Интервью макэвоя. Последнее воскресение. — Какой из персонажей ваш любимый

Интервью макэвоя. Последнее воскресение. — Какой из персонажей ваш любимый

Чем лучше актер, тем больше в его распоряжении личностей, тем реже он играет во всех фильмах самого себя. А вот самая главная, самая интересная личность всегда остается недосказанной. Мы собрали 10 фактов о Джеймсе МакЭвое, которые приоткрывают нам актера таким, какой он есть. А вы уже посмотрели фильм «Сплит »?

1. «В детстве я хотел стать священником, миссионером, и, быть может, уехать в далекую Африку спасать людей от голода. Но однажды я передумал, представив, как мне придется каждое утро вставать в шесть часов и идти в церковь. Я не был против того, чтобы стать священником, я был против того, чтобы рано просыпаться. Для меня это сродни самоубийству!»

2. Мать Джеймса работала медсестрой. Дед был мясником, а его бабушка мыла полы в богатых домах, работала на фабрике по производству печенья и даже водила грузовик.

3. Когда мальчику было 16 лет, к ним в школу пришел актер Дэвид Хейман . Он рассказывал об актерской работе, о кино, и все это очень заинтересовало МакЭвоя. Когда встреча закончилась, он подошел к актеру и заявил, что готов сыграть какую угодно маленькую роль, пусть только его возьмут в кино. И ему действительно дали небольшую роль в фильме «Соседняя комната». Это было в 1995 году, и актер считает, что сыграл просто ужасно, ему до сих пор стыдно за это перед режиссером.

Первая роль - в фильме "Соседняя комната" British Screen Presentation

4. Как у всех в детстве, у Джеймса на стене висели постеры. Их было всего три: черная пантера, белая «Lamborghini» и Дженнифер Энистон .

Когда он уже стал актером, еще не таким известным, но уже приглашаемым на вечеринки, Люси Лью познакомила его с Дженнифер. «Она меня как бы проигнорировала, — вспоминал позднее МакЭвой, — я остался там, как дурак, вместе с Дженнифер и ее друзьями. Они общались друг с другом, а я стоял рядом и готов был провалиться сквозь землю. Был молодой и глупый, не знал, что сказать. С тех пор я с Дженнифер не пересекался — всячески стараюсь избегать встреч с ней, потому что та рана еще не затянулась. Но втайне я все же надеюсь, что когда-нибудь нас снова представят друг другу, а она скажет: „А, я тебя помню, ты тот самый лопух с вечеринки, который стоял рядом и краснел!“ Тут-то я ей про постер все и выдам».

5. Кира Найтли, бывшая его партнершей по фильму «Искупление », утверждает, что МакЭвой целуется лучше, чем Джонни Депп и Орландо Блум . Джеймс очень гордился, когда узнал об этом.

6. Его любимые фильмы «Назад в будущее », «Индиана Джонс », «Балбесы» и сериал «Стартрек».

7. Свою бывшую жену Анну-Мари Дафф он встретил на съемках сериала «Бесстыдники» — оригинальной британской версии. Она играла Фиону, а он — ее парня Стива.

Company Pictures

8. «Между съемками я всегда отращиваю бороду, пока кто-нибудь не заплатит мне за то, чтобы я ее сбрил», — шутит Джеймс.

9. Сестра актера, Джой, поет в шотландской группе «Streetside».

10. Первому человеку, которого Джеймс МакЭвой встречает в первый день каждого месяца, он говорит «белый кролик». На удачу.

— Как вы оказались в этом проекте, с чего все началось?

— Я был на «Комик-Коне» в Сан-Диего, мы там представляли новых «Людей Икс», весь день были какие-то мероприятия, пресс-конференции, интервью, а вечером мы все вместе пошли на вечеринку, где я очень сильно напился. Так случилось, что на этой вечеринке оказался и режиссер М. Найт Шьямалан. И вот я в какой-то момент прошел мимо него — пьяный и лысый. И он подумал:

«То, что нужно! Именно такого парня я и ищу — пьяного скинхеда».

Вот так я и получил роль (смеется ). Потом я прочитал сценарий, увидел, что он действительно необычный и оригинальный. К тому же мне хотелось поработать с Найтом, мне нравится то, что он делает и как он это делает — в данном случае, нравится та атмосфера и то настроение, которое он создал даже в самом сценарии. Ну и, конечно, сам персонаж.

Это настоящий вызов для актера, за таким героем зрителю определенно будет интересно наблюдать. И я подумал, что кино может получиться по-настоящему развлекательным — не только пугающим и шокирующим, но и в каком-то смысле смешным.

— Как вам работалось с М. Найтом Шьямаланом?

— Это, наверное, самый подготовленный режиссер из всех, с кем мне приходилось работать. Он всегда точно знает, чего хочет, какого результата хочет добиться. Он не только уверен в своем сценарии и в каждой написанной строчке и фразе, произнесенной с экрана, но в каждом кадре — есть точное представление о том, как все должно выглядеть.

Могу сравнить с работой над другими фильмами: очень часто на площадке что-то идет не по плану, происходит что-то непредвиденное, режиссер может передумать и внести изменения в сценарий или в ход съемок, потому что вдруг увидел очень красивый закат. Найт совершенно не такой — если он что-то запланировал, то он сделает все в точности так, как задумал изначально.

Я понимаю, что это звучит немного странно, будто какое-то ограничение, рамки, которые должны по идее мешать процессу. Но на самом деле нет — это, наоборот, прекрасно:

его видение будущего фильма является осознанным, он приходит на площадку с готовым детально проработанным и продуманным планом в голове,

а не просто шатается, раздумывая, как бы все получше снять. Работать с кем-то, чье богатое воображение подкреплено техническими навыками и умением воплотить собственные идеи в жизнь, — восхитительно.

— Ваш персонаж — человек, внутри которого уживаются несколько личностей, — это и правда актерский подвиг. Как готовились? Читали какую-то специализированную литературу?

— Нет, ничего особенного и специального не делал, никаких книжек не читал — на это попросту не было времени.

Внутри моего героя два десятка личностей, на экране я играю девять, и я работал над каждым из них по отдельности.

Самым главным было сделать так, чтобы они действительно получились разными, чтобы зритель смог отделить одну личность от другой и почувствовал эту границу — в этом заключалась основная сложность и основная цель всей моей подготовки, как актера, к этой роли и работы над ней.

— Придумывали какую-то закадровую историю для каждой из личностей?

— Я думал над тем, как они появились и почему их существование так необходимо для носителя, Кевина. Например, один из них, Дэннис, по ходу фильма сам проговаривает, в какой момент он «родился» и зачем он понадобился. Что касается Патриции, то она появилась, когда Кевину было около 12 лет и он находился в поисках веры и в поисках некоего авторитета, высшей силы. И Патриция — я вижу ее очень набожной — стала ответом на этот незаданный вопрос и запрос.

Ее набожность, святость, даже с учетом того, что со временем она перешла на темную (можно сказать, антихристианскую) сторону, осталась для Кевина чем-то нерушимым и значимым. Хедвиг, как мне кажется, появился, чтобы спасать Кевина от наказаний, точнее занимать его место, когда мальчика наказывали. Именно поэтому он такой злобный и противный, несмотря на свой юный возраст.

— Какой из персонажей ваш любимый?

— Мне нравится Барри. И Дэннис — в нем есть что-то такое грустное, что вызывает у меня симпатию.

— А кого из них сложнее всего было играть?

— Безусловно, Зверя. Потому что он нечто большее, чем человек, и именно над этим было тяжелее всего работать.

— Физически или психологически?

— Ну, я бы сказал, актерски тяжело.

Нужно было найти способ показать его животную сторону, но не вставать при этом, например, на четвереньки.

И вот это настоящий вызов и испытание. Потому как в этом случае очень легко было перестараться с голосом персонажа или изобразить его чересчур фанатичным, но также можно было бы с легкостью недотянуть, и тогда Зверь превратился бы в обычного парня. Именно сохранение и удержание этого баланса было самым сложным.

— У «Сплита» много общего с реальной историей Билли Миллигана, описанной в документальных романах Дэниела Киза.

— На самом деле, много лет назад я вел переговоры по поводу роли Билли Миллигана. Так что очень странно вышло, что в итоге я сыграл вот такого персонажа. Я читал книгу о Миллигане — невероятная история. Но что касается сюжета «Сплита», то здесь, конечно, все немного иначе, он не особо реалистичный — скорее даже фантастический. Сравнимый с классическим комиксом, где то, что с точки зрения окружающих является проблемой, слабостью, даже болезнью героя, становится источником его суперспособностей — именно так мы и поступили с Кевином. Обратили его душевное состояние, его проблему в его силу.

— Как бы вы в этом случае определили жанр фильма — это фантастический экшен, триллер, социальная драма?

— Я думаю, триллер. Триллер с элементами хоррора. И он смешной! Но вообще, как в случае с любым столь же уникальным и оригинальным фильмом, жанр определить довольно трудно. Всего понемногу.

— Вы уже не первый раз играете персонажа с психологическими проблемами — до этого были и «Транс», и «Грязь», и » », и, конечно, Чарльз Ксавье в «Людях Икс». Такой богатый опыт как-то помог в работе над этим фильмом?

— Да, пожалуй. (смеется ). Надо же, я, оказывается, много лет играю людей, у которых проблемы с головой... Но мне это очень интересно, как актеру.

Изобразить на экране кого-то, кто сражается за право быть собой и поэтому превращается в кого-то другого.

Увлекательнее всего играть этот момент перемены — будь то изменение в отношениях или в окружающем мире. Одним словом, все, что фундаментальным образом влияет на весь ход экранной истории, переворачивает сюжет. И это в каком-то смысле объединяет всех этих персонажей, которых я сыграл за последние несколько лет, — внутренние изменения, которые прямо на глазах происходят с ними и о которых сами герои поначалу даже не подозревают.

Это видят зрители, но не видят персонажи. И за этим движением интересно наблюдать аудитории, его интересно играть актеру — для меня вообще настоящее удовольствие. И роль в «Сплите» в том числе привлекла меня по этой причине.

— В «Сплите» у вашего героя множество крупных планов — насколько это технически усложняло работу? Ведь приходилось не только играть сразу нескольких персонажей, но еще и взаимодействовать с камерой.

— Никаких сложностей — я люблю камеру. Для меня она становится зрителем. Физическая близость камеры — я не имею в виду исключительно крупные планы, просто ее наличие, — наоборот, облегчает мне в чем-то задачу, могу буквально видеть своего зрителя.

Это весело, я люблю двигаться вместе с камерой, люблю, когда она передвигается за мной. Я не из тех актеров, которые притворяются, что все это реально и происходит на самом деле. Я никогда не забываю, что вокруг камеры и прочая техника.

Последнее обновление: 27.12.2018

Актер, уроженец Глазго, который умудрился сыграть одновременно 24 персонажа в своем последнем фильме «Сплит» (англ. Split). Теперь настоящий Джеймс МакЭвой продолжает двигаться вперед.

В своей жизни МакЭвой тоже играет достаточно много ролей: актер, отец, разведен (в ожидании), шотландец, усыновлен северным Лондоном, фанат шотландского футбольного клуба Celtic, вынужденный посетитель тренажерного зала, байкер, X-Man, энтузиаст виски (бывший, в силу обстоятельств), сквернослов (он чертовски любит яркие словечки). Встреча с Джеймсом МакЭвоем — это встреча со множеством различных ипостасей одного и того же человека.

В своем новом фильме, «Сплит», МакЭвой играет человека с диссоциативного расстройством идентичности. Его герой страдает от недуга при котором сразу несколько личностей (а в нашем случае более 20-ти), большинство из которых неприятные и свихнувшиеся, постоянно находятся внутри человека, известного как Кевин.

Напомню, «Сплит» является творением Найта Шьямалана (автор / режиссер / кинорежиссёр), который наиболее известен, благодаря бессмертному триллеру с элементами ужасов «Шестое чувство». Он снял ещё нескольких других, почти таких же страшных, но не настолько интересных фильмов — «Неуязвимый» (англ. Unbreakable), «Знаки» (англ. Signs), «Девушка из воды» (англ. Lady In The Water).

В начале фильма на экране мы видим одну из личностей Кевина, которую зовут Деннис. Он накачанный, скрытный, одержимый чистюля-урод, который начинает все действо с того, что похищает трех девочек-подростков, а затем прячет их в подвале где-то в городской застройке Филадельфии. Кроме Денниса в Кевине помещаются ещё ряд альтернативных жильцов — любитель моды из Нью-Йорка, которого зовут Барри, чопорная англичанка по имени Патриция и шепелявый девятилетний мальчик Хедвиг. Их всех смог сыграть и донести до нас с экрана 37-летний парень из Глазго.

Для Шьямалана, Сплит является возвращением в долгожданную форму. Для МакЭвоя, это проявление силы, шанс в одном проекте настолько изощриться и проработать персонажа таким образом, чтобы продемонстрировать все многообразие действующих мышц, которые он нарастил за всю свою двадцатилетнюю карьеру. От серьезного прорыва в кино в фильме «Соседняя комната» (англ. The Near Roome) до его такого значимого для карьеры участия в блокбастере «Люди Икс» (англ. X-Men), а ведь ещё за плечами серьезные работы, как, например, роль доктора Николаса Гарригана в фильме «Последний король Шотландии» (англ.The Last King of Scotland).

Искусство полного погружения

Мы встречаемся в серый зимний день в центральной части Лондона в Мишленовском ресторане Hakkasan. Здесь у актера есть возможность правильно позавтракать (он ещё не успел это сделать, так как был на встрече). МакЭвой одет в футболку и джинсы.

Для того, чтобы играть в Сплите, МакЭвою пришлось порядочно нарастить мышцы на своем теле, того требовали некоторые из персонажей.

О том, что он умеет правильно работать со своими телом я убедился ещё 2007 году, при первой нашей встрече в Праге, тогда он жил в тоскливой квартирке, во время съемок в «Особо опасен» (англ. Wanted). В адаптации комикса МакЭвой сыграл Уэсли Гибсона, клерка, который неожиданно выясняет, что он наследник братства убийц и становится супер-убийцей. Его наставник: Анджелина Джоли. Его мучитель: ведра биологически активных добавок с помощью которых он был вынужден наращивать в быстром темпе свою мускулатуру. Когда я напоминаю ему о том времени, МакЭвой морщится, потому что он сразу же вспоминает о побочных эффектах этого «роста». Они заставили его «пердеть, как претенциозный Фриз». Нужны были бицепсы, как у Конана и для этого пришлось съесть чуть ли не по ведру Ultimate 4 Sustained Protein Build и Mass Gainer Advanced Muscle Building Formula. «Выглядели они достаточно мерзко».

«На этой работе у меня не было возможности переключаться», вспоминает он. «Я находился на съемочной площадке по 12-13 часов в день, и я присутствовал в каждой сцене, а потому приходилось выкручиваться из того, чем располагал на тот момент. В «Сплит», у меня было меньше времени, чтобы подготовится, и я смог реализовать это по-другому. Я просто погуглил «хороший способ быстро нарастить мышцы», а потом пошел в тренажерный зал и начал заниматься по технике «5×5″. Ты делаешь всего пять упражнений четыре-пять раз в неделю, с огромным количеством повторов и подходов. Выбери груз для упражнения», говорит он, вытягивая руки над головой, «а затем положи это на спину и делай приседания».

Авторская методика снятия стресса

«Это супер-просто, но с помощью этой методики прорабатывается каждая мышца. А ещё я съедал 5-6 тысяч калорий в день. Вместо того, чтобы есть два яйца утром, я съедал восемь. Затем перекусывал куриной грудкой. Потом две куриные грудки на обед, а на вторую закуску стейк. Ну и на ужин — два стейка из лосося.»

«Таким образом, в достаточно краткий промежуток времени я стал значительно крупнее», он смеется в первую посмеиваясь над собой, в отношении своего достаточно компактного роста. Рост МакЭвоя 170 см, но если он не употребляет стейки на завтрак/обед/ужин он достаточно компактной статуры. «Я не был огромным», уточняет он, «но я был вполне доволен результатом своих усилий». По сути для него — это ещё один пережитый опыт, в этом случае — опыт наращивания мышц и поглощения калорий.

В прошлом году на съемках в Мадриде, он тоже очень внимательно поработал над своим телом, правда в противоположном направлении. Для того, чтобы сыграть заложника, в романтическом триллере Вима Вендерса «Погружение» (англ. Submergence), который скоро выйдет на экраны. Для того, чтобы выглядеть соответственно роли, МакЭвой сидел на специальной диете, которая иссушила его мышцы и он стал производить впечатление истощенного. Финальные съемки велись в течении пяти дней в закрытой металлической коробке и, чтобы избавиться от травмы, он ушел в 13-часовой мадридский запой.

Следует заметить — это была не пивная вечеринка. Он потратил огромное количество усилий и времени на диету для роли и не хотел её нарушать. Выход нашелся — для того. чтобы смягчить удар по срыву с специального режима питания и не нагружаться чрезмерным количеством газированного насыщенного алкоголем сахара, он просто заменил их на текилу и водку. Он с самодовольной ухмылкой вспоминает эту вечеринку, а затем с сомнением добавляет, что, возможно, в середине ночи в диету добавилось ещё и виски.

Переезд в Лос-Анджелес

«Когда-то это был мой любимый напиток — тягучий виски Talisker или Laphroaig», говорит он. «Но я понял, что мне больше не стоит пить слишком много виски. Выпивая больше одного-двух стаканов, я становлюсь подозрительным, немного драчуном, немного раздражительным, ищу повод придраться. Я больше этого не хочу. Так что в основном я перестал пить. Моя проблема в том, если у меня есть алкоголь в доме, я уже не знаю меры.»

«Я потребитель», пожимает плечами он, нужно быть очень уверенным в себе, чтобы так свободно говорить на такие темы. «Если это передо мной, я сделаю это. Я буду потреблять. Я возьму это, чтобы это не было. Я попробую… И я не знаю, как с этим справляться», хмурится он. «Я до сих пор пью, а иногда пью много», говорит он, сияя, как гордый шотландец. «Но я просто больше не хочу, чтобы алкоголь появлялся в доме».

Но есть ещё одна вещь, о которой я хотел бы поговорить с МакЭвоем. В прошлом году в прессу просочилась информация, что пара МакЭвой и Анн-Мари Дафф подают на развод. Они поженились в 2006 и в этом браке у них есть сын, шестилетний Брендан. Спрашиваю не прямо, а вежливо, дипломатично и издалека о том, как изменилась его жизнь за последние 12 месяцев, предполагая изящный ответ.

«Ха, ха!», добродушно смеется МакЭвой, прекрасно понимая о чем на самом деле я спрашиваю. «Моя жизнь серьезно изменилась».

После расставания, он не стал переезжать в Лос-Анджелес. Работая практически 20 лет в кино, он считает, что проводит в общей сложности «10-11 недель в Голливуде». Тот факт, что он знает количество времени проведенное за работой, демонстрирует его очевидное и оправданное удовлетворение тем, как у него получается строить карьеру без погони за деньгами.

Работа и благотворительность

Он не хватается за первое попавшееся предложение по работе. Есть много вариантов, где он реализовывается как профессионал, будь-то Лондонская сцена (он участвовал в таких звездных постановках, как Макбет (англ. Macbeth) и Правящий класс (англ. The Ruling Class)) или съемки с их бешеным графиком. Прежде всего, он хочет быть поближе к сыну. Да, он переехал из их общего семейного дома в Крауч-Эн, но поселился не далеко от него.

«Вот, что точно не поменялось», продолжает он, «это то, что я по прежнему не распространяюсь о своей личной жизни. Мы с Анн-Мари, когда были вместе, пришли в этом вопросе к единому мнению: не говорить друг о друге публично. Мы редко нарушали это, и если мы это делали, то касалось мелочей — «Да, мы готовим индейку в это Рождество». И да, мы уже не вместе, но мы по-прежнему уважительно относимся друг к другу и проявляем это как на публике, так и лично».

«Все действительно хорошо», — снова усмехается он. Но, конечно, он прекрасно знает, что на мой вопрос толком и не ответил.

Никто из нас не уходит далеко от своих корней, вот и МакЭвой является продуктом своего воспитания. После того, как его отец ушел от его матери, когда ему было семь лет, его в основном воспитывали бабушка с дедушкой в любящем, работящем семействе в Глазго. Он научился отстаивать себя, мотивировать себя, отвечать за себя и использовать данные ему шансы. Когда Дэвид Хейман выступил с лекцией в католической школе молодого МакЭвоя, он не пропустил этот визит, а задержал актера / режиссера / продюсера для личной беседы. Его интересовал вопрос о возможности получить опыт работы.

После школы он поступил в Королевскую шотландскую академию музыки и драмы. Примерно через 20 лет МакЭвой основал стипендию в этом учебном заведении, которое теперь называют Королевской консерваторией Шотландии. От его имени администрация управляет и распределяет деньги «по своему усмотрению», исходя из возраста, таланта и потребностей.

«Речь идет об искусстве в образовании», — объясняет он цель программы, которой сейчас уже третий год. «Я хотел финансировать детей, которые не могут себе позволить заниматься в летнем лагере или чем-то аналогичным. Меня не волнует станет ли кто-то из них актером в будущем. Дело не в этом. Для них это просто ещё один шанс расширить кругозор, бросить вызов самому себе.

«Я чувствовал, что это будет полезно. Не секрет, что в актерских кругах существует классовый разрыв. Вот для того, чтобы дать равные шансы талантливым ребятам я и основал эту стипендию».

Реклама Prada

Все началось с того, когда придирчивому, избирательному, принципиальному МакЭвою предложили участие в рекламной кампании Prada. Он собирался, как обычно отказать дежурным «нет, спасибо», но тут в игру вступила супруга.

«Деньги были невероятные», говорит он. «И Анн-Мари твердила мне: Ты собираешься отказаться? Да, я собираюсь отказаться. Я не делец. Ты будешь круглым дураком. Ты можешь отдать эти деньги на благотворительность. И тут меня осенило, а ведь и правда! Примерно через четыре минуты после того, как она это сказала, я уже говорил по телефону своему агенту: Да, я сделаю это».

Он отдал одну треть «невероятного» гонорара в UNICEF, ещё одну треть в Retrak, угандийскую организацию, которая помогает беспризорникам (о которой он узнал во время съемок фильма «Последний король Шотландии» в Африке), а одну треть на основание стипендии.

«Может быть. В зависимости от того, о чем будет идти речь. Я не думаю, что я бы согласился рекламировать кофемашину», он улыбается намекая на рекламу, в которой снялся Джордж Клуни.

Планы на будущее

После окончания учебы в 2000, в профессиональном плане у МакЭвоя не было пауз. В этом году мы также увидим его в новом фильме, который выйдет на экраны этим летом. «Взрывная блондинка» (англ. The Coldest City) — шпионский триллер, события которого происходят в Берлине, а напарницей по съемкам у Джеймса МакЭвоя будет Шарлиз Терон.

А потом… кто знает, возможно четвертый зрелищный приквел X-Men? А, возможно, и нет. Ни он, ни кто-либо из его коллег по фильму (Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс) не подписывали контракты для участия в новом фильме.

«Меня ещё не приглашали для съемок в новом фильме», говорит он. «Но мне известно, что они пишут ещё один сценарий X-Men. Пока я не в курсе их дальнейших планов и буду ли я в них».

«Все это пока ещё очень призрачные планы», заключает он, беспечно равнодушно. «Возможно я снимусь в 20-ти X-Men в течение следующих пяти лет. А возможно не буду участвовать ни в одном».

Раньше шлема он снимает кожаную куртку. На нем тяжелые ботинки. Джинсы в дырках. Часы Casio по цене примерно 100 долларов. Но над всем этим - самый открытый, веселый взгляд. Мы встречаемся в районе, где он живет, похожем на староанглийский провинциальный городок. Мой собеседник блаженно щурится, подставляя лицо лучам, а мне не удается удержаться и не съязвить. Но оказалось, искренняя несдержанность - лучший способ расположить к себе этого мужчину.

Psychologies:

Вы как-то сказали, что главным минусом своей внешности считаете веснушки. А им ведь так полезно солнце!

А вам хотелось бы обладать внешними данными Брэда Питта?

Да я и так ничего. У меня средний рост, бумажно-белая кожа, пять кило веснушек - передо мной открыты все пути! Нет, правда. Я не заложник своих данных, я могу быть кем нужно. То есть я хочу сказать, что неплохо смотрелся с хвостиком и на копытах - в «Хрониках Нарнии». Согласитесь, Брэд Питт в этой роли увел бы фильм далеко в сторону гротеска.

Мне было, наверное, 23–24, я снимался в «…А в душе я танцую». И кое-что тогда про себя понял - хорошо, что довольно рано. Это был фильм о жителях дома для инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно. Я играл потрясающего, полного жизни парня с диагнозом «мышечная дистрофия Дюшенна», это атрофия мышц, приводящая к почти полному параличу.

Мне нравится быть обыкновенным и в этом смысле незаметным. Метр семьдесят. Не загораю. Серые волосы

Чтобы сыграть эту роль, мне было мало усвоить пластику страдающих этой болезнью, то есть полную неподвижность. Я много разговаривал с людьми с этим диагнозом. И узнал, что они предпочитают оставаться незамеченными. Потому что боятся жалости.

Я тогда вдруг почувствовал, что мне как-то очень близка такая позиция. Меня не за что жалеть, дело не в этом. Но мне нравится быть обыкновенным и в этом смысле незаметным. Метр семьдесят. Не загораю. Серые волосы. Среднестатистический европеец.

Кадр из фильма «Сплит»

Непонятно, как с таким мнением о себе вы стали актером и звездой.

Во-первых, я не стремился ни к тому, ни к другому. А во-вторых, в юности я был куда более обыкновенным, чем вообще нужно для жизни. Мне было 15, и я хотел чего-то большего, чем быть нормальным парнем из нормальной школы в нормальном районе Глазго. Я не был отличником и не попадал на заметку инспекции по делам несовершеннолетних, я не особенно нравился девочкам, но мне не отказывали, когда я приглашал кого-то танцевать. Я хотел быть хоть в чем-то особенным.

И тут в школе возникла рок-группа. И выяснилось, что можно быть несколько другим, иным, и такие люди вдруг окружили меня. Я перестал бояться отличаться. Я вышел из круга безопасности, где все были как все. И тут учительница по литературе пригласила к нам в школу своего соседа, актера и режиссера Дэвида Хэймана - рассказать о кино и театре. А Хэйман сыграл леди Макбет в постановке с полностью мужским актерским составом Theatre у нас в Глазго.

Это был знаменитый спектакль! И парни из нашей школы… В общем, встреча прошла не очень позитивно. И я решил поблагодарить Хэймана - чтобы он не думал, что зря потратил на нас время. Хотя, может быть, раньше, до рок-группы, я бы и не решился - это же поступок «не как все».

А то, что Хэйман меня, как ни странно, запомнил. И когда месяца через три он готовился снимать «Соседнюю комнату», то пригласил меня сыграть небольшую роль. Но я не думал становиться актером. Я неплохо учился и получил место на факультете английского в университете. Туда не пошел, а поступил в военно-морскую академию.

Но пришло приглашение из Шотландской королевской академии музыки и театра, и морским офицером я не стал. Так что все довольно обычно. Я человек вполне обычных поступков, все исключительное со мной происходит исключительно на экране.

С бывшей супругой Энн-Мэри Дафф на Лондонском кинофестивале BFI, 2007 год.

Все-таки вы совершили как минимум два необычных поступка вне профессии. Женились на женщине почти на 10 лет старше вас и развелись после десяти лет с виду безоблачного брака…

Да, Энн-Мэри, моя бывшая жена, старше меня. Но, вы не поверите, это никогда не имело хоть какого-то значения. Мы познакомились на съемках «Бесстыдников», у нас было общее дело, одна профессия, общие интересы и неделимая жизнь. Понимаете? Я даже не могу сказать, что сначала у нас был роман, а потом мы соединились.

Это было все сразу - любовь, и мы вместе. То есть сразу было понятно, что теперь мы вместе. Никаких добрачных ухаживаний, никакого специального романтического политеса. Мы сразу оказались вместе. Уж что не имело значения, так это возраст.

Но, насколько я знаю, вы выросли без отца… Есть такое мнение, возможно обывательское, что мальчики, выросшие в неполных семьях, склонны искать родительского внимания от тех, кто старше их…

Да я вообще неплохой объект для психоанализа! И знаете, я спокойно смотрю на эти вещи. Мы все годимся для какого-нибудь анализа… Мне было 7, когда родители развелись. Мы с сестрой переехали жить к дедушке с бабушкой. Дедушка был мясником. А мама то жила с нами, то нет - мы родились, когда она была еще совсем юной, ей нужно было учиться, работать. Она стала психиатрической медсестрой.

Мы жили с бабушкой и дедушкой. Они никогда нам не лгали. Не говорили, например: ты можешь стать кем захочешь. Это ведь неправда, я и в своем ребенке не хочу сеять ложные надежды. Но они говорили: надо пытаться стать тем, кем ты хочешь, или, по крайней мере, стать кем-то. Они были реалистами. Я получил практичное, безыллюзорное воспитание.

В одном таблоиде вышло интервью с моим отцом, которого я, в общем-то, не знал. Он говорил, что счастлив был бы встретиться со мной

До 16 лет жил по строгим правилам, утвержденным бабушкой. Но в 16 я вдруг заметил, что могу делать все что хочу, и бабушка, провожая меня на вечеринку, напоминала, что надо зайти за пивом. Бабушка с дедом дождались момента, когда смогли мне доверять, когда я смог принимать собственные решения и нести за них ответственность… В 16 лет это было потрясающим приключением - собственные решения. И в результате я в самом деле довольно практичен.

Я знаю, кто я, откуда я… Когда я получил первую награду Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), в одном таблоиде вышло интервью с моим отцом, которого я, в общем-то, не знал. Он говорил, что счастлив был бы встретиться со мной.

Меня это удивило: зачем это ему? Мне точно не нужно - у меня нет вопросов к прошлому, в нем нет ничего непроясненного, мне не нужно искать никаких ответов. Я знаю, что сделало меня, кто я, и смотрю на вещи с практической точки зрения. Жизнь сложилась так, что мы практически не знакомы. Ну и нечего ворошить старое.

На «Ночном шоу» с Джимми Фэллоном

Но жизнь к тому же сложилась неплохо, согласитесь. А если бы она не сложилась?

Мы с моим лучшим, наверное, другом, с Марком, вспоминали, какие мы были лет в 15. Тогда у нас было чувство: что бы с нами ни случилось, мы будем в порядке. Он еще тогда говорил: ну, пусть через 15 лет мы будем машины мыть на обочине в Драмточти, мы все равно будем в порядке. И вот теперь мы решили, что и сейчас под этим подпишемся. Мне свойственно это оптимистическое чувство - что вопрос не в том, какое место я занимаю под солнцем, а в том, как я при этом себя ощущаю.

В мире стало слишком много канонов для соблюдения статусности… Для меня точно много

Поэтому меня смешат коллеги, которые настаивают на знаках своего статуса - на этих огромных трейлерах-гримерках, на личных парик­махерах и величине букв фамилий на постерах. В мире стало слишком много канонов для соблюдения статусности… Для меня точно много.

Мне вообще это стремление к соло под солнцем непонятно. Я по натуре член команды. Возможно, поэтому я и оказался в школьной рок-группе - какой смысл играть прекрасно, если остальные в команде фальшивят? Важно, чтобы общее звучание было гармоничным.

Мне и в театральной академии понравилось, и в профессии этой, потому что театр, кино - командная игра, и от гримера, от художника зависит не меньше, чем от актера, хотя он под софитами, а они за кадром. И все это становится очевидно, если посмотреть с практической точки зрения.

Кстати, поэтому после развода мы еще год и продолжали жить вместе - не только чтобы не разрушать уклад жизни Брендана, а потому что никаких серьезных личных планов у каждого из нас не было. Мы и сейчас остаемся ближайшими друзьями, и всегда ими будем.

Не делайте из меня голое рацио - иногда я поддаюсь диктату чувств. Я, например, сначала отказался сниматься в «Исчезновении Элеанор Ригби», хотя влюбился и в сценарий, и в роль. Но там мотив и исток сюжета - смерть маленького сына героя. А незадолго до того родился Брендан. Я категорически не хотел примерять на себя такую потерю. Не мог. И роль была прекрасная, и фильм мог выйти потрясающе пронзительный, а я все равно через этот факт в сценарии переступить не мог.

Джеймс Макэвой и Дэниэл Рэдклифф сыграли главные роли в фильме «Виктор Франкенштейн», 2015 год

Но потом же вы в этом фильме все-таки сыграли?

Год прошел, чувства улеглись. Я перестал панически бояться, что с Бренданом что-то случится. Привык, что это нормально - когда у меня есть Брендан. Кстати, да - вот то исключительное, что со мной произошло вне кино и сцены, - Брендан.

Я вам даже больше скажу… Меня иногда пытаются привлечь к своим кампаниям активисты, борцы за независимость Шотландии. Знаете, какая у них цель? Чтобы мы, шотландцы, после обретения независимости стали богаче. Это что за стимул - стать богаче?

Век назад ирландцы боролись за независимость и готовы были за нее умереть. А кто-нибудь готов пролить кровь за это «стать богаче»? Это я к тому, что практичность не всегда достойный мотиватор. По-моему, только чувства и могут быть настоящим стимулом к действиям. Все остальное, что называется, тлен.

Но когда один за другим стали выходить фильмы с его участием: «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф», «Последний король Шотландии», «Пенелопа», «Джейн Остин», — все сразу переменилось. «Ах, шотландец! — восклицают теперь они. — С акцентом? Очень интересно!» Из подающего надежды британского актера Джеймс превратился в большую звезду — его взяли на роль молодого профессора Ксавье во франшизе «Люди Икс», он же играет в новом фильме оскароносного Дэнни Бойла «Транс».

«Поверьте, я не так привлекателен, как вам кажется, — говорит Джеймс. — Когда я только начинал ходить на пробы, для меня не было ничего труднее, чем заставить режиссера поднять глаза и хотя бы обратить на меня внимание». Он действительно кажется ужасно застенчивым человеком, даже несмот­ря на дурацкую темно-рыжую бороду (уж она-то должна была придать солидности), которую отрастил для роли короля Макбета в лондонской театральной студии «Трафальгар».

— После театральной сцены как вы себя чувствуете на съемочной площадке? Наверное, кино кажется чем-то несерьезным?

— Нет, я люблю кино. А разница между сценой и площадкой лишь в том, что ты рассказываешь историю не зрителю, а камере. Да, за ней стоят сотни людей, но настоящего зрителя ты, возможно, никогда и не увидишь. Театру, литературе — тысячи и тысячи лет, а кино — всего каких-то сто. Какие перспективы! Мне кажется, что кино, будучи молодым искусством, намного интереснее. Потому что куда это все направится, пока неизвестно…

— Пока оно идет в сторону многочисленных продолжений известных историй, и не могу сказать, что это воодушевляет…

— Вы о «Людях Икс»? Да, я сейчас снимаюсь во втором фильме приквела. И если он будет хорошо принят зрителями, то будут еще картины. Я не вижу в этом ничего плохого, кинопроизводство — очень дорогой процесс, и никто не хочет бросать деньги на ветер.

Несмотря на забинтованную руку — «Ерунда. Потянул мышцы пару дней назад на сцене да плюс еще палец сломал!», — Джеймс бодр и весел, легко отвечает на вопросы и в манере разговаривать нет ни тени высокомерия или звездности. Это сознательный выбор Макэвоя: не быть звездой.

Да и отчего ему быть звездой? Он родился в Глазго, родители развелись, когда ему было семь лет. Отца он с тех пор так и не видел и не горит желанием с ним общаться, хотя тот и делал пару попыток, правда, уже после того как Джеймс стал знаменит. Мать работала медсестрой. Дед Джеймса был мясником, а его бабушка мыла полы в богатых домах, работала на фабрике по производству печенья и даже водила грузовик. Джеймс учился в католической школе и одно время мечтал стать миссионером. Когда ему исполнилось 16, в школу на встречу с учениками пришел актер Дэвид Хейман. И эта встреча, как часто бывает, изменила планы юноши. По ее окончании Джеймс подошел к Хейману и сказал, что готов сыграть какую угодно маленькую роль, только пусть его возьмут в кино. А тому в новый телепроект как раз требовались подростки… Вскоре скромный парень с окраины Глазго оказался в Королевской шотландской академии музыки и драмы. Перед этим он, правда, успел поработать в местном супермаркете кондитером — наполнял булочки взбитыми сливками и вареньем и размышлял о будущем.

— Ваш персонаж в «Трансе» Дэнни Бойла — человек, укравший картину Гойи, только к финалу понимает, кто он есть на самом деле. А вы когда осознали, что сами за личность?

— В фильме все три героя (их играют Венсан Кассель, Розарио Доусон и Джеймс Макэвой. — Прим. «ТН») пытаются стать самими собой. И в этом поиске иногда действуют жестоко. Постепенно фильм становится мрачным и страшным, а мой герой из доброго улыбчивого парня превращается в довольно неприятного типа. Играть это было невероятно интересно.

А сам я, пожалуй, еще не готов заявить, что определился как личность. Я становлюсь старше и постоянно меняюсь, так же как все вокруг меня. Могу сказать, что за последние два года моя жизнь в профессии стала гораздо легче и требует меньше усилий. Но теперь больше сил забирает необходимость скрывать свою частную жизнь от других. Хотя я и не могу сказать, что на улице мне не дают прохода, нужда прятаться появилась.

Жена Джеймса, актриса Энн-Мэри Дафф, на девять лет старше его, ирландка, но родившаяся и выросшая в Лондоне. Джеймс встретился с ней именно тогда, когда ему это было просто необходимо. Несмотря на то что, казалось, карьера складывается неплохо, он чувствовал себя неудачником. Актер всерьез винил судьбу, что та позволила ему попасть в Академию драмы, но не дала больше — таланта. И вот, на съемках сериала «Бесстыдники», он проводил вечера в съемной квартире в не самом жизнерадостном городе Великобритании — Манчестере, много пил и от этого, разумеется, не чувствовал себя бодрее. Его партнершей по сериалу была Энн-Мэри. Она и расставила в его жизни все по своим местам.

Для британских таблоидов это был самый захватывающий роман. И преследования папарацци многому научили Макэвоя. Мы знаем, что Джеймс и Энн-Мэри поженились в 2006 году и что в 2010-м у них родился сын, которого назвали Бренданом. Но точной даты его появления на свет никто толком не знает, потому что свою беременность Энн-Мэри скрывала, да и стало известно, что у пары родился малыш, только после того как случайный прохожий сфотографировал ее на прогулке с коляской.

— Почему вы прячетесь? Не хотите видеть свои фотографии в таблоидах?

— Когда я начинал, думал, что в интервью должен рассказать какие-то интересные вещи о себе. Болтал о своем детстве, как пробовал наркотики и прочую ерунду. Но через некоторое время почувствовал, что теряю право на собственную жизнь. Своими проблемами или радостью я делюсь с друзьями, а какой смысл делать это, если они уже прочитали все в утренней газете?

— У меня остались несколько приятелей еще со школьных времен. И я в любой момент могу позвонить им.

— Вам часто приходилось плакаться друзьям в жилетку?

— Скорее нет, чем да. Но, например, на съемках у меня очень легко получается заплакать, когда этого требует роль. И это странно — потому что собственную жизнь никак не могу назвать несчастной. Я скорее, наоборот, счастливчик!

И это действительно так. С тех пор как поступил в академию, он практически не оставался без работы. Снимался, играл в разных театрах, и его умение быть одновременно везде сыграло свою роль: о Джеймсе очень скоро узнали во всей Великобритании, а в 2006-м он получил приз британской киноакадемии BAFTA в номинации «Восходящая звезда».

— Говоря о вас, обязательно упомянут, что вы шотландец, это не смущает?

— По крайней мере я сам никогда не выпячиваю, что вот, мол, посмотрите на меня, я — шотландец! Но с другой стороны, нас всего 5 млн, так что хуже не будет, если мир, где живут 6 млрд, узнает о существовании такой маленькой нации. Тем более что шотландцы всегда были домоседами и до сих пор не любят путешествия. Но зато мы много улыбаемся.

— Сейчас у вас все удачно сложилось: вы играете в лондонском театре, значит, не надо колесить по миру и расставаться с семьей, так?

— Это действительно здорово — каждый вечер после спектакля возвращаться домой. Но сейчас мне приходится постоянно летать в Канаду, где идут съемки «Людей Икс». Нет, там прикольно, но далековато. Я все время путешествую, и теперь даже самые экзотические места и страны кажутся мне пресными и скучными. Настоящие каникулы для меня — это безвылазно посидеть дома!

— Наверное, здорово устали мотаться так туда-сюда, а потом выходить на сцену?

— Устал, да. Но это приятная усталость, от сцены вообще приятно уставать, и оно того стоит. Хотя сегодня я, кстати, неплохо выспался — провалился более чем на десять часов!

Удивительно, но когда ты выкладываешься, из кожи вон лезешь, то не получаешь ничего. Но когда ты открыт, чувствуешь легкость, то обнаруживаешь, что у тебя есть дополнительные десять процентов силы.

— С Дэнни Бойлом было легко на площадке?

— Скорее это было быстро, очень быстро. Мы снимали 11 недель, почти каждый день — плотный график. Тем более что одну и ту же сцену снимали по несколько раз, потому что, в зависимости от того, кто из героев о ней рассказывал, она представала в фильме под новым углом. Так что иногда я себя чувствовал так, будто снялся разом в трех фильмах. Здорово подогревала мысль, что все мы оказались в сумасшедшем мире Дэнни Бойла, а он большой энтузиаст кино.

— «Транс» — это картина еще и об одержимости. Вы можете сказать, что одержимы кем-то или чем-то?

— Не думаю. Хотя жена поспорила бы со мной по этому поводу. Ладно, признаюсь: я фетишист. Например, никому не отдам свой любимый стул, который стоит у нас дома на кухне.

— Хорошо, а жадность, азартные игры? Вы знакомы с ними, как ваш герой?

— Не особенно, потому что всегда чувствую себя очень стесненным в деньгах. Не в том смысле, что экономлю. Я имею в виду, что не люблю тратить на ерунду. Хотя и не отказываю себе в хорошей еде, например.

Но совершенно точно я никогда не потрачу сумму, с которой не могу легко расстаться. И пока еще ни разу за свою жизнь не влез в долги и не превысил свои финансовые возможности.

А вообще, не слушайте меня, это ерунда. Что мы, актеры, делаем, когда сыграли роль? Говорим себе: нет, это не про меня, я никогда бы так не поступил. Но кто знает, как повернется наша жизнь? И вполне возможно, ты окажешься в той же ситуации, которую еще несколько лет назад начисто отрицал!

— В конечном итоге все герои фильма, оказывается, были ведомы только жадностью. Думаете, это верно в отношении человеческой натуры?

— Вот это ваше утверждение насчет героев спорно. Да, в каждом из нас есть жадность, эгоизм. Но я не думаю, что все мы постоянно ведомы только низменными инстинктами. Иногда получается, что просто не можешь поступить иначе. И я искренне полагаю, что хорошие поступки мы совершаем не потому, что нам так удобно, а потому, что хотим, чтобы другой человек был счастлив.

Что же касается меня, то думаю, что мой инстинкт щедрости развит достаточно слабо…

— Ну а разве семья не заставляет человека заботиться о других, особенно о детях?

— Верно. Но с другой стороны, наоборот, семья делает нас еще более эгоистичными. Да, родные люди дают тебе почувствовать радость жизни, но они же лишают тебя жизни вне семьи. Ты всегда собран, всегда помнишь, что тебе надо домой, к детям, что тебя ждут.

Твое домашнее существование становится гораздо важнее всего остального. И ты вынужден жертвовать общением с другими людьми.

Хотя на самом деле меня пока такая ситуация вполне устраивает.

Полное имя: Джеймс Эндрю Макэвой

Семья: жена — Энн-Мэри Дафф (42 года), актриса; сын — Брендан (2 года)

Образование: окончил Королевскую шотландскую академию музыки и драмы

Карьера: снялся более чем в 30 фильмах и сериалах, среди которых: «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф», «Джейн Остин», «Искупление», «Особо опасен», «Люди Икс: Первый класс», «Транс» и др.