Вальдорфская стопа. Методики воспитания: вальдорфская система образования. Что можно взять из вальдорфской педагогики родителям

Вальдорфская стопа. Методики воспитания: вальдорфская система образования. Что можно взять из вальдорфской педагогики родителям

Первое учебное учреждение, работающее по принципам Вальдорфской педагогики, было открыто в 1919 году по запросу владельца табачной мануфактуры «Вальдорф-Астория» Э. Мольта. Именно поэтому Вальдорфская методика развития детей носит такое название.

К 1928 г. Вальдорфские школы открылись в разных городах Германии, а следом в Норвегии, Голландии, Венгрии, Австрии, США и др.

Изначально открывались именно школы, обучающие детей с 7 лет (1 класса). Вальдорфская система воспитания отличалась от немецких школ того времени:

  • девочки учились вместе с мальчиками,
  • не проводился вступительный экзамен,
  • не учитывалось социальное положение ученика,
  • школа не зависела от сторонних организаций.

На данный момент открыто более 1000 школ в 64 странах мира, все они созданы по строгому образцу.

После успеха школ нового типа были открыты и детские сады, работающие по Вальдорфской системе обучения. Сейчас их количество приближается к 2 тысячам по всему свету.

Основные принципы

В теории Вальдорфской педагогики Р. Штайнера дети по мере своего взросления проходят три семилетних «спирали знания». Краткая характеристика Вальдорфской педагогики – «всему свое время». Каждый виток – особый подход к обучению ребёнка. Так, первые семь лет (0-7 лет) упор делается на подражание.

На первый план выходят такие виды деятельности как:

  • творческие игры (пение, рисование, аппликация, шитье),
  • чтение/рассказывание/постановка сказок, басен и народных мифов,
  • строительно-конструктивная деятельность (строение башен, домиков),
  • развитие устной речи.

Второй виток (7-14 лет) большее внимание уделяет детской фантазии. Интересен отказ от учебников во время обучения. На первый план выходит личность учителя, способная заинтересовать школьников интересной подачей материала. Главным умением детей становится способность слушать и запоминать учебный материал, записывая при этом важные моменты в свои рабочие тетради, украшая «конспекты» собственными иллюстрациями. Можно сказать, что школьники сами пишут свои собственные учебники.

Основами изучения становятся:

  • мифология,
  • народные сказки,
  • литература,
  • музыка,
  • танцы (эвритмия – смесь пантомимы, танца, музыки, поэзии),
  • естественные науки,
  • полезные ремесла,
  • иностранные языки,
  • искусство.

Во время третьего витка – в старших классах – сосредотачиваются на мышлении. Появляются профильные учителя, обучающие детей точным наукам, основным предметам и социальной ответственности.

Основные методы системы

Главный метод Вальдорфской педагогики — приём «душевной экономии» (обучение должно проходить без внутреннего диссонанса, гладко и легко).

Этому способствуют цели и задачи данной системы:

  • осмысленное (чувственное) развитие памяти,
  • персональный подход к каждому ребёнку,
  • поддержание интереса к процессу обучения,
  • баланс между активным и пассивным времяпровождением (цикличность активности),
  • ритмический цикличный распорядок дня (цикл: общеобразовательный предмет – творческие занятия – практическая деятельность),
  • гармонизирование социальной среды,
  • подача материала по «эпохам» (длительностью в 4 недели),
  • гармонизирование душевной жизни (мышление, чувства, воля),
  • объединенная классная деятельность,
  • высокие запросы к личности педагога.

Учитель и дети

Огромную роль в Вальдорфской системе играют учителя. Их задача – быть образцами для подражания, партнёрами в познании мира.

Педагог придумывает и проводит коллективные занятия, в которых новый материал не просто объясняется, но сочетается с творчеством и направлен на воспитание духовности.

Основная обязанность Вальдорфского учителя – создание гармоничной обстановки и дружелюбного микроклимата в классе. Он заботится и об окружающем убранстве: мебель и рабочие материалы должны быть выполнены из естественных материалов в лаконичном, но при этом уютном дизайне. Игрушки должны быть многофункциональными и направленными на развитие воображения.

Также педагоги стараются стимулировать любознательность, тягу к прекрасному, доброту.

Оценивание успехов

Экзамены, тестирование и прочие традиционные методы не применяются для оценки полученных «вальдорфцами» знаний. Ведь нет общего критерия оценки – каждый ребёнок развивается в собственном ритме. Вместо этого учителя рассказывают заинтересованным родителям, как прошёл день в классе, что было изучено, какие было сделаны поделки, демонстрируют «Древо Познаний». Периодически проводятся выступления и отчетные мероприятия.

Перспективы развития

Несмотря на ведущиеся споры вокруг Вальдорфской методики и обвинения в оккультной направленности, Вальдорфская система образования признается многими государствами, где применяются инновационные подходы к развитию детей, а школы получают государственные аккредитации. Исследования показали, что выпускники Вальдорфских школ успешно поступают в вузы и социально адаптируются в любых коллективах.

Огромным плюсом становится возможность выпускников не только воспроизводить готовые знания, но и творчески их применять и перерабатывать. Это имеет большое значение в век интернет-технологий, когда просто получить какое-либо знание не доставляет особых проблем.

Некоторые имена успешных выпускников школ гремят на весь мир: Йенс Столтенберг (занимает высшую руководящую должность в НАТО), писатель, автор знаменитой «Бесконечной истории» Михаель Энде, актрисы: обладательница «Оскара» Сандра Буллок и не менее знаменитая Дженнифер Энистон, нобелевский лауреат по физиологии и медицине Томас Зюдхоф и мн.др.

Единственный минус, который не даёт развиться Вальдорфскому движению в РФ в полной мере, — наличие ЕГЭ. И желание учительского состава не научить детей, а «натаскать» на сдачу теста. Но ничто не мешает современным родителям использовать методы Вальдорфской педагогики дома, чтобы вырастить всесторонне развитого ребёнка.

25.12.2015 14:05

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов , фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями .

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками , окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни. Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями. Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка , не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек , после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры , игра на музыкальных инструментах , пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет . Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Здравствуйте, дорогие родители!

Продолжаем эту неугасаемую тему о раннем развитии наших детей. Учеными уже неоднократно установлено, что у детей в возрасте от 2 до 4 лет обучаемость намного выше, чем у 7-летних и старше. В этом и заключается смысл раннего развития. Неотъемлемое место в рейтинге занимает вальдорфская методика развития детей.

Об авторе

Зародилась данная система в начале 20 века и автором ее является немецкий писатель, педагог, ученый — антропософ Рудольф Штайнер (годы жизни 1861—1925 гг). Он проводил множество лекций на темы изотерики, философии, естествознания, о предназначении человека и познания мира.

В 1922 году Штайнер приехал со своими идеями в Оксфорд по настоятельному приглашению профессора М. Маккензи. Проведенная им конференция и привела в дальнейшем к открытию первой вальдорфской школы в Британии.

Позже, пока он был жив, школы начинали появляться, как грибы в летний день, в разных городах и поддерживать его учения.

Штайнер является основателем учения (антропософии) о познании методов саморазвития и духовности человека, в данном случае ребенка.

В наши дни по всему миру насчитывается более 1000 вальдорфских школ и детских садов, занимающихся по этой программе. И они вовсе не похожи на обычные сады и школы.

Суть методики и ее особенности

Автор рассматривает детей со своей точки зрения: детский возраст — это уникальное время и его нужно как можно дольше продлить и получить массу полезного и интересного. О чем и должны позаботиться взрослые члены семьи и педагоги.

У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребенка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой.

Родители не должны заставлять или принуждать ребенка к занятиям, все должно проходить на добровольной основе.


Ребенок, в том числе маленький — это целый организм, в котором должно быть в равной степени присутствовать духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое начало.

И не предусматривает наличие искусственных звуков: телевизоров, телефонов, магнитофонов и прочей электроники, может в силу того времени в котором была основана данная методика. Тем не менее запрет на это наложен и по сей день.

Здесь все построено на мире и гармонии. Ребенок должен заниматься не тогда, когда захотите вы, а когда захочет он и поэтому для него в общей доступности размещается вся атрибутика для занятий.

Это могут быть детские столики, открытые шкафчики или полки, все, где ребенок может сам достать для себя необходимое. И детки играют в то, что они хотят, в основном это сюжетно — ролевые игры: доктор, продавец, повар.

Так же ребенок должен важное место уделять в помощи по хозяйству: уборке квартиры или помощь по двору или животными, если таковые имеются.

Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях.

Так же методика предполагает своеобразные игрушки. Они должны быть самодельными из природных материалов или ткани, не признаются современные электронные, заводные или пластиковые. Опять же это может быть в силу того, что методика была создана более 100 лет назад.


Здесь нет разделения детей на плохих и хороших, умных и глупых, здесь все равны и одинаково желанны. Нет лидеров, нет закомплексованных, нет стеснительных, нет соревнований, нет командных игр.

Так как вся их жизнь — это игра в одной команде. Чувствуется религиозный момент.

Главная суть методики в том, что мы не принуждаем ребенка заниматься. Даем ему право выбора, чем он хочет заниматься в данный момент.

Здесь дети — это пупок земли, вокруг которого все вращается. Здесь каждый имеет свое мнение и право высказать его другим.

Задача преподавателей и педагогов помочь ребенку в этом. И помочь осуществить свое желание, но чтобы это не шло в разрез с потребностями других ребят.

Плюсы и недостатки метода

Большую часть занятий направлена на творческий потенциал ребенка, это всевозможные , игра на музыкальных инструментах, хореография, песни.

Очень уж любят здесь праздники — Новый год, Рождество, Пасха и дни рождения ребят — это как говорится дело святое. Здесь и различные сценарии и постановки, и красивые самодельные костюмы, и тематические стихи и обязательно подарки и открытки, сделанные своими руками.

Здесь не задают домашку и не спрашивают материал за прошлый урок. Так и не ставят оценок за знания.

Но как же тогда оценивать успеваемость конкретного ребенка в данной школе? Да, никак, все равны и ни к чему кого-то выделять. Отсутствие оценок мотивирует ребят, никто не поставит двойку и ребенок не расстроится.

Все ребята дружны между собой. Никто не конфликтует. Казалось бы, слишком уж как-то сказочно все и безоблачно, просто идеально.

Но у каждой медальки, как известно, есть и другая сторона, давайте перевернем.

Так как запрещено использовать любые гаджеты, получается, что учащийся данной школы как бы оторван от реальности. Ребенку из такой школы будет довольно трудно общаться со сверстниками, они его не будут понимать, ведь довольно трудно в наши дни представить современного подростка хотя бы без телефона.

Трудно так же перевести потом ребенка в обычную нормальную общеобразовательную школу хотя бы потому, что у него нет оценок и аттестата.

До второго класса здесь не обучают детей чтению. Не преподаются точные науки, только гуманитарные.

Складывается двоякое представление об этой школе, здесь важно понимать, что для вас ближе и важнее: какие-то моральные принципы, религиозные.

Воспитать справедливого, уравновешенного, спокойного, неконфликтного ребенка, не умеющего стремиться к победе. Или лидера, сильного, целеустремленного, готового идти в современном ритме жизни. Подходит вашему ребенку подобная школа, решать только вам, дорогие родители.

Надеюсь, статья оказалась для Вас полезной.

Пишите в комментариях, что думаете про вальдорфскую школу.

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.

Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.

  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

Развитие ребёнка требует самого пристального внимания, только так можно быть уверенным в том, что малыш своевременно получит все необходимые знания и навыки. Этот принцип пропагандируется в большинстве современных методик воспитания, и вальдорфская школа - не исключение.

Как все начиналось

В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках - он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.
Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию. В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.

Принципы вальдорфской методики

Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках - как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной. Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы - источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Программа обучения по вальдорфской методике


- это мягкий и неторопливый процесс обучения, с очень щадящим графиком занятий. Методика в корне отличается от традиционных способов развития интеллекта у детей от года. Например, учебники не используются вообще, да и тетради для занятий выглядят нестандартно - они крупноформатные и без линовки.

Детям не выставляют оценок, впрочем, в этом и нет необходимости - обучение каждого ребёнка осуществляется по индивидуальной программе, которая учитывает все особенности восприятия и развития малыша. Уроки длятся дольше, чем в традиционных школах - продолжительность одного занятия варьируется в диапазоне от 1,5 до 2 часов.

Группы в детских садах и школьных классах разновозрастные. Так, в одном коллективе могут оказаться и двухлетний малыш, и шестилетний ребёнок. Младшие дети внимательно следят за старшими одногруппниками и всему учатся у них. Благодаря этому новая информация усваивается очень легко и практически незаметно.

В ежедневную программу занятий входит три информативных блока, каждый из которых направлен на развитие конкретных навыков:

  • практический блок (творческие занятия);
  • душевный (музыка и танцы);
  • духовный (развитие активного мышления).

Позиция преподавателя в вальдорфской школе

Конечно, вальдорфская педагогика требует особого отношения к ученикам. Главный принцип этого метода - невмешательство. Преподаватель не руководит детским коллективом, а мягко и ненавязчиво координирует его деятельность. Ребёнок самостоятельно организовывает своё время - педагог может только посоветовать, подсказать, помочь выбрать правильное направление.

Именно самовоспитание и самосовершенствование детей лежит в основе педагогики, предложенной Штайнером - любая инициатива ребенка мгновенно поощряется преподавателем. Такой подход стимулирует самостоятельность.

А вот запреты в школе не практикуются, они допустимы только в том случае, если действия ребенка могут принести вред ученикам или спровоцировать порчу имущества.
По мнению Штайнера, преподаватель, который практически никогда не пользуется запретами, вызывает гораздо большее уважение у детей, поэтому учитель должен стараться в разумных пределах расширить диапазон дозволенных действий. А, если запрет всё-таки необходимо, следует мягко и тактично проинформировать об этом ребенка - ругать и наказывать учеников нельзя.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки - ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них - необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов - ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)