадника, и Кой отрубил у Белого Всадника голову.
После этого явился младший из братьев Красный Всадник. Он заехал во двор семи уаигов и спешился. Его семь уаигов завели в ту комнату, где сидел Кой.
Он тоже затеял перебранку, и Кой сказал ему:
- Если будешь ругаться, то я отправлю тебя по дороге твоих братьев. Вон стоят наши.

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?

– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11)Ты точно антилопу видел?

– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!

– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце
и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

– (45)Вкусно, миленькая?

– (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр ПавловичВладимиров – современный писатель-прозаик.

Проблема родительской любви, проблема нравственного отношения человека к природе; проблема нравственного выбора – убить или отказаться от убийства?

Авт. позиция : (1) нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого: 2) всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга)

Сочинение

Есть в мире вечные проблемы. Мне кажется, одна из них - проблема нравственного выбора. Она рано или встаёт перед каждым человеком. На мой взгляд, эта проблема (проблема выбора – убить или отказаться от убийства), является центральной в отрывке

А. Владимирова. Здесь она поставлена ещё более остро, трагично: убить живое существо ради спасения жизни своего ребёнка или, помня о том, что всё живое связано нитями общей судьбы, отказаться от убийства.

А. П. Владимиров рисует драматичную историю, в которой такой нравственный выбор необходимо сделать отцу больного ребёнка. Он узнаёт, что где-то самым фантастическим образом появилась антилопа. Из её рогов можно сделать лекарство для тяжело больной дочери. Савушкин находит антилопу, он готов её убить, но вдруг рядом с животным появляется детёныш, которого оберегает мать: «Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца». Не смог выстрелить охотник…

Автор не даёт нам готового решения на поставленный вопрос, но мы приходим к выводу, который он нам подсказывает: нельзя убить одного ребёнка ради спасения другого. Даже родительская любовь не даёт права на убийство. Почему я решила, что именно такова авторская позиция? Дважды Владимиров повторяет один и тот же образ: на голове детёныша антилопы лежала «прохладная тень, будто фиолетовое покрывало»; когда Савушкин наклонился над дочерью, «на голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень». Всё живое на земле связано единой нитью!

Невозможно не согласиться с авторским решением проблемы: нельзя оправдать убийство высокими целями. Вспомним Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ведь он хотел убить старуху-процентщицу, чтобы помочь бедным, страдающим людям, но после одного убийства последовало другое. Раскольников убивает Лизавету, а она как раз из категории тех людей, которых убийца хотел облагодетельствовать. Не случайно Достоевский показывает, какие нравственные муки ждут человека, нарушившего христианскую заповедь: не убий!»

В романе Ч. Айтматова «Плаха» показана страшная трагедия: один из героев убьёт собственного сына. Синеглазая волчица Акбара и волк – воплощение родительской заботы о потомстве. Это самая настоящая забота о детях на человеческом уровне. Но люди не раз лишат волков детёнышей. В столкновении с волками погибнет Базарбай, убивший волчат, погибнет Бостон, который хотел вернуть их матери, будет убит случайным выстрелом отца невинный ребёнок. Накануне своей гибели Акбара встретит сына Бостона, и ей откроется, что это такой же детеныш, как и любой из ее волчат, только человеческий. Волчица унесет малыша с собой, но не в логово, а туда, откуда не возвращаются… Прозвучат два выстрела, сделанные Бостоном против воли.

Вспоминаются слова ещё одного героя литературы, Егора Полушкина из повести

Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», говорившего, что человек не царь природы, он её старший сын. Нельзя убивать безнаказанно!

Сложным был нравственный выбор героя А. Владимирова, но добро победило зло! Ах, как хочется, чтобы так было всегда…

С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно , в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её
не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(По С.С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.)– современный писатель-прозаик.

Сочинение

Ложь, неправда, жульничество, уловка, хитрость, трюк, мошенничество, надувательство… Вот лишь несколько синонимов к слову обман, и мы взяли не самые резкие, есть ещё просторечные слова, характеризующие это неприятное свойство человека лгать, изворачиваться. Обман как жульничество, как мошенничество – вот тема, которой посвятил фрагмент С. С. Качалков. А проблему текста можно обозначить так: какие последствия имеет намеренный обман?

Писатель изображает обычный вечер обычной семьи. Глава семейства вернулся с работы, донельзя довольный тем, что ему удалось «потаксовать» после смены, да ещё так удачно! У хорошо одетой дамы со «слегка отрешённым взглядом» он сначала запросил завышенную цену за проезд, а потом обманул её, сказав, что с пятисот рублей у него нет сдачи. Провёрнутой махинацией доволен он, рада этому жена. Но вдруг в ванной, прокручивая в уме удачно проведённый вечер, он вспоминает, кто это женщина. Это была его одноклассница, которую Плетёнкин обманул, учась в одиннадцатом классе. Наташа Абросимова была дурнушкой, но Плетёнкину так хотелось победить в городском конкурсе сочинения, что он вызвался проводить её и попросил написать сочинение вместо него. Девушка, светясь от счастья, согласилась. Обманщик победил в конкурсе, получил бесплатную путёвку в Петербург. «а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку». На выпускном вечере он пытался что-то ей объяснить, говоря: «Ну, получается, что я обманул тебя!» Но девочка оказалась намного мудрее Плетёнкина. «Разве ты меня обманул?» - спросила она улыбаясь.

Это дважды повторённое «разве ты меня обманул?», мне кажется, даёт решение поставленного вопроса. Человек, обманывающий других ради корысти, наказывает в большей степени себя, он обедняет свой духовный мир, делается нищим духом, его божком становится корысть. Этот вывод подтверждается и тем, какая обстановка царит в доме Плетёнкина, и его поступками: его дочь вечно чем-то недовольна, капризна, жену он раздражает, а сам испытывает после радости от обмана какое-то гнетущее чувство («Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп».)

Да, нас с детства учат, что лгать нехорошо, что обман постыден. Но, положа руку на сердце, признайтесь, кто из вас никогда не врал. Не успел выучить уроки, а тут фильм интересный, и ты на вопрос мамы об уроках, не моргнув глазом врёшь, что всё к школе готово. А завтра – расплата: двойка. Ну, ничего мы ещё раз обманем маму или отца. И одна ложь порождает другую. А бывает ещё хуже: моему товарищу очень хотелось иметь навороченный телефон, и он его… украл. Дома сообщил, что друг ему дал на время. Потом всё выяснилось, и мой товарищ был поставлен на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Об омерзительности лжи предупреждают нас классики. Вспомним Молчалина из комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он влюблён в Лизаньку, служанку Софьи, а из выгоды ухаживает за Софьей. Когда обман раскрывается, плохо всем: и Софье, и Чацкому, и Фамусову, и Лизаньке…

Классический тип лгуна – Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Этот лжёт всем: и государству, проворачивая аферу с «мёртвыми душами», и каждому из помещиков, и всему городу. Особенно отвратительным выглядит его поведение, когда Гоголь рассказывает историю становления героя. Строя свою карьеру, подлец-приобретатель не гнушается ничем: обманывает примерным поведением и прилежанием учителя, бессовестно лжет своему начальнику, притворяясь женихом его некрасивой дочери-перестарка… Даже беззастенчивый враль Ноздрёв выглядит пристойнее отъявленного мошенника Чичикова.

Так какой же вывод можно сделать из размышлений над проблемой последствий лжи? Она, ложь, отвратительна во всех проявлениях, влечёт за собой ещё целую череду обманов, делает нас беднее в духовном плане. А посему старайтесь не лгать!

С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью… Проблема истинного содержания духовности

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность . (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому , и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Сочинение

Остро и полемично начинает С. Соловейчик свои размышления о духовности: «Даже самые развитые люди … глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни». Он сразу вступает в полемику с этой точкой зрения, отсылая читателя к пушкинскому «Пророку», цитируя его и задаваясь вопросом: «Что это значит – духовная жажда?». Позволю себе предположить, что именно этот вопрос, вопрос содержания понятия духовности, является центрально проблемой для С. Соловейчика.

Он сразу предлагает нам не путать духовность с культурой поведения, образованностью, интеллигентностью. Стремление прочесть больше книг, посещение театров, умение спорить о высоких материях вовсе не свидетельствует о насыщенной духовной жизни. Такие люди «бывают порой негодными людьми». Но «есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними». И их тоже не назовёшь духовными людьми, они просто хорошие люди.

По крупицам, по отдельным высказываниям определила я для себя то, что включает понятие духовность в понимании С. Соловейчика. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к прекрасному, к правде и добру, причем стремление это бесконечно.

С таким определением понятия духовности невозможно не согласиться. Мы хотим претендовать на то, чтобы прослыть духовными, нравственными людьми, но порой уверены, что можем стать таким, щегольнув где надо и не надо красивой цитатой, рассказом о новой премьере, хвастовством о посещении музея. Но если это не является потребностью твоей души, то о какой духовности тут говорить?

Примеров высоконравственных, стремящихся к прекрасному можно привести достаточно много. Разве не духовны Д. С. Лихачёв, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын. Эти люди никогда не поступались своей совестью, стремились стать лучше сами, хотели, чтобы и другие думали над своим духовным ростом. Среди моих современников меня восхищает актриса театра и кино Чулпан Хаматова. Вот уж кому свойственно постоянное стремление к правде и добру. Она прекрасная актриса, мама троих детей, соучредитель одной из самых известных благотворительных организаций России «Подари жизнь».

А если обратиться к классике, сразу вспоминаешь героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова. Говоря о них, мы постоянно употребляем словосочетание «духовные искания». Пьер говорил об Андрее Болконском: «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» Эти слова с полным основанием можно отнести к обоим героям. Они прошли трудный жизненный пут, шли по нему по-разному, ошибались, мучились, но стремились к правде, добру и простоте.

Пусть каждый из нас помнит прекрасные пушкинские слова о духовной жажде, пусть они станут девизом нашей жизни. Тогда каждый из нас и всё наше общество станет лучше, духовнее.

По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?

(1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было.

(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

– (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.

(8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

– (12)Вот что, – сказал им Гайдар. – (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

– (19)Понятно, Аркадий Петрович! – закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.

(20)Вскоре начались звонки.

– (21)Аркадий Петрович! – кричал в трубку взволнованный детский голос. – (22)В аптеке на Маросейке нету.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

– (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

– (30)В Марьиной роще!

– (31)Вези сюда. (32)Немедленно.

(33)Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь . (36)Он считал помощь человеку таким же … делом, как, скажем, приветствие . (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.

(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен – не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

Сочинение

Гайдар. Известный детский писатель. Так мы привыкли его называть. А К. Г. Паустовский с большим уважением рассказывает нам об А. П. Гайдаре-человеке, вернее, о нескольких эпизодах из его жизни.

Мы узнаём, что «жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг, знакомимся с эпизодом, когда мальчишки, друзья писателя, помогают в многочисленных аптеках Москвы найти лекарство для больного сына Паустовского. Мы видим Гайдара, спасающего «маленький чудный сад, слышим искренние слова автора о том, что ему «очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека». За этим рассказом не просто повествование о чудесном человеке, за ним – большая и очень важная проблема.

Так как же мы сформулируем её? Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»? Вот вопросы, над которыми заставляет нас задуматься Паустовский. Он не даёт нам готового ответа, позицию автора, мы должны додумать сами. И она вытекает из того, что мы узнаём о Гайдаре.

Человек, готовый не задумываясь прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, человек, который может терпеть боль ради того, чтобы спасти что-то прекрасное, нужное людям, достоин уважения. Вот оно, видение настоящего Человека Паустовским.

Я не могу не согласиться с таким ответом на поставленный вопрос. Милосердие, сострадание, доброта важны в жизни каждого из нас. Тому мы можем найти множество примеров и в жизни, и в литературе.

На память мне приходит подвиг майора Солнечникова. Во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

В Ленинградской области пожарный Дмитрий Тихомиров спас 30 человек, но сам выбраться из горящего здания не смог.

Выдающийся русский писатель Б. Васильев в повести «Летят мои кони» рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.

Есть и другие примеры добрых поступков во имя спасения других. Так, в новелле «Последний лист»

О. Генри рассказывается о художнике, спасшем жизнь больной девочке. Джонси тяжело заболела пневмонией. Часами она смотрела в окно, на плющ, который рос на стене дома во дворе, считала листья, которые опадали с плюща: Джонси казалось, что, когда последний лист опадет, она умрет. Старый художник, который жил на первом этаже, под холодным дождем ночью нарисовал на стене лист плюща вместо того, который сорвал ветер. Лист, который не подчиняется холодным ветрам и остается на плюще, возбудил у Джонси волю к жизни, и она выздоровела. А старый Берман заболел пневмонией и умер.

Великий философ древности Конфуций говорил: «Кто преисполнен милосердием, непременно владеет мужеством». Умейте творить добро, будьте готовыми прийти на помощь людям, и вы заслужите уважение окружающих.

По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр – совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси (!) люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсёстры выходили их встречать. (11)За 30 минут в больницу приехало 320 человек . (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам… (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг – их главный мотив. (20)Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое – в малом, великое – в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Бочаров Геннадий Николаевич (родился в 1935 г.) – журналист, публицист, политический обозреватель, автор более 20 книг, член Союза писателей России.

Сочинение

Как-то, «гуляя» по бескрайним просторам Интернета, наткнулась вот на эти стихи (не знаю, чьи они):

Твори добро- пусть не поймут...

Дари добро - пусть не вернётся!

Посей добро и там, и тут...

Пусть каждого оно коснётся!

Твори добро не для чего-то...

А от сердечной чистоты!

И если злом отплатит кто-то...

Пред БОГОМ чист не он - а ты…

Они тронули меня до глубины души, а сейчас, когда я прочла статью Г. Н. Бочарова, вдруг подумалось, что эти строки созвучны его мыслям.

Мне кажется, что Бочаров пытается понять вопрос: что заставляет людей откликаться на чужую беду, творить добро, даже не зная того, кому оно адресовано. Он вспоминает, как однажды сотни людей мгновенно откликнулись на обращение врачей к зрителям с телевизионных экранов о необходимости донорской крови пострадавшему. Автору захотелось встретиться с несколькими из этих людей, чтобы понять, что заставило их из тёплых уютных квартир ехать на пункт переливания крови. И он испытывал неловкость, беседуя с этими людьми, потому что его вопросы вызывали недоумение: люди не видели в своём поступке ничего необычного. И это позволило Бочарову сделать свой вывод.

Автор понял, что в желании помочь другому люди действуют «исходя из своих привычных представлений о нравственном долге», а « высший нравственный контролёр – совесть» . Журналист испытывает удовлетворение от того, что таких людей немало.

Такое представление о стремлении творить добро близко и понятно мне. Очень часто, увы, в нашей жизни случаются беды. И многие люди, забывая о своих делах и проблемах, бросаются на помощь тем, кто в ней нуждается.

Бывало в моём маленьком селе такое: человек попал в аварию, ему сделали срочную операцию. Нужна кровь. Родные обращаются к близким, к друзьям, чтобы те с утра были на донорском пункте. А утром оказывается, что прибыло людей гораздо больше, чем надо. И ведь никто не разворачивается, не возвращается домой. Не нужна кровь односельчанину, понадобится другому. Или другой пример. Смотрю программу «Время». Рассказывают о ребёнке, которому нужна огромная сумму на лекарства или лечение за границей, предлагают всего-навсего прислать СМС на 50- 70 рублей. А в конце программы вдруг оказывается, что уже собрали сумму, превышающую ту, что нужна. Она пойдёт на лечение других детей.

Много примеров бескорыстной помощи можно найти в литературе. Вспомним Наташу Ростову и её семью. Когда Наполеон вступал в Москву, жители покидали столицу. Семья Ростовых была в их числе. Старшие пытались спасти хоть какое-то имущество семьи. Но когда Наташа прибежала к родителям с просьбой отдать телеги раненым под Бородино, мать и отец согласились.

Переживший невыносимые страдания, потерявший на войне всех своих близких, Андрей Соколов, герой рассказа Шолохова «Судьба человека», находит в своём сердце место для сироты Ванюшки, малыша, тоже обожжённого войной.

Как это здорово, что в эпоху, когда СМИ обрушивают на нас столько негатива, когда многие перестают верить в порядочность людей, находится человек, напоминающий нам, что добрый «поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения». Спасибо Вам, Геннадий Николаевич Бочаров!

По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

(1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…

(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.

(11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.

(14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.

(22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:

(23) – Ну разве так можно?!

(24)А я смотрел на них и завидовал . (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь…

(26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:

(27) – Не наш! (28)Играем!

(29)Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.

(По И. Новикову)

Сочинение

Промозглый осенний день, небо цементного цвета, ледяной ветер… Такой безрадостный пейзаж возникает перед нами, когда мы попадаем в мир, изображённый И. Новиковым. И под стать этому пейзажу настроение людей, ожидающих автобуса на остановке: «В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…» Люди будто стали частью тоскливого ненастья. Но вдруг откуда-то-то из переулка появляется мужчина с двумя девочками. Они самозабвенно смеются, бегают друг за другом, играют, причём отец участвует в веселье детей на равных. И вот это противопоставление унылого пейзажа, безрадостного настроения с бьющим из маленькой семьи веселья и помогает нам понять, с какой целью дана эта сцена. Что делает одних людей несчастными, а других счастливыми? Что помогает радоваться жизни? Вот они, основные вопросы, которые ставит автор данного текста.

Да, он заставляет читателя сформулировать эти вопросы, но готового ответа на них не даёт. Мы должны сами сформулировать идею рассказа. Авторский голос звучит не в осуждающих словах женщины на остановке, а в этих строчках текста: «А я смотрел на них и завидовал» людям, от которых идет тепло и уют. Единение семьи, любовь родителей к детям и детей к родителям, умение по-детски радоваться миру – вот основа того, чтобы не стать «пленниками тоскливого ненастья».

Наверное, каждый из нас испытывал это настроение, когда природа созвучна твоему душевному состоянию. Тоскливый пейзаж кажется таковым, если у тебя скверно на душе. И как раздражает тогда чьё-то веселье рядом! А надо просто по-хорошему позавидовать тому, кто сейчас счастлив, хоть на минуту разделить с ним его радость, вспомнить:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать,

Снег ли, дождь –

Любое время года

Надо благодарно принимать.

Как точно сформулировал Эльдар Рязанов умение быть благодарным жизни!

Ещё раньше И. А. Бунин написал вот эти строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Вспомним и известный рассказ А. П. Чехова «Студент». В нём вначале такой же безрадостный пейзаж, такая же тоска в душе главного героя. Но вот усталый, голодный, замерзший Иван Великопольский пересказал историю, о том, как Петр из страха трижды отрёкся от Христа. Слушают его две женщины-крестьянки, и их участие, их искренние слёзы словно пробуждают героя от тоски: «… и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Какой же вывод сделала для себя я, думая над поставленными проблемами. Умейте быть счастливыми, умейте радоваться чужому счастью, чужому веселью…

Давно это было. Властвовал в Казахстане над всем народом, над всей степью хан с чёрным сердцем и чёрной душой.

Никого не любил хан. Всех, кто осмеливался перечить ему, истязал он плетьми и казнил на плахе.

И всем говорил хан о том, что он поставлен над народом и степью самим аллахом и что всё дозволено ему, любимцу бога, избранному, лучшему из лучших.

А народ и вовсе не подпускали ко дворцу, чтобы не раздражать божественных взоров хана.

Хан властвовал, народ терпел.

Так было много лет.

Народ, никогда не видавший хана, думал, что он, действительно, не обыкновенный человек, а любимец бога, избранный, лучший из лучших.

Но вот однажды один человек из народа проник во дворец хана. Это был простой табунщик, такой простой, что даже имя его, словно серый малахай, в толпе терялось, похожее на все другие имена, которыми тогда назывались бедняки, народ.

Табунщик был молод, умён и смел. Его конь в степной скачке обскакал лучшего ханского коня настолько, что даже сам хан в самом сильном гневе не смог бы докричать до молодого табунщика.

Вот до чего велико было расстояние между победителем и побеждёнными.

За это и удостоился табунщик великой чести предстать перед очами хана и быть назначенным главным табунщиком над всеми табунами лучшего из лучших.

За ум и смелость невзлюбил хан табунщика. Однажды он велел ему седлать коней, а сам, дождавшись, когда юноша ушёл исполнять приказ, тайком от табунщика наказал своей свите:

Возьмите все с собой по яйцу, и когда я вам велю повернуться вокруг себя и вытащить из-за пазухи по куриному яйцу - вы это сделаете. А у кого не будет куриного яйца - тому голову долой!

Так и было.

Хан поехал со своей свитой гулять, и по его приказанию каждый сопровождавший, повернувшись, вытащил из-за пазухи яйцо. Один лишь табунщик, не слышавший наказа хана, не смог этого сделать. Он понял, что за ослушание его казнят. Но табунщик не растерялся и начал с шумом хлопать руками, будто крыльями, и кричать: «Ку-ка-ре-ку!»

Что ты делаешь? - спросил хан. - Всё равно твоё юродство не спасёт тебя от казни! Где куриное яйцо?

Если тут собралось столько кур, милостивый хан,- с усмешкой сказал табунщик, - то неужели не найдётся среди них ни одного петуха?

И хан поехал домой, полный гнева и молчаливый: он не знал, что ответить молодому табунщику.

Ты больно умён! - сказал хан табунщику, когда они вернулись во дворец. - Посмотрим, так ли хорошо у тебя работают руки, как твой дерзкий язык!

Бросьте его в тюрьму, - приказал он слугам.- И пускай он сидит там до тех пор, пока не выполнит моей воли. Не к лицу мне, любимцу аллаха, избранному, лучшему из лучших, ездить на коне, который может быть у простого человека. Пускай этот мальчишка сидит в тюрьме до тех пор, пока не достанет мне лошадь необыкновенной масти: не серую, не белую, не вороную, не караковую, не гнедую, не буланую, не чалую, не рыжую, не пегую, не саврасую!.. - И хан перечислил все масти, какие есть на свете.

Уведите его!-сказал хан и, схватив со стоявшего перед ним золотого блюда целый бараний бок, он принялся его поедать, вытирая жирные пальцы о парчовый халат.

«Что делать? - думал табунщик, сидя в тюрьме на гнилой и мокрой соломе. - Где сыскать такого коня?»

Но и на этот раз табунщик не растерялся и нашёл ответ. Он позвал ханских слуг и сказал им:

Пойдите к хану и скажите, что я найду коня, которого он просит. Конь этот не серый, не белый, не вороной, не караковый, не гнедой, не буланый, не чалый, не рыжий, не пегий, не саврасый… - И табунщик перечислил все масти, какие есть на свете. - Пусть только выпустят меня на свободу.

И хан велел выпустить табунщика из тюрьмы. Тогда табунщик сказал:

Я нашёл коня, какой нужен хану. Скажите ему, чтобы он прислал за ним своего конюха… Только не в понедельник, не во вторник, не в среду, не в четверг, не в пятницу, не в субботу и не в воскресенье! - И он спокойно пошёл по улице мимо ханского дворца, и все смотрели ему вслед и улыбались, как любящие родители смотрят вслед и улыбаются своему сыну.

Червивая свинья! Трёхногий конь! - прокричал хан. - Опять этот проклятый табунщик благодаря своей хитрости опозорил меня!

И он задумал новый способ, как извести табунщика.

Ты знаешь, что я любимец бога, избранный, лучший из лучших, - сказал он, обратясь к табунщику. - Негоже мне пить ту же воду, которую пьют мои подданные и рабы. Если хочешь быть живым, достань такой необыкновенной жидкости, которая была бы достойна меня и вкусом и происхождением. Достань такую жидкость, которая бы не падала с неба и не шла из земли! И помни, что на этот раз ты не отговоришься, как тогда с конём, попросив прислать за ним не в понедельник, не во вторник и не в среду… Пшёл! - крикнул хан и, схватив со стоявшего перед ним золотого блюда баранью голову, стал поедать её, вытирая жирные пальцы о парчовый халат.

Табунщик взял сорок коней и сорок дней и сорок ночей гонял их по степи. Когда они вернулись ко дворцу, пена падала с них хлопьями. Он собрал с коней хлопья пены в большой сосуд и с поклоном поднёс хану.

Эта жидкость, - сказал он, - не падает с неба и не идёт из земли. Она, наверное, достойна тебя, хан, ибо она необыкновенна по вкусу и своему происхождению, как ты необыкновенен по своему уму и положению! Только вот станешь ли ты её пить?

Довольно!-сказал, нахмурясь, хан. - Мне надоело слушать тебя. Прав ты или виноват, мне всё равно. Зовите палача. Пусть немедленно табунщика казнят!

И пришёл палач.

Ну, - сказал хан, - говори перед смертью своё последнее слово, своё последнее желание! А уж я-то подумаю- исполнить его или нет!..

О, небо! - сказал молодой табунщик. - Я прошу тебя: продли годы хана на тысячу лет!

И удивлённый хан сказал ему:

Я приказываю тебя казнить, а ты молишь небо, чтобы я прожил тысячу лет! Зачем ты делаешь это?

О, грозный хан! - сказал в ответ молодой табунщик.- Кто может прожить тысячу лет? Лишь добро, о котором все помнят. Видишь, я не прошу невозможного. Я хочу, чтобы ты был справедлив, и о том прошу небо. А вот тогда, когда б ты был справедлив, - имя твоё не умерло бы в народе тысячу лет!

При этих его словах меч выпал из рук палача. Шелест прошёл по толпе приближённых. И даже хан рот свой гневный раскрыл от изумления. «Что делать? Как быть? Казнить молодого табунщика, когда снова он оказался умнее его, хана, избранного, лучшего из лучших?!» И взбешённый хан почернел от злости и приказал визирям найти и привести к нему такого человека, который превосходил бы глупостью всех дураков, живущих на свете.

Если, - сказал хан, - вы приведёте человека, который будет глупее, чем тот, которого приведёт молодой табунщик, вы получите по мешку золота, а он плаху и топор! Если же он приведёт человека, который будет глупее, чем тот, которого приведёте вы, он получит мешок золота, а вы будете казнены!

Ханские визири бросились искать самого глупого человека. А табунщик остался во дворце и лёг спать.

Конспект урока в 4 классе по литературному чтению. Урок 6 Тема: Степан Бабенко «Тюе – Тас»".

12.09.2014 9706 1248

Мақсат/Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно воспитательные задачи: Познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: произведение

Сабақ барасы /Ход урока


I. Оргмомент .

II. Проверка домашнего задания: С.Муканов «Юный табунщик» дочит. Выраз. Озаглавить.

III. Изучение нового материала

** Вводная беседа

Степан Бабенко - казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю

свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел сердцем к родным местам,

к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.

«Тюе-Тас» - это лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой. Писатель теплыми, проникновенными словами, идущими из самого сердца, делится своими воспоминаниями, раздумьями, находит необычные, яркие сравнения, чтобы читатель вместе с ним восхитился великолепием лазурной степи, полыхающих тюльпанов, мелодией звонких оврагов. Обязательно следует обратить внимание детей на художественные изобразительные средства в

рассказе, провести специальную работу, чтобы показать богатство и выразительность русского языка, способного передать тончайшие оттенки красок, звуков и запахов.

Тюе-Тас в переводе с казахского языка означает буквально «камень-верблюд». Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне.
Название речки Кутурган можно перевести как «разбушевавшаяся», «бешеная». «Сай» в переводе с казахского означает овраг, балка. Кызылсай - красная балка (в апреле «полыхает тюльпанами»),

овраг Амансай назван по имени Аман.

**как вы понимаете название реки? (оврага).

1. Первичное чтение учителя.

2. Чтение «цепочкой».

3. Разбор и решение послетекстовых заданий.

Эпизод 1. Картины пейзажа. Картины пейзажа. Краски:
«Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет

у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили

зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок.
Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычком пламени по всей необъятной степной

шири (маки «пламенели»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно

растет, она сочная, гибкая, еще не высушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудного

цвета - ни единой желтой травиночки.

***Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков и незабудок, среди них - красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.
*** Запахи:
Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горьковатый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать - и никогда не надышаться. Это теплый запах родной земли.

***Звуки:
Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех - песнь жаворонка. А из балки ему вторит перепел - четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют птицы.
Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгляделся в окружающий мир и постиг его

красоту, прикоснулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы.
Третий вопрос. Отрывок - описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:

густая, податливая трава;
пламенеющие от края до края маки;
звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым

изумрудно-зеленым полушалком;
пламенно-радостный оттенок от множества полевых цветов;

Лучше нашей степи вряд ли что можно сыскать на всей земле.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.