Что отмена балета «Нуреев» говорит о состоянии российского общества. Гей-скандал в большом театре Почему отменили спектакль в большом театре

Что отмена балета «Нуреев» говорит о состоянии российского общества. Гей-скандал в большом театре Почему отменили спектакль в большом театре

"Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит

Вслед за Владимиром Кошевым - актером постановки "Нуреев", премьера которой должна была состояться сегодня в Большом, но которая по решению театра перенесена на следующий сезон, - об этом балете нам рассказал кандидат искусствоведения, историк музыкального театра Дмитрий Изотов, оказавшийся в числе зрителей прогона "Нуреева". Какой он - новый резонансный спектакль Кирилла Серебренникова? Представляем профессиональный взгляд очевидца.

Скандал вокруг постановки "Нуреева" продолжает набирать обороты. Журналисты собирают в интернете информацию по крупицам, чтобы описать спектакль, который никто никогда не увидит. На единственный прогон, состоявшийся в субботу 8 июля, дирекция Большого театра отказалась пускать зрителей. И хотя в зале находились некоторые медийные лица - Роман Абрамович, Михаил Швыдкой, Вадим Верник, Сергей Филин, Константин Богомолов - все же основными зрителями прогона были сотрудники театра и сами артисты, участвующие в постановке.

Хор и миманс, отыграв свои сцены, бежали на пятый этаж, чтобы занять места на ярусах и посмотреть спектакль, который еще не вышел, но уже стал легендой. В Большом театре случайно оказался и я - за несколько минут до начала первого акта мою фамилию внесли в секретный список приглашенных гостей. В зале была какая-то особенная творческая атмосфера - все понимали, что присутствуют на важном историческом событии. В постановке принимали участие около 600 человек, включая производственные цеха, и при этом все знали, что играют "Нуреева" первый и последний раз.

В основе сценарно-режиссерского хода биографического спектакля - знаменитый аукцион "Кристи", на котором продавались личные вещи Рудольфа Нуриева. Их было два - французский и американский. Так и начинался спектакль, со слов ведущего-аукциониста, который на двух языках бойко рассказывал о представленных лотах. В этой драматической партии выступили два приглашенных артиста - в первом акте Игорь Верник, во втором - Владимир Кошевой.

Им предназначается главная сопровождающая линия, связывающая разрозненные эпизоды из жизни легендарного танцовщика в целое театральное полотно. Многочисленные гости аукциона - артисты миманса (набранные из "Мосфильма" и Большого театра) пожилые леди и господа в роскошных вечерних нарядах, повторяли знаменитые па Нуриева, при перечислении продаваемых лотов. Главная особенность спектакля - совмещение оперы, балета и драматических отрывков.

Серебренников придумал современное высказывание "большого стиля" - с хоровыми сценами, массовкой, кордебалетом, сольными партиями и отчасти провокационными приемами. При совмещении разных элементов театрального представления складывался увлекательный триллер - байопик из жизни Нуреева, сочетающий документальную хронику и сцены из реальной жизни танцовщика.

Сцена из постановки "Нуреев"

Все начинается с танцевального класса балетного училища им. А.Я. Вагановой. На стене ее портрет соседствует с портретом Николая II. Меняются лидеры-правители, сначала Ленин, потом Сталин, Хрущев, завхоз и уборщица втыкают в них цветы, и только неизменно на молодых студентов смотрит Агриппина Ваганова. Характер Нуриева задается уже в первой сцене. Хореограф Юрий Посохов подчеркивает его творческий эгоизм и заносчивость характерным жестом: в дуэте с молодой балериной он грубо отталкивает ее, чтобы быть первым, подчеркнуть свою значимость.

Роль Нуриева на прогоне исполнял Владислав Лантратов - харизматичный, дерзкий, амбициозный солист. Знаменитый "прыжок в свободу" - бегство Нуриева на запад, решена как патриотическая сцена с участием большого хора - советских грузных женщин в концертных платьях с блестками и с узнаваемыми прическами-начёсами. Вот перед хором появляется солистка - парафраз Людмилы Зыкиной, великолепная партия в исполнении Светланы Шиловой. Она исполняет гимн гордости за свою страну и отечество:

Дни стояли сизые, косые
Непогода улицы мела,
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла.
Хор подпевает:
Родину себе не выбирают,
Начинают верить и дышать
Родину на свете получают
Неизменно как отца и мать. Фраза "Родину себе не выбирают" станет рефреном всего спектакля и повторится еще не раз, но уже в финале. Доносчик (Игорь Верник) зачитывает факты из реального дела о побеге Рудольфа Нуриева, и исполнитель главной партии перепрыгивает за ограждения, оставляя позади и патриотический хор, и бодро танцующих молодых спортсменов-комсомольцев, загнанных в клетки-решетки. Начинается новая жизнь Нуриева.

Развратный Булонский лес заполняется трансвеститами - артистами мужского кордебалета на каблуках. Они, как макбетовские ведьмы, закручивают героя в водоворот соблазнов квартала красных фонарей. Далее - сцена знаменитой фотосессии Ричарда Аведона, который уговорил Нуриева сфотографироваться полностью обнаженным. В этом момент на несколько секунд на заднике сцены появляется настоящая фотография голого Нуриева, которую Большой театр приобрел у правообладателя известного снимка. Обнажается и сам Владислав Лантратов , оставляя на себе только телесного цвета бандаж, прикрывающий самое интимное место. В вихре танца героя преследуют и многочисленные папарацци, и падкое до скандалов светское общество.

Тема гомосексуализма продолжается в дуэте Нуриева и его наставника, а позднее и любовника - Эрика Бруна (Денис Савин). В черных, подчеркивающих мускулатуру танцовщика штанах и водолазке, с неизменной сигаретой во рту он обнимает Нуриева, одетого во все белое - так начинается мужской эротический дуэт. Секс, страсть, любовь и отчаяние сплетаются в провокационной, но в то же время деликатной хореографии Юрия Посохова. Звучит текст Аукциониста о записке Рудольфа Нуриева, написанной на обороте бланка госпиталя в городе Торонто, которая никогда не была передана умершему от рака легких его любовнику Эрику Бруну. Эта сцена пробирала до мурашек и сопровождалась зрительскими овациями. Так заканчивается первое действие спектакля.

Второй акт также начинается с аукциона. На этот раз Владимир Кошевой через представленные лоты ведет рассказ о творческой судьбе танцовщика: на сцене великолепная Марго Фонтейн, которая помогла Нуриеву в начале зарубежной карьеры. Дуэт Марии Александровой и Владислава Лантратова - один из лучших лирических эпизодов спектакля. Она олицетворяет женское начало, он - мужскую страсть.

Далее череда смены партнерш, но везде солирует Нуриев. Владимир Кошевой изумительно читает трогательные лирические письма, написанные Аллой Осипенко и Натальей Макаровой специально для этого спектакля. Соло танцует Екатерина Шипулина. В ее танце и воспоминания, и изломанность судьбы, и безответная любовь. Нуриев безусловный король, пред которым преклоняется общество его многочисленных поклонников.

Следующая аллегорическая оперная сцена представляет одну из его ролей - Короля-Солнца Людовика XIV. На сцене появляется массовка в роскошных барочных костюмах и карнавальных масках. Контртенор поет арию на стихи Бодлера в сопровождении экзальтированных танцев стилизованного кордебалета. Аукционист продолжает объявлять лоты, а Нуриев продолжает танцевать на износ.

В финале под известие о болезни Нуриева на сцену выходит весь балет. Аукционист называет последний лот - дирижерскую палочку, с которой Нуриев впервые выступил как дирижер Венского симфонического оркестра. Под аплодисменты зрителей главный герой спускается в оркестровую яму и играет знаменитые "Тени" из балета Минкуса "Баядерка". Балет выполняет заученные па. Среди теней - и мужчины, и женщины. Они заполняют все пространство сцены. Музыка замолкает. Но тени продолжают делать свои монотонные движения, а Рудольф Нуриев дирижирует тишиной. Занавес.

Музыка Ильи Демуцкого настоящее открытие: кованный ритм нуриевских нервных всплесков, стилизация советских песен, задушевные лирические темы, а также многочисленные цитаты мировых балетных шедевров складываются в целостную палитру музыкальных откровений. Конечно, главная тема спектакля - это не скандальная жизнь знаменитого танцовщика. Это мощный современный спектакль о свободе и о том, что "родину себе не выбирают". Аплодисменты и овации, которые устроили все причастные к спектаклю на сцене Большого театра, говорят сами за себя. Плакали все - от режиссера до костюмеров. Эта несостоявшаяся премьера - уже история. История современной России, которую мы не выбираем.

На «Эхе Москвы» уже вторую неделю стоит стон: мало того, что проклятые сатрапы совсем затравили замечательного режиссера Серебренникова, требуя с него какие-то неизвестно куда пропавшие миллионы, так еще и запретили премьеру его новой постановки - балета «Нуриев».

А ведь по всей Москве уже плакаты висели: «Премьера в Большом - «Нуриев». И запретили-то всего за три дня до спектакля.

Из рыданий неполживой общественности стали известны подробности этого жуткого наезда на свободное искусство.

Во-первых, в качестве декораций должен был быть агромадная фотка голого Нуриева с членом по колено. Неполживцы сообщали, что это очень известная фотография, которую они все неоднократно видели и "чего тут такого?". Нуриев, правда, запрещал ее публиковать, но все публиковали, так как уж больно она хороша.

Представляете это во всю сцену до потолка? (В посте снимок прикрыт для приличия.)

Вначале партию Нуриева поручили премьеру, который очень похож на покойного танцора. Но тот отказался танцевать без трусов. Еще одному предложили - и тот отказался. И так всего пять человек. Но, слава богу, нашелся танцор, который согласился. Между прочим, женатый человек. Думаю, жена его и надоумила: подумаешь, посветит гениталиями на людях - эка невидаль: зато весь мир объездит. Появилась возможность блеснуть ягодицами - так используй ее! Опять же, можно буквально подсидеть премьера. А женатый человек - он, все равно, что военный: жена велела - взял под козырек и выполняй. Для семьи еще и не то можно сделать.

Ко всем танцорам у режиссера подход был разный: если тому, у кого заглавная партия, обязательно было голому танцевать, то некоторым пошли на снисхождение. Так один танцор выпросил разрешение танцевать в трусах телесного цвета - у нас же демократия.

А почему премьеру нельзя быть в телесном трико? Потому что Серебренников придумал сцену, где Нуриев показывает стриптиз. Нет, все должно было быть очень целомудренно: только со спины, но ягодицы должны играть! А в трико картина будет совсем не та. Вы скажите, что с галерки или даже с 20-го ряда все равно будет не видно, но это не для вас ставят: настоящие ценители культуры дальше третьего обычно не сидят.

Артистам из кордебалета на снисхождения пойти не позволили. В ответ они отказались выступать без трико, но им нашли замену - стриптизеров. Представляете, какая для последних честь?
Интересно, муж Наташи Королевой тоже среди них был? Хотя, он уже старый для балета…

Серебренников не первый раз ставит балет для Большого театра. У него еще был балет «Герой нашего времени». Мне как-то и билет на него доставали, да я не смогла пойти - теперь локти кусаю. Ведь это же настоящее искусство было! Может, больше и не увижу.

Спрашивается, как такой опытный человек как Иксанов мог вообще допустить появление подобного спектакля? Как клевещет неполживая общественность, косное руководство Большого было не в восторге от идеи о постановке балета о Нуриеве, но ему звонили из администрации Президента и заверяли, что все будет толерантно, но пристойно.

Говорят, что на него очень напирали люди с самого верха, которые одновременно являются поклонниками Серебренникова и Нуриева. Не зря же Путин постоянно говорит, что он ничего не имеет против секс-меньшинств.

Но увиденное на предпремьерном прогоне потрясло даже Иксанова. Или он притворился, что потрясло. Что-то 35 млрд. руб. (еще того времени) на реставрацию Большого его не потрясли. Скорее всего, отмена спектакля - это результат борьбы в верхах, где наши (временно?) одолели ненаших.

В итоге - афишу уже напечатали, артисты отрепетировали голышом, но директор, посмотрел на действо с фоткой Нуриева на заднем плане - и балет был снят. Правда, опытный директор дал прессе очень обтекаемое объяснение, мол, выяснилось, что балет был поставлен недостаточно высокого по меркам Большого качества, надо еще поработать, а покажем потом. Правда, дальше сцена уже занята, самое близкое число - день рождения Нуриева - будет за день до выборов президента России в 18 году, так что неудобно этот балет в тот день показывать, могут не так понять, да и артисты к тому времени по гастролям разъедутся…

В общем, не исключено, что спектакль не состоится никогда. А ведь на него потрачены большие деньги: только соболья шуба для Нуриева стоит, страшно сказать, сколько. А еще для него пошили роскошный халат и декораций на миллионы... Как в балете обойтись без шубы? Да никак. Представьте только: голый Нуриев небрежно снимает шубу и набрасывает на себя халат - красотища!

А пока в самой глупой ситуации оказался тот, кто вызвался вместо премьера танцевать Нуриева без трусов. Все над ним ржут - тот оказался с голой жопой во всех смыслах этого слова.

Премьер-то почему отказался? Не зря он премьер: знакомых, небось, имеет, которые ему заранее рассказали, чем дело кончится. Эх, простота, простота!

На 11 июля была назначена премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев», автором либретто, режиссером и сценографом которого выступал Кирилл Серебренников, хореографом-постановщиком — Юрий Посохов. Спектакль, где были задействованы лучшие силы балетной труппы, солисты оперы и артисты МХТ имени Чехова, был обречен стать главным событием театрально сезона.

Во-первых, этот спектакль создавался той же постановочной командой, что и феноменальный «Герой нашего времени». Во-вторых, Большой театр впервые собирался представить на своей Исторической сцене современный мультижанровый спектакль. Но, похоже, фигура Кирилла Серебренникова стала для «Нуреева» приговором.

На данный момент официальный сайт Большого театра бесстрастно сообщает :

«ВНИМАНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ! Вместо объявленной ранее премьеры балета «Нуреев» 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене Большого театра будет показан балет «Дон Кихот». БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ».

В полдень субботы артисты, пришедшие в театр на запланированную репетицию, попали на общее собрание, на котором, по свидетельству присутствующих, народу было больше, чем на «Иудов день» (так в театрах между собой называют сбор труппы, традиционно предшествующий началу нового театрального сезона).

Говорил гендиректор Большого Владимир Урин. Официальная причина отмены спектакля, — его неготовность из-за нехватки репетиций. Особенно отстает кордебалет. И дескать, выпускать премьеру в таком виде — только позориться. В итоге всем участникам постановки было обещано, что «не пропадет их скорбный труд» — премьеру «Нуреева» не отменяют, а лишь переносят на сезон 2018/2019.

Да, не секрет, что в ГАБТе скверное планирование — и долгосрочное, и краткосрочное. Постоянно приходится в пожарном порядке искать то одного, то другого солиста для спектаклей текущего репертуара. И с репетиционным расписанием то и дело происходят накладки. Вот и сейчас балетная труппа только вернулась из Японии, так что с полным погружением работала над «Нуреевым» лишь две недели.

А один солист и вовсе грустно пошутил: «Было бы желание — за три дня репетиций можно и совсем новый спектакль сделать…»

Одним словом, все артисты в шоке. Они убеждены, что их лишили на редкость успешной работы. Обычно саркастично настроенные, они комплиментарно отзываются о партитуре Ильи Демуцкого и восторженно — о работе Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Рассказывают, что они очень корректно отразили те моменты биографии великого танцовщика, что требуют повышенной толерантности и что в спектакле масса интереснейших художественных решений.

Юрий Посохов не скрывает, что не верит в реальность отложенной премьеры. Очень расстроенный Кирилл, хоть и понимает, по каким причинам на самом деле дезавуировали премьеру, уходит от разговоров о судьбе спектакля и просит придерживаться «линии партии и правительства».

Кирилл Серебренников в Большом театре. Фото: РИА Новости

Конечно, это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева «закрыла» «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но даже в тоталитарном Советском Союзе подобное не происходило за три дня до премьеры.

На премьеру уже приглашены директора всех ведущих театров и агентур, критики, почетные гости со всего мира.

В понедельник, 10 июля, на специально созываемом брифинге Владимир Урин, публично поддержавший Серебренникова, попытается объясниться. Наверняка, будет убеждать всех в том, что премьера обязательно состоится. И что ничего страшного не произошло.

Мария Бабалова , специально для «Новой»

Перенос премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре стал одной из самых обсуждаемых тем в начале июля. Руководство театра уверяет, что артисты не готовы к выступлению, однако публика считает, что отмена премьеры «Нуреева» может быть последствием дела о финансовых махинациях в «Седьмой студии», по которому Серебренников проходит как свидетель. Позже ТАСС сообщил, что спектакль отменили за пропаганду гомосексуализма по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского, однако директор Большого театра назвал подобные заявления провокацией.

В субботу, 8 июля, на сайте Большого театра сообщили, что премьера балета «Нуреев» 11 июля не состоится. На исторической сцене с 11 по 14 июля вместо него покажут «Дон Кихот».

Постановкой о великом советском танцовщике занимались режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. В позапрошлом сезоне их творческая группа создала в Большом спектакль «Герой нашего времени», который был признан лучшим в сезоне и получил «Золотую маску».

Кирилл Серебренников заявил «Ведомостям» , что решение об отмене премьеры приняли представители Большого театра.

Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили

Кирилл Серебренников.

Выступая на закрытии сезона в возглавляемом им «Гоголь-центре», Серебренников заявил, что спектакль все равно состоится.

Как встречают артистов на сцене - лучшее тому подтверждение. Жертвам так не хлопают. Хлопают так только победителям. Поэтому это надо очень четко понимать

Кирилл Серебренников.

Директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной для переноса премьеры стала неготовность артистов, сообщило РИА «Новости» . По его словам, изначально спектакль должен был выйти в сезоне 2018/2019, однако из-за изменений в расписании артисты приступили к срочной подготовке «Нуреева» к 11 июля 2017 года.

Владимир Урин.

Директор театра также подчеркнул, что речь идет не об отмене, а о переносе балета, а премьера состоится в мае следующего года. Присутствовать на ней Кирилл Серебрянников не сможет, поскольку в это время будет занят работой в Мюнхене.

ТАСС со ссылкой на осведомленный источник сообщил, что приказ об отмене спектакля дал лично министр культуры Владимир Мединский. По словам источника, министр посчитал постановку пропагандой гомосексуализма.

В беседе с РБК Урин опроверг, что от Мединского поступал какой-либо приказ и назвал подобные сообщения провокацией.

Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка [от Владимира Мединского] не было, никаких указаний не давалось. Кто пускает такие провокации, мне трудно сказать

Владимир Урин.

Директор Большого театра также опроверг мнение, что перенос премьеры имеет политическую подоплеку. По его словам, руководство театра понимало неоднозначность фигуры Нуриева и присутствие «соответствующей темы, которая может вызвать неприятие ряда людей».

Также Урин опроверг слухи о том, что спектакль хочет купить Роман Абрамович. Бизнесмен присутствовал на прогоне балета, и он ему понравился.

Спектакль, который создан на государственные деньги, даже по закону не имею права (продавать)

Владимир Урин.

Гендиректор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов опубликовал в своем Facebook фрагмент репетиции спектакля. В нем часть танцоров-мужчин выступают на каблуках.

В спектакле «Нуреев» танцоры должны выступать в сопровождении оперных певцов. Также в спектакле есть текстовые элементы и, по данным источника «Ведомостей», нецензурные высказывания на английском.

Центральная линия спектакля посвящена отношениям Рудольфа Нуреева, который в 1961 году попросил политического убежища в Париже и стал первым советским «невозращенцем», и датского танцовщика Эрика Бруна. Часть танцоров должны были выступать в образах трансвеститов. По словам продюсера Дмитрия Изотова, который присутствовал на прогоне спектакля, все прошло успешно.

В комментариях на Facebook многие сожалеют, что премьера не состоялась и опасаются, что ее так никогда и не будет.

Но директор Большого театра уже объявил дату премьеры - выход спектакля «Нуриев» запланирован на 4−5 мая 2018 года.

Правообладатель иллюстрации MLADEN ANTONOV/Getty Image caption Спектакль был отменен за три дня до премьеры - первый показ "Нуреева" должен был состояться 11 июля

За три дня до премьеры Большой театр отменил постановку балета "Нуреев" режиссера Кирилла Серебренникова, проходящего по уголовному делу. Отмена спектакля обсуждалась с министром культуры Владимиром Мединским. Русская служба Би-би-си рассказывает, какие основные версии причин отмены громкой постановки

В Москве уже висели афиши балета "Нуреев", а критики называли спектакль главным событием театрального сезона - прошлая постановка Кирилла Серебренникова вместе с композитором Ильей Демуцким и хореографом Юрием Посоховым получила "Золотую маску" за лучший спектакль.

Первый показ должен был состояться 11 июля, но за три дня до премьеры Большой театр объявил о переносе премьеры. Премьерные показы на 4-5 мая 2018 года. Зрителям предложили сходить на "Дон Кихот" или получить деньги назад.

Что заставило театр неожиданно отменить постановку?

Версия Большого театра: ничего не готово

Директор Большого театра Владимир Урин рассказывал свою версию произошедшего на пресс-конференции утром 10 июля. По его словам, изначально спектакль готовили к сезону 18/19 года, однако из-за репертуарных постановок решили назначить премьеру раньше, в июле. Из-за загруженного графика труппы - Большой театр в мае уехал на гастроли в Японию - "плотные" репетиции "Нуреева" начались за 20 дней до премьеры. "Это не просто балетный спектакль, это спектакль с хором, оперными солистами и большой массовкой. Мы увидели, что не собирается все вместе. Мы были в полном унынии от того, что мы увидели", - сказал Урин.

По его словам, после того, как постановщики поняли, что спектакль нужно переносить, Кирилл Серебренников настоял на последнем прогоне спектакля. Кадры и видеозаписи с прогона участники постановки выкладывали в социальные сети, на них артисты аплодируют режиссеру и друг другу.

"Ребята очень собрались на обиде, на драйве и прогон прошел очень неплохо. Но не без проблем, которые в спектакле и так были. По линии Серебренникова все сделано, и там менять ничего не надо, дело в хореографии", - объяснил Урин.

Он отказался отвечать на вопрос журналистов, почему решение о переносе спектакля было принято за три дня до премьеры, а не раньше.

Правообладатель иллюстрации Giancarlo BOTTI /Getty Image caption Рудольф Нуреев - один из самых известных советских невозвращенцев

По словам собеседника Русской службы Би-би-си, знакомого с ходом постановки, спектакль действительно не был готов до конца. Источник отметил, что прогон 7 июля, после которого было принято решение о переносе спектакля был первой полноценной "сборкой спектакля". Он добавил, что некоторые артисты получили костюмы только в начале недели, а часть сцен ставилась прямо во время репетиции. Это подтвердил Би-би-си еще один источник в театре, назвав спектакль "сырым".

Однако артист Большого театра Арсен Каракозов, принимавший участие в постановке, в разговоре с Би-би-си рассказал, что "была пара прогонов, которые не внушали доверия, но это было неделю назад". Последние два прогона он назвал "готовым продуктом". "Это была красота", - сказал он.


Media playback is unsupported on your device

Арсен Каракозов, артист балета "Нуреев"

"Те роли, которые исполнял я, были готовы еще до майских гастролей", - добавил Каракозов.

"Было непросто, потому что, к сожалению, времени было немного для репетиции и постановочных прогонов, но артисты очень старались и готовы были выпустить спектакль. Он не был сырым, все могло получиться! После вечернего прогона многие плакали и не понимали почему, такую работу не может увидеть зритель", - рассказал Би-би-си ведущий солист Большого Игорь Цвирко, который должен был исполнять роль Нуреева.

Один из постановщиков спектакля Кирилл Серебрянников в разговоре с "Ведомостями" назвал отмену постановки решением театра и отказался от дальнейших комментариев. Илья Демуцкий и Юрий Посохов не комментировали отмену премьеры.

Версия СМИ: Мединский выступил против пропаганды гомосексуализма

Перенос спектакля директор Большого театра обсуждал с министром культуры Владимиром Мединским, рассказал на пресс-конференции Урин и подтвердила представитель Мединского.

По словам Урина, Мединский спросил его о причинах переноса постановки, и разговор закончился.

Однако источник ТАСС со ссылкой на источник, близкий к минкульту, сообщил, что "Нуреев" был отменен по личному распоряжению Мединского. По словам источника агентства, такое решение министр принял из-за наличия темы гомосексуальных отношений в постановке. Эту версию подтверждают источники "Дождя" и РБК в правительстве: по их словам, в минкульте сочли, что постановка пропагандирует "нетрадиционные сексуальные ценности" и могла стать "гей-провокацией".

Спектакль рассказывает о жизни известного советского танцовщика Рудольфа Нуреева, одного из самых известных советских невозвращенцев. В 1961 году, находясь в Париже, он отказался возвращаться в СССР, опасаясь преследования. Нуреев также был открытым гомосексуалом и состоял в отношениях с известным датским танцовщиком Эриком Бруном. Эти эпизоды жизни танцовщика вошли в спектакль.

"Это фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей", - комментировал сегодня спектакль Урин.

Пресс-секретарь министра культуры Ирина Казначеева на вопрос об участии Мединского в судьбе "Нуреева" сказала, что "запреты и цензура не стиль работы министерства культуры". Урин в разговоре с РБК заявил, то ему никто указаний отменять премьеру спектакля не давал. "Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка не было, никаких указаний не давалось", - сказал Урин. Заместитель министра культуры Александр Журавский сообщил Би-би-си, что решение об отмене "Нуреева" принимал лично Урин.

"Я считаю, что этот спектакль не содержит никакой пропаганды, как многие пишут, гомосексуальной связи", - заявил ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко. "Нуреев никогда не скрывал, что он гомосексуал. Зачем тогда это было ставить изначально? Ничего вычурного, пропагандистски направленного, я считаю, в спектакле не было. Сам факт появления такой партии в балете уже в нашей стране в наше время может обсуждаться как пропаганда", - также заявил другой участник труппы Арсен Каракозов. Он отметил, что на объявлениях и афишах спектакля стояла маркировка "18+". "Это выбор зрителя", - добавил он.

Версия коллег: скандал вокруг "Седьмой студии"

"Поскольку Кирилл Семенович (Серебренников) прозвучал не так давно в СМИ. Это могло повлечь какое-то решение о переносе премьеры", - предположил в разговоре с Би-би-си Арсен Каракозов.

В мае в квартире и Серебренникова и театра "Гоголь-центр", который он возглавляет, прошли обыски. После них режиссер стал свидетелем по делу о краже бюджетных средств руководством труппы "Седьмая студия", созданной Серебренниковым в 2012 году. по делу проходят бывший бухгалтер и генеральный продюсер студии, которые заключены под стражу. Еще один фигурант дела - бывший директор "Седьмой студии" - находится под домашним арестом. Источники "Дождя" сообщили, что следствие хотело заключить под стражу и самого Серебренникова, но за него перед президентом Владимиром Путиным вступились высокопоставленные чиновники.

Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofyev/TASS Image caption Серебренников отказался комментировать ситуацию вокруг отмены премьеры "Нуреева"

9 июля на закрытии сезона в "Гоголь-центре" Кирилл Серебренников выступил с речью перед зрителями. "Вчера было удивительно, я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. Между вот этими хэштегами проходит наша жизнь. Какие-то люди пытаются нам внушить, что нас не существует, что нас нет, и все, что мы делаем, это не столь важно", сказал Серебренников со сцены, имея в виду спектакли "Нуреев" и "Сон в летнюю ночь". По версии Следственного комитета, руководство "Седьмой студии" похитило бюджетные средства, выделенные на спектакль "Сон в летнюю ночь". Следствие заявило, что спектакль поставлен не был, хотя он был поставлен в 2012 году и был номинирован на премию "Золотая маска".

Директор Большого театра Владимир Урин сообщил, что пригласил Серебренникова на пресс-конференцию, но тот не пришел. Дозвониться до него, Юрия Посохова и Ильи Демуцкого Русской службе Би-би-си не удалось.