Юный табунщик. Степан Бабенко — казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

Юный табунщик. Степан Бабенко — казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

Я - друг. - Он умолк, несколько сомневаясь в способностях мужика понимать человеческую речь, но потом продолжил: - Я ищу табунщика. Мне сказали, что его можно найти, если идти по этой тропе.

Мужик оскалился, причем по его лицу было совершенно не понять - улыбается он или злится, и хрипло произнес:

Откуда у тебя Осыпь?

По-видимому, это было имя жеребца атамана, хотя Грон был не уверен, что правильно понял вопрос. Казалось, человеческая речь давалась мужику с гораздо большим трудом, чем лошадиная.

Этот конь принадлежал вожаку разбойников. Мой хозяин его убил. Потом погиб сам. Я забрал всех лошадей, что были у разбойников и у моего хозяина. В деревне хотели отнять моих лошадей. Я не хочу отдавать их крестьянам. Я пригнал их табунщику. - Грон делал паузы после каждой фразы, пытаясь определить, какое впечатление производит его рассказ на собеседников, но по их лицам мало что можно было прочитать.

Первый, самый юный из всех, все так же скалился, на лицах остальных застыли разные выражения - от тупого равнодушия до злобной свирепости. Когда он замолчал, некоторое время стояла тишина, потом мужик у жеребца ткнул пальцем в сторону Грона и кивнул на коня:

Этот мой.

Надо полагать, это означало, что когда-то жеребец принадлежал ему и, судя по бурной встрече, был утрачен при не совсем честных обстоятельствах. Грон согласно кивнул. Мужик немного подумал и широким жестом указал на остальных:

Эти тоже хочу. Что хочешь взамен?

Теперь задумался Грон. Похоже, его план был более трудноосуществим, чем он предполагал. Он рассчитывал, что табунщик торгует лошадьми с деревенскими, но ни в одежде, ни в упряжи всех шестерых не было ничего привозного. Только нож, который первый метнул в него. Но этот нож был исключением, поскольку у остальных висели на поясе кремневые.

Возьми в табун. Пусть живут. Жеребята будут твои. Кони - нет. Я приду - отдашь.

Табунщик несколько мгновений задумчиво рассматривал его, потом сделал какой-то жест. Грон напрягся, но скалящийся юнец боком подъехал к нему и протянул заскорузлую от поводьев руку. Грон несколько мгновений помедлил, пытаясь приготовиться к возможному подвоху, однако ничего подозрительного, кроме шестерых непроницаемых типчиков рядышком, не было. Но с этим уж ничего не поделаешь. И он, ухватившись за руку, вскочил на круп позади сына табунщика. Вроде бы все шло к тому, что его план срабатывал. Но он еще не подозревал, какой ценой.


Когда солнце уже село и только самые высокие пики сверкали последним приветом уходящего дня, ущелье, которым они ехали, внезапно раздвинулось, и они очутились в обширной долине. Паренек, за спиной которого сидел Грон, оказался неожиданно легок, а его конь достаточно силен, чтобы спокойно нести двоих, так что они двигались довольно быстро. Сначала они ехали одни, но через полчаса их догнали остальные. Лошади Грона скакали свободно, без всякой сбруи. Всю дорогу всадники молчали, и только старший время от времени что-то нежно всхрапывал скачущим рядом лошадям. По долине ехали недолго. Еще через полчаса показалась группа строений, напоминавших крытые загоны или большие конюшни. Почуяв дом, лошади прибавили ходу. Двое из сыновей табунщика обогнали их небольшой отряд и помчались вперед. Когда вся кавалькада подъехала к строениям, они уже открыли ворота. Всадники соскочили с коней и ввели их внутрь. Кони были быстро расседланы и обтерты пучками соломы. Табунщик сунул пучок и Грону, указав в сторону его лошадей. Грон никогда не был особо толковым конюхом, но с грехом пополам справился со своей задачей. Закончив с лошадьми, табунщик подошел к тем, которых обихаживал Грон, придирчиво осмотрел и удовлетворенно кивнул. Потом указал в дальний конец конюшни, где виднелся дверной проем, завешанный пологом из неизменных волчьих шкур. Как оказалось, там располагалось жилое помещение, которое представляло собой отгороженную часть конюшни с утепленной крышей и каменным очагом в углу. Все присутствующие были заняты делом. Паренек, на коне которого он приехал, уже хлопотал у очага, раздувая огонь. Старший молча приводил в порядок упряжь. А еще один, с перевязанной головой, едва войдя в помещение, тут же схватил колтун шерсти, по виду волчьей, водрузил его на прялку и принялся вить толстую, суровую нить. Остальные трое отсутствовали, видимо, занимались лошадьми. Пока варилась похлебка из овса и желудей, Грон исподтишка рассматривал хозяев. Старшему явно было много за сорок. Парню с перевязанной головой - не более двадцати, а кашевар был совсем юн. Все были крепкими, с кряжистыми фигурами, только самый молодой был несколько потоньше. Руки у всех троих были крепкие, длинные, с широкими, заскорузлыми ладонями. Волосы - засалены и торчали во все стороны, и с первого взгляда можно было точно определить, что все они - родственники. Одинаковые глаза, носы и манера, прищурившись, бросать по сторонам быстрые взгляды. Наконец кашевар попробовал свое варево и удовлетворенно повернулся к отцу. Тот поймал выразительный взгляд, поднялся и подошел к затянутому бычьим пузырем окошку. Приоткрыв его, он проорал что-то, отдаленно напоминавшее лошадиное ржание, и через несколько минут в дверь ввалились остальные. К этому моменту на камень, стоявший в центре помещения, был водружен большой медный котел и вытащены деревянные ложки, больше похожие на небольшие лопатки. Так закончился первый день.

Литература 4 класс

Тема. С. Муканов «Юный табунщик» (внеклассное чтение)

Цели. 1.Выявить усвоение самостоятельно прочитанного рассказа С. Муканова «Юный табунщик», умение работать как с текстом, так и с дополнительной литературой.

2. Развивать внимательность, логическое мышление, самостоятельность в подборе дополнительной литературы, монологическую и диалогическую речь, память, представление.

3.Воспитывать интерес к чтению, воспитывать на поступках героях смелость, трудолюбие, любовь и заботу о лошадях.

Оборудование: презентация, учебник, дополнительная литература, словари С И. Ожегова, музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.

1. Организация класса.

У нас сегодня немного необычный урок. На нем присутствуют гости урока и группы филологов, историков, медиков и группа любителей лошадей.

2.Актуализация знаний.

а) Слушание кюя «Сары арка».

Что представили?

Какие звуки услышали?

Какие запахи уловили?

Какие чувства вызвала музыка?

б) Словарная работа.

Вы представили табун лошадей. Что обозначает слово «табун»?

Табун- стадо лошадей, оленей и некоторых других животных.(словарь С.И.Ожегова)

Кто такой табунщик? (там же - работник при табуне)

Легко ли быть им?

Как понимаете выражение «юный табунщик»?(юный-то же, что молодой)

в) Ассоциация со словом лошадь.

Кочевой образ жизни создал у казахов культ животных, самым священным из которых считается лошадь.

3.Сообщение темы.

И так, сегодня мы будем говорить о лошадях, и работать с текстом рассказа «Юный табунщик» Сабита Муканова, казахского писателя.

4.Работа по теме.

а) Работа с текстом. Выборочное чтение.

-«Наш кош стоял недалеко от озера ».

Дайте смысловое понятие этого слова, исходя из рассказа.

Найдите в тексте описание лошади как выносливого животного. (первая страница)

Докажите строками из произведения, что лошадь заботливая мать.(там же)

В народном эпосе конь – это не только лучшее средство передвижения, но и верный спутник, помогающий делом и интуицией.

Докажите, что лошадь умное животное.

б) Легенды о лошадях. Звучит кюй «Аксак-кулан»

«Конь же лихой не имеет цены. Он и от вихря в степи не отстанет. Он не изменит, он не обманет…»

Михаил Лермонтов

Передайте кратко содержание легенды о вожаке Ак-Жамбасе, рассказанной Маканом.

Какой он был масти?
- Какие еще знаете масти лошадей?

Масть - один из главных опознавательных признаков лошадей. Масть является наследственным признаком и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса, конечностей, а также щёток, гривы и хвоста. Основными мастями лошадей издавна признаны вороная, гнедая, рыжая и серая. Комбинации этих мастей и их оттенков образуют другие масти. Казахи выделяли пятьдесят мастей коня, что, несомненно, свидетельствует о высоком уровне развития коневодства. В Интернете насчитала 74 масти.

В казахской истории рядом с именами великих батыров обязательно упоминаются их боевые кони. Имена этих коней часто встречаются в эпосах, народных сказаниях, в названиях мест.

В Кокшетау при въезде со стороны Щучинско-Боровской курортной зоны недавно был установлен памятник «Ќулагер».

Воспетый в бессмертной поэме Акана-сері и впоследствии Ильясом Джансугуровым, легендарный скакун стал своеобразным олицетворением великой степи. Образ Кулагера сегодня является общенациональной гордостью. Это - символ грации и красоты, преданности и дружбы, надежности и патриотизма. Кулагер и его хозяин Акан-сері родились и выросли в Кокшетау. Здесь же их тела погребены. В песне-оде сері воспевает образ коня - своего любимца и верного друга. Тулпара настигла трагическая участь - он был убит во время байги по велению злого завистника, понимавшего, что его рысак по кличке Серый Ястреб никогда не обойдет известного во всей степи огненного скакуна Кулагера. В песне отчетливо звучит гимн Красоте - красоте одухотворенной.

Какие вы нашли легенды о лошадях?

Рассказы учащихся.

В) Мясо конины.

В рассказе «по мнению Макана здоровее конского мяса нет ничего на свете.»

Найдите доказательства.

Высказывание учащихся.

У нас в гостях телеведущая программы «Здоровье» Елена Малышева со своими помощниками. Спросим у них, верны ли высказывания Макана.

Рассказы учащихся.

Спасибо. Казахи никогда не смели есть мясо достойного коня, победителя в скачках или верного друга батыра. Таких коней, умерших своей смертью, хоронили с почестями.

Г) «Байга». Конкурс примет, пословиц и поговорок о лошади.

Образ коня присутствует во многих пословицах и поговорках: ”Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне”. Конь вынослив и чистоплотен. О качестве воды в колодце скажет поведение коня: если он отвернется от поставленного ведра с водой, значит, колодец загрязнен. Заблудившегося в степи кочевника к жилью приводил конь.

Мы продолжим урок импровизированной казахской национальной игрой «Байга».

"Пожалуй, только скачка на коне позволяет, не отрываясь от земли,

ощутить счастье полета... Отличная эмоциональная зарядка - усталости

как не бывало".

В.В.Горбатко, летчик-космонавт

Состязание групп по знанию пословиц, поговорок и народных поверий о лошадях.

4. Обобщение.

Мы сегодня очень много говорили о лошадях, но мало о героях рассказа.

Кто главные герои рассказа?

Какие это люди, в каких условиях живут?

Любит ли Макан свой табун? Докажите.

Каким табунщиком станет мальчик?

5.Рефлексия. Написать эссе «Человек и лошадь»

6. Домашнее задание:

7. Итог урока.

Я надеюсь, что урок не прошел даром, лучшее и полезное вы извлекли для себя. Читайте больше. И мир с каждой прочитанной книгой станет шире и интереснее.

Оценивание.

Конспект урока в 4 классе по литературному чтению. Урок 6 Тема: Степан Бабенко «Тюе – Тас»".

12.09.2014 9706 1248

Мақсат/Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно воспитательные задачи: Познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: произведение

Сабақ барасы /Ход урока


I. Оргмомент .

II. Проверка домашнего задания: С.Муканов «Юный табунщик» дочит. Выраз. Озаглавить.

III. Изучение нового материала

** Вводная беседа

Степан Бабенко - казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю

свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел сердцем к родным местам,

к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.

«Тюе-Тас» - это лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой. Писатель теплыми, проникновенными словами, идущими из самого сердца, делится своими воспоминаниями, раздумьями, находит необычные, яркие сравнения, чтобы читатель вместе с ним восхитился великолепием лазурной степи, полыхающих тюльпанов, мелодией звонких оврагов. Обязательно следует обратить внимание детей на художественные изобразительные средства в

рассказе, провести специальную работу, чтобы показать богатство и выразительность русского языка, способного передать тончайшие оттенки красок, звуков и запахов.

Тюе-Тас в переводе с казахского языка означает буквально «камень-верблюд». Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне.
Название речки Кутурган можно перевести как «разбушевавшаяся», «бешеная». «Сай» в переводе с казахского означает овраг, балка. Кызылсай - красная балка (в апреле «полыхает тюльпанами»),

овраг Амансай назван по имени Аман.

**как вы понимаете название реки? (оврага).

1. Первичное чтение учителя.

2. Чтение «цепочкой».

3. Разбор и решение послетекстовых заданий.

Эпизод 1. Картины пейзажа. Картины пейзажа. Краски:
«Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет

у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили

зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок.
Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычком пламени по всей необъятной степной

шири (маки «пламенели»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно

растет, она сочная, гибкая, еще не высушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудного

цвета - ни единой желтой травиночки.

***Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков и незабудок, среди них - красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.
*** Запахи:
Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горьковатый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать - и никогда не надышаться. Это теплый запах родной земли.

***Звуки:
Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех - песнь жаворонка. А из балки ему вторит перепел - четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют птицы.
Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгляделся в окружающий мир и постиг его

красоту, прикоснулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы.
Третий вопрос. Отрывок - описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:

густая, податливая трава;
пламенеющие от края до края маки;
звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым

изумрудно-зеленым полушалком;
пламенно-радостный оттенок от множества полевых цветов;

Лучше нашей степи вряд ли что можно сыскать на всей земле.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Художник Владислав Ерко

Т ри принца
Вечером в саду
Играли в мяч…
Да на беду
Принцесса Эллен, их сестра,
Увидев братьев, подошла.
«Лови!» - ей крикнул младший брат
И бросил мяч…
Летит
Тот мяч за церковь, а за ним
Сестра вослед бежит…
И длится час, как сотня лет.
Ночь на дворе. Принцессы нет.
«Я побегу ее искать!» -
Брат Роланд говорит.
«И мы с тобой! Седлать коней!
В путь!.. С Богом!..» Конь хрипит.
Сил не жалея, разошлись
Во все концы земли…
Но год прошел, и два прошли, -
Принцессы так и не нашли.

И тогда старший брат отправился к знаменитому волшебнику Мерлину Мудрец и волшебник кельтских мифов, наставник и советник короля Артура. .
- Знаешь ли ты, что случилось с моей сестрой и где она теперь? - спросил он.
- Твою сестру, прекрасную леди Эллен, унесли феи, - ответил Мерлин. - Ведь она нарушила священный обычай - обошла церковь против солнца! Теперь она в Темной Башне короля эльфов, и только самый храбрый из рыцарей может освободить ее.
- Я освобожу ее или погибну! - пылко сказал старший брат.
- Что ж, попытай счастья, - ответил волшебник. - Только горе тому, кто отважится на это без доброго совета!
Но старшего брата не испугала угроза. Он все равно решил отыскать сестру. Мерлин научил юношу, что ему следует делать в дороге, а чего не следует, и старший брат леди Эллен отправился в страну фей…

Проходит год, проходят два -
От брата нет вестей.
На сердце боль, в душе тоска.
Где ж корень злых страстей?


Тогда поехал к Мерлину средний брат. И Мерлин повторил ему все, что говорил старшему. И вот средний брат тоже отправился на поиски сестры…

Проходит год, проходят два -
От брата нет вестей.
На сердце боль, в душе тоска.
Где ж корень злых страстей?

Наконец решил отправиться и путь и младший брат леди Эллен - юный Роланд. Но мать-королева не хотела его отпускать: юный Роланд был ее младшими самым любимым сыном. Потерять его значило для нее все потерять.
Но он так горячо умолял и просил ее, что королева в конце концов не выдержала: она дала ему славный меч короля, разивший без промаха, и произнесла над мечом заклинание, дарующее победу. И вот попрощался юный Роланд с матерью и пошел к пещере волшебника Мерлина.
- Скажи в последний раз, - попросил он волшебника. - как спасти леди Эллен и моих братьев?
- Что ж, сын мой, - ответил Мерлин, - для этого нужны всего два условия. Они покажутся тебе очень простыми, но выполнить их нелегко. Первое: когда попадешь в Страну фей, руби отцовским мечом голову каждому, кто заговорит с тобой: обличия людей там принимают злые духи. Делай так до тех пор, пока не встретишься со своей сестрой. А второе условие таково: не ешь ни куска и не пей ни глотка, как бы тебе ни хотелось есть и пить. Ибо если там, в Стране фей, выпьешь глоток или съешь хоть маленький кусочек - не видать тебе больше солнца.
Юный Роланд поблагодарил Мерлина за добрый совет и тронулся в путь.
Он шел и шел - все дальше и дальше, пока не увидел табунщика, пасшего коней. По их горящим глазам юноша сразу понял, что это кони короля эльфов, а значит, он наконец попал в Страну фей.
- Знаешь ли ты, - обратился юный Роланд к табунщику, - где находится Темная Башня короля эльфов?
- Не знаю, - ответил тот. - Пройди еще немного и увидишь пастуха. Может он тебе скажет.
И только юный Роланд ступил два шага, как табунщик вдруг превратился в злого духа и кинулся на него. Но юный Роланд, недолго думая, выхватил свой славный меч, разивший без промаха, и голова табунщика слетела с плеч. А принц пошел дальше.
Он все шел и шел, пока не увидел пастуха, пасшего коров короля эльфов. Пастуху он задал тот же вопрос.
- Не знаю, - ответил ему пастух. - Пройди еще немного, там увидишь птичницу, уж она-то знает.
Не ожидая, пока пастух превратится в злого духа, юный Роланд снова поднял свой славный меч, разивший без промаха, и голова пастуха слетела на землю.
А юный Роланд прошел еще немного и увидел старуху в серой накидке.
- Не подскажешь ли, где находится Темная Башня короля эльфов? - спросил принц.
- Пройди еще немного, - сказала ему птичница, - и ты увидишь круглый зеленый холм. От подножия до самой вершины он опоясан террасами. Обойди трижды вокруг холма против солнца и каждый раз приговаривай: «Открой мне дверь, открой мне дверь, позволь войти теперь». На третий раз дверь откроется, и ты войдешь.
Юный Роланд отправился было дальше, да вспомнил, что ему говорил волшебник. Выхватил он свой славный меч, разивший без промаха, но птичница уже исчезла, словно ее и не было.

Юный Роланд пошел дальше. Шел и шел, пока не достиг круглого зеленого холма, от подножия до самой вершины опоясанного террасами. Трижды обошел он его против солнца и каждый раз приговаривал: «Открой мне дверь, открой мне дверь! Позволь войти теперь!»
На третий раз дверь и впрямь отворилась. Юный Роланд вошел, дверь тут же захлопнулась, - и он остался запертым в темноте. Правда, здесь было не совсем темно: откуда-то проникал слабый свет. Юный Роланд не видел ни окон, ни свечей и не мог понять, откуда проникает этот свет, - разве что через стены и потолок?
Вскоре он различил коридор со сводами из прозрачного камня. Но хотя вокруг был камень, воз, тух оставался чудесно теплым, как это всегда бывает в Стране фей.
Вот миновал юный Роланд этот коридор и подошел наконец к высокой и широкой двустворчатой двери. Она была приоткрыта, и когда юный Роланд отворил ее настежь, то увидел чудо из чудес.
Перед ним была огромная зала. Потолок ее подпирали золотые колонны, а между ними тянулись гирлянды цветов из бриллиантов, изумрудов и других драгоценных камней. Все ребра сводов сходились в середине потолка, и оттуда на золотой цепи свисал огромный светильник, сделанный из жемчужины невиданной величины, совершенно прозрачной. Внутри нее вращался громадный карбункул. Его яркие лучи озаряли всю залу, и казалось, будто светит заходящее солнце.
Зала была роскошно убрана, и в конце ее стояло пышное ложе с бархатным покрывалом, расшитым шелком и золотом, а на ложе сидела леди Эллен и расчесывала серебряным гребнем свои золотистые волосы.
Едва она увидела юного Роланда, как поднялась и с отчаяньем молвила:

Вернись домой, мой младший брат!
Свободы я не жду!..
Оставишь голову ты тут
На горе и беду!..

Но юный Роланд не послушал ее. Он сел рядом с леди Эллен и поведал ей обо всем, что с ним было.
А в ответ она рассказала ему, как его братья один за другим достигли Темной Башни, но злой король эльфов заколдовал их, и теперь они лежат здесь, словно мертвые.

Пока они говорили, юный Роланд вдруг почувствовал сильный голод - ведь путешествие было таким длинным. Он сказал об этом сестре и попросил у нее что-нибудь поесть. Увы, он забыл про наказ волшебника Мерлина!
С грустью поглядела на юного Роланда леди Эллен и покачала головой. Но волшебные чары не позволяли ей напомнить о чем-либо брату.
Вот она поднялась, вышла из залы и вскоре вернулась с хлебом на золотой тарелке и молоком в золотой чаше. Юный Роланд уже готов был пригубить молоко, как вдруг взглянул на сестру и вспомнил, зачем пришел сюда.
- Ни глотка я не выпью и не съем ни куска, - сказал он, - пока не освобожу мою сестру Эллен!
Тут они услышали чьи-то шаги и громкий голос:

Фи-фай, фо-фут!
Фи-фай, фо-фут!
Кровь человечью чую тут!
Мертвый он или живой -
Здесь не ждет его покой!

И тотчас широкие двери распахнулись и в залу ворвался король эльфов.
- Вот мы и встретились, нечистый дух! - отважно воскликнул юный Роланд. - Я пришел биться с тобой! Защищайся! - и, выхватив свой славный меч, разивший без промаха, он бросился на короля эльфов.
Долго, очень долго длился их бой. Долго ни живая ни мертвая стояла леди Эллен и молча молилась за бра га. И вот наконец юный Роланд поставил короля эльфов на колени, и тот взмолился о пощаде.
- Я обещаю пощадить тебя, - сказал юный Роланд, - но сперва ты снимешь злые чары с моей сестры, вернешь к жизни моих братьев и выпустишь нас всех на свободу!
- Согласен! - сказал король эльфов.
Он поднялся с колен, подошел к сундуку и вынул из него склянку с кроваво-красной жидкостью. Смочил ею уши, веки, ноздри, губы и кончики пальцев обоим братьям, и те ожили. Потом король эльфов прошептал несколько слов над леди Эллен, и волшебные чары спали с нее. А тогда они, все четверо, вышли из залы, миновали длинный коридор и покинули Темную Башню короля эльфов. Навсегда…

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.