Музыкальная фраза определение. Тема в вокальной музыке. О чем рассказывает музыка
Читайте также
) в музыке - закрытая в себя структура, которая в большинстве случаев является частью более крупной музыкальной структуры; более конкретно, подразделение музыкального метра , имеющее своё собственное музыкальное значение, состоящее из фигур , ячеек , более часто, мотивов , а комбинация самих фраз образует мелодию , период и другие секции ; или продолжительность, в которой певец или музыкант может, соответственно, петь или играть в одно дыхание.
Этимология
Термин, сходный с предложением , стихом и т. п., был взят из лингвистического синтаксиса в музыкальный словарь для обозначения «коротких музыкальных единиц разной длины: фраза обычно длиннее мотива, но короче, чем период» . То сходство, между музыкальной и лингвистической фразой, что фраза не является предложением (синоним предложения в музыке - музыкальный период ), но может его образовывать, также сохранилось.
Современное значение
Хотя аналогию между музыкальной и лингвистической фразой часто проводят, «это один из самых неоднозначных терминов в музыке … никакая согласованность в использовании термина не может быть достигнута … только с помощью очень простого типа мелодии, в особенности для некоторых танцев, термин может быть использован с некоторой однозначностью» . «Несмотря на тот факт, что она может применяться для двухтактной так же, как и для семитактной, или даже большей, структурной единицы, она часто ошибочно используется для выделения одной или нескольких частей» . В общей практике фраза часто обозначает четыре части или меры такта длинной кульминации в более или менее определённом ритме .
Чарльз Буркер определил фразу как «любую группу, измеренную (включающую одну группу или, возможно, даже одну долю), которая имеет в некоторой степени структурную полноту . Некоторые считают, что чувствуют эту полноту: мы слышим в шагах не нотацию на страницах. Чтобы быть такой полной группой, по-видимому, необходимо иметь окончание некоторого типа … . Фразы описывают только шаг тональной функции. У них не создаются лиги или легато для исполнения … . Фраза не является только шагами: она также имеет ритмическое измерение, при разработке, в дальнейшем, каждая фраза содействует разработке общей ритмической организации.»
Ритмическая фраза - ритмический аспект, конструкции и связи между фразами и, «несколько шаблонно, но и само существование музыки и в её бесконечном разнообразии. Обнаружение рабочей ритмической фразы - путь для понимания и эффективного её исполнения.» Термин был популяризован William Rothstein’s: Ритмические фразы в тональной музыке . Термин включает перекрытие, передачу, расширение, новоинтерпретацию и извлечение.
См. также
Напишите отзыв о статье "Фраза (музыка)"
Примечания
Отрывок, характеризующий Фраза (музыка)
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
Фраза (в музыке)
Фраза
в музыке,
1) относительно завершенная часть мелодии, темы.
2) В учении о музыкальной форме √ построение, среднее между мотивом
и предложением
.
Обычно состоит из 2 мотивов и образует половину предложения. Может быть и целостной структуры, не членящейся на мотивы.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Фраза (в музыке)" в других словарях:
фраза - ы, ж. phrase f. <лат. phrasis выражение, оборот речи. 1. устар. Предложение, словосочетание на письме. Фразу свою кончать тогда, когда надобно перо обмакнуть в чернильницу; период тогда. когда нужно его перечинить. 1793. Крылов Похвальная речь … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (фр., от греч. phrasis). 1) речь; также пустые слова, без убеждения. 2) предложение, соединение слов, выражающее мысль. 3) в музыке: отдел темы или другой музыкальной мысли. 4) в пении: мелодическая фигура, которая может быть спета, не переводя… … Словарь иностранных слов русского языка
У слова «Фраза» есть и другие значения: см. Фраза (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилам … Википедия
Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? фразы, чему? фразе, (вижу) что? фразу, чем? фразой, о чём? о фразе; мн. что? фразы, (нет) чего? фраз, чему? фразам, (вижу) что? фразы, чем? фразами, о чём? о фразах 1. Фразой называется смысловой… … Толковый словарь Дмитриева
- (от греч. prasis выражение, способ выражения). 1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот. 2) В учении о муз. форме построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.… … Музыкальная энциклопедия
I Фраза (от греч. phrásis – выражение) основная единица речи. Соответствует предложению (См. Предложение) как единице Языка; синтактико фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную… … Большая советская энциклопедия
I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. разг. Красивые и напыщенные слова, скрывающие лживость утверждения или неблаговидность… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- (choros греч.) слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, соединение нескольких регистров в органе в один голос при… …
Музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний только рисунок,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия
В вокальной музыке часто объем и форма темы меньше, чем период. В соответствии со структурой литературного текста, смысловой единицей которого бывает строка, темой произведения становится фраза. В хоровой, особенно полифонической музыке, распеваться может одно слово или короткое словосочетание. Это характерно для духовных сочинений, связанных с каноническими религиозными текстами, например: Alleluia.
Тема 7. Музыкальный синтаксис
Понятие синтаксиса (от греч. - построение, порядок, составление)применяется в области языкознания или лингвистики. В синтаксисе языка изучают законы построения человеческой речи : словосочетания, предложения, виды связи слов и пр. Однако этот термин применяется и в музыке, когда говорят о строении музыкальной речи .
Мотив → фраза → предложение → период
Это известная из элементарной теории музыки масштабная иерархия основных элементов музыкального синтаксиса. Такие структурные образования в пределах периода образуют начальный (синтаксический) уровень формообразования. Фразы, мотивы (также и субмотивы - части мотива) могут по-разному сочетаться и чередоваться в периоде, в результатечего складываются определенные построения: простейшие композиционные структуры .Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими .
Элементы музыкального синтаксиса
A) мотив
Учение о мотиве (лат. moveo – двигаю, movere – двигать, motus – движение; ит. motive – повод, причина, основание) стало активно развиваться с конца XIX века. В то время сложились два подхода. Согласно первому, основой мотива является метрическая сторона или метрический акцент . Согласно второму, в мотиве существенен весь комплекс выразительных средств, так как мотив - это содержательный элемент музыкальной речи.
В качестве примера синтетического определения мотива можно привести слова С. И. Танеева, крупнейшего композитора и педагога, ученого, ученика П. И. Чайковского: Мотив – “наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и, сохраняющая при повторении ритмическую основу”.
С тех пор условной нормой протяженности мотива принято считать один такт , хотя в классической музыке существует немало примеров как сверхтактовых (больше такта, чаще двутакты), так и внутритактовых (меньше такта) мотивов. Их границы бывают как ясно слышимые и видимые в нотном тексте, так и слитные. Вероятность появления сверхтактовых или внутритактовых мотивов связана с характером музыки, мелодии, темпом, размером, ритмическими длительностями.
Однако мотив не сводится к метру и метроритмический подход к разделяли многие крупные ученые XX века. Вот примеропределения мотива Ю. Тюлина:
В современной учебной литературе также встречается определения обобщающего характера: “Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую (фоническую) природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи”.
Из теории М. Г. Арановского. Автор оригинальной теории синтаксического строения мелодии исходил “из звуковысотных ценностей” и писал, что главное в мотиве – неповторимость , которая создается звуковысотностью и интонацией . “Такт – только отмеренное для жизни мотива пространство, но не сам мотив”. М. Г. Арановский отмечал, что в классической мелодии жесткая система (ладо-гармоническая, метро-ритмическая, структурно-синтаксическая), свобода и творческая фантазия есть только в интонационной линии. Мелодия состоит из слоя основы или опорных тонов и слоя орнаментики (неопорные тоны, которые связывают, подготавливают, центрируют опорные тоны, например, опевают), иногда они соединены.
Мотив – единица мелодии с однимтонцентром (опорный тон, центральный в мотиве, может быть выделен разными средствами) и одной ритмической группой.
Принцип однократности проявляет себя и в других средствах.
Полный мотив включает три фазы (прецентр, центр и постцентр) или, как иногда говорят: центр мотива – икт, перед ним – пред, икт, после него – пост, икт. Возможен неполный мотив и свернутый(только есть центральный тон). Бывает неделимый мотив – это центральная интонация (тоже вид тонцентра).
Вывод: если обобщить все ранее сказанное, то мотив – явление синтетическое, главными в нем являются мелодический и ритмическийрисунок , но присутствуют и все другие параметры звучания: гармония, тембр, динамика, артикуляция, регистр и прочие.
Мотив – это единица музыкальной темы , и особеннопоказателен и важен экспозиционный (начальный) мотив . Работа с мотивами или мотивная техника создают процесс развития в произведении. Хотя стоит отметить, что в большей степени это относится к инструментальной музыке. В вокальных лирических жанрах весома роль более протяженного построения – фразы, что связано с певческим дыханием исполнителя.
Цезуры. Разбирая синтаксическое строение музыкальной речи, необходимо отметить моменты членения или цезуры (от лат.– рубка, рассечение). Они создаются за счет применения специальных ритмических и гармонических средств, разных способов развития, хотя есть цезуры , возникаемые за счет особенностей исполнения: люфтпауз и смены дыхания, свободного темпа. Роль цезуры в музыке не ограничивается только формообразующим моментом, она имеет также выразительное и смысловое значение.
ФРАЗА -ы; ж. [от греч. phrasis - выражение, оборот речи] 1. Отрезок речи, относительно самостоятельный в смысловом и интонационном отношении (обычно сопровождается паузой). Чёткие, запутанные фразы. Неполная ф. (выражающая недоговорённую мысль). Толковый словарь Кузнецова
- ФРАЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ
см. Музыкальная … - ФРАЗА в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. phrasis - выражение) ..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией...2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать … - ФРАЗА
[от греческого выражение, оборот речи] 1) законченный оборот речи, предложение; 2) в музыке всякий отдельный, относительно завершенный музыкальный оборот, законченная … - ФРАЗА в Энциклопедическом словарике:
ы, ж. 1. Законченное высказывание, предложение. Писать длинными фразами. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. Это всего лишь … - ФРАЗА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ас. 1. Законченное высказывание (в 3 зяяч.). Длинная, короткая ф. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. … - ФРАЗА
ФР́АЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ, см. Музыкальная форма … - ФРАЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ФР́АЗА (от греч. phrasis - выражение), отрезок речи между двумя паузами, объединённый интонацией. Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА, трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрич. муз. инстр-тах (бокалах с водой, стиральных досках и … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА, см. Механические музыкальные инструменты … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ФОРМА, комплекс выразит. средств, воплощающих в муз. произв. определ. худ. содержание. Строение, структура муз. произведения. В каждом произв. М.ф. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, муз.-сценич. произв. комедийного характера (разновидности комической оперы, оперетта, зингшпиль, мюзикл, пьеса с … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", муз. критико-публицистич. журнал, с 1957, Москва. Учредители (1998) - Союз композиторов РФ, Мин-во культуры РФ, Издат. объединение "Композитор", … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ДРАМА, одно из ранних (17-18 вв.) названий оперы. Со 2-й пол. 19 в. опера, в к-рой музыка подчинена драм. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ГРАМОТА, начальный муз.- теоретич. учебный курс. Включает нотную грамоту и первонач. сведения о музыке, её элементах и выразит. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКУСТИКА, наука, изучающая объективные физ. закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ", ежеквартальный науч.-теоретич. и критико-публицистич. журнал, с 1933 (осн. как ж. "Сов. музыка", с 1992 совр. назв.), Москва. Учредители … - ФРАЗА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
фра"за, фра"зы, фра"зы, фра"з, фра"зе, фра"зам, фра"зу, фра"зы, фра"зой, фра"зою, фра"зами, фра"зе, … - ФРАЗА в Словаре эпитетов:
О длине, завершенности, грамотности фразы; о ясности, содержательности, выразительности фразы. Афористическая, бессмысленная, бессодержательная, бесцветная, блестящая, бойкая, выразительная, гладкая, глубокая, горячая, … - ФРАЗА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(ОТ греч. phrasis — выражение, способ выражения) — 1) основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность к-poro создается … - ФРАЗА в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. phrasis — выражение, оборот речи). 1) Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. В таком понимании термин … - ФРАЗА в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: выражение, оборот, … - ФРАЗА в Новом словаре иностранных слов:
(гр. phrasis выражение, оборот речи) 1) законченный оборот речи, предложение; 2) любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы … - ФРАЗА в Словаре иностранных выражений:
[ 1. законченный оборот речи, предложение; 2. любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы … - ФРАЗА в Тезаурусе русского языка:
Syn: выражение, оборот, … - ФРАЗА в Словаре синонимов Абрамова:
см. выдумка, предложение, речь || стереотипная фраза, … - ФРАЗА в словаре Синонимов русского языка:
Syn: выражение, оборот, … - ФРАЗА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность … - ФРАЗА в Полном орфографическом словаре русского языка:
фраза, … - ФРАЗА в Орфографическом словаре:
фр`аза, … - ФРАЗА в Словаре русского языка Ожегова:
напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания Пустые фразы. Избегать фразы. фраза законченное высказывание N3 Длинная, короткая ф. фраза ряд … - ФРАЗА в Словаре Даля:
жен. , франц. оборот речи, выраженье, речь. Фразеология, особенность оборотов речи языка и ученье о сем. Фразер, пустослов, пустобай, краснослов; … - ФРАЗА в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от греч. phrasis - выражение),..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией…2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению … - ФРАЗА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
фразы, ж. (греч. phrasis). 1. То же, что предложение 2 в 1 знач.; вообще - сочетание слов, выражающее законченную мысль. … - ФРАЗА в Толковом словаре Ефремовой:
фраза ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, … - ФРАЗА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1. Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2. Словесное выражение мысли. отт. Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность поступка; … - ФРАЗА в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
форма, в широком философско-эстетическом смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При … - МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА: СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ в Словаре Кольера:
К статье МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Антракт (франц. entracte, от entre, "между" и acte, "действие"). Инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, … - ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
- 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 3 в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-07-02 Time: 05:30:28 = The Runaway Bride = *(""После появления Донны в ТАРДИСе."") * Донна: Где я? * … - ФУКО в Словаре постмодернизма:
- сочинение Делеза ("Foucault", 1986). Книга состоит из двух частей. В первой - "От архива к диаграмме" - размещены две … - РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле … - БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Бортнянский, Дмитрий Степанович, - знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 - 1825). Родился в городе Глухове … - ENJAMBEMENT в Литературной энциклопедии:
[французское — перенос] — несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части … - МУЗЫКОВЕДЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
наука о музыке, область искусствоведения. Отрасли музыковедения - теория музыки, история музыки, музыкальная палеография, музыкальная этнография (музыкальная фольклористика, изучение профессиональной … - ЮГОСЛАВИЯ
- УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием … - УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- СССР. БИБЛИОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.