Многообразие и значение рыб урок. Разнообразие костных рыб. Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц

Многообразие и значение рыб урок. Разнообразие костных рыб. Сезонные
 явления в жизни птиц. Происхождение
 птиц

МНОГООБРАЗИЕ РЫБ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Цель: дать понятие о классификации рыб и многообразии видов, раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, выявить роль рыб в природе и их практическое значение;

Продолжить формирование умений обосновывать особенности строения, связанные со средой обитания, работать с натуральными объектами, анализировать, систематизировать.

Оборудование: аквариумные рыбки, таблицы, видеофрагменты.

  1. Мотивация.

Самые – самые…

Самой крупной рыбой считается довольно редкая, питающаяся планктоном китовая акула, обитающая в теплых водах Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Точные размеры пойманной рыбы в 1949 г. около острова Баба (Пакистан) составлял 12,65 м в длину и 7 м в обхвате самой толстой части туловища. Вес этой рыбы достигал 15 т.

Самой маленькой морской рыбкой считается карликовый бычок Книповича, встречающийся в прибрежных водах Черного и Азовского морей. Обычная длина этой рыбки всего 2,1 – 2,4 мм, а вес – менее 2 мг.

Самой плодовитой среди рыб считается луна-рыба. За один нерест самки выметывают до 300 миллионов икринок. В течение следующего года из этого количества выживает менее 1% молоди.

Самой ядовитой рыбой в мире считается бородавчатка, обитающая в тропических водах Индийского и Тихого океанов. У нее самые большие среди рыб ядовитые железы, открывающиеся протоками на иглах ее плавников. Прикосновение к плавникам этой рыбы может оказаться для человека смертельным. В яде содержится вещество тетродотоксин, обладающий нервно-паралитическим действием. Смерть наступает уже через несколько минут от остановки дыхания и сердечной деятельности. Интересно, что близкородственную к бородовчатке рыбу – фугу – в Японии употребляют в пищу.

Самыми свирепыми и кровожадными рыбами являются пресноводные пираньи – серрасальмус, пигоцентрус и пигопристис – с зубами, не уступающими в остроте бритве. Обитают эти виды пираний в водах крупных рек Южной Америки и нападают на любое живое существо независимо от его размеров, если оно ранено или делает резкие движения в воде. 19 сентября 1981 г. более 300 человек были съедены пираньями после того, как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта Обидос.

II. Изучение нового материала.

  1. Подкласс Пластиножаберные.

Это древние животные, обитающие в морях и океанах. Ротовое отверстие располагается на нижней строне головы в виде щели. Жаберных крышек нет, и жаберные щели открываются наружу. Скелет полностью хрящевой, хорда сохраняется в течение всей жизни. Плавательного пузыря нет. Кишечник открывается в клоаку. Акулы и скаты – хищники. Химеровые – немногочисленные глубоководные узкоспециализированные рыбы.

Доклады об акулах и скатах.

2. Подкласс Костнохрящевые (осетровые).

Это также древняя группа позвоночных, занимающая промежуточное положение между хрящевыми и костными рыбами. Чешуя у них двух видов: вдоль тела в пять рядов тянутся крупные костные бляшки, а между ними располагаются мелкие костные пластинки. Скелет преимущественно хрящевой, костные образования едва выражены. Тела позвонков неразвиты, есть только верхние дуги. Имеется плавательный пузырь. Оплодотворение внешнее, икра мелкая. К осетровым относят осетр, белугу, севрюгу, стерлядь. Они обладают хорошими вкусовыми качествами, высоко ценится их икра. Имеют большое промысловое значение.

Доклады об осетре русском, стерляди.

3. Подкласс Двоякодышащие.

В современной фауне сохранились: неоцератод, достигающий в длину 170 см и обитающий в Австралии в пресных водоемах; лепидоспирен, живущий в реках Южной Америки, и африканский чешуйчатник, распространенный в реках тропической Африки. Двоякодышащие имеют ряд приспособлений для жизни в водоемах, бедных кислородом. Для них характерно сочетание жабр и «легких», имеющих вид пузырей. От «легких» отходят сосуды, которые несут кровь в сердце. В течение всей жизни у двоякодышащих сохраняется хорда. Изучение двоякодышащих рыб имеет большое значение для понимания эволюции и происхождения наземных позвоночных.

Доклад об африканском чешуйчатнике.

4. Подкласс Кистеперые.

Судя по ископаемым остаткам и строению пойманной в 1938 г. латимерии, кистеперые могли дышать не только с помощью жабр, но имели и легкие. Большой интерес представляют парные плавники этой рыбы. В основании их располагается широкая мясистая лопасть с костным скелетом. В строении лопасти кистеперых рыб и конечностей более высокоорганизованных позвоночных проявляется большое сходство. Тело рыб покрыто костной чешуей. Кистеперые рыбы – предки древнейших земноводных – стегоцефалов.

Доклад о кистеперых рыбах – латимерии.

5. Подкласс Костистые (лучеперые).

Это самая высокоорганизованная и наиболее многочисленная группа рыб. Костистые рыбы широко распространены в морях, океанах, пресных водоемах, реках, озерах, прудах и включает около 20 тыс. видов. К ним относятся сельдеобразные, карпообразные, угри, щукообразные, окунеобразные, тресковые, лососевые и др. эти виды рыб имеют промысловое значение и занимают видное место в экономике нашей страны.

Доклады о щуке, сазане, форели и др.

III. Закрепление.

1. Чем можно объяснить многообразие рыб?

2. Каких рыб называют проходными? Что вам о них известно?

3. Почему в реках, протекающих рядом с полями, животноводческими комплексами, может наблюдаться снижение численности рыб? Какие меры необходимо предпринимать, чтобы не допустить этого?

4. Какие виды рыб, обитающие в России, занесены в Красную книгу?

IV. Домашнее задание. Доклады: прудовая лягушка, зеленая жаба, тритон, саламандра, квакша.


Представителей отряда осетровые относят к подклассу хрящекостные. Это наиболее древние по происхождению костные рыбы, некоторыми чертами напоминающие акуловых. Осевой скелет их представлен хордой, сохраняющейся пожизненно. Тела позвонков неразвиты, но заложены их хрящевые дуги. Но у осетровых есть жаберные крышки, плавательный пузырь, костные части скелета. Современные хрящекостные рыбы - придонные формы. Сюда относятся стерлядь , осетр , севрюга , белуга , калуга . В отличие от хрящевых рыб, у них образуются накладные кости черепа, костные жаберные крышки, костное основание черепа, снаружи вдоль тела располагаются три или пять рядов крупных костных бляшек и костных мелких зернышек между ними. Осетровые питаются животной пищей, чаще всего - беспозвоночными. Пищу собирают при помощи рострума, роясь на дне. Крупные осетровые (белуга и калуга ) могут питаться рыбами, а иногда молодыми тюленями. Белуга живет в водах Волго-Каспийского бассейна иногда до 100 лет и достигает массы до 1 000 кг. По величине ей не уступает дальневосточная калуга - «царица Амура».

Типичный представитель осетровых - русский осетр , обитатель Волго-Каспийского и Черноморского бассейнов. Это проходная рыба, живущая в море, но на нерест уходящая в реки. Зубов у осетра нет, и пищу он нащупывает усиками, а затем вытягивает рот (рострум) и втягивает ее в глотку. Питается моллюсками. На зиму залегает в глубокие ямы, чаще всего в предустье реки. Весной против течения идет в реки для нереста. Икра развивается в придонном слое воды. Молодь скатывается по течению рек в моря, где и живет до наступления зрелости.

Стерлядь , в отличие от других осетровых, всю жизнь проводит в пресной воде. Она самая мелкая из них. Питается насекомыми. Вес ее достигает 3-6 кг.

Осетровые имеют большое промысловое значение. В пищу употребляется мясо, икра (черная) и даже хорда. Но из-за чрезмерного вылова и ряда изменений в окружающей среде численность осетровых рыб значительно снизилась. Поэтому промысел на них уменьшился. Некоторые виды — стерлядь, осетр, белуга черноморская - занесены в Красную книгу.

Отряд сельдевые

Представители отряда сельдевых имеют плоское тело серебристого цвета, очень короткую боковую линию, или она совсем отсутствует. Голова сельдевых не покрыта чешуей, плавники мягкие. Плавательный пузырь постоянно связан с кишечником.

Большинство сельдевых живут в толще воды, питаются планктоном. Известно около 300 видов этих ценных промысловых рыб. Наиболее распространены атлантическая и тихоокеанская сельдь . Длина тела их 40-50 см. Атлантическая сельдь , обитающая в Балтийском море, называется салакой . В Черном море обитает черноморская сельдь (длина тела до 40 см, масса до 1 кг). Часть особей, уходящая на нерест в р. Дунай, называется дунайской сельдью. В Черном море встречается черноморская килька , тюлька и др. К сельдевым относятся анчоусовые рыбы : европейский анчоус , или хамса , имеющие большое промысловое значение.

Отряд лососевые

Тело их округлое или немного стиснутое с боков. Характерная особенность - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником.

Большинство лососевых - проходные рыбы (семга ), но некоторые виды постоянно живут в пресных водоемах (форель , сиг , омуль и др.). Много лососевых распространено на Дальнем Востоке, например кета , горбуша , нерка , чавыча и др. Во время нереста они мигрируют на расстояние нескольких тысяч километров (кета - 1 000 км, чавыча - 4 000 км). В водоемах стран СНГ водятся такие лососевые, как хариус европейский , форель , дунайский и черноморский лосось . Форель живет в горных речках, ее искусственно разводят в Закарпатье, Крыму.

Лососевые - промысловые рыбы, высоко ценятся за высококачественное мясо («красная рыба») и красную икру.

Отряд карповые

Отряд карповые насчитывает около 3 000 видов, большинство которых обитает в пресных водоемах. Некоторые из них уходят на нерест в моря (вобла , тарань ). Имеют мягкие плавники, плавательный пузырь как и у сельдевых. Зубы отсутствуют, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи.

Наиболее известен домашний карп , предком которого является сазан , живущий в пресных водоемах. Карпа искусственно разводят давно. Селекционерами выведены разнообразные породы карпа: зеркальный, украинский и др. Карп может иметь вес до 20 кг, длину 1 м. Выращивают его в рыбных хозяйствах до товарного веса 500-2 000 г за 2-3 года. Карп становится половозрелым за 3-5 лет. Очень плодовит: откладывает 600 000-800 000 икринок. Из карповых в наших водоемах встречаются: карась , линь , лещ , плотва , белый амур , толстолоб , синец , густера , чехонь и др. Карповые - прекрасные объекты промысла и спортивного рыболовства .

Отряд окуневые

Отряд окуневые — около 6 500 видов. Характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно. Плавники с колючками. Длина тела от 1 см до 5 м, а вес достигает 500 кг. Например, меч-рыба — длина 4 м, вес 300 кг. Она, преследуя добычу, может развивать скорость до 120 км в час. К окуневым относятся тунец (до 3 м длиной и 680 кг весом), ставрида , бычки .

В Черном море встречаются: скумбрия обычная , ставрида обыкновенная , тунец обыкновенный , бычки . В пресных водоемах страны распространены такие промысловые виды, как окунь речной , судак . Ряд представителей окуневых - бычок-рыжик обыкновенный, бычок золотистый, ерш полосатый - занесен в Красную книгу .

Подкласс кистеперые

Подкласс кистеперые представляет собой древнюю и почти целиком вымершую ветвь позвоночных, обитавших в мелководных пресных водоемах. В настоящее время известен лишь один вид ныне живущих кистеперых - латимерия , или целокант . Открытие этой рыбы в 1938 г. вызвало настоящую сенсацию в ученом мире, так как в то время считалось, что кистеперые вымерли. С тех пор несколько экземпляров этих рыб было поймано у восточных берегов Южной Африки (1952). При изучении их оказалось, что в связи с переселением диких предков латимерии в океан и оживанием ими придонных пространств некоторые детали аппарата дыхания у них исчезли: нет сквозных ноздрей, легкое заполнено жиром. Однако парные плавники, как органы передвижения по грунту, полностью сохранили особенности строения, свойственные древним кистеперым. Латимерия - хищник, живущий на глубине 400-1 000 м, длина ее до 180 см. масса — до 90 кг. Имеет большое значение для изучения происхождения наземных позвоночных животных.

Подкласс двоякодышащие

Подкласс двоякодышащие - это немногочисленная группа рыб, совмещающая черты примитивной организации с чертами специализации и приспособленности к жизни в водоемах, обедненных кислородом. Представитель двоякодышащих - неоцератод - самая крупная из ныне живущих рыб этой группы (длина до 175 см). Наряду с жабрами у неоцератода имеется и орган дыхания атмосферным воздухом - легочный мешок. Эта рыба обитает в реках Восточной Австралии. Летом, когда водоемы мелеют и обедняются кислородом, она дышит преимущественно легкими, часто поднимается на поверхность и заглатывает воздух. Проводя жизнь в непересыхающих водоемах, неоцератод в спячку не впадает. В отличие от него, распространенный в пресных водах Африки другой представитель двоякодышащих - протоптерус - при пересыхании водоема зарывается в ил и впадает в спячку, которая длится около 5 месяцев. В это время он дышит только парным легким.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План урока Повторение домашнего задания Изучение новой темы Закрепление нового материала Подведение итогов урока Домашнее задание: Изучить § 37, ответить на вопросы в конце § (стр.173), повторить основные признаки рыб на стр. 174 МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЫБ Цель урока - знакомство с особенностями систематики рыб знать: основные отряды, народно-хозяйственное значение рыб, промысловые виды рыб уметь: определять к каким отрядам относятся хозяйственно-значимые виды рыб

2 слайд

Описание слайда:

Назовите приспособления рыб к жизни в воде? Каковы особенности размножения и развития рыб в связи с водным образом жизни? Что такое нерест? Каких рыб называют проходными?

3 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Морские рыбы Скелет хрящевой в течение всей жизни Жаберных крышек нет, 5-7 пар жаберных щелей Плавательного пузыря нет Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Чешуя с выступами, по строению напоминает зубы Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение внутреннее Размножаются откладкой яиц, яйцеживорождением или живорождением Мясо съедобно

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Отряд Скаты Тело округлое, уплощенное в спинно-брюшном направлении Чешуя отсутствует Хвост вытянут в виде бича, иногда снабжен шипом Зубы в виде призм, собраны в «терку», питаются рыбой и донными беспозвоночными У некоторых видов есть электрические органы расположенные по бокам головы (напряжение при разряде до 60-300 вольт при силе тока 5 ампер)

6 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Более 20 тысяч морских и пресноводных видов Скелет костно-хрящевой или костный Жабры прикрыты жаберными крышками Есть плавательный пузырь Чешуя костная, в виде тонких пластин налегающих друг на друга Хвостовой плавник равнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц, редко яйцеживорождением

7 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Осетрообразные Древние проходные и озерно-речные рыбы Скелет в основном хрящевой, череп с накладными костными пластинами Жабры прикрыты жаберными крышками Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Вместо чешуи вдоль тела 3-5 рядов костных бляшек – «жучек» Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц (черная икра) Ценные промысловые виды: осетр, белуга, севрюга (в Беларуси 1 вид – стерлядь)

8 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Лососеобразные Проходные и пресноводные рыбы Отличительная черта – жировой плавник Дают красную икру Ценные промысловые виды: горбуша, кета, кумжа, семга В Беларуси 2 вида – ручьевая форель и ряпушка, (занесены в Красную книгу Республики Беларусь)

9 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Сельдеобразные В основном морские стайные рыбы Отличительная черта – нет боковой линии Питаются планктоном и мелкой рыбой Окраска тела серебристая Ценные промысловые виды: атлантическая, тихоокеанская, балтийская (салака) сельдь, кильки, сардины, анчоусы

10 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Карпообразные Большинство – пресноводные рыбы Отличительная черта – отсутствие челюстных зубов и наличие глоточных Объекты промысла: лещ, линь, жерех, язь, белый и пестрый толстолобик, сазан, плотва, серебряный карась (многих разводят в прудовых хозяйствах) В Красной книге Беларуси – сырть и усач

11 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Надотряд Кистеперые Единственный ныне живущий вид – латимерия (заново открыт в 1938г., назван в честь Куртенэ-Латимер – хранительницы музея, обнаружившей рыбу в улове тральщика) Отличительная особенность – «лапоподобные» плавники с мясистым основанием и сложным скелетом, хвостовой плавник 3-раздельный с выступающей центральной лопастью Есть легочные мешки (выросты пищевода), которые могут использоваться для дыхания Обитают в Индийском океане у Коморских островов (между Мадагаскаром и Африкой) Глубоководные (выловлены на глубине до 300 м), малоподвижные Размеры 1-1,8 м, масса 19,5-95 кг От древних пресноводных групп кистеперых произошли двоякодышащие рыбы и первые наземные позвоночные – амфибии

12 слайд

8 класс (35 часов)

Л. В. Камлюк, Е. С. Шалапёнок. Биология: 8 класс. Минск: Народная асвета, 2010

Календарно -тематическое планирование на 2012 -13 учебный год прилагается. Биология . Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (... 11 Обобщающий урок-конференция Урок-конференция Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно ...
  • Учебный план мбоу «кобяйская средняя общеобразовательная школа им. Е. Е. Эверстова» на 2012 2013 учебный год согласовано

    Документ

    ... учебного года , 2аб классы с 2010-2011 учебного года , 1аб классы с 2011-2012 учебного года реализуют ФГОС НОО, учебный план разработан на ... по темам; - наглядные пособия, дидактический материал; - используемая литература; - календарно -тематический план...

  • Календарно-тематическое планирование по окружающему миру гбоу сош №1361 класс

    Календарно-тематическое планирование

    КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру ГБОУ СОШ №1361 класс - 4 « В... учебный курс для V класса , обеспечивающий переход к изучению естествен нонаучных дисциплин (биология ... года (на теллурии). Природа России (11 ч) Россия на карте...

  • Многообразие и значение рыб

    Классы Хрящевые (Акулы, Скаты) и Костные рыбы (Кистепёрые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное значение рыб

    Обобщение и контроль знаний по теме «Надкласс Рыбы»

    Задания и вопросы по теме

    Надкласс Четвероногие

    Класс Земноводные, или Амфибии

    Среда обитания, внешнее строение и скелет амфибий

    Среда обитания, внешнее строение и строение скелета

    Система внутренних органов. Нервная система. Размножение и развитие

    Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности

    Происхождение, многообразие земноводных, их роль в природе

    Отряды Хвостатые и Бесхвостые. Значение и охрана земноводных

    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

    Место обитания, образ жизни и внешнее строение. Питание и дыхание пресмыкающихся

    Особенности внешнего строения и процессов жизнедеятельности

    Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся

    Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности

    Происхождение, разнообразие и значение пресмыкающихся

    Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Их значение и охрана

    Обобщение и контроль знаний по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»

    Вопросы и задания по теме

    Класс Птицы

    Внешнее строение, покровы тела, скелет, передвижение птиц. Лабораторная работа № 5 «Приспособления к воздушному образу жизни во внешнем строении птиц»

    Форма тела, перьевой покров, передвижение

    Строение систем внутренних органов птиц

    Особенности строения и процессов жизнедеятельности

    Нервная система, органы чувств и поведение птиц. Размножение и развитие птиц

    Особенности строения и процессов размножения

    Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц

    Гнездование, выведение птенцов, послегнездовой период, перелёты птиц

    Птицы в среде обитания. Птицы леса. Болотные, водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых мест обитания

    Птицы лесов и открытых пространств, водоплавающие и околоводные птицы

    Хищные птицы. Птицы культурных ландшафтов и городской среды

    Хищные птицы. Птицы парков и садов, лугов и полей

    Роль птиц в природе и их значение для человека. Птицеводство

    Роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека

    Обобщение и систематизация материала по теме «Класс Птицы»

    Класс Млекопитающие, или Звери

    Особенности внешнего строения млекопитающих. Скелет и мышечная система

    Строение тела, покровы, скелет, мускулатура

    Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы

    Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности

    Выделительная, нервная системы. Размножение и развитие

    Внутреннее строение. Органы размножения. Забота о потомстве, выкармливание детёнышей молоком

    Происхождение млекопитающих. Первозвери и Настоящие звери. Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

    Происхождение млекопитающих. Характеристика отрядов

    Отряды Грызуны, Хищные

    Характеристика отрядов

    Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы

    Характеристика отрядов

    Значение млекопитающих в природе, хозяйстве и жизни человека

    Экскурсия № 1 «Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоёма, окрестностей школы»

    Вопросы и задания по теме

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие»

    Вопросы и задания по теме

    Контрольная работа № 2 «Позвоночные животные»

    Эволюция систем органов животных

    Таблица № 1

    Сравнительная характеристика систем органов типов беспозвоночных животных

    Таблица № 1

    Покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная системы

    Таблица № 2

    Сравнительная характеристика систем органов классов позвоночных животных

    Дыхательная, выделительная, нервная и органы чувств, половая система

    Таблица № 2

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Эволюция систем и органов животных»

    Урок биологии в 7 классе.

    Тема: «Многообразие рыб»

    Цель : показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Определить признаки основных классификационных групп рыб.

    Познавательный аспект:

    • формировать первоначальные знания классификации рыб;
    • определить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы.

    Развивающий аспект:

    • развитие способностей самостоятельно отыскивать решения к поставленной учебной проблеме;
    • развитие поисковой мыслительной деятельности учащихся.

    Воспитательный аспект:

    • воспитание толерантности, уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
    • воспитание к общебиологической культуре.

    Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Не хожу. И не летаю.

    А попробуй догони.

    Я бываю золотая,

    Ну-ка в сказку загляни!!

    О ком эта загадка? (о рыбах)

    Сегодня мы продолжим изучение Надкласса Рыбы.

    Повторение изученного материала по следующим вопросам:

    • Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба?
    • Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы?
    • Для чего рыбе плавники?
    • Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
    • Что такое боковая линия?
    • Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое?
    • Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
    1. Изучение новой темы:

    Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

    Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам?

    Рыбы это водные животные, условие их обитания, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику. Что изучает наука систематика? Что же нам еще нужно изучить, что бы больше узнать о рыбах??

    Тема урока.

    Надкласс рыбы состоит из двух классов: хрящевых и костных рыб. Попробуем составить схему «Классификация рыб».

    НАДКЛАСС РЫБЫ

    КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

    КЛАСС

    КОСТНЫЕ

    РЫБЫ

    Характерные признаки:

    ПОДКЛАСС

    КОСТИСТЫЕ

    ПОДКЛАСС

    КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

    ПОДКЛАСС

    ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

    ПОДКЛАСС

    КИСТЕПЕРЫЕ

    Представители:

    Акулы, скаты, мантии

    • Заполнить таблицу. Работа в группах

    задание группе №1 Костно-хрящевые

    2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костно-хрящевых, или осетровых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

    задание группе №2 Двоякодышащие рыбы

    2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Двоякодышащих рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

    3. Записать отобранные признаки в таблицу.

    4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

    задание группе №3 Кистеперые рыбы

    2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Кистеперых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

    3. Наклеить отобранные признаки на лист.

    3. Записать отобранные признаки в таблицу.

    4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

    задание группе №4 Костистые рыбы

    2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костистых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

    3. Записать отобранные признаки в таблицу.

    4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

    • Проверка таблицы:

    НАДКЛАСС РЫБЫ

    КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

    КЛАСС

    КОСТНЫЕ

    РЫБЫ

    Характерные признаки:

    чешуя плакоидная, имеет зубообразные выросты, 5-7 пар жаберных щелей, жаберных крышек нет, нет плавательного пузыря, скелет хрящевой, сохраняется в течение всей жизни

    ПОДКЛАСС

    КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

    ПОДКЛАСС

    КОСТИСТЫЕ

    ПОДКЛАСС

    ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

    ПОДКЛАСС

    КИСТЕПЕРЫЕ

    Жаберные крышки имеются, вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин, между ними-мелкие. Скелет-костно-хрящевой.хорда-сохраняется в течение всей жизни. Есть плав.пузырь

    Чешуя мелкая костная, скелет-костный, у большинства имеется плавательный пузырь.

    Чешуя костная крупная, имеют легкие. Образовавшиеся из плавательного пузыря, сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков.

    Плавники (особенно парные!!!) похожи на мясистые лопасти покрытые чешуей. Скелет в основном хрящевой, имеется хорда,плавательный пузырь развит плохо

    Представители:

    Акулы, скаты, мантии

    Представители:

    осетры, белуга, стерлядь, севрюга

    Представители:

    сельди, сардины, кета, горбуша, плотва, лещи, сазан

    Представители:

    австралийский рогозуб,

    Представители:

    Латимерия

    • IV. Закрепление материала: (за правильный ответ - 1балл)

    Упражнение №1 Найдите лишних в ряду:

    • Лещ, пескарь, плотва, сазан, осётр .
    • Сельдь , гигантская акула, манта, скат.
    • Сельдь, сардина, лещ, акула .

    Упражнение №2 Выберите правильные суждения:

    1) у акул и скатов - хрящевой скелет;

    2) все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками;

    3) У двоякодышащих рыб хорда сохраняется всю жизнь. Тела позвонков не развиваются.

    4) Представителем двоякодышащих является австралийский рогозуб.

    5) Латимерия - представитель Хрящевых рыб.

    Результаты рефлексии:

    оценка «5» - 6 баллов

    оценка «4» - 5 баллов.

    оценка «3» - 4 баллов

    V. Выводы. Итог урока.

    Домашнее задание:

    подготовить доклад и презентацию по промысловым рыбам