Произведения композитора бородина. А. П. Бородин - биография. Бородин-химик и общественный деятель

Произведения композитора бородина. А. П. Бородин - биография. Бородин-химик и общественный деятель

Бородин Александр Порфирьевич

Отец композитора имеретинский князь Лука Семенович Гедеванишвили принадлежал к одному из древнейших и аристократических родов Грузии, ведущего счет предкам от современников Иисуса Христа. Однако его сын Александр, появившийся на свет в 1833 г., был рожден вне брака, а официальным отцом числился крепостной князя Порфирий Бородин. Перед своей кончиной в 1840 г. настоящий родитель материально обеспечил мальчика и его мать, хотя фамилию и титул передать не смог. Тем не менее, Александр Бородин сегодня - в числе наиболее чтимых композиторов не только в России, но и в Грузии, причем в обеих странах его считают «своим».
А.П. Бородин является одним из создателей русской классической симфонии, русского классического струнного квартета. Бородин был мастером вокальной лирики; ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил в музыке освободительные идеи 1860-х гг.
Бородин был членом «Могучей кучки» (творческое содружество русских композиторов во второй половине ХIХ в.). Кроме музыкального творчества, Бородин был увлечен наукой, создал яркие труды по органической химии, сделал ряд химических открытий.
Таковы основные черты удачной счастливой судьбы этой творческой личности. Но в реальности все было гораздо сложнее и далеко не всегда приносило ничем не омрачаемую радость и редко давало надежное материальное удовлетворение. Бородин всю жизнь пытался понять, что для него важнее – музыка или химия, мучился от мысли, кому отдать свои лучшие силы и время. С детства он играл на флейте, фортепьяно, виолончели, с 9 лет начал сочинять музыку, в 16 лет о нем говорили как о даровитом композиторе. Но душа его тянулась к химии, в 17 лет он поступил в Петербурге (где родился) в Медико химическую академию, со временем защитил докторскую диссертацию, был отправлен на 3 года в зарубежную командировку. Его друзьями были Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов и некоторые другие будущие светила русской науки. В немецком городе Гейдельберге Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой.
В 1862 г. они поженились (ему 29 лет), когда вернулись в Петербург, и он стал адъюнкт профессором в Медико хирургической академии. Брак был удачным, но не сполна счастливым; у Бородиных своих детей не было, поэтому со временем у них появились воспитанницы. Жизнь их семьи омрачила со временем и болезнь Е.С. Бородиной – неизлечимая астма. Из за болезни жена не могла долго жить в Петербурге и полгода обычно проводила у ее родителей в Москве или Подмосковье. Бородин без нее тосковал. Но когда тяжело больная жена приезжала в Петербург, то жить ему и творить становилось труднее. С годами Бородина одолевали все в большой мере материальные проблемы, тем более что он был порядочным и щедрым человеком. Нужно было оплачивать лечение жены, содержать воспитанниц, помогать родственникам, нуждающимся студентам, тратить деньги на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов. Бородин преподавал в Лесной академии, ради денег делал переводы с иностранных языков (несколько из них он знал превосходно). И в таких условиях Бородин проводил свои научные исследования, писал музыку и даже осуществлял общественную деятельность. Благодаря хлопотам Бородина были открыты и работали (но недолгое время) Женские врачебные курсы – первое и единственное тогда в России учебное заведение, где женщины могли получить высшее медицинское образование.
Большое влияние на Бородина и его музыкальное творчество оказал М.А. Балакирев (1837–1910) – крупнейший композитор, признанный глава и вождь творческого содружества русских композиторов («Могучая кучка»). Балакирев первым разглядел феноменальную музыкальную одаренность Бородина. Видимо, именно он помог ему осознать, что он хотя и способный ученый исследователь, а главное – он неординарный, скорее всего – гениальный композитор. Создавая музыку, Бородин чувствовал себя счастливым человеком, музыка давала ему силы для жизни, работы, помощи людям. Музыкальные произведения принесли Бородину восхищение ими широкой публики и профессионалов. Его «Вторая, Богатырская симфония» (1876), открывшая героико эпическое направление в русском симфонизме, стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, духовные качества русского человека. Музыка и музыкальное творчество помогали Бородину преодолевать бытовые трудности.
С годами здоровье Бородина ухудшалось: сказались чрезмерная нагрузка в академии, перегрузка от подработок, неустроенный быт, тревоги за жизнь жены и будущность воспитанниц. Бородин осознавал, что приближается старость, обострение его собственных болезней, не решаются материальные проблемы.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) лето 1874 года провел в , в имении Куломзиных. Пригласила сюда Бородиных слушательница Петербургских высших женских медицинских курсов Мария Александровна Миропольская, устроившая их в имении своих знакомых - Куломзиных.
Елизавете Александровне Куломзиной (урожденная Матюшкина) летом 1874 года было 32 года. Ее супруг Аполлон Александрович Куломзин, 43-летний отставной капитан-лейтенант флота (Куломзины – потомственные моряки, отец Аполлона Александр Семенович Куломзин волонтером участвовал в Трафальгарском сражении под командой легендарного Нельсона), участник Крымской войны на Балтике, к тому времени служил мировым судьей. Куломзины были богатыми помещиками и жили в усадьбе Губачево в десятке с небольшим верст от Суздаля. От матери Елизавете Александровне досталось в наследство имение Зернево неподалеку от Губачево. Там остался небольшой господский дом, где давно никто не жил.

Пруд в Губачево, вырытый при Куломзиных

В Губачево Александр Порфирьевич выехал 19 июня 1874 года с женой Екатериной Сергеевной и приемной дочерью Лизой. Их разместили в Губачево в барском доме. Но композитор пожелал иметь возможность уединяться для работы, так как сочинять музыку в шумной усадьбе с многочисленными обитателями (у Куломзиных тогда было трое детей, плюс жена и дочь Бородина, а также многочисленная прислуга) представлялось затруднительно. Тогда Куломзины и предоставили в распоряжение гостя домик в рядом с Рожново. Здесь Бородины поселились в маленьком и ветхом домике барского имения. Домик был без особых удобств, но к услугам Бородина имелся старый клавесин.
Лето стояло теплое, композитор много гулял по окрестностям, собирал грибы, наслаждался среднерусской природой, купался в речке Уршме, около Рожнова, изобилующей холодными ключами.
Бородины, по своему обыкновению, перезнакомились со многими местными жителями - учителями сельских школ, соседними помещиками, жившими здесь дачниками и т.п.
Любопытно, как сам Бородин отзывался о тех местах, где провел лето 1874 года. Вот выдержки из его письма Елизавете Куломзиной: «Передо мною проходили как в панораме, и Губачево, и Рожново, со всеми мирными, ясными, светлыми воспоминаниями о проведенном там времени, о хороших людях и хорошей природе…» И далее: «сквозят образы Губачева, Рожнова. Домик Рожновский опять опустел, опять погрузился в зимнюю спячку…»
В то лето Александр Порфирьевич сочинил шуточный вальс для фортепиано. Можно также предположить, что уже в то время он мог работать над первым струнным квартетом.
В августе того же 1874 года Бородины посетили Суздаль и с интересом познакомились со всеми его достопримечательностями. Из Губачево они уехали 12 сентября, надолго сохранив об этом селе самые теплые воспоминания.
В 1875 году Бородин вновь писал Елизавете Александровне: «Я с наслаждением вспоминаю прошлое лето, Губачево с его радушием и истинно родственной теплотой и заботливостью, Рожново с его архаическою простотою нравов, свободою, широкорас-кинутыми полями с волнующейся рожью, где я работал и ленился одинаково с наслаждением».
Лето 1875 года Бородин тоже собирался провести в Губачево у Куломзиных, но неотложные дела не позволили ему совершить эту уже намеченную поездку.
Вскоре композитор снова побывал на Владимирской земле.
В 1877-1879 гг. по приглашению любимого друга и ученика Александра Павловича Дианина, который был сыном священника Павла Дианина, настоятеля Преображенского храма в Давыдово, композитор Бородин гостил в Владимирского уезда (ныне Камешковского района).
находится в 20 км от Владимира, по его имени названа и местная пойма (). Село Давыдово и соседние деревни Филяндино с выселкой Скучилихой, Аксенцево, Новское объединяются общим названием Вальковщина. От Давыдово тянется цепь озер стариц р. Клязьмы (их здесь не менее 15). Давыдово окружает живописная местность с зелеными холмами и лесами. Неудивительно, что эти места очень нравились композитору А.П. Бородину.
Последние два сезона он жил в доме М.И. Володиной, потому что дом Дианина сгорел. А.П. Бородин здесь чувствовал себя превосходно, в крестьянской рубахе и высоких сапогах гулял по лесам, полям, болотам. Его интересовал народный быт, старинные русские песни и музыка. Особенно плодотворным было общение с 73-летним стариком Вахромеичем из , который знал много народных песен. У него Бородин заимствовал музыкальный вариант мелодии, который лег в основу «Хора поселян» в четвертом действии оперы «Князь Игорь», над которой он здесь работал. Создавая эту оперу, он ездил по древним владимирским городам, чтобы по сохранившимся памятникам лучше представить древнюю эпоху. Особенно часто он посещал Владимир, Боголюбово, Суздаль, там написал и обработал отдельные хоры и арии, переработал сценарий и либретто оперы. Он обладал литературным даром, поэтому мог успешно писать тексты арий и хоров.


Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887 гг.)

Здесь рождались отдельные сцены оперы «Князь Игорь». Над ней он работал последние 18 лет своей жизни и умер, не успев завершить начатое. Эту сложную и благородную задачу взяли на себя его друзья Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.
Первая постановка «Князя Игоря» состоялась в 1890 г., через 3 года после смерти А.П. Бородина. Здесь следует отметить блестящее выступление в роли хана Кончака.
Судьба певца тоже связана с Владимирским краем. В родовом имении , близ Владимира, прошло его детство. Образование Михаил Михайлович получил во Владимирской гимназии, где окончил курс наук с золотой медалью.
Еще студентом Московской консерватории он дебютировал в Большом театре, затем в Петербурге был принят на сцену Мариинского театра. Здесь встретился с Ф.И. Шаляпиным, и 25 февраля 1896 г. в Мариинском возобновили «Князя Игоря». Шаляпин впервые выступает в роли Галицкого, а Корякин снова блистает в роли Кончака.
Эта опера в творческой судьбе Шаляпина занимает прочное место. Она обошла все сцены мира. Огромное впечатление произвела на французских слушателей и зрителей в 1909 г., когда была показана в Париже с участием Шаляпина в роли Галицкого. Федор Иванович выступал и как режиссер «Князя Игоря».
В концертном репертуаре певца звучали арии из оперы Бородина - князя Игоря, хана Кончака, князя Галицкого, романсы и песни.
До нашего времени сохранились записи, сделанные Ф.И. Шаляпиным на пластинках. (Кстати, он очень требовательно относился к качеству звучания). И любители классики могут найти блистательное исполнение Федором Ивановичем Шаляпиным арий и романсов Александра Порфирьевича Бородина.
«Давыдовом я доволен донельзя, - писал по приезде Бородин, - как здесь хорошо! Какие леса, рощи, бор, поймы. Что за воздух... погода стоит превосходная, и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь!»
Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дегтем сапоги, отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам. Время, проведенное композитором в Давыдове, было плодотворным. Здесь им написаны и обработаны отдельные хоры и арии, части картин и действий. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам писал тексты арий, хоров.
Покидая Давыдово, Бородин напишет: «По правде говоря, смерть жаль расставаться с моим роскошным кабинетом, с громадным зеленым ковром, уставленными великолепными деревьями, с высоким голубым сводом вместо потолка».
Помимо Давыдова Бородин, хотя и не столь продолжительное время, побывал в гостях и в селе Михайловское - неподалеку от . Там его принимал хозяин имения - светлейший князь Николай Грузинский из рода Багратионов - внук последнего царя Грузии Георгия XII, поклонник и соотечественник композитора, хорошо знавший его семейную историю.

Автор гениальных музыкальных произведений и ряда научных достижений (разработал в 1861–1862 гг. методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот, открыл в 1872 г. альдольную конденсацию) был материально не обеспечен. Бородин писал: «Кормиться надобно; пенсии не хватает на всех и вся, а музыкой хлеба не добудешь… Хотелось бы пожить на свободе, развязавшись совсем с казенною службою!» В конце жизни Бородин сполна осознал, что музыка, творчество композитора – главное в его жизни, хотя они не принесли ему достойного материального благополучия, отняли много сил, но и дали ни с чем не сравнимую и главную радость от творческой деятельности. Его произведениями восхищались в России, а также в странах Европы и Америки, они упрочивали славу русской национальной музыки. При всех сложностях жизни Бородин был счастлив как творческая личность, как композитор, получивший признание в своей стране и за рубежом еще при жизни. Любимая, хотя и отнимающая силы, время, здоровье, творческая работа давала Бородину радостные ощущения, позволяла мечтать, строить планы. Однако в 54 года он неожиданно скончался. Его незавершенную оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию довели до конца его друзья – Н.А. Римский Корсаков и А.К. Глазунов.

Народный музей композитора Бородина А.П.



Народный музей композитора Бородина А.П.

В Давыдове восстановили после пожара дом Дианина (где Бородин жил в 1877 г.).
В доме Дианиных с 1980 г. расположен музей Бородина (дом-музей Дианиных). Инициатором его создания стал внук о. Павла и сын профессора-химика Александра Дианина - математик и физик Сергей Дианин . Выпускник Петербургского университета, он много лет отдал преподавательской работе, занимался изучением эпистолярного наследия Бородина (издал несколько томов его писем), а в родовом доме в Давыдово оказался, будучи эвакуирован из блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.


Сергей Дианин в Давыдово

Поселившись на родине предков, Сергей Александрович по собственной инициативе открыл в своем доме музыкальную школу для сельских ребятишек. В доме было старое пианино, но С. Дианин обучал детвору не только технике игры, но и постижению прекрасного. «Наш дедушка Дианин» - так называли его ученики. В 1967 г. Дианин написал завещание, отдав свой дом сельсовету «для использования в качестве музея или школы». Скончался он в 1968 г., накануне своего 80-летия.
Последнюю волю Сергея Дианина выполнили лишь спустя 12 лет после его кончины, когда в 1980 г. в Давыдово открылся-таки музей Бородина. В его создании огромную роль сыграла многолетний председатель давыдовского сельсовета Клавдия Щербакова. Благодаря ее усилиям старый дианинский дом был отремонтирован, а в комнатах устроена экспозиция, рассказывающая о пребывании композитора в гостях у прежних хозяев.
Средства собирали по крохам, из-за чего открытие столь и затянулось. Если бы не верность идее да не напористость К. Щербаковой, пожалуй, вообще ничего бы не получилось. «Только на вас и надеюсь» - говорил, умирая, Сергей Дианин Клавдии Ивановне. И не ошибся. Всю душу вложила она в музей, не оставляя его вниманием и помощью до сих пор.
Дом Дианиных в Давыдово - филиал Камешковского историко-краеведческого музея.
Интерес к музею немалый, туда часто привозят экскурсии из Камешкова и иных мест. Музейное собрание пополняется новыми экспонатами, которые привозят даже скупившие половину домов в селе московские дачники, с немалым почтением относящиеся к столь примечательному соседству. В музее собрано множество уникальных экспонатов, есть даже гравюры 150-летней давности из США! Не оставляют своим вниманием гостеприимный дом Дианиных и ветераны, постоянно принося что-то новое, дополняющее экспозицию.
В феврале 2007 г. в музее открылась обновленная экспозиция, здание и экспонаты находятся в отличном состоянии. В 2002 г. музей перешел с попечения местной администрации на районную и официально является филиалом камешковского краеведческого музея, в результате чего его положение несколько упрочилось.




(1833-1887) - русский композитор, учёный - химик и медик.

Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов. При рождении мальчик был записан сыном княжеского камердинера Порфирия Бородина. Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на музыкальных инструментах.

Краткая биография

В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, где изучал медицину и химию. Занимался научной и педагогической деятельностью. Был доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой химии, академиком Медико-хирургической академии, известным в Европе ученым-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов.

Много времени Бородин отдавал музыке. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он вначале писал небольшие фортепианные пьесы, ансамбли, романсы. Сблизившись в 1862 году с композитором М. А. Балакиревым и войдя в члены созданного им кружка композиторов "Могучая кучка", Бородин стал задумываться над созданием более крупных сочинений. Его интересовали образы русского эпоса, сюжеты народных былин и сказаний. Основой его главного произведения - оперы "Князь Игорь" стал - памятник древнерусской культуры 12 века "Слово о полку Игореве", его 2-я симфония имеет название "Богатырская" (это название дал симфонии В. В. Стасов).

Большая загруженность научной и педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству, привычка работать серьезно и сосредоточенно обусловили то, что Бородин писал свои произведения долгие годы (над оперой "Князь Игорь" он работал 18 лет), некоторые из них остались незаконченными и были завершены после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (опера "Князь Игорь").

Большую роль в формировании творческого мировоззрения композитора сыграли его встречи с Ф. Листом в Германии, куда Бородин приезжал несколько раз на протяжении своей жизни. Во многом благодаря Листу произведения Бородина становятся известны в Европе. В 1880 в Баден-Бадене была исполнена его 1-я симфония, пять лет спустя в Бельгии исполняется несколько крупных симфонических произведений (2 симфонии, симфоническая картина "В Средней Азии" и т. д.).

Не столь плодовитый, как его товарищи по "Могучей кучке", Бородин тем не менее стал автором трех симфоний (3-я осталась незавершенной), двух замечательных струнных квартетов, шестнадцати романсов и т. д. Талант Бородина как композитора-симфониста со всей полнотой раскрылся в "Богатырской симфонии". В 1884 году ему за достижения в области симфонического творчества (формально за сочинение 1-й симфонии) присуждается Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым.

Скромный и отзывчивый, Бородин пользовался огромным уважением и любовью своих коллег композиторов, которые всячески помогали чрезвычайно занятому основной работой Бородину в сочинении произведений.

Слушать онлайн

01. Opera "Prince Igor" - Overture

02. Opera "Prince Igor" - "Polovtsian Dances"

03. Opera "Prince Igor" - "Polovtsian March"

04. Symphonic picture "in Central Asia"

05. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Allegro

06. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Scherzo. Prestissimo

07. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Andante

08. Symphony №2 in B Minor "Warriors» - Allegro

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз |

БОРОДИН, Александр Порфирьевич

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 г. – доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. – ординарный профессор, с 1877 г. академик. С 1874 г. руководил химической лабораторией Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов.

Бородин – автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина . Основная область научных исследований – органический синтез. Разработал способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот(1861); получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил (1862) и разработал метод получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Исследовал (1863-1873) продуты конденсации альдегидов; одновременно с Ш. А. Вюрцем осуществил (1872) альдольную конденсацию.

Бородин широко известен как композитор. В 50-е гг. XIX в. он начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 г. познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок ("Могучую кучку"). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других "кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890 г., Мариинский театр, Петербург).

1-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик - ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика.

Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни. Его музыкальное творчество. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы.

Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор. Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль - о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.

Любимые герои Бородина - защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»), В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории.

Отражены в музыке Бородина и противоречия жизни, ее трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности. О людских недостатках и пороках он говорит с улыбкой, добродушно высмеивая их.

Показательна и лирика Бородина. Подобно глинкинской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъема чувств полна горячей страстности. Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.

Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки- все это заставляет вспомнить Глинку.

Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни - 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты - внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана.

Эпическому содержанию музыки Бородина соответствует ее драматургия. Как и у Глинки, она основана на принципах, близких народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин. Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского или Мусоргского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закругленные песенные мелодии.

Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне. Он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжение многих веков,- к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням. Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.

Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов (дорийского, фригийского, миксолидийского, эолийского). Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни. Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей. Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»).

БОРОДИН, АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ (1833–1887), русский композитор. Родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца.

Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена , Листа , Шумана . Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения.

Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи , Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского ; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева.

К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха , Дж.Мейербера , А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве . Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря . Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа , с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь , несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.