Святитель василий рязанский, чудотворец. Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

Святитель василий рязанский, чудотворец. Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

Междоусобные войны привели к тому, что некогда процветавший город перестал существовать.

Во времена Древней Руси стояла на правом берегу Оки русская крепость Рязань, окруженная глубокими оврагами. Ее территория была заселена еще в Х веке, и через полтора столетия Старая Рязань представляла собой процветающий город на территории Муромо-Рязанского княжества. Но начиная с середины ХII века междоусобные конфликты среди русских князей коснулись и этого города, переходившего от одного властителя к другому. К середине XII века Рязанское княжество стало вполне самостоятельным.

Тропарь Василию, еп. Рязанскому
Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняемь, на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси, на немже паче естества, яко безплотен, по водам шествие творя, промышленном Вышняго и заступлением Богоматере управляема богоспасаемого града Рязани достигл еси и в нем, архиерейства престол восприим, богоданную паству рязанскую добре упасл еси, святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

В 1237 году рязанский князь Юрий Ингваревич, прознав о приближении к городу полчищ Батыя, отправил к хану своего сына, князя Федора, с богатыми подношениями. Хан дары отверг и посланника умертвил, а рязанцам предложил сдаться без боя. В летописях тех времен говорится, что князь Юрий созвал своих братьев и обратился к ним с такими словами: «О государи мои и братия, если из рук Господних благое приняли, то злое не потерпим ли?! Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть».

Началась пятидневная осада Рязани. Силы были неравны. Захватчики получали постоянное подкрепление во время непрекращающихся боев у стен рязанской твердыни, в то время как в осажденной ими крепости все меньше и меньше оставалось защитников Рязани. В «Повести о разорении Рязани Батыем» так говорится об этих событиях: «А во граде многих людей мечи исекоша, и весь град пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское поимаша. А храмы Божиа разориша, и во святых олтарех много крови пролиаша. И не оста во граде ни единъ живых».

Однако приготовила Русская земля возмездие Батыю. Рязанский вельможа, богатырь Евпатий Коловрат, находившийся в те дни в Чернигове, собрал войско немногочисленное и отправился по следам монголо-татар. Нещадно сек Евпатий вражеские ряды и одолел многих самых прославленных воинов Батыя, и с великим трудом сладили с ним враги. Стоя перед телом мертвого богатыря, Батый произнес: «О, Еупатие! Аще бы у меня такий служилъ, –держал бых его против сердца своего». И сказали воины хану об отряде Евпатия: «Мы на многих бранех бывали, а таких удалцов и резвецов не видали».

Столицу перенесли

Получив такой сокрушительный удар, Старая Рязань уже не смогла возродиться, и в середине XIV века столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский, расположенный в 60 километрах от прежней столицы. Это было надежное с оборонной точки зрения место. Кремль стоял, заботливо защищенный со всех сторон валами и монастырями: Спасским, Духовским, Троицким и Солотчинским. Постепенно город окреп, в 1460 году хан Большой Орды Ахмат, подойдя к Переяславлю, не смог его взять, а спустя полвека отважный пушкарь Иордан, защищая город от нашествия Ахмад-Гирея, расстрелял татарское войско с Глебовской башни кремля.

В XV–XVI веках столица активно растет. Враги больше не беспокоят рязанские города. Достигает расцвета гражданское строительство. Возводятся церковь Сошествия Святого Духа в Духовом монастыре и Богоявленский храм с шатровой колокольней. После пожара 1647 года подмастерье каменных дел Юрий Ярдов строит новые палаты и венчает их церковью Иоанна Предтечи. Помимо палат он строит еще два корпуса – Певческий и Консисторский. За Певческим корпусом располагается «гостиница черни» – здесь останавливались странствующие монахи-чернецы. В конце XVII века крепостной архитектор Яков Бухвостов возводит величественный в своей мощи и красоте пятиглавый Успенский собор. Расположение и масштабы собора позволяют увидеть его на расстоянии 10 км от города.

В 1778 году Переяславль-Рязанский указом Екатерины II переименовывается в честь своей погоревшей предшественницы в Рязань. Теперь у него есть герб: фигура воина с мечом в руках.

Святитель Василий

Самым почитаемым святым этих мест стал первый епископ – Василий Рязанский. Он рос кротким и благочестивым отроком. Монашеский образ он принял в Муроме. Там же Божиим Промыслом Василий был поставлен на епископскую кафедру. Приняв высокий сан, Василий начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию.

Но добро было неугодно дьяволу, оболгавшему в глазах муромцев своего пастыря. Его прилюдно осудили, обвиняя в блуде, и хотели даже убить. С кротостью испросил он разрешения остаться до утра в городе. Всю ночь Василий усердно молился перед Муромской иконой Богородицы, а наутро, взяв ее с собой, вышел к реке Трубеж и, бросив мантию на воду, навсегда уплыл из Мурома в Рязань, где был принят с благоговением и почтением.

И хотя его пастырское служение продолжалось здесь всего десять лет (в 1295 году он отошел в мир иной), образу этого святого и сегодня поклоняются все рязанцы.

Жители города называют его «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». Отправляющиеся в дорогу обращаются к нему с молитвой, веруя, что он спасает в пути: на суше – от напасти, на водах – от потопления. Сейчас мощи святого находятся в Христорождественском соборе Рязани.

Раскаявшийся правитель

Еще один святой Рязанской земли, князь Олег Рязанский, пришел к Богу непростой дорогой. Годы его княжения выпали на время всеобщего объединения разрозненных русских земель вокруг Москвы. Цель была очевидна – противостояние бесконечным татарским и литовским набегам. Однако рязанский князь не желал мириться с потерей самостоятельности своего некогда крупного княжества, и, пытаясь сохранить свое влияние, успел совершить много темных дел. Раскаявшись и желая искупить грехи, князь отстранился от мирской жизни. В 1390 году он основал Солотчинский монастырь близ Рязани. Там он выстроил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и кельи для монахов. Двенадцать лет он носил на себе вместо вериг кольчугу весом 16 фунтов, а перед кончиной принял иноческий постриг с именем Ионы. Мощи святого благоверного князя Олега хранятся в монастыре в храме Святого Духа.

Храмы и иконы

Несмотря на весьма почтенный возраст Рязани, который не пощадил былого величия города, и сегодня можно прикоснуться к ее истории и святыням. Пройдитесь с неспешной думой по земляному валу, оставшемуся от рязанского кремля, и вы почувствуете всю мощь этой древней столицы. Единый архитектурный ансамбль образуют храмы на территории кремля.

Тропарь иконе Божией Матери «Муромская»
Днесь светло красуется град Муром, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Постройка Христорождественского собора была начата еще при князе Олеге. По преданию, Сергий Радонежский примирил рязанского князя с московским, Дмитрием Донским, и благословил первого на возведение этого храма. До 20-х годов ХХ века в нем находились Феодотьевская икона Божией Матери, считающаяся самой древней в Рязани, и чудотворная Муромская икона Богородицы, с которой святитель Василий совершил свое чудесное плавание на мантии по Оке. С этой же иконой святой благоверный князь Константин вышел к язычникам, когда те хотели убить его, но, увидев прекрасный лик, умягчили сердца и сами просили о совершении крещения. Главные святыни собора – частица Ризы Господней и мощи Василия Рязанского.

Лицо православной Рязани – Кафедральный Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Это летний храм, в теплое время года сюда переносят из Христорождественского Собора почти все святыни, включая раку с мощами Василия Рязанского. В XIX–XX веках этот храм посещали русские цари, в том числе святой страстотерпец Николай II. В 1929 году Успенский собор закрыли, а внутренние росписи на колоннах и стенах забелили. Лишь в 1992-м он был освящен вновь. Сейчас, в летнее время, в нем ежедневно проходят богослужения.

Настоящее украшение Рязани – храм Спаса Преображения на Яру. Нечасто можно увидеть в православном храме мозаичный пол и деревянные иконы-скульптуры: Параскеву Пятницу и Николая Чудотворца. До 1917 года здесь находилась древняя икона – Нерукотворный Образ Спасителя.

В блокнот паломнику:

Как добраться до Рязани из Москвы: Электропоездом с Казанского вокзала (3 часа) либо электричкой (4 часа), автомобилем по Новорязанскому шоссе (180 км).

Епископ Рязанский

Кафедра в Рязани была учреждена 26 сентября 1198 г., когда в Рязань был поставлен первый епископ Арсений с титулом Рязанский и Муромский.

1. (1198-1213 гг.). По В.Н.Татищеву Арсений рукоположен во епископа сентября 1198 г. из игуменов некоего монастыря. Летописи говорят о нем много хорошего: Энергичный, заботливый о пастве, горячий патриот и радетель земли рязанской. Епископ Арсений был инициатором строительства крепости в Переяславле Рязанском. Точной даты смерти Арсения нет, но предположительно он скончался в 1213 г.

Епископы Муромские и Рязанские

2. Епископ ЕВФРОСИН I СВЯТОГОРЕЦ (1223-1237 гг.).
3. Епископ ФИЛИПП. . Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
4. Епископ ЕВФИМИЙ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
5. Епископ ИОСИФ I (1284-1285 гг.). Рукоположен во епископа в 1284 г. митрополитом Максимом. Рязанскую кафедру занимал недолго.
6. Епископ ВАСИЛИЙ I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).

Святитель Епископ Василий Рязанский

Святитель Епископ Василий Рязанский

В 1248 - 1345 гг. сведения о муромских князьях отсутствуют.
Предание о святителе Василии сбивчиво и анахронично. С этим именем известно три епископа:
1. Первый Святитель Василий пришёл вместе с (1096 - 1123 гг.) и окрестил жителей Мурома в 1097 г.
2. Василий I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).
3. Василий II (1354-1360 гг.) - епископ при Муромском князе Юрии (Георгий) Ярославиче (1345 - 1354 гг.).
«По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива» (Житие святителя Василия).
Возведен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., а князь Юрий Ярославич был сведён в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умер в заточении.
О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.
Свт. Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем (1239 г.).
Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию вечером и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у неё сапоги. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ приступил к самосуду над Василием. Было решено изгнать епископа.
Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.
Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку.
Святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и быстро поплыл по реке против течения. Мантия сделалась для него легким кораблем. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был уже далеко.
Подобному же изгнанию, судя по житию, подвергся святитель Иоанн Новгородский. Но бойкие новгородцы сумели перехватить плот, на котором он плыл вверх по реке, и святитель вернулся в Новгород.
После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую). Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.
Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. Во время одного опустошительного набега татаро-монголов, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию пришлось перебираться в Переславль-Рязанский (Новая Рязань). Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.
Рязанский князь Ингварь Ингваревич (1237-1252 гг.) оставил Старую Рязань, сел в Переславле Рязанском, тем самым положив начало его возвышению как столицы княжества.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. 3 июля (ст. стиль) святитель Василий скончался. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

В 1354 г. Василий II был рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.), который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии.
Источники не указывают, с какого времени Муром и Рязань входят в одну епархию. Известно только, что в конце XV века эти города управляются одними и теми же епископами.

Особое место среди святынь занимает крипта (это помещение использовалось первоначально под братскую усыпальницу). Первое, чем примечательна эта крипта, то, что в ней находится треугольной формы комната с нишей, в которой были обретены нетленные останки святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора. Второе - тем, что это место где погребен в 1129 г. первосвятитель Муромской земли святой епископ Василий (местно память его празднуется 21 июня / 4 июля), крестивший в конце XI в. в водах реки Оки муромских язычников. Мощи его находятся под спудом, а место его захоронения отмечено деревянной резной ракой с его изображением в полный рост.


Деревянная резная рака святого епископа Василия


Свт. Василий крестит муромцев в Оке: клеймо иконы св. блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора в житии, 1714 г. А.И. Казанцев и его сын Петр. Фонд МИХМ

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского в Муроме

В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в Муроме в (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Почитание и прославление

Он не был канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 г., но его местное почитание скорее всего явилось следствием соборного прославления Муромских чудотворцев.
Мощи святителя Василия были обретены в Рязани у Борисоглебского собора 10 июня 1609 г. и перенесены в кафедральный Успенский (ныне Христорождественский) собор.


Христорождественский храм Рязани

Обретение и перенесение святых мощей святителя было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605-1617 гг.). Мощи были положены под спудом на левом клиросе. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия упоминается во всех церквах Рязанской епархии.
Указом 1814 г. Святейший Синод разрешил праздновать память святителя Василия 21 мая, вместе с Муромскими чудотворцами. Указом Святейшего Синода 1881 г. утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля - в день блаженной кончины (преставление) и 10 июня - в день перенесения его мощей. Местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая по юлианскому календарю.

Святитель Василий Рязанский

Людмила Колодяжная

От монастырской братии,
сгубленной клеветою,
Василий плывет на мантии,
ставшей ему ладьею.
Прочь - от народа хмурого,
прочь - от злобных наветников,
прочь - от родного Мурома,
точно птица из клети.
Плывет по речной осоке,
по каменистым порожкам,
стоит, опершись на посох,
в луче, ниспосланном, Божьем.
Парит над речною гладью,
стоя на мантии строгой,
словно последний праведник,
Святитель, избранный Богом.

Епископы Рязанские и Муромские

7. Епископ СТЕФАН. Епископ Стефан упоминается в 1303 г. Он современник рязанского князя Михаила. Ярославича. Год смерти Стефана неизвестен.
8. Епископ МИТРОФАН.
9. Епископ САВВА. Упоминаются в 1304 г. Других сведений нет.
10. Епископ ГРИГОРИЙ.
11. Епископ ЕВФИМИЙ.
12. Епископ ФЕОДУЛ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
13. Епископ МИХАИЛ. Значится в Синодиках перед Кириллом. Сведений нет. Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
14. Епископ КИРИЛЛ II. Рукоположен во епископа митрополитом (1328-1353 гг.). Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
15. Епископ ИОСИФ II.
16. Епископ ГЕОРГИЙ. Упоминаются в 1340 г. Других сведений нет.17. Епископ ВАСИЛИЙ I (1354-1360 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии. Год смерти неизвестен.
18. Епископ АФАНАСИЙ (1360-1378 гг.). О епископе Афанасии ничего неизвестно.
19. Епископ ВАССИАН. Упоминается в 1379 г. Других сведений нет.
20. Епископ ФЕОКТИСТ I (1385-1387 гг.). Рукоположен во епископа в 1385 г. митрополитом Московским Алексием. Феоктист I принимал участие в переговорах в Рязани игумена Сергия Радонежского с великим князем Олегом Ивановичем.
21. Епископ ФЕОГНОСТ I (1387-1389 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Пименом (1385-1390 гг.) 15 августа 1387 г. во Владимире на Клязьме. Год смерти неизвестен.
22. Епископ ИЕРЕМИЯ ГРЕК (1389-1392 гг.). Рукоположен во епископа в Царьграде митрополитом Киприаном в 1389 г. Год смерти неизвестен.
23. Епископ ФЕОГНОСТ II (1393-1407 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Киприаном в 1393 г. Феогност II в числе святителей присутствует в Москве в 1394 г. при посвящении епископа Ростовского Григория. Скончался в 1408 г.
24. Епископ ЕВФРОСИН II. Упоминается в 1410 г. Других сведений нет.
25. Епископ СЕРГИЙ (АЗАКОВ) (1423-1427 гг.). Рукоположен во епископа в 1423 г. митрополитом Фотием (1410-1431). До 1423 г. Сергий был архимандритом Симонова монастыря.
26. (1431-1448 гг.).
27. Епископ ЕВФРОСИН II ЗВЕНЕЦ (1448-1462 гг.). Рукоположен во епископа в 1448 г. В 1459 г. Евфросин присутствует на Соборе, созванном митрополитом Ионой и имевшем большое значение для Русской Православной Церкви. Собор отверг предложение польского короля Казимира IV поставить на Митрополию вместо Ионы униата Григория, митрополита Литовского. Евфросин скончался в конце 1462 г.
28. Епископ ДАВИД (1462-1471 гг.). Рукоположен во епископа 1 февраля 1462 г. митрополитом Московским Феодосием (1461-1464). При митрополите Ионе Давид был казначеем Митрополичьего дома. Управлял рязанской епархией около 10 лет. Скончался в 1471 г.
29. Епископ ФЕОДОСИИ (1471-1481 гг.). Рукоположен во епископа 8 декабря 1471 г. митрополитом Московским Филиппом (1464-1473) из архимандритов Чудова монастыря. Управлял рязанской епархией до 1481 г. и по болезни отказался от кафедры. Скончался в том же году, Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
30. Епископ СИМЕОН (1481-1496 гг.).
31. Епископ ПРОТАСИЙ (1496-1516 гг.).
32. Епископ СЕРГИЙ II (1517-1521 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Андроникова монастыря 12 февраля 1517 г. митрополитом Варлаамом (1511-1522 гг.). Рязанской епархией управлял около 5 лет. При епископе Сергии в 1521 г. Рязанское княжество теряет самостоятельность и присоединяется к Москве. В Рязань направляется наместник - знаменитый окольничий Хабар Симский. Последний рязанский князь Иван Иванович стоял за самостоятельность княжества, настраивая своих бояр против Москвы, и вступил в тайный сговор с крымским ханом Магмет-Гиреем. Вызванный хитростью в Москву, Иван Иванович был взят под стражу. Позднее он бежал в Литву, где следы его теряются. При нападении в 1521 г. крымских татар, Хабар Симский собрал рязанских бояр к епископу Сергию и велел поклясться на кресте в верности вел. князю Московскому. Рязанскую кафедру Сергий II возглавлял до 1521 г., но погребен не в Рязани. Точная дата смерти и мест захоронения неизвестны.
33. Епископ ИОНА II (1522-1547 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Юрьев Новгородского монастыря 23 марта 1522 г. митрополитом Даниилом (1522-1539 гг.). Рязанской епархией Иона II руководил почти 26 лет. Присутствовал на Соборах 1525 и 1531 гг., созываемых митрополитом Даниилом. Эти Соборы через длительные споры и полемику осудили Максима Грека.
Новый митрополит Макарий (1543-1563) в феврале 1547 г. проводит Собор, причисливший к лику святых (канонизировавший) 14 просиявших на Руси чудотворцев: 5 чтимых повсеместно и 9 местночтимых. Рязанской епархии принадлежат новые святые: князь Константин Муромский с чадами Михаилом и Федором, князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Собору предшествовал огромный труд Макария и епископовв том числе и Ионы II, по сбору материалов и доказательств, прав на канонизацию представленных святых.
При Ионе II епископская кафедра из «владычной слободы» от Борисо-Глебского собора переводится в кремль. Старый Успенский (Христорождественский) собор становится кафедральным, а Борисо-Глебский храм - приходским. В кремле, на бывшем княжеском дворе, Иона II построил каменные палаты и церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Обращался епископ Рязанский к царю Ивану Васильевичу Грозному с просьбой о помощи: «В большой и малой Мещере многие церкви от татарской войны запустели». Скончался Иона II в начале 1548 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
34. Епископ МИХАИЛ II (1548-1551 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Чудова монастыря 22 апреля 1548 г. митрополитом Московским и Всея Руси Макарием. Рязанской епархией управлял менее трех лет. В 1550 г. участвует в Соборах - церковном и земском, созванных царем Иваном Васильевичем Грозным. Когда Михаил был в Москве, в Рязани произошел уникальный случай, связанный с самовольным построением рязанскими священниками церквей в городе (см. в описании Вознесенской церкви). Скончался Михаил в конце 1551 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
35. Епископ КАССИАН (1551-1554 гг.). Рукоположен во епископа в начале 1551 г. из иноков одного из заволжских монастырей митрополитом Макарием. В этом же году Кассиан участвует в знаменитом Стоглавом Соборе (Стоглав), поставившем задачу обновления русской церкви, очищение ее от недостатков, улучшение ее жизни во всех отношениях.
Кассиан участвует в Соборе 1553 г. по поводу ереси Башкина. Впрочем, сам Кассиан, воспитанник заволжских старцев, на еретиков смотрел не очень строго и критически относился к труду Иосифа Волоцкого «Просветитель».
Рязанскую кафедру покинул по болезни («был разбив параличом») и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь на покой, где скончался 21 октября 1556 г.. Похоронен там же.
36. Епископ ГУРИЙ (РУЖЕЦКИЙ) (1554-1562 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Троице-Сергиева монастыря 17 марта 1554 г. митрополитом Макарием.
В 1555 г. по велению царя Ивана Грозного Гурий направляется в Муром. Там в 1553 г. был начат, а в 1555 г. закончен новый; каменный Благовещенский храм. Иван Грозный для храма прислал иконы, книги, колокола, церковную утварь, ризы и другие предметы. Епископ Гурий освящает новый храм и устанавливает там раку с мощами св. князя Константина и чад его Михаила и Федора. Некоторое время Гурий живет в Муроме и служит в храмах.
Год смерти епископа Гурия неизвестен, похоронен он в Архангельском соборе рязанского кремля.
37. Епископ ФИЛОФЕЙ (1563-1569 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Симонова монастыря в 1563 г. по желанию царя Ивана Грозного.
Рязанской епархией управлял 6 лет. Осенью 1564 г. крымский хан Давлет-Гирей осадил Рязань. Среди горожан, мужественно оборонявшихся, находился епископ Филофей, который воодушевлял рязанцев. Оборону возглавлял боярин Алексей Басманов с сыном Федором. 5 октября хан Давлат-Гирей отступил. В начале 1565 г. в составе делегации Филофей ездил в Александровскую слободу упрашивать Ивана Грозного вернуться в столицу, которую Государь покинул с учреждением опричнины.
Филофей присутствует на Соборе 1568 г., осудившем митрополита Филиппа II (1566-1569). Митрополит неоднократно обвинял в жестокости царя Ивана Грозного и поплатился за правду. Царь сослал Филиппа II в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. митрополит был задушен Малютой Скуратовым. Филипп II причислен к лику святых. За поддержку Филиппа II епископ Филофей лишен кафедры. Где и когда он скончался, неизвестно.
38. Епископ СЕРГИЙ III (1569-1572 гг.). Нет точной даты поставления Сергия III на рязанскую кафедру. Предполагают, что рукоположен он во епископа осенью 1569 г. Рязанской епархией управлял 3 года. Известна его миссионерская деятельность в Шацком крае. О годе и месте смерти епископа Сергия сведений нет.
39. Епископ ФЕОДОСИИ (ВЯТКО). С 1566 г. Феодосии - архимандрит Спасо-Андрониевского монастыря. В ноябре 1570 г. переведен в Троице-Сергиев монастырь и назначен духовником царя Ивана Грозного. Никаких сведений о епископском служении Феодосия в Рязани нет, но имя его находится в рязанских Синодиках.
40. Епископ ЛЕОНИД (ПРОТАСЬЕВ) (1573-1584 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Иосифо-Волоколамского монастыря в 1573 г. митрополитом Антонием (1572-1581). Рязанской епархией управлял свыше 10 лет. При Леониде иеромонахом Матфеем продолжалась миссионерская деятельность в Шацком крае. В 1573 г. Матфей крестил много мордвы, а в 1584 г. основал Николаевский Чернеев монастырь. Обитель основана для утверждения Православия среди неславянских народов. Леонид присутствует на Соборе 1578 г., причислившего Иосифа Волоцкого к лику святых. Присутствует на Соборе 1581 г. при постановке на кафедру нового митрополита Дионисия, (1581-1586). В 1588 г. Леонидом составлено житие Василия Блаженного и похвальное слово ему. Сведений о дате смерти и месте захоронения епископа Леонида нет.

Архиепископы Рязанские и Муромские

41. Епископ МИТРОФАН (1584-1598 гг.). Рукоположен во епископа в 1584 г. митрополитом! Дионисием. Предполагают, что Митрофан был архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В январе 1589 г. он присутствует на Соборе при «постановке патриарха Иова (с 1586 г. - митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. - патриарх). В 1589 г. Митрофан возведен в сан архиепископа. В Рязани он начинает перестраивать обветшавший Успенский (Христорождественский) кафедральный собор. Скончался в начале 1598 г.
42. Епископ ВАРЛААМ (1598-1601 гг.). Рукоположен во архиепископа в июне 1598 г. патриархом Иовом. Рязанской епархией управлял два с половиной года. В августе 1598 г. Варлаам подписывает вместе с другими церковными иерархами и боярами Соборную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова. Присутствует на коронации в Успенском соборе. В 1600 г. Варлаам обращается к царю Борису с просьбой о расширении рязанского архиерейского двора в Коломне. При частых, поездках в Москву этот двор был необходим. Борис Федорович исполнил просьбу Варлаама. Архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 г., но неизвестно место погребения его.
43. Епископ ИГНАТИЙ ГРЕК (1602-1605 гг.). Бывший епископ Кипрский. Назначен на рязанскую кафедру патриархом Иовом в 1602 г. Сведений о его деятельности в Рязани нет. 24 июня 1605 г. возведен Дмитрием Самозванцем в степень патриарха (лжепатриарха) без соборного избрания. В 1606 г. лжепатриарх Игнатий сведен с престола и заключен в Чудов монастырь. Скончался в 1640 г. в Вильне, куда бежал от преследования русских.
44. Епископ ФЕОДОРИТ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1606-1617 гг.).
45. Епископ ИОСИФ III (1617-1620 гг.). Рукоположен во архиепископа из архимандритов Псково-Печерского монастыря в 1617 г. В июне 1619 г. по указу Михаила Федоровича Иосиф III встречает в Можайске Филарета Никитича Романова, отца нового царя и будущего патриарха, который возвращается из польского плена. В этом же году Иосиф III присутствует на Соборе при возведении патриарха Никитича (1619-1633 гг.). Скончался Иосиф III в 1621 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
46. Епископ АНТОНИЙ (1621-1637 гг.). Рукоположен во архиепископа в 1621 г. патриархом Филаретом. 21 апреля 1621 г. Антоний дает письменный наказ боярскому сыну Лариону Озерову, ехать в свою вотчину для наведения и поддержания порядка. «Крестьян от посторонних людей и от всяких обид беречь» - записано в наказе и далее указываются правила взимания налогов, порядок разрешения споров и прочее.тДругих сведений об архимандрите Антонии нет. Скончался он 15 февраля 1637 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
47. Епископ МОИСЕЙ (1638-1651 гг.). Рукоположен во архиепископа из иноков Троице-Сергиева монастыря 10 января 1638 г. патриархом Иосифом I. Моисей часто бывает в храмах и монастырях рязанской епархии и на богомолье, и при архиерейском служении. Летом 1638 г. он был на богомолье в Николо-Радовицком и Успенском Ольговом монастырях, в феврале 1639 г. - на богомолье в Зарайске, в сентябре 1640 г. - на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, в сентябре 1641 г. - на богомолье в Солотчинском и Николо-Радовицком монастырях, летом 1643 г. - на богомолье в Николо-Радовицком и Богословском монастырях. Скончался Моисей 15 февраля 1651 г., погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
48. Епископ МИСАИЛ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1651-1655 гг.).
49. ИЛАРИОН (1657-1673 гг.). Рукоположен во епископа из архимандрита нижегородского Печерского монастыря в 1657 г. патриархом Никоном (1652-1658 гг.) и впоследствии возведен в сан архиепископа. В 1669 г. с благословения патриархов Иосифа II Московского, Макария Антиохийского и Паисия Александрийского возведен в сан митрополита. В 1664, 1668, 1669 гг. он поднес царю Алексею Михайловичу на жалованье ратным людям 4100 рублей. В Рязани Иларион передал в кафедральный Успенский (Христорождественский) собор золотые, отделанные драгоценными камнями, священные сосуды, изготовленные по его заказу. При митрополите Иларионе на архиерейском дворе велось каменное строительство. Вместе с другими церковными иерархами подписал Соборное постановление о низложении патриарха Никона. 28 мая 1673 г. по указу царя Алексея Михайловича митрополит Иларион был отпущен на покой в монастыри Макария чудотворца Желтоводского, что в нижегородской епархии. 4 июня по дороге к обители он скончался. Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
50. ИОСИФ IV (1674-1681 гг.).
51. (1681-1686 гг.). До Рязани был архиепископом Суздальским и Юрьевским. В 1681 г. переведен архиепископом Рязанским и впоследствии возведен в сан митрополита. В 1682 г. по указу царя и благословению патриарха в Рязани начинаются подготовительные работы к возведению нового кафедрального Успенского собора. Митрополит Павел возглавил начатое дело. В этом же году из Рязанской епархии были образованы еще две: Тамбовская и Воронежская. Рязанская домовая казна выделила в новые епархии священные одежды, священные сосуды, книги и деньги. В 1683 г. Павел направляет в Богословский и Солотчинский монастыри грамоты, содержащие указания по церковному богослужению, о святых Таинствах и прочее. Скончался митрополит Павел 4 сентября 1686 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
52. АВРААМИЙ (1687-1700 гг.). Рукоположен во епископа Андроникова московского монастыря 9 января 1687 г. патриархом Иоакимом. Затем возведен в сан митрополита Рязанского. В 1689 г. Авраамий заключает подряд на изготовление иконостаса в новый Успенский собор. За работу мастерам во главе с Сергеем Христофоровым заплачено 850 рублей выдано 100 четвертей муки ржаной и 30 - пшеничной. Cлучилась беда. Почти возведенный собор рухнул в апреле 1692 г. В 1693 г. Авраамий заключает подряд на постройку «нового» Успенского собора с известным зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. В 1700 г. Авраамий удалился на покой по старости Знаменский московский монастырь, где в 1708 г. скончался.
53. СТЕФАН (ЯВОРСКИЙ) (1700-1722 гг.).

Епископы и архиепископы

54. СИЛЬВЕСТР (ВОЛЫНСКИЙ) (1723-1725).
55. ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) (1726-1731).
56. ЛАВРЕНТИЙ (ГОРКА) (1731-1733).
57. АЛЕКСИЙ (ТИТОВ) (1733-1750).
58. ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) (1752-1757).
59. ПАЛЛАДИЙ (ЮРЬЕВ) (1758-1778).

В 1764 г. Была образована Владимиро-Муромская епархия , существовавшая параллельно с Суздальской.
1. Павел (Гребневский) (6 июля 1763 - 9 августа 1770 г.);
2. (Формаковский) (25 декабря 1770 - 3 августа 1783);
3. Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 - 6 мая 1788).

В 1788 г. была образована Суздальско-Владимирская епархия .
В 1799 г. была образована Владимиро-Суздальская епархия .

По ходатайству архиепископа Антония (Павлинского) Муромская кафедра была вновь учреждена 23 января 1868 г. как викариатство Владимирской епархии и просуществовала до 1937 г. Викарные епископы Муромские - своего рода заместители и помощники владимиро-суздальских архиереев.
Кафедральный храм -

Святитель Василий - четвёртый из епископов рязанских , упомянутый в Лаврентьевской летописи . Принял постриг в Муроме , там же впервые был хиротонисан в епископы.

По преданию, совершил чудо, будучи епископом муромским , после того, как толпа обвинила Василия в постыдном поведении («О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе ») и потребовала его смерти. Василий, после молитвы, вышел к Оке , распростёр по воде епископские одежды, встал на них с образом Богородицы в руках, и так в шесть часов был перенесён против течения до Старой Рязани . Кафедра была перенесена из Мурома в Старую Рязань, а после разрушения города - в новый город, Рязань современную.

Почитание и прославление

Канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 года .

Ссылки

  • Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский Сведения в Православном календаре
  • ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО (память 3/16 июля)
  • Повесть о перенесении епископской кафедры из Мурома в Рязань
  • Образ XIX века, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Василий Рац
  • Василий Рыков

Смотреть что такое "Василий Рязанский" в других словарях:

    ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ - епископ (ск. 1295), занимал архиерейскую кафедру в одном из самых древних русских городов Муроме. Святитель много заботился о благочинии в своей епархии. Но по навету врага рода человеческого сатаны свт. Василий был заподозрен в нецеломудрии.… … Русская история

    Святитель Василий Рязанский

    Василий, епископ Рязанский - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий (архиепископ Рязанский и Муромский) - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий епископ Рязанский - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий, епископ - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий (епископ Рязанский) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий (значения). Василий Рязанский … Википедия

    Рязанский кремль - памятник архитектуры (федеральный) Рязанский кремль … Википедия

    Василий (значения) - Василий мужское личное имя. Содержание 1 Носители 1.1 Святые 1.2 Византия 1.3 Европа … Википедия

    Рязанский государственный университет - имени С. А. Есенина (РГУ) … Википедия

Книги

  • Святитель Василий Рязанский. Житие. Акафист , . В первой книге из серии`Собор Рязанских святых` представлено житие особенно почитаемого на Рязанской земле чудотворца, жившего во второй половине XIII века, святителя Василия. Прилагается…

Василий Рязанский является епископом Русской церкви, а также он представляет собою епископа Рязанского и Муромского. В Русской церкви Василия почитают как святого, он находится в лике святых русский церкви уже очень давно.

Святитель Василий Рязанский является четвертым из четырех епископов Рязани. Его упоминают в летописании, которое называется Лаврентьевским. За приданием он принял постриг именно в городе Муром. После этого Василий Рязанский решил перебраться в другой город для проживания и служения Господу. В православной церкви святой Василий Рязанский имеет очень большое значение. Предшественником Василия считается Иосиф, а приемником его был викарий Андрей.

Годами Василия Рязанского считаются такие годы – 1286-1295. Таким образом, можно подсчитать, что епископом он был Василий в этом мире девять год. Умер он в 1295 году.

Днями памяти Василий Рязанского считается десятое июня и третье июня за юлианским календарем. Он находится в лике святителей. Имеет очень большое почтение в Русской церкви.

Василия Рязанского было канонизировано в лик святых после его смерти. Это случилось в 1547 году. Он был Муромским святым. Он был на позиции епископа два раза. С перерывами. Такое случается по определенным причинам.

Мощи святого Василия Рязанского были на крилосе. В это же время составили тропарь, а также кондак этому святому.

Святой Василий епископ Рязанский – молитва

В большинстве случаев к Святителю Василию обращаются с молитвой в тех случаях, когда им нужна уверенность в своей вере и религии. Молитва очень часто помогает. Святой Василий Рязанский всегда придет на помощь и облегчит человеческие мучения. В любом случае.

Святой Василий епископ Рязанский – икона

Существует, конечно же, икона Василию Рязанскому. На этой иконе Василий изображен в полный рост. Святитель Василий стоит на маленьком островке, вокруг вода. Он держит в левой руке посох, а в правой полотно. На голове у него черная ткань. Он изображен величественно и уважительно.