Иов многострадальный. Кто такой Иов

Иов многострадальный. Кто такой Иов

09:22 2012

Святой праведный Иов Многострадальный



Святой праведный Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние а общественные дела.


Ветхий Завет, Книга Иова


1


Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
И родились у него семь сыновей и три дочери.
Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.


2


Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].
И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.


Когда Ангелы Божий вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, то хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью — проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпений, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.



Ян Лиевенс, Иов


12


И отвечал Иов и сказал:
подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!
И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?
Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный.
Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами.
Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих.
И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?
В старцах — мудрость, и в долголетних — разум.
У Него премудрость и сила; Его совет и разум.
Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится.
Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю.
У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.
Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми.
Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их;
князей лишает достоинства и низвергает храбрых;
отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла;
покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет;
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;
умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их;
отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути:
ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.




Илья Ефимович Репин, Иов и его друзья, 1869


13


Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.
А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.
Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные.
Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?
Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.
Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.
Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?
Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,
и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих.
А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.


14


Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.
И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?
Кто родится чистым от нечистого? Ни один…




Уильям Блейк, Иов обвиняемый


Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих.



Job and his three friends, Holman Bible, 1890


40


И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.
Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их;
зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.
Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;
тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его;
вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.



41


Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас;
крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.



42


И отвечал Иов Господу и сказал:
знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова.
И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
И было у него семь сыновей и три дочери.
И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух.
И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.
После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода;
и умер Иов в старости, насыщенный днями.


Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».



Евгений Макаров, Иов и его друзья, 1869 г.



Святой праведный Иов Многострадальный, святой пророк Боговидец Моисей, святой пророк царь Давид


Молитвы святому и праведному Иову Многострадальному


Молитва первая


О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, Страждущий Иов и его друзья, 1852-1860, Лейпциг


Молитва вторая


О святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Св. Иов происходил из рода Авраамова и жил в Аравии, в земле Хус, которая находилась на юго-востоке от Палестины, за Мертвым морем. Св. Иов отличался богобоязненностью, милосердием, справедливостью, истинностью, а более всего - соблюдением невинности своего сердца и удалением от всякого зла. У него было семь сыновей и три дочери. Он был также известен своим богатством и имел большое влияние на общественную жизнь в своей стране, т.к. по всему Востоку был в великом почете за свое благородство и честность.

Как-то раз, когда ангелы Божии собрались на небе перед престолом Божиим чтобы принести Богу разные человеческие мольбы о жизненных нуждах людей, - по попущению Божию пришел между ними и диавол. Господь сказал сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я ходил по земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Не найти на земле другого такого человека, который был бы так справедлив, богобоязнен и чужд всякого порока, как он!»

На это сатана отвечал Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты-ли бережешь его? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил на земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, - отними у него все и тогда увидишь, станет-ли он благословять Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Все, что у него есть, Я отдаю в твои руки, делай по воле своей, только его самого не касайся». И отошел сатана от лица Господня.

После этого был день, когда сыновья и дочери Иова пировали в доме своего старшего брата. И вот, приходит к Иову вестник и говорит: «На твоих волов напали савеяне и угнали их, а слуг твоих перебили; спасся только я и прибежал донести тебе». Пока этот говорил, приходит другой вестник к Иову и рассказывает: «Огонь упал с неба и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и прибежал сказать тебе». Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит: «Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, приходит иной вестник и докладывает Иову: «Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя».

Выслушавши одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби разодрал свою верхнюю одежду, остриг свою голову, пал на землю и, преклонившись перед Господом, сказал: «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!»

Так при всех этих тяжелых и невероятных обстоятельствах Иов не согрешил перед Богом ни одним безрассудным словом.

Затем, когда следующий раз ангелы предстали перед Господом, опять пришел между ними сатана. И сказал Господь сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я был на земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который был бы ему подобен: так он добр, правдив и благочестив, – так он далек от всего злого! И даже при постигших его несчастьях он до сих пор остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!» И отвечал сатана Господу: «Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, (т.е. в чужой коже человек может страдать, в чужой коже удары не так чувствительны); но простри руку Твою и коснись его собственного тела, и увидишь – благословит-ли он Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь, только душу его сбереги».

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшной проказой, от подошвы ног его до самого темени его. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, т.к. был нетерпим между ними. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по все суставам разливался жгучий внутренний огонь. Сидя в пепле вне селения, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились и оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии крайнего отчаяния, однажды сказала ему: «Доколе ты будешь терпеть? Вот погибла с земли память твоя – наши сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми я напрасно трудилась. Сам ты сидишь на смраде червей, проводя ночь без крова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, ожидая когда зайдет солнце, чтобы хоть немного успокоиться от трудов и болезней моих. Не упорствуй, не отстаивай свою непорочность; но скажи некое слово Богу, похули Его и умри, – в смерти найдешь освобождение от своих страданий, а меня избавишь от мучений».

Так решала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни: «кожу за кожу», как внушал ей сатана. Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний луч истинной жизни: «похули Бога – и умри».

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец. С сожалением взглянув на жену, Иов сказал ей: «Зачем ты говоришь как безумная? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого не стерпим, не будем принимать?» И на этот раз Иов снова не согрешил перед Богом – не произнес на Бога ничего хульного.

Слух о несчастьи, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. И вот три дальних друга его собрались вместе, чтобы прийти утешить его и разделить с ним скорбь его. Но, приблизившись к нему и сначала не узнав его, т.к. лицо его представляло сплошной гнойный струп, они от ужаса вскричали и зарыдали, а затем семь дней и семь ночей просидели напротив своего друга, не промолвив ни одного слова, потому-что видели как велико было его страдание и не находили средств утешить его в таком состоянии. Потом они заговорили с ним, но слова их еще больше расстраивали Иова, т.к. по понятиям того времени о том, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они считали, что если кто подвергается несчастью, тот человеку – грешник, и чем больше несчастье – тем, значит, греховней его состояние. Поэтому и об Иове они думали, что у него существуют какие-то страшные тайные грехи, которые он до сих пор искусно скрывал от людей и за которые Всевидящий Бог теперь открыто наказывал его, и они всячески убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях.

Праведный же Иов в своей непорочности ужасался от таких разговоров и старался защищать свое доброе имя, разъясняя своим друзьям, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей непостижимой для человека воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Однако, друзья его оставались неубежденными, и даже еще больше обвиняли его за то, что объявляя себя невинным, Иов как бы представлял посланное ему от Бога наказание незаслуженным. Тогда Иов обратился с молитвой к Богу, прося чтобы Он Сам засвидетельствовал его невинность.

Господь действительно явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета от Бога в делах мироправления. Господь указал Иову, что для человека очень много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой природы, а желание проникнуть в тайны судеб Божиих и знать почему Он поступает с людьми так, а не иначе, – является уже дерзким и самонадеянным. Этот разговор Господа с Иовом, (который читается в сокращенном виде на литургии Страстного Четверга), описанный в книге Иова (главы 38-41), рисует нам картину мироздания в тонах высокой духовной поэзии:

Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто это, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж; Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь: кто положил меру ей или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленою его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: досюда дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал-ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал-ли заре место ее, чтобы она охватила края земли, чтобы земля изменилась как глина под печатью, и стала как разноцветная одежда? Нисходил-ли ты во глубину моря и входил-ли в исследование бездны? Обозрел-ли ты ширину земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света и где место тьмы? Входил-ли ты в хранилище снега и видел-ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводил протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать траву к произрастанию? Знаешь-ли ты уставы неба и можешь-ли установить господство его на земле? Можешь-ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь-ли посылать молнии, и пойдут-ли они и скажут-ли тебе: вот мы?....

И отвечал Иов Господу и сказал: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно. Так, я говорил о том, что не понимал, о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же глаза мои видят Тебя».

После этого Господь возвратил Иову телесное здоровье и дал ему вдвое больше богатства, чем он имел прежде. Господь ущедрил Иова Своим благословением и родились у него, вместо умерших, снова семь сыновей и три дочери. Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний, прожил еще 140 лет, (всего же он жил на земле 248 лет), и видел потомство свое до четвертого рода. Друзьям своим праведный Иов внушал не бояться телесных страданий, ни лишения благ земных, а только «меча Господня», т.е. гнева Бога Вседержителя.

«Знайте, что есть суд, – говорит он в своем наставлении, – суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень, и истинный разум – удаление от зла».


Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем". За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.


Праведный Иов Многострадальный
Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, то хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его.

Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, "ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов". Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Праведный Иов в житии
Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.
"Я знаю, - говорил праведный Иов, пораженный проказой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!" (Иов 19, 25 - 27).
"Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и истинный разум - удаление от зла".
Святой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".
Память праведного Иова Многострадального отмечается 6 мая (19 мая по новому стилю)


Икона прав. Иова Многостр. в храме его имени на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Тропарь, глас 1:

Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Ин тропарь, глас 2:
Память праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола/ и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 8:

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.


Церковь в честь прав. Иова Многострадальн. в Брюсселе


Храм прав.Иова Многострад. при Доме милосердия в г.Минске


Храм праведного Иова Многострадального на Ганиной Яме

Церковь святого праведного Иова Многострадального в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище


Церковь св.прав Иова Многостр. на Волковском правосл. кладбище в г.Санкт-Петербурге


http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lubomudrov/sign/12.html

Этот храм, сооруженный в 1887 году, один из немногих, которые не закрывались в годы гонений от безбожных властей. Нынче церковь праведного Иова на Волковом кладбище - единственная в России действующая церковь во имя этого святого. Как известно, Государь-Мученик Николай Александрович очень почитал святого Иова, в день памяти которого Он родился. Вслед за Своим небесным покровителем Государь смиренно принял все посланные Ему испытания и скорби.

С конца августа 1991 по март 1992 года источали св. миро два образа на правой (южной) стене этого храма, неподалеку от входа, - икона Успения Божией Матери и Блаженной Ксении Петербургской.
Мироточение происходило на самой поверхности образов, помещенных в киоты, под стеклом. На иконе Успения струйки мира из центра расходились лучеобразно во все стороны; на иконе Блаженной Ксении - капли стекали вниз, как слезки. Священник, не оглашая это чудо, тихонько открывал киоты и помазывал миром лишь некоторых.


Впоследствии в храме мироточили и другие иконы. В 1994 году миро выступило на иконе в алтаре, запечатлевшей главу святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По словам священнослужителей, она источала миро неоднократно. 11 сентября 1995 года, на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, икона была вынесена в храм на аналой, где молящиеся могли наблюдать чудесное знамение.

В конце лета (или осенью) 1995 года свечницы заметили, что иконы в местном ряду иконостаса покрыты некоей влагой. На этих иконах, написанных на холстах, изображены в рост фигуры Спасителя, Архангела Михаила и праведного Иова - справа от Царских врат, и Божией Матери, Архангела Гавриила и Николая Чудотворца - слева. В течение двух-трех дней наблюдавшие пребывали в недоумении по поводу этого явления; предполагали, что иконы "запотели" от холода, но вскоре стало очевидно, что происходит чудесное истечение мира. Некоторые утверждали, что оно было чрезвычайно обильным, "сверху донизу ручьями", и продолжалось около недели. Более других мироточила икона Божией Матери - она была покрыта росой, словно сеточкой. Храм в эти дни был наполнен благоуханием.

Закон Божий. История Иова Многострадального

Иов - ветхозаветный праведник. Основным источником описания его жизни является Книга Иова Ветхого Завета.

Согласно указанным источникам, Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора.

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.

Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Тогда Сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.

Видя его страдания, его жена говорила ему: «Чего ты ждёшь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!» Но Иов сказал ей: «Ты говоришь, как безумная. Если мы любим принимать от Бога счастье, то не должны ли переносить с терпением и несчастье?» Таким терпеливым был Иов. Он лишился всего и сам заболел, терпел обиды и унижения, но не роптал, не жаловался на Бога и не сказал против Бога ни одного грубого слова. О несчастии Иова услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление выходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную.


Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный

Но и в таком страдании Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом.

После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости.

ЗАКОН БОЖИЙ. История Многострадального Иова.

Святой праведный Иов Многострадальный - это почитаемый христианами богоугодный человек, живший на земле примерно за 2000-1500 лет до начала новой эры. Иначе его называют Иовом бедным, за те испытания, которые ему послал Бог. Практически единственный источник, рассказывающий о нем - это Библии. История Иова - основная тема нашей статьи.

Кто такой Иов?

Жил он в Северной Аравии. Предполагается, что Иов Многострадальный приходится племянником Аврааму, то есть является сыном его брата Нахора. Был он человеком правдивым и доброжелательным. Но верующие прославляют его как глубоко верующего и богобоязненного праведника. Иов не творил злых дел и не имел в своих мыслях зависти и осуждения.

Был он счастливым отцом 7 сыновей и 3 дочери. Имел много друзей, слуг и несметные богатства по тем временам. Стада Иова приумножались, поля давали хороший урожай, а сам он был в уважении и почете у соплеменников.

Начало испытаний

Тяжела и мучительна была история бедного Иова. В Библии рассказывается, что однажды возле Божьего престола собрались ангелы, чтобы передать Всевышнему людские молитвы и попросить послать благ роду человеческому. Среди них был и Сатана, который явился очернить грешников и питал надежды, что Бог разрешит ему покарать их.

Господь поинтересовался у него о том, где он был и что видел. На это Сатана ответил, что обошел всю землю и узрел много грешников. Затем Господь спросил о том, видел ли враг рода человеческого Иова, который единственный на земле прославился своей справедливостью, был беспорочен и богобоязнен. Сатана ответил утвердительно, но подверг сомнению искренность праведника.

Господь разрешил испытать Иова. Сатана отнесся к этому с особым рвением и погубил все стада праведника, сжег его поля, лишил богатства и слуг. Но на этом испытания не закончились, погибли и дети его. История Иова повествует, что праведник со смирением принял страдания, смирился с ними, но продолжал и дальше восхвалять Господа.

Страдания Иова

И снова предстал Сатана перед престолом Всевышнего. В этот раз он сказал, что праведник не отрекается от Бога, потому что страдания его недостаточно сильны и коснулись только имущества, не задев плоти. Господь разрешил Сатане наслать на Иова болезни, но запретил лишать разума и посягать на его свободу воли.

Тело праведника покрылось проказой, и он вынужден был уйти от людей, дабы не заразить их. От страдальца отвернулись все друзья, даже жена перестала сострадать ему. Однажды она пришла к Иову и устыдила его, сказав, что по глупости своей он лишился всего и испытывает теперь неимоверные мучения. Женщина укоряла страдальца в том, что он до сих пор любит Бога и почитает его. Если Господь так жесток и немилостив, то нужно отречься от него и умереть с хулой на устах, таким было ее мнение.

Мысли жены Иова понять нетрудно. По ее мнению, если послал Бог благо, надо восхвалить его, а если подверг мучениям, то осудить. История Иова Многострадального повествует, что страдалец устыдил жену свою и не пожелал ее дальше слушать. Ибо от Бога нужно одинаково со смирением принимать и блага, и страдания. Таким образом, праведник и в этот раз не отверг Господа и не согрешил перед ним.

Друзья страдальца

Слухи о страданиях праведника дошли до трех друзей его, которые жили вдалеке. Они решили отправиться к Иову и утешить. Увидевши его, они ужаснулись, так страшно болезнь изменила тело страдальца. Друзья сели на землю и безмолвствовали семь дней, потому что не смогли найти слов, чтобы выразить свое сострадание. Иов заговорил первый. Он выразил скорбь о том, что родился на свет и был подвергнут ужасным страданиям.

Тогда друзья Иова начали разговаривать с ним, высказывая свои мысли и убеждения. Они искренне верили, что Господь посылает праведникам добро, а грешникам - зло. Поэтому считали, что у страдальца есть скрытые грехи, о которых он не хочет рассказывать. И предложили друзья покаяться Иову перед Богом. На это страдалец ответил, что речи их еще больше отравляют его страдания, ибо воля Господа непостижима и только одному ему известно, почему одним он посылает блага, а другим - тяжелые испытания. И нам, грешным людям, не дано знать помыслы Всевышнего.

Разговор с Богом

Праведник обратился к Господу в своей искренней молитве и попросил его быть свидетелем в его безгрешности. Бог явился страдальцу в бурном вихре и укорил его за рассуждения о высшем промысле. История Бедного Иова повествует, что Господь объяснил праведнику, что только ему известно, почему происходят те или иные события, и люди никогда не смогут осознать божий промысел. Поэтому человеку нельзя судить Всевышнего и требовать от него какого-либо отчета.

После этого Бог через праведника обратился к друзьям Иова и повелел им принести жертву руками страдальца, ибо только так он готов простить их за осуждение праведника и неверные размышления о воле Господа. Друзья привели семь овнов и столько же тельцов к праведнику. Иов помолился за них и принес жертву. Видя, что праведник, несмотря на свои тяжкие страдания, искренне просит за друзей своих, Бог простил их.

Награда

За крепость веры Господь вознаградил страдальца великими благословениями: исцелил его немощное тело и дал богатств в два раза больше, чем было раньше. Родственники и бывшие друзья, которые отвернулись от Иова, услышав о чуде исцеления, пришли порадоваться с праведником и принесли ему богатые дары. Но на этом не окончились благословения Бога, он послал Иову новое потомство: семь сыновей и три дочери.

Окончание жизни праведника

История Иова Многострадального повествует, что награжден был он Господом за то, что даже в горестях не забывал Бога и любил его больше, чем себя и имущество свое. Даже великие страдания не заставили праведника отречься от Бога и осудить его промысел. После испытаний Иов провел на земле еще 140 лет, а всего он жил 248. Видел праведник свое потомство до четвертого колена и умер глубоким старцем.

История Иова учит христиан тому, что Господь посылает праведникам не только вознаграждение за дела их, но и несчастья, дабы они утвердились в вере, посрамили Сатану и прославляли Бога. Кроме этого, праведника раскрывает нам истину, что земное счастье не всегда может соответствовать добродетели человека. Также история Иова учит сострадательности к болящим и несчастным людям.